Обобщение педагогического опыта
материал по теме

Веренцова Марина Евгеньевна

Здесь размещен материал по обобщению педопыта, общепедагогические технологии и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение педопыта78 КБ

Предварительный просмотр:

 

Основная ценность – в идее опыта,
и нет смысла его детально копировать.

        Зачем изучать и обобщать передовой педагогический опыт?

      Это необходимо т.к. одной из главных задач внутришкольного управления выступает создание системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования педагогического опыта.

      Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сделать его достоянием  многих.

     Опора на    передовой педагогический опыт позволяет руководителям ОУ – руководить с перспективой. 

     Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой. А на этой основе, возможно, выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался этот опыт.  В управленческой деятельности заместителя директора школы передовой опыт также играет важную роль, ибо при подготовке любого управленческого решения заместитель директора должен не только изучить массовую практику, но и передовой опыт, найти в нем то, что может стать основой для грамотной, научно обоснованной подготовки управленческого решения. Особенно важно изучать педагогический опыт, когда идет реконструкция школы. Потому что:

     -   во-первых, очень важно знать находки учителей по решению важнейших задач школы, как они помогут ускорить процесс   создания системы средств, путей перевода в новое качественное состояние;

       -    во-вторых, потому, что формирование, изучение и использование передового опыта – это конкретный и действенный путь повышения педагогического мастерства учителя.

 

     Если говорить о педагогическом опыте в широком понимании, то это целенаправленно организованный педагогический процесс, и его результаты – качества личности и знания школьников.

     Передовой педагогический опыт должен соответствовать определенным показателям. Это может быть учитель – мастер или учитель – новатор. В любом случае передовой педагогический опыт должен соответствовать следующим показателям:

     -       соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;

     -   направленность на решение актуальных задач (например, получение каждым учеником образования в соответствии с потребностями и возможностями);      

     -   устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся;

     -   рациональность путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);

     -   возможность внедрения опыта, т.е. он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее. Таким образом, передовой педагогический опыт – это опыт, который направлен на решение актуальных задач школы, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития школьников; достигается  рациональными путями и доступен для других педагогов.

 Для зарождения и развития передового педагогического опыта необходимы определенные условия:

   -   наличие в школе творческой обстановки;

   -   положительное отношение к росткам передового (замечать, поддерживать, развивать) со стороны руководителей школы;

   -   наличие в школе системы работы по управлению процессом формирования опыта.

      В школе опыт часто рождается стихийно. Иногда он действительно направлен на решение актуальных задач, а иногда идет вразрез с основными целями. Главное для школы – создание организованного опыта. По способу   конструирования он может создаваться учителями в процессе использования ими в своей практике достижений педагогики, психологии и частных методик. Основой организованного опыта может быть участие учителей в исследовательской деятельности по выбору оптимальных средств обучения, воспитания и развития учащихся. А может быть и такая ситуация, когда отдельные учителя или целые коллективы осуществляют процесс интеграции уже имеющихся в практике отдельных элементов опыта в новую совокупность, позволяющую решать сложные вопросы более успешно.

       По уровню творческой новизны принято выделять:

-            репродуктивный опыт (мастерство);

-            поисковый;

-            имеющий элементы нового;

-            исследовательский, при котором новое вводится на основе
педагогического эксперимента.

 

      Часто, к сожалению, процесс изучения и оценки педагогического опыта идет с опозданием, ибо его создатели, чаще всего не обладая достаточной теоретической подготовкой, не могут правильно оценить место этого опыта в целостном педагогическом процессе. Создание нового опыта в школе должно осуществляться в целостном управленческом цикле: цель и задачи, планирование, организация, изучение, анализ и коррекция. Естественно, что начинать нужно с определения проблемы, решение которой позволит улучшить педагогический процесс в целом. На основе диагностики выявляются ростки уже имеющиеся  опыта по избранной проблеме, а также затруднения, которые испытывают учителя при ее решении. Создание нового опыта – это отдельный вопрос. Он осуществляется в три этапа.

Первый этап:

-             разработка творческой группой программы изучения опыта (с указанием методики изучения опыта: что изучается, какими методами, как фиксируются результаты);

-            формулирование основных теоретических положений для оценки опыта;

-      преодоление психологического барьера учителей к разработке нового опыта.

Второй этап:

-            осуществление творческой группой системы активных действий по изучению опыта.

Третий этап: (анализ и оценка сложившегося опыта) должен проводиться при контакте с учителем, руководитель должен помочь учителю осмыслить свой опыт, организовать его работу по обобщению, научить самоанализу:

-             качество знаний, умений, навыков учащихся, уровень их сформированности;                                                                                                      -            уровень умственного развития учащихся (умения наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, высказывать самостоятельные суждения;                                                                  -            уровень воспитанности (ответственность, отношение к учебе);                     -            пути достижения этих высоких результатов (эффективность учебно-воспитательного процесса).

    Программа изучения опыта нацелена не только на изучение передового опыта, но и практики других учителей. Изучаются и оцениваются условия, в которых формировался опыт.

Условия.

 Первая группа условий(учитель):

-   уровень педагогического мастерства;

-   стиль общения с детьми;

- высокая степень сформированности убежденности в действенности той системы мер активизации учения, которую  учитель применяет.

 Вторая группа условий (учащиеся):

-   уровень сформированности познавательных интересов учащихся, знаний и способов деятельности.

Третья группа условий(учебно-материальная база):

-   наличие функционально пригодных учебных кабинетов, позволяющих включить каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;


Методика обобщение опыта.

Выделение основной идеи опыта.

       Это получение выводов, в которых должны быть отражены связи между изучаемыми явлениями, раскрыты факторы, обусловившие получение положительных результатов, и уже на этой основе выявлены способы, приемы, с помощью которых достигаются высокие конечные результаты.

Описание опыта.

        -  показывается актуальность темы и раскрываются противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт;

       -        показывается какие конкретно цели поставил перед собой учитель;

       -    как эти цели соответствуют деятельности учителя, специфике содержания уроков;

       -        описывается деятельность учащихся (методы работы);

       -        описывается и оценивается  оснащение урока (в том числе изготовленных учащимися);

        -         дается характеристика условий, в которых формировался опыт;

        -    описывается ход разработки замысла;

        -  идет описание самого опыта: суть идеи, факторы, обеспечивающие успех, приемы, методы и формы работы;

        -     дается описание результатов;

        -     показываются трудности, ошибки, негативные моменты (если были);

        -    очерчиваются границы использования опыта;

        -    раскрывается ценность опыта для других;

        -   формулируются вопросы, не получившие решения в данном опыте.

       В ходе работы по обобщения передового педагогического опыта выявляется частная методическая система учителя. Которая включает в себя:

-    планирование учителем программного материала;

-    подготовку к урокам;

-    набор средств и приемов, повышающих эффективность каждого урока;

-    целенаправленные дополнительные занятия с учащимися, имеющими проблемы в обучении;

-    внеклассные занятия тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочнению и углублению знаний учащихся;

-    средства и приемы, обеспечивающие решение методической задачи.

 

      Анализ и обобщение передового опыта должны быть направлены на выявление в нем типичного и индивидуального. Учитываются реальные потребности школы сочетать уже сложившийся опыт с новым. Он должен служить развитию творчества и инициативы самих учителей.


         Для совместной  деятельности учителя и администратора по обобщению опыта работы следует составить план.

 

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки поэтапного подведения итогов

Характер помощи

Коррекция

Информационно-аналитическая деятельность

1.

Изучение научно-методической литературы.

 

Рекомендации

по подбору научно-методической литературы.

 

2.

Изучение материалов из опыта работы.

 

 Подбор материалов из опыта работы.

 

3.

Формирование каталога

 

Систематизация     литературы.

 

4.

Определение характера и объема микроисследований

 

Подбор и разработка программ микроисследо

ваний.

 

5.

Составление графика открытых уроков и мероприятий.

 

Согласование графика открытых уроков и мероприятий.

 

6.

Отбор методик анализа деятельности.

 

Рекомендации по апробации методик анализа деятельности.

 

7.

Подготовка материалов по итогам обобщения опыта работы для распространения.

 

Собеседование по итогам обобщения опыта, формам распростране

ния опыта и этапах подготовки материалов.

 

Работа с плановыми документами

1.

Определение целей работы.

 

Собеседование по определению целей работы.

 

2.

Формирование плана работы.

 

Собеседование по содержанию и организации деятельности.

 

3.

Определение форм подведения промежуточных итогов.

 

Рекомендации по формам подведения итогов.

 

4.

Выявление проблем и определение деятельности  по их устранению.

 

Рекомендации по коррекции деятельности.

 

 

 

 

 

 

Создание условий успешности обобщения опыта

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Формы и методы
работы администрации и учителя по обобщению опыта

1.      Консультации устные – проводятся в форме свободной беседы.

2.      Консультации письменные – проводятся в форме письменных ответов на вопросы, возникающие у учителя в процессе его работы над избранной темой.

3.      Памятки учителю, содержащие краткие итоги разработки темы, избранной учителем для изучения и обобщения, обзор литературы и указания о том, как работать над обобщением практического опыта.

4.      Обеспечение учителей литературой по избранной теме.

5.      Наблюдения за работой учителя и советы по коррекции деятельности.

6.      Подготовка учителя к выступлению с сообщениями на педсоветах, педчтениях, конференциях.

 


Этапы работы
учителя над обобщением своего опыта

 1.      Выбор темы.

2.      Ознакомление с литературой по избранной теме.

3.      Планирование работы по избранной теме.

4.      Сбор и обработка материала. Систематизация накопленных фактов из опыта.

5.      Анализ и обработка материала.

6.      Соответствующее литературное оформление. 


Памятка
учителю для работы по обобщению своего опыта

 1.           Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.

2.           Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения учащихся, вопросы, ответы, наблюдения…

3.           Учитывайте успехи и недостатки в Вашей работе и в работе Ваших товарищей.

4.           Определите форму обобщения.

5.           Составьте план работы по обобщению, затем составьте тезисы.

6.           Материал излагайте кратко, логично стройно…

7.           Критически оценивайте свой опыт.

8.           Оформите приложения (таблицы, списки, работы учащихся…).

9.           Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей. 


Примерный перечень
материалов из опыта работы учителя

1.   Описание опыта работы.

2.      Фотография учителя.

3.      Фотографии кабинета, стендов…

4.      План самообразовательной работы.

5.      План работы по теме (не менее чем на 210 уроков).

6.      Поурочные планы (не менее 10 уроков).

7.      План кружковой работы.

8.      План работы факультативов.

9.      Описание экскурсий, походов, экспедиций…

10.  Сценарии вечеров, праздников, встреч…

11.  Тексты своих лекций, выступлений, докладов, рефератов…

12.  Работа учащихся (тетради, альбомы, пособия, гербарии…).

13.  Данные об успеваемости учащихся.

14.  Данные о выпускниках и бывших учениках школы.

15.  Участие учащихся в общественной жизни («зеленый патруль…).

16.  Работа по изучению своей области, района, хозяйства (достижения и перспективы развития).

17.  Карточка передового педагогического опыта работы

Район……………………………………………………………………..

Школа……………………………………………………………………

Тема работы……………………………………………………………..

Основное содержание опыта работы………………………………….

Кто и когда изучал………………………………………………………

Решение об обобщенном опыте………………………………………..

Наличие обобщенного материала………………………………………

Поощрения учителя (награды, звания)…………………………………

Проверка эффективности опыта………………………………………..

Последователи…………………………………………………………...


           Педагогический опыт может быть обобщен на различном уровне:

       -      описание в полном объеме или отдельных фрагментов;

       -      раскрытие способов и приемов, дающих положительный эффект;

       -       анализ и описание достигнутых результатов;

       -       анализ и описание стиля работы;

       -       длительный анализ и описание системы работы. 


Формы обобщения опыта

1.      Устные.

2.      Выставки.

3.      Шефство-наставничество.

4.      Творческие отчеты.

5.      Магнитофонные записи, слайды.

6.      Методические рекомендации.

7.      Публикации.

8.      Неделя изучения наилучшего опыта, накопленного учителями школы.

9.      Методическая неделя.

10.  Комплексное изучение коллегами достижений одного учителя.

11.  Создание картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе по предмету.

12.  Защита авторских проектов и разработок.

13.  Панорама педагогических достижений школы.

14.  Педчтения.

15.  Познавательные, профессиональные экскурсии.

16.  Межшкольные научно-методические обмены.

17.  Педагогический «Гайд-парк».

18.  Школа передового педагогического опыта.

19.  Школа профессионального мастерства.

20.  … 


Деятельность по обобщению и распространению передового педагогического опыта предусматривает большую работу.

 Что может служить мотивом для включения учителя в такую деятельность?

1.      Потребность и наличие возможностей в самовыражении.

2.      Потребность в признании и самоутверждении.

3.      Потребность в принадлежности и причастности.

4.      Уровень собственной компетенции.

5.      Материальные и моральные вознаграждения.

6.      Приверженность целям образовательного учреждения.

7.      Благоприятный климат в коллективе.

8.      Компетентность руководителей.

9.      Систематическое повышение квалификации.

10.  Позитивное отношение со стороны руководителей ОУ.

 

Что препятствует
деятельности учителя по обобщению и распространению опыта.

 

1. Завышенная или заниженная самооценка.

2. Моральные и физические перегрузки.

3. Отсутствие методической литературы, необходимых технических средств обучения.

4. Недостижимость поставленных целей.

5.Невостребованность результатов труда.

  


Список литературы

 1.      Т.И.Шамова  «Исследовательский подход в управлении школой»,   Москва, 1992 г.

2.      Справочник администрации школы по организации учебного процесса (часть III),  Москва, «Педагогический поиск», 2001г.

3.      Н.Зубов «Как руководить педагогами. Пособие для руководителей образовательных учреждений», Москва, 2003 г.

4.      В.М.Лизинский “О методической работе в школе», Москва, «Педагогический поиск, 2001 г.

5.      В.И.Зверева «Как сделать управление школой успешным», Москва, «Педагогический поиск», 2004 г.

 

 


Обновление:
11/30/2006 19:01:32


t


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...