Мои публикации
статья по теме

Чупрова Ольга Александровна

Мы постоянно находимся в непрерывном поиске подходов к ученикам.Иногда приходится готовить доклады на педагогические советы либо на психолого-педагогические консилиумы, вот некоторые из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_5tiklassnikov.docx52.62 КБ
Файл moyo_videniesovremenogo_uroka.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение успешной адаптации школьников при переходе со ступени начального общего образования на основную ступень.

(Подготовила Чупрова О.А., учитель русского языка и литературы)

Адаптация-период в жизни школьника при переходе с одной ступени обучения на другую. Он всегда и у всех протекает по-разному. А как он будет проходить, во многом зависит от нас. Нынешний 5класс процесс адаптации проходил тяжело в плане психологическом, но это не могло не сказаться на учёбе. Готовясь к педсовету, я перечитала много литературы по этому вопросу, прежде чем нашла объяснение этому.

 

1.ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА  ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА-Я У УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

  У каждого  учителя  свой  стиль   общения   с   учащимися. Было замечено, что для одних преподавателей характерна общая  тенденция оценивать   своих   учеников   преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь "розовые очки", другие подходят со "строгим метром".  Таким образом,  ни та,  ни другая оценка по отношению  к ребенку не будет точной.  Результаты психологических исследований  показали,  что  в  школьных  коллективах,  где  нет единства  в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя, образ-Я  уже может быть устойчивым и независимым, этот период будет сложным.

  Учителя,  ставящие ученику плохую отметку, подкрепляют   отрицательные  ожидания  ученика,  которые  в  свою очередь порождают плохую отметку:  так  возникает  порочный  круг неуспеха. С другой стороны, учителя, при невыученном задании, неподготовленности учащихся, оставляют пустую клеточку или разрешают сдать «потом», переписать контрольную работу, потому что «неуд»,расхолаживают ученика и позволяют ему думать, что плохих оценок можно вообще избежать, зачастую, придумав нелепую отговорку, которые складываются в привычку, затем и в систему. Так у детей формируется мнение «хороший, добрый» - «плохой, злой» учитель. Особенно это важно учитывать в пятом классе, когда проходит адаптация уч-ся.  

  Заметим, что уважение учителя к ученику не исключает  требовательности  к  нему. Однако  отношение  учителя должно вызывать у ученика стремление к учебным достижениям,  а не страх к учению,  наказанию.

  Отношение   учителя   к  ребенку  является  позитивно прогностичным.  Учитель предвидит и вызывает к  появлению  лучшие свойства  личности  ученика,  опирается  на  сильные  стороны его учебных  возможностей.  Следует  помнить,  что  развитие  ребенка происходит неравномерно и скачкообразно, часто конфликтно. Тем не менее отдаленный результат всегда может быть успешным.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПСИХОЛОГА, ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ  АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ШКОЛЫ

Наша цель работы с  учащимися,переходящими  в среднее звено школы, состоит, во-первых, в определении готовности к обучению в новых условиях, во-вторых, в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности.

Каковы показатели  готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю?  Можно  выделить  следующие  компоненты  в  содержании понятия "готовность к обучению в средней школе"(Буду говорить о своём предмете (русский язык)

1. Сформированность основных  компонентов  учебной  деятельности, успешное усвоение программного материала учащимися.80%(Штрек В, Лабич И.,Русмиленко Д.)

2. Сформированность  у ребенка новообразований младшего школьного возраста,  таких  как  произвольность, рефлексия, мышление в понятиях(на соответствующем возрасту содержании). 60%

3. Качественно   новый,   более  "взрослый"  тип  взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками. Не было ни у кого на начало года

4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю  школу,  которая выражается   в   адекватности  переживаний  и  предупреждает  его повышенную школьную тревожность.

5. Личностная,  интеллектуальная   и   эмоциональная   готовность ученика к обучению в данной школе.

  Другими словами,  у  адаптированного  ученика  5-го  класса  есть желание идти в школу,  участвовать в общественной жизни, общаться с учителями,  а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.  Если же ученик решает  свои школьные  проблемы  с  привлечением родителей, (Лихачёв Д.,Ребась В,) у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку,  он часто обращается  к учителю   начальной   школы,   имеет   подавленное  настроение  и испытывает нежелание идти в школу,  значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

  Наблюдения и исследования   сотрудников лаборатории прикладной педагогической  психологии  в  школах Беларуси  показали,  что  падение успеваемости учащихся в среднем звене обусловлено многими факторами, в том числе перегруженностью учебной программы 5-го класса,  предусматривающей высокий уровень развития различных форм мышления. Отмечу также,  что  дети  приносят  из  начальной  школы  низкий уровень развития  речи,   не   отвечающую   требованиям   средней   школы способность  к  умозаключениям  у  большинства  учащихся,  слабое развитие навыков самостоятельной работы,  стремление работать  на низком  уровне  сложности  и т.п. Это можно сказать по к/р , особенно в форме теста, почему-то все они проходят под лозунгом: «Кто быстрее?», а нужно: «Кто правильнее?»

  Родители меньше помогают своим детям,  ссылаясь  на  их  "взрослость". По мнению педагогов, адаптацию   затрудняет   также   низкая   согласованность   между учителями-предметниками  в  отношении  объема  домашних  заданий, учета сложности  учебников  и,  самое  главное,  отсутствие,  как правило, единства требований начальной и средней школы(разные программы)

Для того   чтобы   адаптационный   период   протекал  у  учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:

1. Разработка психологом школы программы адаптации учащихся(не только анкетирование, это констатация, а взять,например, за 3 последних года самые тревожные пункты и по ним составить план)

2. Принятие каждым  классным  руководителем  идеи  адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.

3. Составление  классным  руководителем  программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе  базовой программы.

4. Учителям-предметникам, работающим в этом классе, в начале года проводить ознакомительный малый педсовет с учителем нач.школы, работавшим с детьми,с целью составления плана по рекомендациям, затем в конце 1чет. анализ и выработка дальнейшей стратегии.

  (Антону Викторовичу)Работа психолога проводится в несколько этапов: диагностический и коррекционный.   Процесс   адаптации   ребенка  к  средней  школе рассматривается  с  точки  зрения  соответствия   диагностических данных   конкретного   ребенка  системе  психолого-педагогических требований  к  обучению  и   поведению   школьников.   Результаты обследования  сравниваются  с содержанием нормативных показателей развития,  и их соответствие или несоответствие будет показывать, как  протекает  процесс  адаптации  к  новой  социальной ситуации (см.приложение 1).

По моему мнению, главенствующей должна быть роль психолога на этом этапе адаптации.

Диагностический этап в работе психолога с учащимися имеет сложное содержание  и  начинается  уже  во  время окончания ими начальной школы.  Основной  диагностической  задачей   является   выявление мотивационной, интеллектуальной   и   социально-психологической готовности детей к переходу в среднюю школу. Одновременно следует обобщить  полученные  показатели  по каждому классу в целом. Я уже на протяжении 3х лет беру 5 класс, и опыт  показывает,   что   классы   отличаются   друг   от   друга

предпочтением  учебных  дисциплин,  особенностями мотивационной и степенью сформированности интеллектуальной сферы,  в том числе по отдельным  мыслительным  операциям,  а также уровнем тревожности, степенью сформированности коллектива класса,  а также  ожиданиями относительно  стиля взаимотноошений между учащимися и педагогами.

Сравнительный анализ   результатов  диагностики  в  классах  дает возможность       подготовить конкретные рекомендации преподавателям-предметникам 5-х   классов,   будушим   классным руководителям.

(Для Антона Викторовича)Диагностические исследования  целесообразно  проводить  во второй половине года  -  в  феврале  или  марте.  В  исследовании  можно использовать тесты на изучение структуры умственных способностей,продуктивных возможностей интеллекта и соответствующие  опросники по социально-психологической готовности учащихся. Например, можно обратиться к тесту  Амтхауэра  по  диагностике  общих  умственных способностей для данного возраста, а также прогрессивным матрицам Равена.  Оправдано одновременное использование двух  методик  для получения  более  достоверных  результатов  (при этом полученные результаты  необходимо  перевести  в   единую   систему   единиц, например,  в  IQ  или  в  процентах  от норматива).  Для изучения эмоциональной и мотивационной готовности детей  к  средней  школе обращаются к методике незаконченных предложений,  тест у школьной тревожности Филлипса,  анкетам для  оценки  уровня  и  содержания школьной  мотивации  учащихся,  рисуночным  проективным методикам (образец анкеты незаконченных предложений дан в приложении N2 ).

По результатам   наблюдений   педагога    начальной    школы    и психодиагностических    исследований    готовится    не    только характеристика    каждого    класса,     но     и     развернутая психолого-педагогическая карта на каждого ученика 4-го класса.  В ней психолог, учитель класса характеризует содержание личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Результаты психодиагностической   работы   психолог  обсуждает  с преподавателями  начальной  школы  и  педагогами, которые  будут работать  в 5-х классах.  Такое обсуждение может проходить в виде психолого-педагогического  консилиума,  деловой  игры,  "круглого стола".  Итогом  совместной  работы  является примерная программа действий всех участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей   (примерные   рекомендации  "круглого  стола"  даны  в приложении 3).

На учащихся, которые показали в психодиагностическом исследовании склонность   к   школьной  дезадаптации(проблемы   с  учебной деятельностью,  в  отношениях   с   одноклассниками, учителями, родителями,  высокий  уровень  тревожности и  т.п.),составляется коррекционная психолого-педагогическая программа.

Коррекционный этап работы психолога с учащимися начинается в  5-м классе.   Основная  его  задача  состоит  в  изучении  степени  и особенностей принятия  школьниками  новых  социальных  условий  и помощи  им,  если необходимо,  в эффективной адаптации к условиям обучения в средней школе.

Перед началом  учебного  года  психологом  и  класс.рук. разрабатывается  программа  адаптационного периода для детей,  которая затем реализуется в работе с ними  в  течение 1ой недели обучения в школе (см.прил. 4).

В сентябре  проводятся  также  психолого-педагогический семинар с классными руководителями и учителями-предметниками, работающими в 5-х  классах,  по  проблемам,  связанным  с особенностями младших подростков,  формированием  коллективов   с   учетом   полученных диагностических данных.

В сентябре,  октябре классные руководители,  педагоги-предметники наблюдают за поведением и учебной деятельностью детей.

Учитывая, что процесс адаптации  детей  к  среднему  звену  школы длится   обычно   почти  2  месяца,  психологическую  оценку  его эффективности следует начинать не ранее начала ноября.

Проблемы, возникающие   в  процессе  адаптации  пятиклассников  к условиям средней школы, не ограничиваются только их привыканием к новым   педагогам,  иногда  новому  классному  коллективу,  новым требованиям  в  учебной  деятельности.  В  рекомендациях  опущены аспекты  возможных психотравматических отношений пятиклассников с учащимися старших классов,  проблемы адаптации самих педагогов  к новым классным коллективам, отдельным ученикам. А ведь мы тоже проходим такой период адаптации.

Примерная программа  деятельности  педагогического  коллектива на этапе адаптации учащихся  к  обучению  в  средней  школе  дана  в приложении 4.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА психолого-педагогического  статуса

ученика 5-ГО класса ____________________________________

Дата заполнения__________

-----------------------------------------------------------------------------------    

 Параметры                 Требования              Актуальный уровень

 психолого-педаго-         к учащимся с высоким    адаптации

 гического статуса         уровнем адаптации

-----------------------------------------------------------------------------------

  1.Произвольность         Умение самостоятельно

  психических процессов    организовать выполнение

                           учебного задания.

                           Сосредоточенность и под-

                           держание внимания на учеб-

                           ной задаче(наблюдение)

  2.Развитие мышления      Владение приемами понятий-

                           ного мышления.

                           Выполнение логических опе-

                           раций:выделение существенных

                           признаков, обощение, классифи-

                           кация, аналогии и др. (психо-

                           диагностика).

                           Систематизация и перенос учеб-

                           ных знаний и навыков с одного

                           явления, учебного предмета на

                           другой (педагогическое

                           наблюдение)

  3.Развитие речи          Грамотность и богатый словар-

                           ный запас устной речи.Владение

                           сложноподчиненными конструкциями

                           в письменной и устной речи,

                           связность речи (наблюдение,психо-

                           диагностика)

  4.Развитие тонкой        Понятность, аккуратность

    моторики               письма (при наличии данной проб-

                           лемы - работать с педагогом)

  5.Умственная работо-     Способность работать в одном

    способность и темп     темпе со всем классом

    учебной деятельности   (психодиагностика, наблюдение).

  6.Мотивационная сфера    Позитивное отношение к школе.

                           Сохранность познавательных

                           мотивов учебной деятельности.

                           Ориентация на самостоятель-

                           ное получение знаний.

                           Понимание смысла"учение для себя"

                           (психодиагностика, наблюдение)

 

7.Особенности поведе-      Поведенческая саморегуляция:

     ния                   умение сдерживать непроизво-

                           льные эмоции  и желания, при-

                           нятие и соблюдение классных

                           и школьных социальных и эти-

                           ческих норм(наблюдение).

 8.Особенности общения     Способность к установлению

    со сверстниками        дружеских отношений и их

                           поддержанию.

                           Принятие коллективом клас-

                           са (социометрия)

 9.Особенности общения     Способность самостоятельно

    с педагогами           установить адекватное взаи-

                           модействие с педагогом

 10.Эмоциональное сос-     Адекватность переживаний,

    тояние                 школьная и личностная тре-

                           вожность в норме, эмоциона-

                           льная устойчивость(наблю-

                           дение, психодиагностика)

 11.Отношение к себе       Позитивная Я-концепция, ус-

                           тойчивая адекватная само-

                           оценка (психодиагностика)

Примечание. Данная  карта  заполняется на каждого ученика 5-х классов;  участие в заполнении карты принимают также классные руководители,  учителя-предметники, психологи, социальные педагоги.

Карта должна находиться у  сотрудников  социально-психологической службы.  Она служит основанием для подготовки соответствующих рекомендаций для каждого ученика.

Приложение 2

АНКЕТА незаконченных предложений

ДОРОГОЙ УЧЕНИК !

Учителя твоей  школы  хотят  узнать твое мнение об учебе в школе.

Для этого закончи напечатанные  ниже  предложения  или  подчеркни нужный   ответ.   Пиши   как   можно  подробнее.  Правильных  или неправильных ответов нет. Твое мнение для нас очень важно.

1.В нашей школе мне больше всего нравится

учиться, уроки

учительница

наш класс, столовая, спортзал

что еще, допиши

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

_________________________________________________________

3. Часто   ли  тебе  нужна  дополнительная  помошь  в  подготовке

домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________________

4. Моя  учительница  часто  говорит,   что   я___________________

________________________________________________________

5. Мои родители говорят о школе

часто                редко               никогда

6. Мои  родители  о  моей  учебе  в школе говорят,  что я________

________________________________________________________

7. Когда  я  думаю  о  5-м  классе,  то__________________________

________________________________________________________

С П А С И Б О!

Примечание. Целесообразно, чтобы данная анкета не была  анонимной.

Вопросы 1,2 дают некоторую информацию о мотивации учения;  вопрос 3 - информацию об адекватности помощи ученикам,  имеющим проблемы в учении; вопрос 4 - о преобладающем стиле оценочной деятельности педагога относительно  данного  ученика,  а  также  о  самооценке ученика;  вопросы  5,6  -  об  отношении  родителей  к школе и их

участии в формировании самооценки сына или дочери;  вопрос 7 – об эмоциональной готовности к переходу в среднюю школу.

Вопросы данной  анкеты  можно  изменять  в  зависимости  от целей исследования.  Аналогичная анкета может  применяться  и  в  пятом классе,  в  этом  случае  7-й  вопрос анкеты может быть изложен в следующем виде: "Когда я вспоминаю 4-й класс,то....".

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "КРУГЛОГО СТОЛА" по вопросу обеспечения нетравматического перехода учеников учеников 4-ого класса в 5-ый

ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий в средней школе по обеспечению нетравматического перехода учеников 4-ого класса в 5-ый

4 класс

1. Проведение  методического  объединения  с   участием   завучей начальной  и  старшей  школы,  педагогов 4-х классов,  психолога, членов родительского комитета по разработке программы  подготовки к переходу учеников в среднюю школу.

январь-февраль

2. Проведение  психологом школы психодиагностических исследований в параллели 4-х классов.

февраль-март

3. Составление  классными  руководителями  и   психологом   школы характеристик  (психолого-педагогических  карт)  на учеников 4-х классов.

апрель-июнь

4. Составление  психологом  школы  аналитических  материалов   об особенностях    классных   коллективов   с   целью   формирования рекомендаций педагогам, классным руководителям 5-х классов.

апрель-май

5. Проведение мероприятий с учащимися 4-х классов,  включающие  в себя встречи, беседы,  уроки с будущими учителями-предметниками, экскурсии по старшей школе,  знакомство с кабинетами,  участие  в культурно-массовых мероприятиях старшей школы и т.п.

февраль-июнь

5 класс

6. Проведение методических семинаров с учителями -  предметниками 5-х классов,  классными руководителями и учителями, работавшими в 4-х классах с целью принятия  ими  идеи  адаптационного  периода, знакомства   с   особенностями  классных  коллективов,  отдельных учащихся.

август

7. Разработка  классными  руководителями   и   психологом   школы программы  адаптационного периода (курс,  рассчитанный на 3-4 дня по 5-6 учебных часов).

8.Проведение программ адаптационного периода в 5-х классах.

1 неделя сентября

9. Проведение родительских собраний в  5-х  классах  по  вопросам адаптации в среднем звене.

сентябрь

10. Проведение  индивидуальных   консультаций педагогов-предметников,  классных   руководителей   во   вопросам адаптации (с привлечением индивидуальных психолого-педагогических карт, характеристик классов).

11. Наблюдение за учащимися 5-х классов во время  и  вне  учебных занятий, регистрация данных наблюдения в протоколе (карте).

сентябрь - октябрь

12. Проведение  методических  объединений педагогов 5-х классов с целью  выработки   мер,   способствующих   адекватному   принятию учениками  ухудшения собственной успеваемости.  В начале учебного года объяснять ученикам систему оценивания на уроках.

август - сентябрь

13. Проведение  скриннинг-диагностики психологом школы.

ноябрь

14. Выделение  "группы  риска"  среди   учащихся   5-х   классов, составление   программы   реабилитации  по  каждому  учащемуся  в отдельности.

ноябрь - январь

15. В  рамках  воспитательной   работы   предусмотреть   введение института шефства старшеклассников над учащимися младших классов,создание  разновозрастных  общественых  организаций,  введение  в школьную жизнь традиций,  формирующих у учащихся ощущение единого коллектива и т.п.

РЕКОМЕНДАЦИИ "КРУГЛОГО СТОЛА" ПЕДАГОГАМ, работающим в 4-5-х классах

1. Преподавателям  постоянно  анализировать  свою   деятельность, стремиться   обновлять   методы   и   приемы   обучения   с  целью осуществления  личностно-ориентированного   подхода   к   каждому школьнику.

2. Во  втором  полугодии  в  4-х  классах  педагогам  начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов,  которые они  будут изучать в 5-м классе, преподавателям-предметникам целесообразно в интересной  для  ребят  манере  представить   будущие   предметы, рассказывать   об   особенностях   обучения  в  средней  школе  в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность

школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности.

Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

3. Завучу,  учителям начальной школы готовить на каждого  ученика 4-го  класса  развернутую  характеристику,  в  которой  нашли  бы отражение   личностные   и   характерологические    особенности, интеллектуальные  возможности,  в  том  числе  темп деятельности, мотивы  учебной  деятельности,  интересы,   самооценку,   уровень

притязаний.  А  также особенности семейной ситуации,  положение в группе сверстников.

4. Преподавателям-предметникам  5-х  классов,  будущим   классным руководителям   знакомиться   с   характеристиками  учащихся  4-х классов,  особенностями классных коллективов,  их  традициями,  а также  стилем  общения  педагога,  который  работал  в  начальной школе.

5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно  оценочную деятельность  строить  в  авансирующем ключе,  подробно объяснять школьникам,  за что они получили ту или  иную  оценку.  Оценочная деятельность   должна   носить   стимулирующий  и  поддерживающий характер.

6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам   самостоятельной,   контрольно-оценочной  деятельности, учить работать в  умственном  плане  действий.  На  первом  этапе обучения    в   5-м   классе   при   организации   взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной  школы,

учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

7. Преподавателям   учитывать,   что   в   средней  школе  падают познавательные мотивы  учебной  деятельности,  на  смену  ведущей деятельности   ребенка   -   учебе   - приходит  новая  ведущая деятельность - общение.  Для поддержания мотивации к учебе больше использовать  возможности  сотрудничества  школьников  на  уроке, поддерживать авторитет в классе,  переходить с репродуктивного на продуктивный   уровень  обучения  (развивать  умения  находить  и сопоставлять   несколько   способов   решения   задачи, искать нестандартные способы решения).

8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию  совместных  со старшеклассниками     мероприятий,     праздников,     спортивных соревнований.     Использовать     компенсаторные     возможности воспитательной   работы;  ученикам,  имеющим  низкую  самооценку, проблемы в учебе давать поручения,  в ходе выполнения которых они

заведомо бы имели успех.

Приложение 4

ПРОГРАММА  адаптационного периода для учащихся 5-х классов (4 дня)

Логика развития  адаптационного  периода  5-классников  в средней школе  предполагает   значительную   долю   их   самостоятельной, специально  организованной  творческой деятельности;  а поскольку референтной  группой  для  данного   возраста   является   группа сверстников,  то ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом  этапе  школьной  жизни  выработать  самим  на основе конкретного опыта "здесь и сейчас".

Работу целесообразно организовать по принципу тренинговой группы, но так,  чтобы у ребят была  возможность  работать  как  со  всем классом,  так  и  в микрогруппах с постоянно меняющимся составом. Продолжительность работы группы - в течение 4 дней  по  1-1,5часа.  Группу  может вести психолог или преподаватель,  прошедший подготовку.

Первый этап адаптационного периода  пятиклассников  был  посвящен знакомству  учеников друг с другом.  Ребята делятся тем,  что они больше всего любят и ценят в  других  людях  и  в  себе,  чем  им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе  ребята  ищут  нечто  общее  между  собой   и   уникальное, непохожее,  своеобразное - в каждом. Очень важно с первых минут в классе   создать   доброжелательную   атмосферу, способствующую продуктивному   решению  практических  задач  сообща  и  принятию индивидуальных  особенностей  каждого.  Так  как   для   младшего подросткового  возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении,  то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации  и  творческой  дискуссии - поиска.  На этом этапе целесообразно  партнерское       участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя,  которые на

равных с ребятами рассказывали бы  о  себе,  своей  жизни,  своих увлечениях.

Во втором  этапе  адаптационного периода ребятам надо представить возможность взаимодействовать в больших и малых группах  сменного состава и вырабатывать собственные правила,  облегчающие действия сообща. Так, в   одной   из    школ    удалось    разработать дифференцированные  правила  для различных видов взаимодействия -интеллектуального,  творческого,  трудового  и  др.  Среди  общих правил   появились,   например,  такие:  "Надо  работать  сообща,выслушивая друг друга и сверяя версии",  "Быть благодарным" (т.е. дарить благо другим,  если возникла такая потребность, не забывая о вкладе каждого в общее дело).  Все правила  конструировались  в позитивной форме (что делать) без "не", так как иначе неосознанно утверждается  и   возможность   противоположного   отрицательного действия   (например,   "не   драться",  следовательно  нерадивый школьник может и подраться).  Важным было  то,  что  эти  правила формулировались  на  основе собственного конкретного опыта,  а их

необходимость  и  значимость  обсуждались  специально,  уточнялся смысл понятий.  Таким образом,  одновременно с рождением способов оптимального  взаимодействия   происходило   принятие   созданных правил. Еще  одной  значимой содержательной частью данного этапа может  быть  создание  портрета  настоящего   школьника.Ребята определяли  качества  и  свойства личности настоящего школьника и соответсвующие этим качествам формы их  проявления  в  поведении, действиях  ученика  по  отношению  к  себе и другим людям,  делу. Школьники могут иллюстрировать свою аргументацию драматизацией.

Третий этап  2  0адаптационного  периода  5-классников  должен   быть связан  с утверждением и осознанием появления нового сообщества -класса.  На этом этапе ребята создают автопортрет своего  класса. Это может быть - коллективный рисунок:  "живые картинки",  устная презентация  своего  коллектива.  Главное,  чтобы   работа   была

организована  таким  образом,  чтобы  каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение,  участвовал в нем. На этом  же  этапе распределяются поручения в классе. Заключительный этап происходит уже как мероприятие для параллели 5-х классов,  и презентации  классов  могут  быть завершены участием всех классов либо в "Веселых стартах",  либо в  каком-то  другом  мероприятии. Эмоциональное  переживание за успех своей команды укрепит чувства сопричастности и разделенной ответственности за общее дело.

Приложение 5

АНКЕТА

наблюдения за учебной деятельностью и

поведением ученика на уроке

ФИО ученика_____________________Класс_______________

ФИО учителя ____________________Предмет_____________

___________________________________________________

                    +3 ¦+2 ¦+1 ¦ 0 ¦-1 ¦-2 ¦ -3

_______________________¦___¦___¦___¦___¦___¦_____________________

Знания, полученные     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Знания полученные

в1-4-м классах хорошие ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    в 1-4-м классах плохие

                       ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

Учится с интересом     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Учится без интереса

                       ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

Спокойный, уверен-     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Тревожный, неуверенный

ный в себе             ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

                       ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

На уроке дисциплини-   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Недисциплинирован,

рован, внимателен      ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    невнимателен

                       ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

Сильный ученик         ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Слабый ученик

                       ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

Общителен              ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Нелюдим

                       ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

Неконфликтен           ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Конфликтен

_____________________________________________________________________

Примечание. Анкета   составлена   по   принципу    семантического

дифференциала.    Выявляет    эмоционально-личностное   отношение

педагога  к  учащемуся.  По  каждой  шкале  (полярному  суждению)

определяются баллы по 7-балльной шкале следующим образом:

                                    7   6   5   4   3   2   1

                                   +3  +2  +1   0  -1  -2  -3

Шкалы (полярные  суждения)  в  данной  анкете  можно  изменять  в

зависимости от целей исследования.

Далее в    списке   учеников,   участвовавших   в   исследовании,

проставляются  баллы,  полученные  по  каждой  шкале   различными

педагогами напротив фамилий учеников.  Так,  например: Анна Б. по

первой шкале получила от 5 учителей - предметников баллы - 61544,

и так далее по всем шкалам.



Предварительный просмотр:

Моё видение  современного урока.

 Доверьтесь ученикам, положитесь на них; они наделают ошибок, но человеку ничто человеческое не вредно, и их ошибки принесут меньше беды, чем нудное наставление учителя-надзирателя.

                          Л.Н.Толстой.

Новое – это хорошо забытое старое. Не исключением является «свободная» школа Л.Н.Толстого. Именно он постоянно искал способы преподавания так, чтобы ученику было удобно учиться. Главным мерилом хорошего или дурного обучения он считал одно: возбуждение интереса детей к учению. Интересно детям учиться -  хорошая школа; скучно им, тягостно, «тусклые, без света глаза» - школа дурная.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения.

Урок литературы и русского языка должен заставлять учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это не возможно сделать при сухом, догматическом подходе к преподаванию. Поэтому и возник нетрадиционный урок как одно из средств решения проблемы. Нетрадиционный урок – это голос учителя, живой опыт, это реакция педагога на проблемы, происходящие вокруг, попытка внести разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий характер. Важна идея, а творческий учитель найдёт формы её воплощения.

«Нетрадиционные формы работы как способ повышения качества образования и развития творческой, свободной личности»- такова методическая тема, в русле которой я работаю вот уже несколько лет.

Одной из посылок моего профессионального кредо является знаменитое высказывание одного из великих педагогов А.Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».

Стараюсь идти по второму пути. И здесь помогает стремление быть интересной детям. Я стараюсь быть в курсе новых открытий, овладеть новыми методическими приёмами, работая вместе с учениками над темой, стараюсь выразить личное отношение к изучаемой проблеме, по возможности строю свои отношения с детьми на личностно-деловой основе. Я радуюсь достижениям своих учеников, но и сама тоже хочу идти вперёд. Моё движение вперёд нужно и мне, и детям. Если из года в год я буду повторяться, произойдёт самое страшное и неприятное: мне самой станет скучно и неинтересно в организованном мной процессе. А это настроение сразу же отразиться на детях. Поэтому я и стараюсь создавать новые программы, отрабатывать новые технологии.

В своей педагогической деятельности я применяю технологии дифференцированного, проблемного обучения, компьютерного обучения, социоигрового обучения.

               Технология дифференцированного обучения, на мой взгляд, позволяет ставить посильные задачи перед каждым ребёнком, активизировать его деятельность, полноценно реализовать в преподавании принципы научности, практической направленности, историзма, межпредметной интеграции. Дифференцированный подход повышает эффективность организации самостоятельных работ на уроках русского языка и литературы, даёт широкие возможности для вовлечения школьников в поисковую деятельность, в творческую работу, позволяет ученикам показать свою компетентность, широту литературного мышления, владения дополнительной информацией, например, при подготовке учащихся к урокам-семинарам, научно-практическим конференциям.

В процессе обучения основополагающим вопросам литературы мною реализуются методы проблемного обучения: монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный.

Урок литературы – это отрезок познания, учителю необходимо создать условия для этого познания (мотивацию). Структура урока должна формироваться под ученика, давать шанс на успех и выполнять творческую функцию. Даже на экзаменах должен быть исследовательский процесс.

Условия успешной учебной деятельности я вижу в сформированности у учащихся психологических навыков: умения анализировать, сравнивать, обобщать, потому что это создаёт условие для мотивации успеха учебной деятельности.

Мотивация к успешной деятельности:

        Эмоциональный настрой учителя и ученика;

        Использование личного опыта детей;

        Введение этнокультурного компонента;

        Активные методы обучения;

        Поисковая работа;

        Исследовательская работа.

Наработанный материал мне помогает в организации учебной деятельности на уроке, структура которого примерно состоит в следующем.

Методологическая структура урока.

Этапы психологических установок (позиций) урока.

1.      Мотивация (состояние «зачем это надо?»).

2.      Погружение в тему, урок, который включает в себя несколько действий:

        обострение (негативизация);

        упорядочивание (начальная систематизация);

        позитив (чувство обогащения);

3.      Ориентировочная основа действия.

4.      Тренинг (обратная связь) позволяет достичь быстрого успеха. Даётся целая серия упражнений, заданий.

5.      обратная связь (2-5 мин.).

6.      Громко-речевое действие, то есть на каждом уроке тему необходимо проговорить.

7.      Рефлексия (умение выделить проблему, систематизация знаний).

              Поскольку мы живём в мире постоянно совершенствующихся компьютерных технологий, я стараюсь не отставать от прогресса. Пошла на курсы: «Интел:Обучение для будущего», что позволило мне начать использовать в работе мультимедийные технологии обучения. Компьютер помогает создавать наглядности для уроков (таблицы, блок-схемы, средства обратной связи: сигнальные блокноты, веера, светофоры), с его помощью удобно проводить тестирование учащихся, а также изготавливать карточки, как для дифференцированного обучения, так и для фронтального опроса.

           Одним из элементов успеха считаю удачно подобранную методическую позицию урока и тщательно продуманный контроль знаний, умений, навыков.

       Так, урок лучше начинать с активизации (диктант, экспресс-опрос, деловая игра). Методом активизации является также таблица. Она воспитывает внимательное наблюдение, вырабатывает элемент анализа, то есть сопоставления, умения комментировать таблицу. Таблица – это свёрнутый вид знаний.

Необходимо проводить алгоритмизацию на уроке, чтобы выяснить связь между знаниями и навыками. Необходимо коллективное составление алгоритма, чтобы избавиться от принципа субъективности, а также чтобы лучше усвоился материал.

При создании на уроке обратной связи лучше всего использовать таблицу с правильными ответами. На каждом уроке необходимо учить говорить на аудиторию (то есть нести ответственность за понимание смысла слова). Можно использовать такие формы и методы, как монолог, полилог, диалог; новоэтический семинар (деловая игра для развития речи), устное словесное рисование, занимательный рассказ, элементы буриме, поэтическая пятиминутка (например, на тему «Зима»).

В своей контролирующей деятельности применяю разноуровневые самостоятельные работы, тесты, а также средства обратной связи, чтобы ошибка ученика была обнаружена и корректировалась мной сразу, когда ещё не успела закрепиться в сознании ученика.

  Сегодня многие педагоги и психологи говорят о необходимости создавать ситуации, когда ребёнок как член группы сравнивает себя с каждым другим её членом, выясняя и его мнение о себе, и своё мнение о нём. В такой ситуации происходит скачок в развитии самосознания.

Микрогруппа даёт возможность самому  определять цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. 

С этой  целью  я стараюсь использовать групповую работу на своих уроках  (уроки-исследования, практикумы, мастерские, игровые формы уроков).

При  игровых приёмах обучения основная масса в своём поведении начинает ориентироваться на других. Возникает эффект самонаучения, ведь не случайно мы говорим, что на занятии дети учатся, то есть учат сами себя. В итоге у учеников складывается личностное видение трудности, возникает самостоятельная ориентация в её содержании. А личностное видение тянет за собой личностную решимость её преодолеть. Это и является основным принципом социоигровой педагогики.

В своей работе я активно использую игровые формы обучения.

Так, для младших классов среднего звена общеобразовательной школы(5-6 класс) наиболее подходящими являются уроки-путешествия, сказочные викторины, конкурсы, мастерские. Для учащихся более старшего возраста – диспуты, репортажи, интервью, пресс-конференции, ролевые игры, новоэтические семинары, «за круглым столом», литературные гостиные.

На мой взгляд, самыми ценными работами, завершающими изучение какой-либо темы, являются детские работы творческого характера, Я всегда стараюсь предлагать ребятам альтернативные творческие задания. Вот отрывок из работы ученика 5 класса на уроках развития речи, посвящённых юбилею А.С.Пушкина:

Жил-был поэт на матушке Руси.

Писал он сказки, песни и стихи.

Он был в изгнанье шесть тяжёлых лет.

Везде оставил за собой хороший ясный след.

А вот начало из творческой работы ученика 9 класса, посвящённой селу Михайловское:

Я мысленно вхожу в наследство Ганнибала,

В село Михайловское, крепость для поэта.

Где Пушкин в ссылке жил, гулял, мечтал, писал.

И то село находится на берегу реки Сороти,

Промеж озёр Кучане, Маленец

К 11 классу нередко видим в своих учениках уже зрелую творческую личность с богатым воображением, способную создать серьёзное произведение. Например, рассказ о Пушкине. Радует, что ребята пытаются соотнести свои работы с современной жизнью, стремятся показать современное видение темы, проблемы.

Хочется надеяться, что школа перестаёт быть социумом, оторванным от реальной жизни. Она воспитывает и обучает личность, востребованную за её пределами, активную, энергичную, легко обучающуюся, находящуюся в поиске. Задача каждой школы – создать условия для развития этой личности.

Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...