Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»
материал по теме

Ефремова Елена Валериевна

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

 Название проекта :  «Методы биологического исследования и их применение на практике»

Вид проекта: исследовательский проект.

Продолжительность проекта: долгосрочный (4 сентября – 25 декабря)  

Участники исследовательской деятельности: учащиеся 5 класса  

Руководитель проекта: Ефремова Елена Валериевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение                                   «СОШ №1» г. Поворино. Воронежская область

Доклад

«Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Подготовила:  

учитель химии и биологии

 Ефремова Елена Валериевна 

2013 г

Название проекта: «Методы биологического исследования и их применение на практике»

Вид проекта: исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (4 сентября – 25 декабря)                                     Участники исследовательской деятельности: учащиеся 5 класса                                         Руководитель проекта: Ефремова Елена Валериевна

Актуальность исследовательской деятельности:

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

 Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве школы, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

При разработке данного проекта использовался метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей, который позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.

4. Знакомить школьников с методами и приёмами простейших научных исследований.

5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

1. Развитие способности к исследовательской деятельности.

2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.

4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.

5. Расширять и обогащать практический опыт учащихся.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Основной механизм реализации проекта:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Осуществление проекта начала с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.

 Объяснила детям, что их задача найти ответы на данные вопросы. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Результаты исследований, как и настоящие ученые, фиксировали, а затем объединяли для решения общей проблемы.

Обсудила с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей долгой и кропотливой работы.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)

Работа по реализации проекта осуществлялась в двух направлениях:

  1. РАБОТА С ДЕТЬМИ

На этом этапе практической исследовательской деятельности я выполняла обязанности консультанта исследователей. Помогала тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Моей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий.

После проведенного исследования дети отчитывались о проделанной работе, формулировали вывод по результатам опытов и экспериментов. Мы выделяли главное, рассказывали о последовательности проведенной работы.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Использовали различные источники информации.

Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

 Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях, заполнили бланк с самооценкой, самые активные получили грамоты.

Продуктом исследовательской деятельности стала презентация: «Методы биологического исследования и их применение на практике» с результатами нашей исследовательской работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательский проект « Методы биологического исследования и их применение на практике»

Слайд 2

Изучить методы биологического исследования Выяснить, какие условия нужны для роста и хорошего развития растения Применить знания о методах биологического исследования на практике (вырастить фасоль в различных условиях) Узнать новое и интересное из жизни растений, пополнить свой словарный запас, расширить свой кругозор Цель проекта

Слайд 3

План выполнения исследования Выдвижение гипотезы. Подбор и изучение дополнительных материалов по теме проекта. Экспериментирование (практические действия). Наблюдение. Подведение итогов исследования. Выводы. Оформление проекта.

Слайд 4

Начало работы: сентябрь 2012 года. Завершение работы: декабрь 2012 года

Слайд 5

Гипотеза: Прорастание семян и развитие растения зависит от различных условий среды На уроках окружающего мира мы познакомились с разными способами получения знаний: Наблюдение Экспериментирование (практическая работа) Получение информации из книг и интернета «Умные» вопросы взрослым

Слайд 6

Мы предположили, что растениям для роста и развития необходимы: Вода Свет Тепло Воздух Пища Далее мы составили план нашего эксперимента: Подготовка семян фасоли и их посадка Определение влияния внешних условий на рост и развитие растения Наблюдение за ростом растения от прорастания семян до получения плодов. В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения.

Слайд 7

Стадии развития

Слайд 8

Способы питания растений Воздушное питание Фотосинтез (лист) Почвенное питание (корень)

Слайд 9

Сравнительная таблица процессов фотосинтеза и дыхания Фотосинтез Пункты сравнения Дыхание Только при наличии солнечного света или запасённой солнечной энергии. 1. Время протекания В любое время дня и ночи в течении всей жизни. Только зелёные клетки, содержащие хлорофилл. 2. Место протекания Все живые клетки растения. Выделяется 3. Кислород Поглощается Поглощается 4. Углекислый газ Выделяется Синтезируется 5. Органические вещества Расщепляются Поглощается. 6. Энергия Выделяется

Слайд 10

Почвенное питание растени й связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Вода, минеральные вещества  корневые волоски  клетки корня  сосуды корня  сосуды стебля  сосуды листа  клетки листа

Слайд 11

Почвенные факторы влияющие на рост и развитие растений Структура почвы; Содержание органических и минеральных веществ; Влагоёмкость и водопроницаемость; Кислотность; Солёность; Аэрация.

Слайд 12

Состав почвы почва Песок, глина Органические Вещества (перегной ) Вода и минеральные соли. Воздух. Элементы питания растений Макроэлементы (нужны в большом количестве) Азот Фосфор Калий Микроэлементы (нужны в малых количествах) Медь Бор Марганец Цинк Молибден Кобальт

Слайд 13

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Слайд 14

Зернышко-крошку Всю зиму хранил, В рыхлую землю Весной посадил . Чудо случилось, Наверное, с ним. Зернышко стало Живым и большим Зернышко-крошка Лежало в земле, Лежало, согрелось, Разбухло в тепле Сначала разбухло, Потом проросло. Тонким росточком На грядке взошло . Продолжение - см. презентация часть 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательский проект « Методы биологического исследования и их применение на практике»

Слайд 2

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Начало - см. презентация часть 1

Слайд 3

В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения.

Слайд 4

Например, часть семян мы предварительно замочили в воде, а другие посадили без замачивания. Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы. Таким образом, мы сделали вывод о необходимости воды для роста и развития растения Также мы заметили, что семена, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо.

Слайд 5

В процессе проведения нашего эксперимента мы наблюдали за развитием растения от прорастания семени до получения первых плодов.

Слайд 6

Выводы Проанализировав наши наблюдения в ходе эксперимента, и изучив дополнительные материалы по теме проекта, мы сделали выводы о необходимых условиях для роста и развития растений: Растению нужна вода. В каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая». Но семена могут использовать только растворенные в воде питательные вещества. Поэтому когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста. Растению нужен воздух. Как все живое, семя дышит кислородом. А кислород, как известно, содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибнет. Растению нужно тепло. В тепле все процессы происходят быстрее. А холод не дает семени прорастать. Без тепла растение погружается в спячку и может даже погибнуть. Растению нужен свет. Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются питательные вещества. Листья - это «живые заводы» по производству еды. В них содержится клейкое зеленое вещество – хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу. Она похожа на сладковатый сок и называется живицей. Поступая во все части растения, живица питает его и дает силы для роста. Образование питательных соков в листьях растений называется фотосинтезом. Растение получает питательные вещества из почвы . Корни растения вытягивают из почвы воду и минеральные вещества. Если почва бедная, то растение хуже развивается и плодоносит. Поэтому люди вносят в почву удобрения, чтобы получать хороший урожай.

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к стандартам нового поколения

Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всех субъектов образовательного процесса. Рассматривая и изуч...

Организация деятельности педагога-психолога в рамках повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса

В статье рассмотрены виды деятельность педагога-психолога, направленные на повышение психологической культуры субьектов образовательного процесса....

Система воспитательной работы школы как сотрудничество и соавторство всех субъектов образовательного процесса.

В данном материале говорится о месте воспитательной работы в целостном педагогическом процессе и в системе работы школы....

Модель организации интерактивного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса

Описание варианта организации модели интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса....

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

Вовлечение субъектов образовательного процесса в деятельность по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ в школе. Из опыта работы

Для решения задач по сохранению, укреплению здоровья и формированию потребности в здоровом образе жизни в школе разработали модель взаимодействия всех участников образовательного процесса: учителей, у...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...