Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности
материал на тему

Горбачева Нина Алексеевна

Выступление на кафедре естественно-математического цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_15.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные учреждения предоставляют учащимся  возможность широкого выбора спектра внеурочных занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, секции, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.).

Задачи общества с введением ФГОС:

> формирование единого школьного научного сообщества со своими традициями;

> раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к  проектной и научно-поисковой деятельности;

> профессиональная ориентация обучающихся;

> углубленная подготовка членов общества к самостоятельной работе;

> создание условий для вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы ;

> проведение исследований, имеющих практическое значение;

> пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

На базе «Гимназия №1имени Н.И.Борцова»г.Лебедянь создано   научное общество обучающихся (НОО) – это  добровольное объединение обучающихся гимназии, стремящихся совершенствовать свои знания в области различных наук, развивать свой интеллект, приобретать начальные знания и умения организации и проведения научно-исследовательской работы. Это одна из основных форм учебно-исследовательской деятельности обучающихся .

В рамках НОО гимназии работают 7 секций:

КЛИО - рук: С.А.Кудряшова

Эколого-краеведческого проектирования - рук: Н.И.Скабёлкина

Диалог культур - рук: Е.П.Толстикова

Устанавливаем контакты - рук: И.Н.Мальцева

Практическая математика - рук: И.В. Гладунец

Неочевидное-вероятное - рук: Е.А. Тюфякина

КВАНТ  – рук: Н.А. Горбачева

Работа ведется по различным направлениям: общественные науки, экология, история, краеведение, иностранные языки, математика, физика.

Обучающиеся в секциях выполняют проектные и исследовательские работы, участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня, ведут просветительскую работу, вовлекаются в активные формы учебной деятельности, в результате которой у обучающихся формируются и совершенствуются навыки научной организации труда, быстрого чтения, развиваются умения работы с учебными пособиями и первоисточниками, справочниками и словарями, идёт активное расширение их кругозора. Обучающиеся знакомятся с деятельностью архива, работают в информационном пространстве интернета, учатся защищать и представлять свою работу. Уже в начальной школе ребята начинают делать свои первые шаги  к исследованию. В 2015-2016 учебном году в рамках реализации ФГОС ООО   была организована проектная деятельность для обуч-ся 5-х классов. Свои проекты защитили 103 гимназиста. Лучшие из них представлены на НПК  ОУ «Познание. Творчество. Сотрудничество. Успех».В  работе юниорской секции  были  представлены работы учеников 5-х классов, которые по требованиям Федеральных образовательных стандартов образования должны вести проектную работу. Представленные работы отличались глубиной раскрытия темы и  элементами собственного исследования, что говорит о творческом  подходе  и огромном интересе пятиклассников к выбранным темам.

В работе НОО используются различные виды деятельности:просветительская работа,интеллектуальные конкурсы,чтения,проекты,исследования,научно-практические конференции.

 В рамках НОО (Научного общества обучающихся) 20 ноября в гимназии прошли  V ежегодные Ломоносовские чтения. Чтения – это   пропаганда научных  знаний, мотивация к познанию нового и интересного, информация за страницами учебника,  выявление  одаренных детей в гимназии и способствование  их самореализации.  Эпиграфом чтений стали слова    Альберта Эйнштейна:  «Религия, Искусство и Наука — это ветви одного и того же дерева».  На чтения было заявлено 14 работ  различной тематики . Работа велась в  секции «Научный калейдоскоп». Представленные работы охватывали разные  учебные предметы, области науки и искусства.      Ребята  показали  интерес  к получению новых знаний, а выступающие  - желание представить свой труд другим.

  Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек, как храм, закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. В гимназии традиционно проходят православные чтения.16 марта в рамках Недели православной культуры в МБОУ « Гимназии №1 им. Н.И.Борцова» г. Лебедянь  прошли ежегодные традиционные V Православные чтения. В этом году чтения проводились в  пятый раз и были посвящены 150 – летию со дня рождения преподобного Силуана Афонского и 1000 – летию русских на Афоне. В чтениях приняли участие учащиеся 5-11 классов, учителя, администрация школы.

 В гимназии  создана Программа спецкурса для отличников
«За страницами учебника»     В    2015-2016 г.тематика лекций разнообразна: «Астрофизика планет», Ох, уж эти модули! , Географические открытия: открытие тайны. и др. Традиционны в работе НОО гимназии - проведение круглых столов общеинтеллектуального и общекультурного направлений.

Научно-практические конференции проходят в гимназии ежегодно в апреле, работа ведется по секциям, так как участников довольно много. На конференцию приглашаются в состав жюри сотрудники районной библиотеки, краеведческого музея, КИРО и РО, преподаватели Лебедянского педколледжа. Данная конференция подводит итог проектной и исследовательской работы гимназистов, которая ведется в течение учебного года под руководством опытных преподавателей.

Успешно выступают наши гимназисты на районной конференции «Исследуем. Находим. Применяем». 26 марта прошла VI муниципальная научно-практическая конференция школьников «Исследуем. Находим. Применяем».  На заочный этап гимназия заявила 14 работ учеников 5-11 классов по различным секциям.  В очный этап вышли 8 работ, 7 обучающихся гимназии стали призёрами конференции:  Волотов  Д. 11Б, Емельянова Е. 7В, Селиванова О. 8А.,  Кидинов К. 8В, Кидинов Д. 8В, Ханина В. , Глазков И. 9А.,Ханина В.5Г.

22 марта в Липецком государственном педагогическом университете состоялась региональная научно-практическая конференция «К вершинам знаний-2016». В категории «естествознание и математика» для учащихся 5-6 классов приняла участие ученица гимназии 5Г класса Ханина Валерия, которая стала призером конференции и заняла 3 место. Она со своим руководителем Гладунец И.В. была приглашена в ЛГПУ, где при большом аудитории юных исследователей, их руководителей, членов жюри и факультетов и институтов ЛГПУ состоялось награждение победителей и призеров конференции.

Можно назвать большое количество интеллектуальных конкурсов и олимпиад различного уровня, в которых наши гимназисты принимают участие:

 

* Всероссийский конкурс «Человек на Земле»;

 * конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество»;

  * Всероссийский конкурс исследовательских работ на базе Российского детского эколого-биологического центра (г.Москва);

 * Всероссийская научно-практической конференция «Открытий мир. Старт в науку» на базе МСХА им. Тимирязева;

* Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России»,

* Всероссийский конкурс «Строим мир сами»;

 * областной конкурс «Отечество»;

 * областной конкурс «Краеведческое ориентирование»;

* областной конкурс «Юный переводчик»;

 * Всероссийский конкурс презентаций «ТопСлайд»;

 * областная краеведческая игра «Недаром помнит вся Россия…»;

 * Всероссийские интеллектуальные конкурсы «Золотое руно»; «Русский медвежонок» и др.;

* Всероссийская олимпиада «Олимпус»;

* Международная игра-конкурс «Гелиантус»;

* Региональные  детско-юношеские Богословские чтения «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Ежегодно в рамках НОО гимназисты участвуют в интеллектуальном конкурсе «Первая десятка». По итогам учебного года члены НОО подводят итог своей деятельности с учётом участия в работе секций и НОО, в конкурсах различного уровня, в предметных олимпиадах, в дополнительном образовании, в просветительской работе, в проектной и исследовательской деятельности. Ребята заинтересованы в результатах своей деятельности: престижно быть первыми в гимназии. На линейках по итогам года победители награждаются грамотами,среди них и пятиклассники.

Через работу  научного общества обучающихся  обучающиеся учатся отстаивать свои мысли, работать с различными информационными источниками, осуществлять анализ и выбор необходимого материала, что несомненно поможет им а дальнейшем  профессиональном обучении.

Универсальные учебные действия, которые формируются у учащихся в процессе работы в НОО:

-носят надпредметный,  метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

НОО IQ   как форма организации внеурочной деятельности обще интеллектуального и общекультурного направления обладает большим потенциалом в формировании УУД. Формирование УУД в школе - процесс чрезвычайно важный и необходимый на современном этапе развития общества .Умения работать в интенсивно развивающейся информационно насыщенной среде, способности к организации своей деятельности, к ценностно-смысловому ориентированию, коммуникативные навыки имеют огромное значение и необходимы современному учащемуся любого образовательного учреждения. В докладе международной комиссии по образованию для 21 века «Образование: сокрытое сокровище» сформулированы «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить- это те основные глобальные компетентности, которыми должен овладеть современный человек. А значит cегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"

Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....

Социально-творческие проекты видеостудии как одна из форм внеурочной деятельности

Создание социокультурной среды, в которой педагог, используя метод социально-значимых творческих проектов и ставя перед детьми конкретные креативные и дидактические задачи,может достичь нужных результ...

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...

Подготовка к сдаче комплекса ГТО – одна из форм внеурочной деятельности.

Пичугин А.В.,учитель физической культуры МБОУ СОШ №2  г. Петровска Саратовской области.             Основной задачей современного общества является воспитание ф...

Внеурочная деятельность, как одна из форм работы профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из средств формирования профессионального самоопределения выпускников нашей школы выступает разноплановая внеурочная деятельность, то есть целенаправленная деятельность по организации жизнедеяте...

Театр как одна из форм внеурочной деятельности

Театр как одна из форм внеурочной деятельности Наша гимназия являлась пилотной по внедрению новых стандартов ФГОС. Само собой, все педагоги гимназии столкнулись с необходимостью внедрения и внеур...

День английского языка как одна из форм внеурочной деятельности

Презентация основана на опыте работы учителей английского языка в МБОУ "СОШ № 14" г. Ангарска....