Театр как одна из форм внеурочной деятельности
статья (5 класс) на тему

Пантелеева Юлия Владимировна
Театр как одна из форм внеурочной деятельности 
Наша гимназия являлась пилотной по внедрению новых стандартов ФГОС. Само собой, все педагоги гимназии столкнулись с необходимостью внедрения и внеурочной деятельности, которая является обязательным элементом. ЕЕ главной целью является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе выбора того, что ему будет интересно. 
Внеурочная деятельность позволяет решить ряд важных задач, я остановлюсь лишь на некоторых:
-выявление интересов, склонностей школьников;
- создание условий для индивидуального развития ребенка;
- развития опыта общения ребенка с другими детьми и взрослыми;
-развитие опыта творческой деятельности;
Предметные результаты достигаются на уроках, а метапредметные , личностные достигаются и благодаря внеурочной деятельности. Я, конечно, долго думала, в какой области я могу помочь детям раскрыться. А подсказал мне это преподаваемый предмет. На уроках литературы мы разбираем тексты, но несколько с другой стороны. А театральная деятельность помогает почувствовать текст, взглянуть на него с другой стороны. И конечно, это духовно-нравственное развитие детей.
Дети учатся коллективной работе, работают над образами отдельных персонажей, учатся подбирать музыку, декорации, костюмы.
Наша работа начинается, как правило, с посещения постановок театров города и их закулисья. Этот вид деятельности дает ребятам возможность почувствовать атмосферу театра, всю сложность этого вида деятельности.
Работа над собственным представлением включает в себя несколько этапов:
0) выбор текста. Очень часто мы берем для постановок тексты, которые проходим на уроках, иногда останавливаемся на зарубежной литературе;
1) совместное чтение текста. На этом этапе ребята учатся слушать и слышать друг друга. Отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее. 
2) обсуждение героев текста, распределение обязанностей и ролей. У нас каждый получает какое-то задание ( или выбирает сам). Если ролей в тексте не хватает на всех (что часто бывает), работы хватает на всех. Кто-то отвечает за подбор музыки, костюмов, декораций, изготовление афиши и приглашений. На этом этапе часто включаются родители, а некоторые из них работают как раз в театрах города, а это неоценимая помощь. 
3) подготовка сценария. Один из самых сложных этапов, потому что здесь работают, как правило, самые подготовленные ученики, но и роль руководителя важна. Важно выбрать ключевые сцены, слова, которые помогут раскрыть характер героя. 
4) работа над мимикой и жестами; Помогают дети, которые занимаются в танцевальных коллективах. И родители. 
5) репетиция отдельных сцен; На этом этапе большее внимание уделяется речи, жестам, мимике, взаимодействию героев на сцене. 
6) репетиция всего спектакля, когда отдельные сцены, эпизоды сводятся вместе. 
7) Всегда после занятий постановок проводится рефлексия, во время которой каждый участник высказывается, делится своими эмоциями и мыслями. Иногда благодаря тому, что ребята высказывают в это время, мы меняем сценарий или отдельные сцены. .
Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? 
 
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
 
Мы используем различные варианты рефлексии. От самых простых (когда передаем по кругу игрушку и высказываем свои эмоции и мысли) до способов посложнее. Например:
 
«Пантомима»
 
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
 
Подобная работа тесно связана с уроками литературы, так материалы, пройденные на уроке, помогают понять текст, и наоборот. Кроме того, театральная деятельность помогает ребятам развивать речь, помогает взаимодействовать со сверстниками, по-другому взглянуть на своих одноклассников. Ребята учатся импровизировать (ведь во время представления не все всегда идет так, как на репетициях). Учатся не бояться сцены и публики. Становятся более дисциплинированными, ответственными и активными. 
Наверное, возникает вопрос, есть ли какой-то практический выход нашей работы. Он есть. Мы не просто готовим постановки для себя. Мы часто показываем их для детей младших классов, устраиваем родительские собрания совместно с детьми, показывая свою работу родителям, потом вместе это обсуждаем. А самый главный проект – это посещение детского сада. Мы готовим отдельные сценки, часто посвященные отдельным праздникам (Новый год, День Матери, 8 Марта), и показываем это маленьким детям. Это своего рода проект. Удовольствие от такой работы получают все.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Театр как одна из форм внеурочной деятельности ( связь уроков литературы и внреурочной деятельности)
Наша гимназия являлась пилотной по внедрению новых стандартов ФГОС. Само собой, все педагоги гимназии столкнулись с необходимостью внедрения и внеурочной деятельности, которая является обязательным элементом. ЕЕ главной целью является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе выбора того, что ему будет интересно. 
Внеурочная деятельность позволяет решить ряд важных задач, я остановлюсь лишь на некоторых:
-выявление интересов, склонностей школьников;
- создание условий для индивидуального развития ребенка;
- развития опыта общения ребенка с другими детьми и взрослыми;
-развитие опыта творческой деятельности;
Предметные результаты достигаются на уроках, а метапредметные , личностные достигаются и благодаря внеурочной деятельности. Я, конечно, долго думала, в какой области я могу помочь детям раскрыться. А подсказал мне это преподаваемый предмет. На уроках литературы мы разбираем тексты, но несколько с другой стороны. А театральная деятельность помогает почувствовать текст, взглянуть на него с другой стороны. И конечно, это духовно-нравственное развитие детей.
Дети учатся коллективной работе, работают над образами отдельных персонажей, учатся подбирать музыку, декорации, костюмы.
Наша работа начинается, как правило, с посещения постановок театров города и их закулисья. Этот вид деятельности дает ребятам возможность почувствовать атмосферу театра, всю сложность этого вида деятельности.
Работа над собственным представлением включает в себя несколько этапов:
0) выбор текста. Очень часто мы берем для постановок тексты, которые проходим на уроках, иногда останавливаемся на зарубежной литературе;
1) совместное чтение текста. На этом этапе ребята учатся слушать и слышать друг друга. Отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее. 
2) обсуждение героев текста, распределение обязанностей и ролей. У нас каждый получает какое-то задание ( или выбирает сам). Если ролей в тексте не хватает на всех (что часто бывает), работы хватает на всех. Кто-то отвечает за подбор музыки, костюмов, декораций, изготовление афиши и приглашений. На этом этапе часто включаются родители, а некоторые из них работают как раз в театрах города, а это неоценимая помощь. 
3) подготовка сценария. Один из самых сложных этапов, потому что здесь работают, как правило, самые подготовленные ученики, но и роль руководителя важна. Важно выбрать ключевые сцены, слова, которые помогут раскрыть характер героя. 
4) работа над мимикой и жестами; Помогают дети, которые занимаются в танцевальных коллективах. И родители. 
5) репетиция отдельных сцен; На этом этапе большее внимание уделяется речи, жестам, мимике, взаимодействию героев на сцене. 
6) репетиция всего спектакля, когда отдельные сцены, эпизоды сводятся вместе. 
7) Всегда после занятий постановок проводится рефлексия, во время которой каждый участник высказывается, делится своими эмоциями и мыслями. Иногда благодаря тому, что ребята высказывают в это время, мы меняем сценарий или отдельные сцены. .

Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение?

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Мы используем различные варианты рефлексии. От самых простых (когда передаем по кругу игрушку и высказываем свои эмоции и мысли) до способов посложнее. Например:

«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Подобная работа тесно связана с уроками литературы, так материалы, пройденные на уроке, помогают понять текст, и наоборот. Кроме того, театральная деятельность помогает ребятам развивать речь, помогает взаимодействовать со сверстниками, по-другому взглянуть на своих одноклассников. Ребята учатся импровизировать (ведь во время представления не все всегда идет так, как на репетициях). Учатся не бояться сцены и публики. Становятся более дисциплинированными, ответственными и активными.

Наверное, возникает вопрос, есть ли какой-то практический выход нашей работы. Он есть. Мы не просто готовим постановки для себя. Мы часто показываем их для детей младших классов, устраиваем родительские собрания совместно с детьми, показывая свою работу родителям, потом вместе это обсуждаем. А самый главный проект – это посещение детского сада. Мы готовим отдельные сценки, часто посвященные отдельным праздникам (Новый год, День Матери, 8 Марта), и показываем это маленьким детям. Это своего рода проект. Удовольствие от такой работы получают все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"

Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....

Социально-творческие проекты видеостудии как одна из форм внеурочной деятельности

Создание социокультурной среды, в которой педагог, используя метод социально-значимых творческих проектов и ставя перед детьми конкретные креативные и дидактические задачи,может достичь нужных результ...

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...

Подготовка к сдаче комплекса ГТО – одна из форм внеурочной деятельности.

Пичугин А.В.,учитель физической культуры МБОУ СОШ №2  г. Петровска Саратовской области.             Основной задачей современного общества является воспитание ф...

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

День английского языка как одна из форм внеурочной деятельности

Презентация основана на опыте работы учителей английского языка в МБОУ "СОШ № 14" г. Ангарска....

Занятия по интересам как одна из форм внеурочной деятельности

Занятия по интересам как одна из форм внеурочной деятельности Внеклассная и внешкольная работа формирует у учащихся духовные потребности, повышает культуру использования досуга, приучает ценить с...