Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения
статья по географии по теме

Полевова Лариса Юрьевна

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний.   Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии в условиях перехода  к стандартам второго поколения. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-_issledovatelskie_praktiki_po_geografii.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

  У обучающихся старших классов в последнее время падает интерес к изучению предмета географии. Кроме того почему то, именно  этот предмет не котируется при поступлении в ВУЗы. Для меня на данный момент это большая проблема. Как повысить статус предмета и  вызвать к нему интерес, не имея достаточного материально- технического оснащения в кабинете? Чаще всего, дети хотят научиться  чему- либо на практике, применяя своё творчество, умения и навыки. Поэтому есть решение данной проблемы: надо заинтересовать и увлечь детей через внеурочную деятельность. Согласно концепции ФГОС, урок географии характеризуется расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы через внеурочную деятельность. Я считаю, что география как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране и мире.  

  Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольном участке, географической площадке, экологической тропе, в микрозаповеднике.

  Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний.   Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии в условиях перехода  к стандартам второго поколения. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.

  На базе нашей  школы, начиная с 2011- 2012 учебного года, действует муниципальная опытно – экспериментальной  площадка «Учебные  практики как средство реализации  компетентностного подхода».  Учебно – исследовательские практики являются одной из форм учебной и внеучебной деятельности обучающихся, которая предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, проектировать, принимать нестандартные решения.

  Учебно- исследовательская практика по географии  выражается в особом внимании к овладению школьниками специфическими для географии умениями и навыками. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни.

   В географии выделяется несколько видов учебно- исследовательских практик:

1.Физико-географическая практика включает проведение полевых

наблюдений, ознакомление c природными  явлениями в естественных условиях. Практика в курсе «Физическая география» – выявление основных географических взаимосвязей, взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природной среды.

2.Экономико-географическая практика включает закрепление  теоретических знаний по методике социально-экономико-географических исследований отдельных предприятий, социальных и экономических организаций, а также научных учреждений.

3.Экологическая практика в географии предусматривает владение  приемами исследовательской деятельности в области охраны природы и рационального природопользования.

4.Топографическая практика включает практические работы по карте, выполнение различных геодезических измерений: углов и расстояний с помощью теодолита, превышений с помощью нивелира.

    Являясь участником экспериментальной деятельности в школе, в 2012- 2013 учебном году мной была разработаны экологическая и топографическая учебно- исследовательские практики, которые посещают обучающиеся 8 и 10 классов.

 ( приложение 1 и приложение 2)

   Особый интерес у школьников вызывает учебно- исследовательская практика на пришкольном участке, например на географической площадке. Главное назначение географо-экологической площадки – выполнение учащимися предусмотренных учебной программой практических работ и наблюдений в природе, в результате чего  приобретаются практические навыки учащихся при  работе с географическими приборами. В процессе работы на площадке учащиеся приобретают знания из различных учебных дисциплин, а так же при выполнении практических работ  интегрируются знания из различных областей знаний. Исходя их этого, географо – экологическая площадка используется в следующих целях:

  • для эпизодических наблюдений;
  • для разовых практических работ и наблюдений;
  • для систематических наблюдений, как в урочное, так и во внеурочное время;
  • для реализации географо – экологических проектов;
  • для проведения мониторинга состояния окружающей среды;
  • для проведения исследовательских работ

      В 2013- 2014 учебном году совместно с учащимися и родителями  школы мы планируем создание географо- экологической площадки на пришкольном участке. Ученики 9-х классов  оформили социально- значимый проект «Школьная лаборатория под открытым небом»,  в котором отразили целесообразность создания площадки на пришкольном участке, провели интервьюирование работников петровской метеостанции о работе метеорологической службы, проанализировали методические рекомендации по организации и структуре географо- экологической площадки. 

Практическим выходом  проекта являются:

1. Вычерчивание плана географо- экологической площадки

2. Изготовление  приборов и инструментов для площадки ( приложение 3)

3.Проведение исследования загрязнённости снежного покрова в районе школы.

   Одной из наиболее перспективных форм  внеурочной деятельности по географии является учебно- исследовательская практика на экологической тропе. Совместно с учащимися 6б класса, классным руководителем которого я являюсь, мы проложили экологическую тропу вдоль берега реки Медведицы и оформили исследовательскую работу по этой теме. ( приложение 4).  Проводя экскурсии по экологической тропе, весной 2013 года совместно с ребятами мы планируем  выполнять практические работы по  измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, изучать растительный и животный мир природных экосистем экологической тропы, а так же влияние антропогенной деятельности человека на природу.

       Хочется отметить, что есть результат моей работы: за последние три года в нашей школе  до 70% обучающиеся 9-х классов выбирают географию как предмет по выбору при сдаче ГИА и до 50% ребят выбирают социально- экономический профиль, где география – это профильный предмет. При сдаче экзамена именно практика работы с картами атласа помогает им удачно сдать экзамен. Но возникает другая проблема, которую озвучивают мне дети: а в какие высшие учебные заведения Саратовской области нужна география? Географию сдают при поступлении в СГУ им. Чернышевского и в СГТУ им. Гагарина, только на одну специальность.

Эту проблему на данный я решить не могу.

Библиографический список

  1. Аксакалова, Г. П.  Факультативные занятия по географии  - М: Просвещение, 1985.
  2. Бычкунова Е.Б.Методические рекомендации по формированию практических навыков учащихся в курсе эколого- географического краеведения с учётом ФГОС.
  3. Захлебный А. Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания - М. : Знание, 1986.
  4. Захлебный А. Н. Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя– М. : Просвещение, 1984.
  5. Ремизова Н. И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л “Биология в школе” №6, 2000.
  6. http://festival.1september.ru/articles/608823/
  7. http://www.proshkolu.ru/user/Churikova52/blog/307014/
  8. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/vneurochnaya-deyatelnost
  9. http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000497/index.shtml
  10. http://festival.1september.ru/articles/531729/

Resource id #5596

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Внеурочная деятельность по английскому языку как средство мотивации в условиях перехода к стандартам второго поколения.

Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Толькотеми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы.Бичер Генри Уорд  В рамках ФГОС внеурочная деятельность является...

Совершенствование навыков педагогической работы учителей географии в условиях перехода к стандартам второго поколения

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в “Концепции модернизации российского образования” говорится о необходимости использования деятельностного под...

Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...

Проектирование урока в условиях перехода на стандарты второго поколения

Чем отличается современный урок от традиционного, как его правильно спроектировать и оценить? На эти и другие вопросы отвечает автор данной статьи. Материал будет полезен педагогам, завучам, методиста...