Здоровьесбережение как биологическая предметная составляющая в условиях перехода на стандарт второго поколения образования.
статья по биологии по теме

Никонорова Ирина Владимировна

статья о здоровьесберегающих технологиях на уроках биологии в МОУ "СОШ №89"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.odt24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение  как биологическая предметная составляющая в условиях

 перехода на стандарт второго поколения образования.

                                             

Чтобы сделать ребенка умным и расссудительным,

     сделайте его крепким и здоровым.

                                                     Ж.Ж.Руссо

     В условиях перехода  на ФГОС нового поколения, а также  все возрастающий процент детей с проблемами здоровья, развитие здоровьесбережение в учебных учреждениях является наиболее актуальным в наше время.

   В школах  необходимо  создать такую  здоровьесберегающаю среду,которая  всецело «работала» бы на основные составляющие здоровья ,на социальное здоровье,духовное здоровье,психическое здоровье,нравственное здоровье и физическое здоровье.

      Многие составляющие здоровья, их  внедрение в учебный процесс зависят не только от учителя,но и от адмистрации школы,медиков, родителей и только совместными действиями можно добиться положительных результатов и в рамках программы ФГОС второго поколения решить основные

УУД (универсальные учебные действия) ,которые заложены в основу реализации программы.

      В МОУ «СОШ» №89 в Ленинском районе г. Саратова создаются все условия для здоровьесбережения ,в школе есть бессейн,тренажеры,большой оборудованный спортзал,учащиеся  занимаются в  спортивных секциях.В целях профилактики плоскостопия проводятся специальные упражнения на массажных ковриках.

     В школе есть хорошо оборудованный  медицинский кабинет ,где учащимся могут оказать  квалифицированную  помощь,так же в школе работает психолог, которая проводит беседы с родителями, учащимися помогая им  в  трудных ситуациях и конфликтах. Психологом школы проводится диагностика,коррекция задержки и отклонения в психическим развитии,разрабатываются индивидуальные коррекционные программы ,отслеживается динамика изменений. Социальный педагог школы посещает неблагополучные семьи,проводит беседы,участвует в заседаниях «Совета профилактики школы».

    Рассматривая  основные  вопросы здоровьесбережения  можно выделить

  внутришкольные факторы,представляющие угрозу для здоровья учащихся

это  санитарно -гигиенические условия .Обстановка в классе ,температура  и свежесть воздуха,рациональность и освещенность класса и доски,монотонные неприятные раздражители все эти факторы  и их влияние или отсутствие зависят от учителя и администрации школы.

   Психолого - педагогические факторы,которые в большей степени зависят от учителя. Рациональная организация учебного процесса: соотвествие  программ,применяемых методов и средств возрастным особенностям ,контроль за объемом и дозировкой домашнего задания.

Урок,выстраиваемый учителем с позиции  здоровьесбережения.

При составлении плана урока учитель должен учитывать количество видов учебной деятельности,в норме считается до 4- 7 видов деятельности,это опрос,письмо,чтение,рассматривание,слушание,списывание,ответы на вопросы и т.  д..Средняя продолжительность  и частота чередования видов деятельности примерно от 7- 10 минут.чтобы учащиеся не уставали ,а также чтобы  активизировать деятельность учащихся на уроке учитель должен использовать разнооразные виды деятельности.

  Чтобы урок стал более полноценным  необходимую двигательную активность обеспечивают физминутки,динамические паузы, активные физминутки для профилактики миопии используются на уроках зарядка для глаз  В.Ю.Базарного,вне уроков используется его методика.

На уроках  большое внимание уделяется осанке учащихся,правильной посадке за партой, чередованию позы в течение урока  в зависимости от видов деятельности. Учителю необходимо  следить за учащимися группы риска,чтобы в дальнейшем их здоровье не ухудшилось и осанка не стала хуже.

При использовании на уроках ТСО необходимо дозировать время просмотра презентаций в соотвествии с СанПиНом желательно использовать  ТСО как  средство для дискуссии,беседы,обсуждения.

  На уроках биологии,ОЗОЖ в содержательной части необходимо использовать

вопросы,связанные с содержанием и здоровьем ЗОТ.

     Для общего состояния учащегося  и поддержания интереса к предмету важно наличие мотивации к учебной деятельности. Внешняя мотивация учащегося похвала,одобрение,соревновательный момент пораждает внутреннюю мотивацию стремление больше узнать,радость активности и общения,интерес к изучаемому материалу.

 Важен на уроке психологический климат как учитель выстраивает   взаимоотношения враждебности,неприятия или дружелюбия,заинтересованности или безразличия, от этого зависит не только методический аспект урока,но и психологический настрой в коллективе,участие учащихся в обсуждаемой теме и что в итоге они получили на уроке.Очень важно на уроке использовать четверостишие,поговорку, афоризм,шутку (ни в коем случае не обижающую ученика!) для того,чтобы улучшить эмоциональный фон на уроке ,а иногда вывести ученика из затруднительного положения.

При правильной организации учебной деятельности  и правильной плотности урока,наступление утомления и снижения учебной активности наблюдается через 40 мин в старших классах,а это значит,что домашнее задание лучше объяснять и давать не в последний момент,а раньше и заканчивать урок спокойным  доброжелательным тоном  подводя итоги и комментируя ответы учащихся.Похвала,доброе слово,настрой на хороший день,на успех и как итог  улыбка учителя и хорошое настроение.

    Учебно - организационные факторы зависят в большей степени от администрации грамотно составленное расписание ,учитывающее дневную динамику работоспособности,контроль за объемом и дозировкой домашнего задания. Сделать полноценным  и рациональным питание учащихся позволяет правильно сбалансированное меню,включая в рацион свежие овощи и фрукты богатые витаминами и клетчаткой,которые необходимы для роста и развития детей. В период эпидемии простудных заболеваний проводится обучение приемам самомассажа,ведется мониторинг пропусков учащимися уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения

Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...

Презентация к семинару "Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования".

Введение ФГОС- процесс сложный и многоплановый, включающий комплекс мероприятий,реализация которых необходима на государственном, региональном, школьном уровнях. Впервые на государственном уровне опре...

Применение современных образовательных технологий при обучении физике - необходимая составляющая образовательных стандартов второго поколения

Педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, со...

Стандарты второго поколения.Примерные программы основного общего образования.Русский язык.

Пояснительная записка к примерной программе основного общего образования стандарта второго поколения. Презентация, разработанная старшим преподавателем кофедры ФО Сверкуновой Е.В....

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Примерная программа основного общего образования. ОБЖ (Стандарты второго поколения )

Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стан­дартов обшего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования ...

ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников в рамках реализации стандартов второго поколения.

ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников в рамках реализации стандартов второго поколения....