Занятия по интересам как одна из форм внеурочной деятельности
материал на тему

Занятия по интересам

как одна из форм внеурочной деятельности

 

Внеклассная и внешкольная работа формирует у учащихся духовные потребности, повышает культуру использования досуга, приучает ценить свободное время как истинное богатство человека и общества. Школьные клубы являются более высокой и сложной формой организации культурной самодеятельности учащихся по сравнению с ученическими кружками. В современной педагогической литературе понятие «клуб» определяется, например, так: «Клубы детские и подростковые, общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха детей и подростков».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_interesam.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по интересам

как одна из форм внеурочной деятельности

Внеклассная и внешкольная работа формирует у учащихся духовные потребности, повышает культуру использования досуга, приучает ценить свободное время как истинное богатство человека и общества. Школьные клубы являются более высокой и сложной формой организации культурной самодеятельности учащихся по сравнению с ученическими кружками. В современной педагогической литературе понятие «клуб» определяется, например, так: «Клубы детские и подростковые, общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха детей и подростков».

Внешкольную и кружковую работу необходимо организовать таким образом, чтобы занять воспитанников в свободное время.

Из серии «Семнадцать уроков школьного воспитания» Макаренко урок № 16 посвящен Клубной работе. В практике Макаренко внеучебная деятельность  была неотъемлемой частью повседневной общей жизни, помогала скрепить воедино разные ее сферы (быт, труд, учебу). Насыщенная большим идейно-нравственным содержанием, внеучебная деятельность удовлетворяла вместе с тем самые разнообразные потребности детей. Были созданы, например: «тихий клуб», «громкий клуб» (где можно было и попеть, и побегать). Имелись универсальная мастерская для малышей и разнообразные технические кружки для подростков и старшеклассников. В изокружке можно было сочинять, рисовать, импровизировать. Художников, артистов и музыкантов Макаренко приглашал на работу по совместительству, не жалея средств на развитие талантов своих питомцев. Работа кружков должна быть строго регламентирована как в вопросах содержания, так и в вопросах организации.

Привычное понимание дополнительного образования в школе – факультативы, кружки, секции. Важнейшим воспитательным потенциалом обладает такая форма дополнительного образования, как система ключевых общешкольных дел. Основные коллективные дела во многих школах традиционны и повторяются из года в год. Эти дела стимулируют творчество, инициативу, дают возможность для самовыражения и класса, и ученика, и учителя, воспитателя. Они отражают педагогические принципы и ценности. Общешкольные дела становятся традициями, которые бережно передаются из поколения в поколение. КТД создают ситуацию успеха для всех, радость человеческого общения в процессе подготовки и проведения, удовольствие от хорошо сделанной работы, осознание себя частью большого коллектива. Эти дела являются стержнем воспитательного процесса. Общешкольные творческие дела занимают важное место в воспитательной системе школы.

Главное в дополнительном образовании – не то, сколько информации получил каждый обучающийся, а какие практические навыки и действия он освоил, какие свойства личности ему удалось сформировать.

 В нынешних условиях социально значимым фактором всестороннего развития детей и подростков становится народное декоративно-прикладное искусство. В процессе обучения учащиеся приобретают не только знания, активно включаются в творческую деятельность, но и приобщаются к эстетической культуре своего народа.

Народное творчество – одно из самых ярких проявлений духовной жизни человека, его близости к природе. Эта близость часто выражается в использовании природных форм и материалов: глины, дерева, шерсти, льна, бисера и кожи. Созданные народными мастерами произведения декоративно-прикладного искусства не просто радуют глаз, они дают возможность прикоснуться к живой природе в процессе труда. Например, при создании обыкновенного керамического кувшина древний мастер задействовал четыре главные стихии «тварного мира»: это, во-первых, земля (глина); во-вторых, вода, которая добавлялась в глину; в-третьих – огонь (изделие обжигалось в печи); и, наконец – воздух. Потом его изделие начинало свою собственную жизнь, сохраняя в себе тепло рук, энергию и любовь человека.

«Чувство прекрасного – одна из важнейших человеческих эмоций. Радость видеть и понимать, - пи сал А.Эйнштейн, - есть самый прекрасный дар природы. Но этот дар требует повседневной заботы о его развитии. Поэтому учителя-воспитатели, наставники молодого поколения стремятся к тому, чтобы дети и подростки видели и понимали красоту окружающей жизни, природы, труда, искусства, взаимоотношений людей. В клубной и кружковой работе в наиболее полной форме находят действенное отражение различные виды эстетического, а значит, и нравственного, общечеловеческого воспитания.

Направлении и форм как клубной, так и кружковой работы очень много: спортивные секции, шахматный клуб, студия бального танца, изостудия, литературный клуб, литературно-музыкальные гостиные, кружки прикладного искусства.

Почти в каждом человеке живет художник, надо только дать ему возможность проявить себя. А декоративно-прикладное искусство таит в себе огромные возможности. Художественные аппликации соломкой, выжигание и роспись по дереву, искусно выполненная вышивка и вязание крючком – все это и многое другое вызывает большой интерес у школьников, учителей и родителей школьников, но и у всех гостей школы.

В условиях специального образовательного учреждения коррекционного направления на современном этапе развития нашей школы наиболее распространенной формой внеурочной деятельности является  изобразительная деятельность. На занятиях по интересам многие дети рисуют. В последнее время рисование стало применяться также с лечебно-воспитательной целью. Занятие рисованием получило название арт-терапия. Многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что рисование оказывает заметно положительное влияние на психическое состояние подростка. У многих детей и взрослых, никогда ранее не рисовавших, с развитием болезни или под влиянием стресса пробуждается страсть к рисованию, которая исчезает при улучшении этих состояний.

Ученые установили, что обязательный этап детского рисования существует у всех народов. Он наблюдается в промежутке от трех до двенадцати лет. Происходит это не случайно, оказалось, что рисование является одним из биологических этапов развития человеческой психики. Именно рисование, находясь в прямой связи с важнейшими психическими функциями (зрением, двигательной координацией, речью) помогает детям разного возраста упорядочить картину окружающего их мира на различном уровне сложности. Рисование является важным информационным и коммуникативным каналом, одним из механизмов адаптации человеческой психики. Детский рисунок специфичен, а по своим внутренним механизмам он качественно отличается от рисунка взрослого человека. Главная его особенность заключается в том, что ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает и чувствует.

Изобразительная деятельность детей со сниженным интеллектом имеет свои особенности. Изобразительная деятельность у таких детей не возникает и не развивается без специального обучения, тогда как у нормальных детей она возникает и развивается спонтанно. У детей со сниженным интеллектом отмечается отсутствие активного черкания, запаздывание в появлении способности соотнесения рисунка и предмета, при копировании образца получаются разрозненные линии, а не целостное изображение предмета. Дети с ЗПР проявляют большую активность в рисовании, предпочитают этот вид деятельности другим формам детской активности. В детских рисунках отражается не только уровень интеллектуального развития, но и эмоциональное отношение к окружающему миру.

Детский рисунок может использоваться не только в диагностических целях, но и являться эффективным средством развивающей и коррекционной работы. В рисунке дети избавляются от неприятных переживаний, проигрывают возможные решения конфликтов, вынося во внешний план свои страхи и тревоги.

Изобразительная деятельность детей предоставляет широкие возможности для развития и коррекции всех сфер детской психики: познавательных процессов и речи, мотивационной сферы и самосознания. Арт-терапию применяют при детской агрессивности, комплексов у психических и соматических больных. С помощью рисунка подросток невольно сообщает о себе то, что никогда не смог бы передать на словах. Таким образом, рисунки раскрывают глубинное состояние психики подростка.

Рисование, как занятие по интересам не требует больших материальных затрат и изменения режима подростка. Занимаясь рисованием с детьми, таким образом, мы оказываем на них и лечебное действие. Условия проведения арт-терапии: дети должны знать, что их не учат рисовать; все работы необходимо одобрять; неприемлимы команды, указания, принуждения; подросток вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности; ребенок может просто наблюдать; запрещены сравнительные и оценивающие суждения. Арт-терапия является реальным и эффективным способом воплощения личностно ориентированного подхода на практике. Таково теоретическое обоснование любимого занятия наших детей в нашей школе. Рисование не должно остаться единственным интересным занятием. Творческое развитие детей предполагает развитие и других видов деятельности. К сожалению, свободного времени у наших детей предостаточно.

Воспитанники 6 класса все рисуют. Все научились рисовать акварельной краской, гуашью, приобретенными еще родителями. Рисуют на бумаге, на фанере. Ковалев Роман раньше рисовал лишь природу, хорошо у него получается. В последнее время он рисует и людей, копирует и сам придумывает сюжеты. Рисунки у него небольшие, на половине альбомного листа. Он рисует сам без принуждения. Особенность рисования Туманова Василия в том, что он в 5 классе срисовывал рисунок именно таким, каким он видит в изображении. Потом он начал их увеличивать в два раза, ровно в два раза. Наверное, есть психологическое объяснение такому рисованию. Последний рисунок на фанере он нарисовал по размеру фанеры. Дмитриев Руслан активно сам дополняет изображение в силу своего видения мира.

На сегодняшний день в нашей школе педагог-воспитатель учит подрастающее поколение тому, чему он сам научился в свои годы. Пожелаем администрации нашей школы, чтобы они оказали действенную помощь в открытии талантов своих педагогических работников, направляя на курсы по подготовке специалистов по декоративно-прикладному искусству. Те в свою очередь, учили бы детей работать и с берестой, лозоплетению, созданию керамических изделий. Имея в числе педагогических кадров музыкального руководителя, пора сделать выводы и в отношении развития детей в области музыки и танцев.

Таким образом, клубная и кружковая работа, занятия по интересам играют важнейшую роль в совершенствовании эстетического и интеллектуального воспитания подрастающего поколения. Все это делает жизнь детей и подростков полнокровной, радостной, красивой. «Молодежь всегда красива, - писал Макаренко,- если она правильно воспитывается, правильно живет, правильно радуется».

Литература:

Исаева М. Воспитательные возможности дополнительного образования в школе// Воспитательная работа в школе. № 3, 2008.

Буровкина Л.А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования// Воспитание школьников. № 4, 2010.

Бакшеева Т.С., Горяйнова Д.П. Воспитание школьников. № 7, 2010.

Левин Я.Н. Семнадцать уроков школьного воспитания// Воспитание школьников. № 9, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"

Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....

Социально-творческие проекты видеостудии как одна из форм внеурочной деятельности

Создание социокультурной среды, в которой педагог, используя метод социально-значимых творческих проектов и ставя перед детьми конкретные креативные и дидактические задачи,может достичь нужных результ...

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...

Подготовка к сдаче комплекса ГТО – одна из форм внеурочной деятельности.

Пичугин А.В.,учитель физической культуры МБОУ СОШ №2  г. Петровска Саратовской области.             Основной задачей современного общества является воспитание ф...

Театр как одна из форм внеурочной деятельности

Театр как одна из форм внеурочной деятельности Наша гимназия являлась пилотной по внедрению новых стандартов ФГОС. Само собой, все педагоги гимназии столкнулись с необходимостью внедрения и внеур...

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

День английского языка как одна из форм внеурочной деятельности

Презентация основана на опыте работы учителей английского языка в МБОУ "СОШ № 14" г. Ангарска....