Занятия по интересам как одна из форм внеурочной деятельности
материал на тему
Занятия по интересам
как одна из форм внеурочной деятельности
Внеклассная и внешкольная работа формирует у учащихся духовные потребности, повышает культуру использования досуга, приучает ценить свободное время как истинное богатство человека и общества. Школьные клубы являются более высокой и сложной формой организации культурной самодеятельности учащихся по сравнению с ученическими кружками. В современной педагогической литературе понятие «клуб» определяется, например, так: «Клубы детские и подростковые, общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха детей и подростков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по интересам
как одна из форм внеурочной деятельности
Внеклассная и внешкольная работа формирует у учащихся духовные потребности, повышает культуру использования досуга, приучает ценить свободное время как истинное богатство человека и общества. Школьные клубы являются более высокой и сложной формой организации культурной самодеятельности учащихся по сравнению с ученическими кружками. В современной педагогической литературе понятие «клуб» определяется, например, так: «Клубы детские и подростковые, общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха детей и подростков».
Внешкольную и кружковую работу необходимо организовать таким образом, чтобы занять воспитанников в свободное время.
Из серии «Семнадцать уроков школьного воспитания» Макаренко урок № 16 посвящен Клубной работе. В практике Макаренко внеучебная деятельность была неотъемлемой частью повседневной общей жизни, помогала скрепить воедино разные ее сферы (быт, труд, учебу). Насыщенная большим идейно-нравственным содержанием, внеучебная деятельность удовлетворяла вместе с тем самые разнообразные потребности детей. Были созданы, например: «тихий клуб», «громкий клуб» (где можно было и попеть, и побегать). Имелись универсальная мастерская для малышей и разнообразные технические кружки для подростков и старшеклассников. В изокружке можно было сочинять, рисовать, импровизировать. Художников, артистов и музыкантов Макаренко приглашал на работу по совместительству, не жалея средств на развитие талантов своих питомцев. Работа кружков должна быть строго регламентирована как в вопросах содержания, так и в вопросах организации.
Привычное понимание дополнительного образования в школе – факультативы, кружки, секции. Важнейшим воспитательным потенциалом обладает такая форма дополнительного образования, как система ключевых общешкольных дел. Основные коллективные дела во многих школах традиционны и повторяются из года в год. Эти дела стимулируют творчество, инициативу, дают возможность для самовыражения и класса, и ученика, и учителя, воспитателя. Они отражают педагогические принципы и ценности. Общешкольные дела становятся традициями, которые бережно передаются из поколения в поколение. КТД создают ситуацию успеха для всех, радость человеческого общения в процессе подготовки и проведения, удовольствие от хорошо сделанной работы, осознание себя частью большого коллектива. Эти дела являются стержнем воспитательного процесса. Общешкольные творческие дела занимают важное место в воспитательной системе школы.
Главное в дополнительном образовании – не то, сколько информации получил каждый обучающийся, а какие практические навыки и действия он освоил, какие свойства личности ему удалось сформировать.
В нынешних условиях социально значимым фактором всестороннего развития детей и подростков становится народное декоративно-прикладное искусство. В процессе обучения учащиеся приобретают не только знания, активно включаются в творческую деятельность, но и приобщаются к эстетической культуре своего народа.
Народное творчество – одно из самых ярких проявлений духовной жизни человека, его близости к природе. Эта близость часто выражается в использовании природных форм и материалов: глины, дерева, шерсти, льна, бисера и кожи. Созданные народными мастерами произведения декоративно-прикладного искусства не просто радуют глаз, они дают возможность прикоснуться к живой природе в процессе труда. Например, при создании обыкновенного керамического кувшина древний мастер задействовал четыре главные стихии «тварного мира»: это, во-первых, земля (глина); во-вторых, вода, которая добавлялась в глину; в-третьих – огонь (изделие обжигалось в печи); и, наконец – воздух. Потом его изделие начинало свою собственную жизнь, сохраняя в себе тепло рук, энергию и любовь человека.
«Чувство прекрасного – одна из важнейших человеческих эмоций. Радость видеть и понимать, - пи сал А.Эйнштейн, - есть самый прекрасный дар природы. Но этот дар требует повседневной заботы о его развитии. Поэтому учителя-воспитатели, наставники молодого поколения стремятся к тому, чтобы дети и подростки видели и понимали красоту окружающей жизни, природы, труда, искусства, взаимоотношений людей. В клубной и кружковой работе в наиболее полной форме находят действенное отражение различные виды эстетического, а значит, и нравственного, общечеловеческого воспитания.
Направлении и форм как клубной, так и кружковой работы очень много: спортивные секции, шахматный клуб, студия бального танца, изостудия, литературный клуб, литературно-музыкальные гостиные, кружки прикладного искусства.
Почти в каждом человеке живет художник, надо только дать ему возможность проявить себя. А декоративно-прикладное искусство таит в себе огромные возможности. Художественные аппликации соломкой, выжигание и роспись по дереву, искусно выполненная вышивка и вязание крючком – все это и многое другое вызывает большой интерес у школьников, учителей и родителей школьников, но и у всех гостей школы.
В условиях специального образовательного учреждения коррекционного направления на современном этапе развития нашей школы наиболее распространенной формой внеурочной деятельности является изобразительная деятельность. На занятиях по интересам многие дети рисуют. В последнее время рисование стало применяться также с лечебно-воспитательной целью. Занятие рисованием получило название арт-терапия. Многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что рисование оказывает заметно положительное влияние на психическое состояние подростка. У многих детей и взрослых, никогда ранее не рисовавших, с развитием болезни или под влиянием стресса пробуждается страсть к рисованию, которая исчезает при улучшении этих состояний.
Ученые установили, что обязательный этап детского рисования существует у всех народов. Он наблюдается в промежутке от трех до двенадцати лет. Происходит это не случайно, оказалось, что рисование является одним из биологических этапов развития человеческой психики. Именно рисование, находясь в прямой связи с важнейшими психическими функциями (зрением, двигательной координацией, речью) помогает детям разного возраста упорядочить картину окружающего их мира на различном уровне сложности. Рисование является важным информационным и коммуникативным каналом, одним из механизмов адаптации человеческой психики. Детский рисунок специфичен, а по своим внутренним механизмам он качественно отличается от рисунка взрослого человека. Главная его особенность заключается в том, что ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает и чувствует.
Изобразительная деятельность детей со сниженным интеллектом имеет свои особенности. Изобразительная деятельность у таких детей не возникает и не развивается без специального обучения, тогда как у нормальных детей она возникает и развивается спонтанно. У детей со сниженным интеллектом отмечается отсутствие активного черкания, запаздывание в появлении способности соотнесения рисунка и предмета, при копировании образца получаются разрозненные линии, а не целостное изображение предмета. Дети с ЗПР проявляют большую активность в рисовании, предпочитают этот вид деятельности другим формам детской активности. В детских рисунках отражается не только уровень интеллектуального развития, но и эмоциональное отношение к окружающему миру.
Детский рисунок может использоваться не только в диагностических целях, но и являться эффективным средством развивающей и коррекционной работы. В рисунке дети избавляются от неприятных переживаний, проигрывают возможные решения конфликтов, вынося во внешний план свои страхи и тревоги.
Изобразительная деятельность детей предоставляет широкие возможности для развития и коррекции всех сфер детской психики: познавательных процессов и речи, мотивационной сферы и самосознания. Арт-терапию применяют при детской агрессивности, комплексов у психических и соматических больных. С помощью рисунка подросток невольно сообщает о себе то, что никогда не смог бы передать на словах. Таким образом, рисунки раскрывают глубинное состояние психики подростка.
Рисование, как занятие по интересам не требует больших материальных затрат и изменения режима подростка. Занимаясь рисованием с детьми, таким образом, мы оказываем на них и лечебное действие. Условия проведения арт-терапии: дети должны знать, что их не учат рисовать; все работы необходимо одобрять; неприемлимы команды, указания, принуждения; подросток вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности; ребенок может просто наблюдать; запрещены сравнительные и оценивающие суждения. Арт-терапия является реальным и эффективным способом воплощения личностно ориентированного подхода на практике. Таково теоретическое обоснование любимого занятия наших детей в нашей школе. Рисование не должно остаться единственным интересным занятием. Творческое развитие детей предполагает развитие и других видов деятельности. К сожалению, свободного времени у наших детей предостаточно.
Воспитанники 6 класса все рисуют. Все научились рисовать акварельной краской, гуашью, приобретенными еще родителями. Рисуют на бумаге, на фанере. Ковалев Роман раньше рисовал лишь природу, хорошо у него получается. В последнее время он рисует и людей, копирует и сам придумывает сюжеты. Рисунки у него небольшие, на половине альбомного листа. Он рисует сам без принуждения. Особенность рисования Туманова Василия в том, что он в 5 классе срисовывал рисунок именно таким, каким он видит в изображении. Потом он начал их увеличивать в два раза, ровно в два раза. Наверное, есть психологическое объяснение такому рисованию. Последний рисунок на фанере он нарисовал по размеру фанеры. Дмитриев Руслан активно сам дополняет изображение в силу своего видения мира.
На сегодняшний день в нашей школе педагог-воспитатель учит подрастающее поколение тому, чему он сам научился в свои годы. Пожелаем администрации нашей школы, чтобы они оказали действенную помощь в открытии талантов своих педагогических работников, направляя на курсы по подготовке специалистов по декоративно-прикладному искусству. Те в свою очередь, учили бы детей работать и с берестой, лозоплетению, созданию керамических изделий. Имея в числе педагогических кадров музыкального руководителя, пора сделать выводы и в отношении развития детей в области музыки и танцев.
Таким образом, клубная и кружковая работа, занятия по интересам играют важнейшую роль в совершенствовании эстетического и интеллектуального воспитания подрастающего поколения. Все это делает жизнь детей и подростков полнокровной, радостной, красивой. «Молодежь всегда красива, - писал Макаренко,- если она правильно воспитывается, правильно живет, правильно радуется».
Литература:
Исаева М. Воспитательные возможности дополнительного образования в школе// Воспитательная работа в школе. № 3, 2008.
Буровкина Л.А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования// Воспитание школьников. № 4, 2010.
Бакшеева Т.С., Горяйнова Д.П. Воспитание школьников. № 7, 2010.
Левин Я.Н. Семнадцать уроков школьного воспитания// Воспитание школьников. № 9, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"
Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-148889-1353638040.jpg)
Социально-творческие проекты видеостудии как одна из форм внеурочной деятельности
Создание социокультурной среды, в которой педагог, используя метод социально-значимых творческих проектов и ставя перед детьми конкретные креативные и дидактические задачи,может достичь нужных результ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-354573-1486029104.jpg)
Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения
Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...
Подготовка к сдаче комплекса ГТО – одна из форм внеурочной деятельности.
Пичугин А.В.,учитель физической культуры МБОУ СОШ №2 г. Петровска Саратовской области. Основной задачей современного общества является воспитание ф...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/08/picture-652770-1439006137.jpg)
Театр как одна из форм внеурочной деятельности
Театр как одна из форм внеурочной деятельности Наша гимназия являлась пилотной по внедрению новых стандартов ФГОС. Само собой, все педагоги гимназии столкнулись с необходимостью внедрения и внеур...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/02/picture-466856-1406982978.jpg)
Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности
Выступление на кафедре естественно-математического цикла...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185702-1358858211.jpg)
День английского языка как одна из форм внеурочной деятельности
Презентация основана на опыте работы учителей английского языка в МБОУ "СОШ № 14" г. Ангарска....