Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"
статья по краеведению по теме

Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_kubanovedeniya_opyt.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 п.Степной

Муниципального образования Кавказский район

Краснодарского края




Обобщение опыта

учителя кубановедения

МБОУ СОШ №10 п.Степной Кавказского района Краснодарского края Белозерцевой Натальи Викторовны

по теме

«Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеклассной работы

 в системе преподавания курса».

2012г.

       Введение

“Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте
будущее! В добрый путь к новым познаниям”.
А.Н.Ткачёв

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный компонент введен отдельным уроком “Кубановедение”,который является региональным компонентом и вводится в инвариативную часть учебного плана общеобразовательных учреждений в качестве 1 часа в неделю с 1 по 11-й класс.

Преподавание таких дисциплин как“Родиноведение” и “Отчизноведение”, велось в школах России ещё в XIX веке. В 1914 г. педагог Маньков ввёл в научный оборот понятие“Краеведение”, которое до сих пор широко используется в педагогической литературе, как предмет “историческое краеведение” изучался в советской школе в 60-90 годы. В 1990 году сформировалось понятие “Родиноведение”, а термин “Кубановедение” появился в качестве названия издательского проекта.

Введенный с 2004-2005 учебного года учебный предмет“Кубановедение” реализует в практической деятельности школ Краснодарского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в законе РФ “Об образовании”. Основополагающая идея закона - органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Эта идея имеет прямое отношение и к региональному курсу “Кубановедение”, как к единой из составляющих в решении этой задачи,прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином своей малой Родины –станицы, города, знать их традиции и жить жизнью и заботами. Этот предмет призван реализовать в практической деятельности школ Краснодарского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

1. На основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира,взаимозависимости.

2. Развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность с учетом регионального компонента.

3. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации ученика в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

4. На ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.

Решение такого комплекса задач не может осуществляться только через урочную деятельность. Работая с самого начала введения курса «Кубановедения» в школах Краснодарского края я разработала свою систему организации внеурочной деятельности по данному курсу. Особое место в ней занимает предметная неделя.

1.Теоретическая часть.

Стаж моей педагогической работы составляет   16 лет. В своей школе я преподаю кубановедение шестой год мои классы с 5 по 11. Сегодняшние выпускники девятого класса это те дети, которые пришли ко мне из начальной школы и региональный предмет с 5 класса им преподавала только я.   Мне хочется сделать акцент на отношении этих детей к кубановедению: оно более осмысленно, позитивно, чем у тех учащихся, кубановедение, которым преподавалось разными учителями. Я считаю, что главной причиной этого является не просто преподавание предмета, а организация системы работы в данном направлении как в учебном так и воспитательном направлениях.

Реализация курса Кубановедение в моей школе происходит следующим образом:

1. Преподавание урока кубановедение в 1-11 классах

2. Подготовка и проведение различных мероприятий по кубановедению.

3. Встречи с интересными людьми посёлка, района и т.д.

4. Экскурсии в краеведческие музеи.

5. Экскурсии по родному краю.

6. Участие наших школьников в олимпиадах, конкурсах, викторинах и т. д.

7. Работа кружка «Краевед».

8. Ежегодная предметная неделя по кубановедению.

В настоящее время в свете реализации планов национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” возрастает ответственность школы не только за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся, но в большей степени школа выполняет воспитательную функцию, участвуя в духовно- нравственном становлении ребенка. В развитии ребенка внеклассная деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного саморазвития личности этапы: самоцелеполагание (свобода, воля), самопланирование (инициатива, творчество), самоорганизация (самостоятельность, решительность), самореализация намеченных целей (трудолюбие, способности), самоанализ и самооценка результатов (совесть, честность). Она приобщает ребенка к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности.

Именно во внеклассной деятельности удовлетворяются потребности ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.

Эти процессы идут стихийно, спонтанно, и если ими не управлять, не создавать специальных условий, они могут привести к негативному поведению ребенка, к асоциальной, антикультурной и криминальной деятельности. Поэтому во внеклассной деятельности ребенку особенно необходимы направление, педагогическая поддержка, одобрение и ободрение, победа, успех – а это, в свою очередь, здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться.

Эти же направления имеют место и в Концепции модернизации Российского образования:

  1. усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин с целью дать всем выпускникам средней школы знания и умения, обеспечивающие социализацию и активную гражданскую позицию личности, ее современные ценностные ориентации;
  2. обеспечение развития вариативности и индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов обучающихся.

Одной из приемлемых форм внеклассной работы по предмету для любой общеобразовательной школы является предметная неделя. Ее популярность вызвана тем, что она включает разные виды деятельности.

Работа в предметной недели формирует составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной компетенции:

  1. умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
  2. умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
  3. умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
  4. умение оценивать результаты;
  5. умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
  6. умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.

Помимо этого позволяет пробудить у обучающих интерес к учебному предмету; выявить одаренных школьников, воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности.

Цель работы: развитие потребностей ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации через внеклассную работу.

Задачи:

  1. рассмотреть предметную неделю как одну из форм внеклассной работы учителя и обучающихся;
  2. изучить методическую литературу по данной проблеме;
  3. разработать план и систему мероприятий предметной недели .

Организуя работу учащихся, необходимо понимать, что школьники должны иметь возможность не только получать определенные знания по тому или иному предмету, но и проявить себя ,попробовать себя в различных видах деятельности. И здесь организация предметных недель играет не маловажную роль. Предметные недели как традиционная часть внеклассной работы достаточно привычны для любой общеобразовательной школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся в определенной области учебной деятельности.

Предметные недели являются многолетней традицией и для нашей школы. Проводятся такие недели как заблаговременно подготовленный праздник, оказывающий массовое воздействие на школьников. Их популярность вызвана прежде всего тем, что предметная неделя включает различные виды внеклассной работы: конкурсы, викторины, устные журналы, выпуск стенгазет, тематические акции, научно-практические конференции и т.д.

2.Модель организации предметной недели.

Неделя Кубановедения – это одна из многочисленных форм внеурочной работы.

Это такая деятельность обучающихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание своей малой родины, направляется учителем и содействует углублению знаний обучающихся в области кубановедения, развитию их разносторонних интересов и способностей.

Цель: познакомить учащихся с событиями нашего края, «погрузить» школьников в их атмосферу, сформировать понимание и чувство сопричастности к истории, культуре, традициям Кубани.

Задачи проведения Недели Кубановедения:

-усиление интереса к предмету в целом, к истории, природе, культуре родного края, понимание своей сопричастности к событиям;

-сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности обучающихся и педагогическому замыслу учителя;

-развитие любознательности обучающихся.

Организация и проведение Недели Кубановедения осуществляется согласно положению утвержденному директором школы (Приложение 1).

При составлении плана Недели кубановедения (Приложение 2,3) учитываются  условия, в которых работает школа, возможности обучающихся. К планированию Недели привлекаются школьники, при этом учитываются их интересы, вопросы, предложения и пожелания.

Надо отметить, что это не развлечение для обучающихся, а одна из форм организации обучения, которая связана с основным программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет кругозор.

Изюминкой наших Недель Кубановедения является то, что, каждый год она посвящается юбилейным датам событий нашего края. За 7-10 дней до начала предметной недели вывешивается в фойе школы «Памятные юбилейные даты Кубани» текущего года.  Учащиеся вместе со мной выбирают четыре даты, их список (Приложение 4, 5) утверждается на Совете старшеклассников, здесь же создаются «научные группы»  из учащихся 9-11 классов, задача которых освещать данные события для учащихся начальной школы в течение недели, эта акция носит название «Узнал сам- расскажи другому!». Старшеклассники  готовят демонстрационный материал: презентации, буклеты, которые затем представляют в начальной и средней школе и рассказывают о юбилейных событиях.

Так в апреле 2010 года неделя кубановедения была посвящена  памятным датам: 65-летие Победы в ВОВ 1941-1945гг,   150- летие Кубанского казачьего войска, 110 лет со времени открытия в Екатеринодаре городской публичной библиотеки имени А.С. Пушкина, а так же 85-летие со Дня рождения Вараввы Ивана Федоровича.  

В 2011  неделя прошла по таким темам как: 50- летие первого полета в космос к этой же теме ребята приурочили 105- летие ученого-химика, специалиста по разработке ракетного топлива Чернышева Николая Гавриловича, не только потому что его деятельность связана с космосом, но и так же потому что он является уроженцем ст. Казанской нашего Кавказского района. Еще три даты недели этого года: 100-летие со дня образования  Кубанского общества любителей изучения истории кубанского казачества; 110-летие со дня рождения Лукьяненко П.Л. и 90 лет – Пономаренко Г.Ф.

     Открытие недели начинается с общешкольной линейки, где официально объявляется её тематика, анонс мероприятий. Учащиеся среднего звена получают перечень тематических вопросов для подготовки к «Большой игре» и напутственное слово учителя.

Вся неделя погружена в атмосферу подготовки учащихся к главному мероприятию недели- «Большой игре». Что она собой представляет? Это набор вопросов по тематике недели, распределенные по категориям. Ответ на вопрос из выбранной категории приносит определенное количество очков команде в зависимости от сложности вопроса. Команда набравшая большее количество баллов -победитель. Экспертами и жюри в «Большой игре»  выступают представители научных групп -старшеклассники.

В турнире принимают участие и учителя, администрация  школы, являясь на ней «мудрецами», которые имеют право подсказывать в случае необходимости, оспаривать решения «научной группы».

 «Большая игра» проходит в форме турнира между смешанными командами. Почему мы формируем такие команды? Дело в том, что школа наша малокомплектная. В среднем в классах по 6-7 учащихся. И перемешивание детей дает возможность формирования равных команд. Причем, в одной команде есть учащиеся разных возрастов и разноуровневой  подготовкой.

В первый же день недели на её открытии между 5-11 классами разыгрываются темы стенгазет, которые так же перекликаются с юбилейными датами. Учащиеся 10-11 класса так же получают темы юбилейных буклетов (Приложение 6), которые они изготавливают для проведения акции «Узнал сам- расскажи другому».

В первую половину недели проходят открытые уроки по кубановедению в начальном, среднем и старшем звене (Приложение 7). Разработки моих уроков отмечены грамотами победителя «Лучший урок кубановедения» этот конкурс проходит в нашем районе ежегодно. И вот уже второй год  мои уроки являются лучшими в районе (Приложение 8 дипломы, отзывы).

Так же в  течение недели в методическом кабинете организуется выставка дидактического материала, разработок уроков и мероприятий.

В библиотеке проходит выставка литературы по темам недели.

3.РЕЗУЛЬТАТ

 Такое “новое” обучение способно, по сути, изменить стиль учебно-воспитательного процесса (легко добиться сотрудничества, сотворчества), изменить тип овладения знаниями.

В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система инновационных средств обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность, усвоение им знаний в единстве с умениями и перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

Опыт показал, что такая организация предметной недели по кубановедению эффективна и дает результаты (Приложение 9). Вырос уровень качества знаний учащихся, повысился интерес к предмету. Интерес ребят к историческим событиям нашего края, который зарождается в результате проведения предметной недели именно в такой форме, в дальнейшем не угасает. Наши учащиеся являются участниками, победителями и призерами конференций, олимпиад, викторин по тем темам, которые мы выбираем для наших мероприятий.

Например,  недавняя и надеемся не последняя победа -это призовое место учащегося 9 класса Ишутина Ивана в краевой олимпиаде «Истории Кубани», посвященной Кубанскому казачьему войску. Сам ребенок отметил, что знания,  полученные в ходе проведения недели кубановедения в апреле 2010 года ему пригодились для победы.

2011-2012 учебный год не стал исключением: ученики являются участниками и победителями конкурсов исследовательских работ, научно- практических конференций.

С обобщением опыта работы по данной теме я выступала в г.Краснодаре в 2011г. на втором этапе конкурса Учитель года Кубани в номинации Кубановедение (Приложение 10).

Кроме того все материалы и разработки по данной теме размещены на моей странице интернет- портала для учителей «ПроШколу.ру» (Приложение11)

Фотоотчет- Приложение 12.

Заключение

Специфика предметной недели как одной из форм учебно-воспитательной работы в современной школе заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую, с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.

В теоретической части представлено обоснование внеклассной работы по кубановедению как неотъемлемой части всей учебно-воспитательной работы в школе. Изучая различные источники, нельзя не заметить, что многие ученые, педагоги считают внеклассную деятельность детей очень важной. Она отличается от учебной деятельности, прежде всего тем, что не является обязательной. Вместе с тем развитие ребят во внеклассной работе посредством использования различных методов и форм гораздо разнообразнее учебного процесса. Здесь используются самые увлекательные коллективные дела: игры, конкурсы, состязания эрудитов, конференции, КВНы.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее методические разработки могут использоваться при организации и проведении предметной недели по кубановедению. От умения учителя правильно организовать внеклассную работу и грамотно выбрать ее форму зависит во многом эффективность учебно-воспитательного процесса.

Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Такая форма мероприятий дает возможность расширить свой кругозор, повысить уровень мотивации учебной деятельности. Также предметная неделя пробуждает интерес к кубановедению, как учебному предмету; выявляет одаренных детей; воспитывает у слабоуспевающих ребят веру в свои силы, возможности.

Анализ проведенной предметной недели подтверждает необходимость применения различных видов мероприятий. Наблюдая за ходом развития Недели, заметно, что формирование творческих навыков тесно связано с развитием интеллектуальных возможностей. Дети овладевают навыками коллективного творчества. Предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться,  самоутверждаться,  самореализоваться, расти духовно и творчески.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия: Т-12,“Кварнер-конгур”. -3 изд. -М.: Сов.энциклопедия, 1973г.-623 с.

2. Большая советская энциклопедия: Т-14.“Никко-отолиты” - 3 изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1974г. -463 с.

3. "Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер". В.И.Ковалько. Москва “ВАКО”. 2007 г.-298 с.

4. “Основы учебно-исследовательской и научной деятельности студентов”. Краснодар. 2008 г. -59 с.

5. Программа курса “Кубановедение”. Краснодар.2005 г.

6. "Проектная деятельность школьников”. Н.В.Матяш, В.Д. Симоненко. Москва изд.Центр “Вентана- Граф”. 2002 г.-103 с.

9. “Профильная школа”. Научно-методический журнал № 5/2008 г.

10. “Уроки по инновационной технологии”.Санкт-Петербург, опыт школы № 147.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-творческие проекты видеостудии как одна из форм внеурочной деятельности

Создание социокультурной среды, в которой педагог, используя метод социально-значимых творческих проектов и ставя перед детьми конкретные креативные и дидактические задачи,может достичь нужных результ...

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...

Подготовка к сдаче комплекса ГТО – одна из форм внеурочной деятельности.

Пичугин А.В.,учитель физической культуры МБОУ СОШ №2  г. Петровска Саратовской области.             Основной задачей современного общества является воспитание ф...

Театр как одна из форм внеурочной деятельности

Театр как одна из форм внеурочной деятельности Наша гимназия являлась пилотной по внедрению новых стандартов ФГОС. Само собой, все педагоги гимназии столкнулись с необходимостью внедрения и внеур...

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

День английского языка как одна из форм внеурочной деятельности

Презентация основана на опыте работы учителей английского языка в МБОУ "СОШ № 14" г. Ангарска....

Занятия по интересам как одна из форм внеурочной деятельности

Занятия по интересам как одна из форм внеурочной деятельности Внеклассная и внешкольная работа формирует у учащихся духовные потребности, повышает культуру использования досуга, приучает ценить с...