Мониторинг успешности учащихся.
методическая разработка по теме

Охапкин Владимир Викторович

Средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_uspeshnosti_uchashchikhsya.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Охапкин Владимир Викторович.

     Для успешного управления деятельностью учеников необходимо организовать непрерывную обратную связь, получение современной информации об успешности продвижения каждого ученика. Поэтому на каждом семинаре-практикуме необходимо проводить срезовый контроль, показывающий достижения учениками тех или иных уровней. Срезовые работы имеют бинарные оценки: да или нет, 1 – 0. Для отображения результатов таких работ классного журнала недостаточно, поэтому приходится вести подвижный список класса (см. таблицу).

Матрица срезов.

Список

Минимум

Общий

Продвинутый

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

     Первоначально имена учащихся находятся в левой колонке, а затем, по мере овладения ими очередными уровнями планируемых результатов обучения, они перемещаются в правые колонки.

     Общие правила проведения контроля таковы.

  • Проверяем то, чему учили. Ученик получает на срезе задание того уровня, над достижением которого он уже работал.
  • Никто не становится хуже. Это значит, что показав в одном из срезов результат того или иного уровня, ученик до конца этого блока уроков уже не получит задание более низкого уровня, а на срезе – только следующего, более высокого уровня. В частности, ученик, показавший на срезе выход на продвинутый уровень, больше до конца блоков уроков в срезе не участвует.
  • Срезовым проверкам подвергается не весь класс, а только та его часть, информация о которой нужна в данный момент учителю.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

      По словам Л.Френкеля, сам факт задавания на дом повышает эффективность обучения в американской школе на 30%, проверка же домашней работы в начале урока дает 50% роста эффективности.

      Эти данные противоречат нашему опыту, показывающему, что требовательность учителя и неизбежность проверки, связанная с санкциями за невыполнения, имеет следствием массовое списывание. Отсутствие же такой требовательности влечет систематическое невыполнение домашних заданий и напрасные затраты времени на их проверку. Задавая работу на дом, учитель организует процесс усвоения материала, в чем ученик заинтересован, а проверка задания оказывается для ученика единственным способом выяснить, правильно оно сделано или нет.

      Считается эффективнее задавать домашнюю работу сразу на весь блок уроков в его начале. Такой подход можно наблюдать и в опыте «педагогов-новаторов» (знаменитые Шаталовские «плашки»).

      Задачи минимум, Уровень 1, Уровень 2 (общий и продвинутый) размещаются на стенде в классе и одновременно служат двум целям: составляют домашнее задание и знакомят учеников с планируемыми результатами обучения. Одновременно с заданием сообщается дата урока, обобщающего повторения, чтобы ученики знали, каким временем они располагают, поскольку за этим уроком последует контрольный, а за ним – урок коррекции, и изучение темы закончится.

      Каждый ученик имеет право:

  • самостоятельно планировать свою домашнюю работу, но в объеме не меньше, чем задал учитель после конкретного урока;
  • расширять и дополнять задание задачами из других источников в расчете на помощь учителя как эксперта.

      Тетради с домашними заданиями, как правило, сдаются по желанию и ошибки обсуждаются на уроках обобщающего повторения, на котором ученики могут задать любые вопросы в связи со своей домашней работой.

      Когда ученики приходят на контрольный урок, они, независимо от формы осуществления этого тематического контроля, обнаруживают, что структура контрольного задания повторяет структуру последнего домашнего: два-три задания минимального уровня, одно-два задания Уровня 1, одно задание Уровня 2. Правила для учащихся жесткие.

  • Задания выполняются по порядку от первого к последнему. Возможности выбора задания не предусмотрено, так как это связано с самооценкой, а она у школьников редко бывает адекватной.
  • Проверяются задания в том же порядке до первой ошибки. Уже до начала проверки ученик имеет два балла. Если в части минимум допущена хотя бы одна ошибка, то остается «два», и дальше работа не проверяется. В противном случае ученику прибавляется балл, и работа проверяется дальше. Если в части Уровень 1 остается «три», и дальше работа не проверяется. Если ошибок нет, прибавляется балл, и проверяется Уровень 2.

      Ученики обычно понимают, что гарантировать нужную оценку можно, если потрудиться над домашним заданием. После осознания этого проблемы с домашним заданием исчезают.

      Приведенные правила для учеников могут вызвать сомнения у некоторых педагогов, поэтому поясню: эти правила незыблемы для учеников. В действительности же все обстоит иначе.

      Безусловно, вся работа ученика досконально проверяется, поскольку цель ее – получение учителем информации об успешности блока уроков. Вся эта информация обычно используется на уроке коррекции и при доработке материалов блока для последующего использования. Однако ученик получает работу в том же виде, в каком сдал, только в углу стоит оценка и учительская подпись. По оценке ученик локализует ошибку с точностью до уровня. На уроке коррекции ученики могут объединиться в группы и искать ошибки сообща. Это деятельность для ученика полезнее, чем следование учительским исправлениям или подчеркиваниям.

      Ученики, получившие высший балл, могут работать с учителем, решать нестандартные задачи или помогать товарищам в поиске и коррекции ошибок, объясняя их причину.

      Многие дети выполняют задания медленно, и, имея все предпосылки для достижения результатов общего и продвинутого уровней справляются только с минимальными. Обдумывая каждое слово, выводя каждую букву, они просто не добираются за отведенное время до заданий других уровней.

      Гуманно ли наказывать детей низкой оценкой за то, что их индивидуальность не соответствует каким-то правилам?

Нужны защитные механизмы, позволяющие в условиях жестких правил все-таки чувствовать себя комфортно и «медленным» ученикам. В роли механизма может выступать право каждого ученика пересдать любую из заданных тем в границах учебного года. Это еще одно назначение урока коррекции.

СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Мудр не тот, кто знает многое,

а тот, кто знает нужное.

Эсхил.

     В  курсе физики предполагается проверка учащихся как предметных знаний и умений, обусловленных требованиями Госстандарта, так и умений по использованию полученных знаний в нестандартных заданиях.

     Для этого использую три вида контроля: текущий, тематический и итоговый.

     Текущий контроль осуществляю на каждом уроке в ходе устного опроса учащихся, на этапе проверки домашнего задания, на этапе актуализации знаний, а также на этапе самостоятельной работы.

     Формы тематического контроля – контрольные работы по итогам изучения крупных тем и тематические тесты.

     Количество заданий в тестах значительно больше. Основная цель тестирования состоит в оперативной проверке степени достижения учащимися уровня обязательной подготовки.

Тестирование, проведенное в конце изучения темы позволяет при незначительных затратах урочного времени проверить усвоение материала, выявить возможные пробелы в знаниях и провести дифференцированное повторение. Тестовый контроль знаний, широко используемый мной, эффективно готовит учеников и к итоговой аттестации – Единому государственному экзамену.

     Формы итогового контроля – четвертные, полугодовые и годовые контрольные работы, а также тесты для промежуточной аттестации.

     Проведение тестов является, пожалуй, одним из самых распространенных  вариантов контроля. Они позволяют оценить не только уровень знаний обучающихся на разных этапах обучения, но и помогают проследить динамику образовательного процесса.

     При проведении текущего контроля часто использую самопроверку и взаимопроверку. Это повышает внимание учащихся, ответственность за выставленную своему товарищу отметку.

     Непростым, но очень интересным средством педагогической диагностики является метод проектов. Он требует большой предварительной работы учителя  и обучающихся, но результат, как правило, оправдывает ожидания и превращает презентацию проекта в целое событие.

     Учитывая современные требования к уровню владения физикой, я широко использую в своей работе задания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "«Обеспечение успешности учащихся 5 классов в адаптационный период»

Данный материал является проектированием деятельности  администрации школы, классного руководителя и учителей -предметников в адаптационный период учащихся 5 классов. Практическую ценность предст...

Социальная успешность учащихся

Конспект доклада на педагогическом совете старшей вожатой...

Социальная успешность учащихся

Конспект доклада старшего вожатого на педагогическом совете...

Социальная успешность учащихся

Презентация к докладу по теме Социальная успешность учащегося...

Мониторинг прогресса успешности учащихся 3 класса по внеурочной деятельности по английскому языку

Предлагаю свою карту прогресса учащихся по внеурочной деятельности по английскому языку...

Мониторинг успешности учения

Подборка заданий различного уровня сложности по теме "Колебания", для использования при подготовке к ГИА 11 класс...