Социальная успешность учащихся
статья по теме
Конспект доклада старшего вожатого на педагогическом совете
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
Чернослободская основная общеобразовательная школа
муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области
Тема выступления
на педагогическом совете
старшей вожатой
Трифоновой В.А.
2013-2014 учебный год
В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами неосвоенных рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, к нетерпимости и ожесточению людей, к разрушение внутреннего мира личности, вакууму духовности. А современное российское общество нуждается в социально-зрелых, творчески активных молодых людях высокой гуманитарной культуры, ориентированных на социально-значимые успехи и позитивную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности общества, способных не просто адаптироваться в окружающем мире, но и творчески его преобразовывать. Однако политическая и экономическая нестабильность российского общества в последние десятилетия затрудняет процессы социальной адаптации и социального становления молодежи, а также формирования в ней социально значимых качеств.
Именно поэтому школа, решая, сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Каждый ученик должен реализовывать себя не только в учебной деятельности, но и в различных избранных им ролях, и добиться успеха!
СЛАЙД
Сохранение и повышение ценности своего «Я» американский психолог Тамотсу Шибутани определяет как «одну из основных жизненных потребностей».В свете этого, высокогуманной представляется задача, встающая перед современной школой - обеспечение социальной успешности школьников и создание для этого благоприятных условий и полноценных возможностей.
Ответим на вопрос, что же мы понимаем под словом социальная успешность.
СЛАЙД
Социальный успех-это результат осознанной ориентированности личности на реализацию стремления найти дело своей жизни.
Ничто не помогает успеху, как глубокое знание того, чем ты занимаешься.
Каждый из нас, в ежедневном взаимодействии играет совершенно определенную социальную роль. Каждый член общества либо интегрируется в этом обществе, либо нет. Получается, что социальный успех представляет собой успешную адаптацию в обществе, достигаемую по собственной воле личности.
Если человек находит свою нишу в обществе, и ему в этой нише комфортно, он в ней самовыражается, самоактуализируется, чувствует удовлетворение от выполняемой работы( и моральное, и материальное), то значит человек достиг социального успеха.
Состояние социальной успешности важно на всех этапах жизни человека, однако особую значимость оно приобретает в школьном возрасте. Насыщенность школьной жизни оценочными атрибутами оказывает существенное влияние на самоактуализацию потенциальных возможностей растущей личности, как в позитивном, так и в негативном направлениях. Односторонняя, связанная главным образом с достижениями школьника в учебной деятельности, оценка личности, может приводить к формированию устойчивого чувства неспособности, ущербности.
СЛАЙД
Как отмечает И. С. Кон «Учителя и родители часто любой ценой стараются «замкнуть» самоуважение ребенка на учебной успеваемости, не принимая во внимание его достижений в других сферах деятельности. Тем самым они придают его жизненным целям и его самосознанию опасную односторонность, которая в случае неудачи в учебе может обернуться долгосрочным чувством личной неполноценности». Неуспешность в учебе отрицательно влияет на развитие школьника не двойками, а приобретенной установкой, потерей веры в себя, оказывающей отрицательное влияние на все аспекты его социализации.
О том, как помочь стать ученикам успешными, я думаю, что каждый из нас задумывался над этим вопросом в своей педагогической деятельности. Ведь сегодняшним социальным заказом общества является выпускник, готовый к включению в дальнейшую жизнедеятельность, конкурентоспособный, готовый к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, умеющий решать сложные профессиональные и жизненные вопросы.
СЛАЙД
«Главная задача современной школы, - считает Д. А. Медведев, - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. …Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».
К сожалению, наши ребята не всегда открыты и способны выразить собственные мысли. Не каждый сумеет принять решение, осознать свои возможности, проявить готовность работать в команде, не все мотивированы на самообразование и продолжение образования. Поэтому порой им не удается найти себя, в том числе в выбранной ими профессиональной сфере.
И я считаю, что необходимо создать такие условия во внеучебной деятельность, чтобы ребята, выйдя за школьный порог, смогли так выстроить свою жизненную траекторию, найти такие способы ее реализации, чтобы быть успешными в обществе?
Как правило, решение таких задач находит эмоциональный отклик со стороны ребят.
СЛАЙД
И наш Ученический Совет или как принято у нас называть Совет школьников работая, придерживаясь теме, «Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности современного образовательного процесса» поставил следующие цели и задачи работы на год.
СЛАЙД
Цели работы на год
1. Выявление талантов и творческих способностей учащихся
2. Развитие личности ребенка путем активизации творческого потенциала и
самовыражения в творческой деятельности.
3. Развитие организаторских способностей и сплочение детского
коллектива путем проведения мероприятий в форме КТД
4. Выполнение образовательной программы.
5. Укрепление и развитие Ученического совета школы. Повышение уровня
самоуправления детей.
СЛАЙД
Задачи
1) Освоение жизненных и учебных навыков, активизация самостоятельного
мышления.
2) Жизненное и профессиональное самоопределение.
3) Организация разнообразной деятельности и общения с целью
удовлетворения информационного поиска.
4) Формирование и поддержание дружеского, сплоченного коллектива.
5) Организация участия в жизни школы и села.
6) Развитие продуктивно работающего Ученического совета, в котором
каждый ребёнок мог бы максимально раскрыть и реализовать свой
творческий потенциал, преодолеть свои недостатки, и научиться
гармонично взаимодействовать с самим собой и миром
Основными направлениями деятельности Ученического совета были и есть:
Создание и формирование благоприятного психологического климата в
коллективе;
- обеспечение возможности для личностного роста и самореализации;
В этом учебном году я стала старшей вожатой и для себя поставила следующую цель:
СЛАЙД
– приобщить детей и подростков к ценностям более высокого уровня;
- ориентировать их на деятельность, которая рождает в человеке добрые черты, высоконравственные потребности;
- научить детей общаться друг с другом и окружающими, приобщить к
совместному труду и отдыху.
Для достижения поставленной цели я использую следующие
формы работы:
СЛАЙД
1. Оказание практической помощи членам Ученического совета:
учеба детского актива
работа консультационного пункта.
2. Работа над методическими материалами:
составление сценариев массовых дел;
оформление массовых дел;
участие в школьных конкурсах и мероприятиях.
СЛАЙД
Были получены следующие (ожидаемые) результаты:
Приобретение детьми новых умений и навыков, развитие интереса к
возможности творить, фантазировать;
Самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;
Стремление ребенка к дальнейшему творческому саморазвитию;
Развитие духовности, постоянное саморазвитие.
Развитие самостоятельности принятий решений.
СЛАЙД
В течение учебного года Ученический совет школы организовали и провели
множество общешкольных мероприятий и праздников: «Торжественную линейку, посвящённую 1 сентября»,
СЛАЙД
«Первоклассное путешествие в страну знаний»,
СЛАЙД
«Светофорик»,
СЛАЙД
ко дню учителя "От всей души",
СЛАЙД
в этот день был проведён традиционный День самоуправления,
СЛАЙД
«Пусть всегда будет мама»,
СЛАЙД
концерт, посвящённый Дню матери.
СЛАЙД
Очень интересно в школьном коллективе прошла защита Социальных Проектов. К новогодним праздникам ученический совет тоже подошёл очень серьёзно. Запланированные мероприятия были успешно проведены. Во-первых, это художественный конкурс, победители которого были награждены грамотами,
СЛАЙД
в младших классах прошли утренники «В гостях у Деда Мороза», для старших классов было проведено мероприятие «Огонёк у камина», представители Совета школьников из 6 и 8 классов организовали в своих классных коллективах праздничные капустники, так в 6 классе прошёл «Новый год в Простоквашено», а 8 класс «Самый любимый праздник».
СЛАЙД
После каникул были проведены «Крещенские посиделки»,
СЛАЙД
ко Дню защитника Отечества прошло спортивно-развлекательное состязание «Мы сильные, смелые, ловкие».
СЛАЙД
Не менее интересно прошёл восьмимартовский «Весёлый девичник». СЛАЙД
Последним мероприятием, которое завершило 3 четверть, был концерт хоровых коллективов «Детство – это я и ты!», посвящённый Году культуры Российской федерации. Каждый класс представил свою работу.
СЛАЙД
Наш Совет школьников принял участие в районном конкурсе «Лидер года», где детскую организацию «Алый парус» представлял ученик 9 класса Романдин Виталий. Члены Совета школьников оказали ему хорошую поддержку не только моральную, но и творческую. Помогли составить ему портфолио, социальный проект, ну и, конечно, саму презентацию конкурсанта. Мы не заняли призового места, но я думаю, что в районной детсткой организации Родник зарекомендовали себя с хорошей стороны. В начале апреля нас ждёт новый районный конкурс. Я думаю, что мы постараемся не подвести школу.
СЛАЙД
Но самую главную работу, которую запланировал Совет школьников, мы будем оценивать в конце учебного года – это конкурс «Ученик года». Таким образом, видно, что этот учебный год стал годом активного участия Ученического совета в различного вида конкурсах и мероприятиях, проводимых не только внутри школы, но и за ее пределами. Школьным пресс-центром была организована регулярная газета, в которой публикуются последние новости школы и страны, достижения учащихся. Также были выпущены тематические газеты, посвященные всем праздникам и мероприятиям.
Среди учащихся 2-9 классов был проведен опрос «Динамика
удовлетворенности школьной жизнью». Результаты опроса показали, что
большинство учащихся с удовольствием участвуют в общественных делах школы, любят ее и уважают, что благотворно влияет на стремление учащихся к самоуправлению, самоконтролю, самореализации в различных сферах
общественной жизни.
СЛАЙД
Как вы видите Основой деятельности ученического самоуправления школы по-прежнему является участие в воспитательном процессе школы через организацию и проведение коллективно-творческих дел, как в стенах школы, так и вне ее.
Но существует проблема работы Ученического совета – слабая мотивация
учащихся к работе, невыраженный интерес к самоуправлению,
большая загруженность учащихся.
Однако Совет школы продолжает практику проведения КТД, что надеюсь, будет способствует дальнейшему сплочению детско-взрослого коллектива, формированию мобильной, толерантной личности, успешной в любом виде деятельности, умеющей делать выбор и отвечать за него; личности, готовой к постоянному самосовершенствованию, профессиональному самоопределению, т.е. формирование успешной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ МСКОУ СКОШ VIII ВИДА
Анализ уровня социализации учащихся МСКОУ СКОШ VIII вида....

статья "Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе"
Социализация - это процесс выбора личностью жизненной дороги в своем обществе. Одна из целей современной школы - помочь учащимся адаптироваться в обществе, найти в нем свое место. Формированию социаль...

статья "Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе"
Социализация - процесс выбора личностью жизненной дороги в своем обществе. Одна из целей современной школы - помочь учащимся адаптироваться в обществе, занять свое место. Формированию социального опыт...

Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС
Все перечисленные и применяемые мной методы способствуют развитию у учащихся универсальных учебных действий....

Совершенствование образовательного пространства, обеспечивающего личностную и социальную успешность учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на
Сегодня активно обсуждается важность поддержки детей с задержкой в умственном развитии. Важное значение приобретают проблемы потенциальных возможностей этих детей, их адаптации в обществе. В рамках эт...

