статья "Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе"
статья по биологии на тему

Румянцева Елена Николаевна

Социализация - процесс выбора личностью жизненной дороги в своем обществе. Одна из целей современной школы - помочь учащимся адаптироваться в обществе, занять свое место. Формированию социального опыта помогают уроки биологии, внеклассная работа по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе»

Содержание

1. Введение ____________________________________________  2

2. Цель ________________________________________________   2

3. Основное содержание __________________________________  3

4.Заключение ___________________________________________ 10

5. Литература ___________________________________________ 11

Введение.

     В настоящее время в педагогической науке проблеме социализации уделяется значительное внимание. По Н.В. Андреевой, «под социализацией понимается процесс выбора личностью жизненной дороги в своём обществе. Социализация влечёт за собой установление социальных связей, развитие языка, формирование самосознания и системы социальной ориентации».

     Серьёзное изменение социальной среды, произошедшее в нашей стране в последние годы, поставило, по словам известного социолога и психолога И.С. Кона, традиционную систему воспитания в тупик, вызвало напряжение и неустойчивость. И.С. Кон оказался прав, полагая более десяти лет назад, что «социальные изменения настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители. Поэтому свою воспитательную работу мы должны оценивать не столько по тому, как полно нам удалось передать молодым свои знания и убеждения, сколько потому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения, которых не было при жизни родительского поколения».

      Воспитательная работа в школе в современных условиях должна строиться с учётом социальных ролей личности. Он выделил следующие роли: семьянин, ученик, труженик, гражданин, ценитель и творец прекрасного, приверженец здорового образа жизни.

      Есть ещё один важный момент- это выбор будущей профессии. Определяя своё место в обществе, школьники неизбежно задумываются о своей будущей профессии. И.С. Кон указывает на то, что социальное самоопределение есть в то же время и самоограничение: »Выбор специальности делает человека чем- то определённым: он получает определённую сферу деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности. Но это означает вместе с тем и отказ от многих других видов деятельности. Сделать этот ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто».

Цель.

     Основываясь на анализе проблемы социализации, в своей работе выделяю одну из главных целей – помочь учащимся адаптироваться в современном обществе. С реализацией цели связана моя методическая  тема: «Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе».

     На решение проблемы социализации учащихся направлены задачи, которые выдвинуты в «Образовательном стандарте основного общего образования по биологии». Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира…; о человеке как биосоциальном существе;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию  о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска…

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей…

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- формирование способности и готовности использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни…

     Все полученные знания, умения и навыки по биологии (например, меры профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек; оказание первой помощи в различных ситуациях; рациональная организация труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде; уход за животными и растениями; проведение

наблюдений за состоянием собственного организма) позволят учащимся лучше адаптироваться в современном обществе, занять своё место.

Основное содержание.

     Для изучения биологии была выбрана программа по биологии, составленная авторским коллективом под руководством профессора И.Н.Пономарёвой. Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологией, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодёжи.

    Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины  мира в мировоззрении учащихся. Выбранная программа способствует формированию социального опыта учащихся. Проблемы социализации школьников решаются как на уроках биологии, так и во внеклассной деятельности.

    Чем разнообразнее уроки и деятельность учащихся на них, тем быстрее происходит формирование опыта у ребят, они могут проявить себя с совершенно разных сторон. Разнообразие форм уроков в современной школе достаточно велико. Это и классические формы уроков: вводный урок, урок закрепления знаний, умений и навыков, урок самостоятельной работы, урок с использованием ТСО и ИКТ, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок практической работы. Такие формы уроков я применяю достаточно часто в своей деятельности. Но больший интерес у учащихся вызывают нетрадиционные уроки. Например, урок - игра, урок – диспут, урок взаимного обучения, урок – соревнование, урок – путешествие, комплексно – творческий урок, урок – зачёт и другие формы.

    Несмотря на разнообразие  форм уроков, все они должны быть направлены на сохранение здоровья учащихся. Задача – сформировать не только разностороннюю, но и здоровую личность.

    Самым показательным конечным результатом любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся, при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия. Физическое здоровье учащихся зависит от учителя – предметника (особенно биолога), хотя и в меньшей степени, чем от семьи, от состояния физической подготовки в школе, работы классного руководителя, секций и спортивных клубов. Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно – двигательного аппарата, снизить зрение. Что может сделать каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?

    Во – первых, рационально организовать урок, что предполагает на 20 и 35 минутах урока физкультминутки, эмоциональные разрядки, смену видов преподавания и видов деятельности учащихся. Минутками отдыха могут стать игровые разминки. Они и позволяют снять утомление, повысить двигательную активность, дать эмоциональную разрядку. Но если это делает только один или два учителя, результата не будет. Нужна система работы учителей всей школы.

    Во – вторых, главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем. Атмосфера дружелюбия, уважения – то, что сохраняет наше здоровье и здоровье наших детей, наше плохое настроение, которое выливается в раздражение, окриках, равнодушие – то, что разрушает их психику и даёт пример безнравственного поведения. Психологический комфорт, атмосфера дружелюбия, душевности, уважения – всё это формирует учитель. Для того, чтобы сохранить психическое здоровье детей, использую на уроке принципы педагогики сотрудничества: полноценное межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении учеников и учителя от взаимных подозрений, недоброжелательства, неискренности, страха.

В – третьих,  не упускать возможности связать тему  урока с проблемами сохранения здоровья: физического, психического, социального. Не проходите мимо и не жалейте времени, если вам приходится отвлечься на уроке для обсуждения ситуации, связанной с неправильным отношением к своему здоровью ребят – согнул спину, курил на перемене, торопился и упал, не завтракал дома и т.д. Конечно, здесь необходимо чувство такта, чтобы никого не обидеть и не выставить на посмешище, но умалчивать примеры неправильного поведения по отношению к своему здоровью ребят, свидетелями которого вы стали, это давать повод им сделать вывод, что поступать так можно, это пример безнравственного поведения.

В – четвёртых, учитель должен быть сам здоров. Больной учитель не научит детей заботиться о своём здоровье. Как мы о нём заботимся, это дело сугубо индивидуальное, но поглощение лекарств – это не пример заботы о здоровье. Если вы больны и плохо себя чувствуете, то вы не сможете полноценно работать, а если больной учитель героически даёт уроки, то он учит детей наплевательски относиться к своему здоровью.

     Важным условием успешного обучения и формирования социального опыта учащихся является обратная связь. Благодаря обратной связи каждый ребёнок чувствует свою значимость, индивидуальность, его понимают и принимают. У него формируется чувство ответственности, уверенность в себе, умение оценить свои знания. С помощью обратной связи учитель осуществляет контроль  процесса обучения, отслеживает настроение учеников, степень их подготовленности, уровень понимания.

     На уроках биологии можно использовать приёмы устного и письменного контроля. Приёмы устного контроля, которые я использую на уроках биологии:

1. Базовый лист контроля (он содержит основные понятия, которые обязан знать ученик; вывешивается в начале изучения темы).

2. Ответ у доски (учащийся отвечает на 5 вопросов из класса по теме).

3. Опрос по цепочке (рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передаётся другому жестом учителя).

4. Тихий опрос (опрос одного или нескольких учеников полушёпотом, в то время как класс занят работой в группах или проверочной работой, или выполнением дидактических карточек).

5. Программируемый опрос (ученики выбирают один верный ответ из нескольких предложенных на доске).

6. Четвёртый лишний (из четырёх предложенных понятий или других характеристик учащийся выбирает правильный ответ и объясняет свой выбор).

7. Фронтальный опрос.

8. « Поле чудес» (можно использовать при индивидуальном и фронтальном опросе).

9. Идеальный опрос (ученики сами оценивают степень своей подготовки  и сообщают об этом учителю).

     Приёмы письменного контроля:

1. Терминологический диктант (позволяет проверить грамотность написания биологических понятий).

2. Фактологический диктант (по вопросам базового листа контроля; работа в высоком темпе, по 5 вопросов на вариант).

3. Выборочный контроль (работы или тетради с конспектом  проверять выборочно).

4. Тестовые работы (используется материал ЕГЭ пот биологии).

5. Блиц – проверочная работа (контроль по терминам, понятиям проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков).

6. Каждому своё (использование дидактических дифференцированных карточек с учётом уровня знаний учащихся для соблюдения индивидуального подхода).

7. Тренировочные проверочные и самостоятельные работы (отметки в журнал идут только по желанию учеников).

8. Реши проблему (использование проблемных вопросов).

Способы оценивания  могут использоваться разные: оценивание учителем, взаимооценка, без оценки. Большое значение имеет самооценка. Учащимся не всегда легко объективно оценить свои знания, что накладывает на них определённую ответственность. Формируется умение принимать решения в сложных ситуациях, ответственность за свои действия. Всё это помогает в формировании социального опыта.

     В своей жизни учащиеся сталкиваются, и будут сталкиваться с различными проблемными ситуациями, которые предполагают несколько путей решения. Использование проблемного обучения в этом случае играет большую роль. Ребята приобретают необходимый опыт.

     При использовании проблемного обучения учитывают компоненты:

- создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;

-возбуждение мыслительной деятельности учащихся для решения задачи и овладение новыми знаниями;

- расширение и углубление новых знаний;

- осознание и овладение учениками приёмами умственной деятельности по приобретению новых знаний в процессе решения проблемной задачи.

     Проблемные ситуации и познавательные задачи служат не только средством активизации мышления, но нередко определяют развитие склонностей и способностей человека. При использовании проблемной ситуации нужно создать осознанное затруднение у учащихся. Для преодоления затруднения ребятам требуется творческий поиск, что заставляет мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения. Это способствует развитию активных познавательных интересов к предмету. Решая проблемные ситуации на уроке, учащиеся приобретают опыт  для решения жизненных ситуаций, что позволит чувствовать себя в обществе более уверенно.

     Используются следующие типы задач:

  1. задачи на воспроизведение имеющихся знаний. Пример: в чём заключаются основные заслуги К. Линнея перед биологической наукой?; клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?;
  2. задачи, развивающие логическое мышление. Пример: перегной в почве образуется из остатков живых организмов, которые при наличии тепла и влаги перерабатываются микроорганизмами. Почему у нас в нечерноземье почвы бедны перегноем?;
  3. задачи на распознавание натуральных объектов. Пример: рассмотрите препарат растительной ткани. Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение ткани в растении;
  4. задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы. Пример: сразу же после сильного дождя дождевые черви в большом количестве выползают из своих норок на поверхность почвы. Чем можно объяснить это явление? Приведите свои гипотезы;
  5. задачи на развитие исследовательских навыков. Пример: исследователь решил убедиться в том, что дождевые черви действительно перемешивают почву. Какие опыты должен поставить исследователь в лабораторных условиях, чтобы пронаблюдать этот процесс?;
  6. задачи, устанавливающие связь теоретических знаний с практическими. Пример: когда берут кровь из вен, врач накладывает жгут на плечо, пациент сжимает и разжимает кисть руки. При этом вены становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?;

  1. задачи, связанные с самонаблюдением. Пример: измерьте свой рост утром, как только встали, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста.
  2. Задачи, содержащие новую информацию. Пример: морское кишечнополостное  животное актиния имеет щупальца со стрекательными клетками, которые использует для охоты на различных водных животных. Но рыбы-клоуны плавают между щупальцами актинии и остаются при этом невредимыми. Объясните этот удивительный факт.

     Большую роль в формировании здоровой личности играет профилактика вредных привычек на уроках биологии. Раздел «Человек» в большей степени, чем другие разделы биологии, представляет возможности для воспитания здорового образа жизни. Например, для антиалкогольного воспитания подростков. Материал о вредном действии алкоголя на организм можно включать в каждую тему.

     При изучении темы «Организм человека. Общий обзор» учащиеся узнают, что алкоголь, являясь цитоплазматическим ядом, легко проникает в клетки. Вызывая свёртывание белков, он угнетает жизнедеятельность клеток.

     В теме «Кровь. Кровообращение» необходимо рассказать учащимся, что алкоголь вызывает снижение гемоглобина, количества лейкоцитов, эритроцитов и общего объёма крови вследствие отравления красного костного мозга и других кроветворных органов. Страдают сердце и мозг: развивается склероз сосудов мозга, происходят жировые перерождения сердечной мышцы. Алкоголь является идеальным тромбообразующим веществом, которое вызывает свертывание крови.

     При изучении темы «Дыхательная система» ученики узнают, что пары алкоголя отрицательно влияют на лёгкие, приводят к снижению их жизненной ёмкости. Алкоголь осложняет течение лёгочных болезней.

     В теме «Пищеварительная система» ребята выявляют несостоятельность утверждения о полезном действии алкоголя, принимаемого в малых дозах. Алкоголь даже в небольших количествах раздражает рецепторы  и слизистую рта, пищевода, желудка, вызывая обильное слюноотделение и выделение желудочного сока, повышение кислотности. Возникают воспалительные процессы. Обязательно надо обратить внимание на то, что алкоголь на детей оказывает более губительное действие, так как у них слизистая оболочка желудочно-кишечного тракта нежная, легко ранимая и очень восприимчивая к яду.

     Темы «Обмен веществ и энергии» и «Мочевыделительная система» дают возможность осветить вопрос о влиянии алкоголя на процессы усвоения организмом белков и витаминов, на процессы водного и тканевого обменов. Под его влиянием клетки почечного эпителия погибают, не образуется вторичная моча, и из организма начинает выделяться первичная моча. Человек теряет много необходимых организму веществ. Возникают почечные заболевания или почки полностью выходят из строя.

     При изучении темы «Кожа» учащиеся  должны понять разницу между наружным применением спирта (для растирания, компрессов) и употреблением его внутрь.

     Содержание темы «Эндокринная система» позволяет раскрыть влияние алкоголя на гормональную систему. В половых железах происходят дегенеративные процессы в клетках, что приводит к уменьшению выработки половых гормонов. Алкоголь угнетает секреторную деятельность поджелудочной железы, что часто приводит к развитию сахарного диабета и нарушению обмена веществ.

     При изучении темы Нервная система. Органы чувств. Анализаторы» учащиеся узнают, что мозг очень чувствителен к влиянию алкоголя: страдает кора больших полушарий, нейроны перестают нормально работать, и нарушается связь между отделами мозга. Происходит торможение возбуждения из одного центра в другой.

     Тема «Поведение и психика» объясняет ослабление торможения условных рефлексов, нарушение координации движений, снижение самоконтроля при употреблении алкоголя. Особенно опасно воздействие алкоголя на нервную систему подрастающего организма.

     При изучении темы «Индивидуальное развитие организма» раскрывается вредное влияние алкоголя на внутриутробное развитие ребёнка, особенно в первые месяцы, когда происходит закладка органов.

     После изучения всех систем органов человека целесообразно провести обобщающий урок «Вредное влияние алкоголя на здоровье человека». В профилактике вредных привычек у учащихся должны принимать участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета. Это будет оптимальная помощь в формировании здорового поколения.