Духовно нравственное воспитание в современной школе
статья по теме

Ткаченко Наталья Ильинична

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno_nravstvennoe_vospitanie_v_sovremennoy_shkole.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно нравственное воспитание в современной школе

Н.И.Ткаченко

МОУ «Великомихайловская

средняя общеобразовательная

школа Новооскольского района Белгородской области» с. Великомихайловка

Сельская школа исторически являет особый тип школы. Задачи, стоящие перед ней, отличаются особой сложностью в сочетании двух социальных заказов — преимущественной ориентации выпускников на труд в области сельского хозяйства и общей задачей их личностного духовного развития.

Ряд факторов, связанных с историческими условиями, со спецификой среды обитания, характером производительного труда селян, условий их жизни и другие, обусловливают особенности сельской школы и порождают немало социально-экономических, психологических и педагогических проблем, влияющих на духовную жизнь обучающихся и воспитывающихся в них детей, иначе говоря, создают существенные отличия, которые необходимо учитывать при организации функционирования Великомихайловской школы-центра духовного развития личности учащегося.

Селение Великомихайловка основано в конце 16 — начале 17 веков ратными людьми Белгородской черты на землях, пожалованных им за опасную службу. В 19 веке Великомихайловка была довольно крупным населенным пунктом Новооскольского уезда Курской губернии, где насчитывалось 16 тысяч жителей.

О состоянии народного образования в с. Великомихайловка известно, что в конце 19 века частную школу открыл священник Селиванов. В начале XX столетия в слободе имелось три трехклассных церковно-приходских школы, в которых обучалось 126 учащихся и было 6 учителей.

Первая церковно-приходская школа была открыта в 1885 году при Успенском храме. Две другие были при Никольском и Казанском храмах. Дети изучали Закон Божий, церковно-славянское чтение, церковное пение. Рассказы по русской истории преподавались в сугубо религиозном, монархическом духе.

Развитие капитализма в России требовало грамотных работников. Этими обстоятельствами можно объяснить открытие в Великомихайловке двухклассного начального училища с пятигодичным сроком обучения, так называемой образцовой школы для мальчиков и девочек примерно на 60 учеников. О времени ее открытия известно, что она появилась «задолго до начала XX века и поставляла своих выпускников гимназии». Здание образцовой школы располагалось южнее от современного здания школы. В1943 году отступающие немецко-фашистские захватчики сожгли это здание. Первым директором и учителем образцовой школы был Харламов Василий Алексеевич, проработавший в этой должности 50 лет. Первые учителя школы — Фоменко Д.К., Лукьянова А.Д., Секачев Н.Н., Кравцова П.Г., Костенко Е.М., Резцова О.Н.

Кроме образцовой школы, в Великомихайловке была открыта ремесленная школа с трехгодичным обучением для мальчиков, с двумя отделениями — слесарным и столярным. В этой школе обучалось более сотни учащихся. Точная дата ее основания пока неизвестна. Располагалась ремесленная школа в здании, ранее принадлежавшим предпринимателю Хорцеву. Наряду с профессиональной подготовкой в этой школе давались знания в объеме начальной школы того периода. В этом виде ремесленная школа существовала до Октябрьской революции.

В последующие годы в двухэтажном кирпичном здании Хорцева размещалась школа различного статуса и образовательного уровня: с 1918 года — профессионально-техническая школа 2-й ступени, с 1924-1925 годов — образовательная семилетка, с 1930 года — школа колхозной молодежи, наконец, с 1936 года начался перевод семилетки в среднюю школу — был открыт восьмой класс. Первый выпуск школы был в 1939 году ее окончили 25 учащихся.

На фронтах Великой Отечественной войны погибли многие из наших односельчан, среди которых были и учителя: Алимпиев Б.А., Сбитнев Н.Г., Троицкий Н.А.

В послевоенный период школа превращается в культурный и интеллектуальный центр Великомихайловского района, который существовал с 1928 по 1962 годы и включал до 30-ти населенных пунктов. В начале 60-х годов началось строительство нового здания трехэтажной школы со спортивным и актовым залами, столовой, просторными и светлыми залами. Это здание вступило в эксплуатацию в 1963 г. В разное время в школе работали замечательные люди, которые стремились передать подрастающему поколению свои знания, теплоту своих сердец, воспитать настоящих патриотов, горячо любящих свою Родину, свой родной край. Это Грипенко В.П., Деревянко В.А., Деревянко М.Д., Кукушкина А.М., Прохоров Я.А., Скубанович В.Л., Супрун О.Ф., Чикало Н.Е., Шиляев Г.И., Ялынич Т.Д. и др.

В настоящее время в школе обучается 336 учащихся. Коллектив учителей состоит из 39 человек.

Современная специфика условий жизни села Великомихайловка определяется следующими факторами:

• занятостью сельского населения по преимуществу сельскохозяйственным трудом, зависимостью труда от природно-климатических условий, сезонности, неравномерности трудового режима: слитностью труда и быта, особой трудовой мобильностью неотложностью и трудоемкостью участия в домашнем и подсобном хозяйстве, отпечатком трудовой занятости на структуре свободного

времени;

  • малой   плотностью   населения,   ограниченным   числом   жителей,
    отсутствием  анонимности  общения,   слабой  формализованностью
    социальных ролей, сильным социальным контролем общности за
    поведением      людей,      традиционными      обычаями,      местными
    авторитетами;
  • менее   напряженным,   чем   в   городе,   ритмом   жизни,   меньшим
    количеством психологических нагрузок, более простыми формами
    общения;
  • органической    связью    с    природой,    ее    ролью    в    развитии
    сельскохозяйственного производства.

Подобный анализ специфики сельского образа жизни содержится в исследованиях П.Г, Година, Л.И. Зелениной, Л.А. Ивановой, А.Ф. Иванова, Г.Ф. Суворовой, Н.В. Шкарбан и др.

Сельская среда характеризуется:

  • малой    степенью    разнообразия    видов    трудовой    и    досуговой
    деятельности: менее развитым общественным обслуживанием, более
    тяжелыми условиями труда в производственной среде;
  • слабой         представленностью         культурных,         внешкольных
    воспитательных, дошкольных, спортивных учреждений;
  • ограниченностью круга общения, речевой среды.
    Перечисленные характеристики дают представление о трудностях

Великомихайловской сельской среды, однако она располагает и определенными преимуществами, которые необходимо учитывать и использовать в процессе организации духовной жизни сельских школьников.

Близкое знакомство жителей села друг с другом способствует установлению тесных контактов разных возрастных групп, постановке общих задач, имеющих педагогическое значение.

В городе старшеклассники за один и тот же отрезок времени получают гораздо больший объем информации, впечатлений. Они имеют возможность общения с неограниченным количеством разных людей, множественных контактов, встреч, постоянно расширяют свои представления, находясь в многообразных связях и отношениях. Сельский же подросток лишен подобной возможности. Если в современном городе старшеклассник является членом сразу нескольких коллективов и групп, различных социальных миров, не связанных территориально (место жительства, учебы, занятия в кружках, секциях и т.д.), то сельская школа концентрирует общение, внешкольные связи ограничены до минимума.

В настоящее время каждый школьник имеет возможность, несмотря на свой социальный статус, заниматься любимым видом деятельности во внеучебное время.

Таким образом, 339 школьника имеют возможность удовлетворять свои потребности в деятельности 32 объединений, кружков и секций.

Старшеклассник, живущий в городе, может определенное время проводить вне коллективов и групп, существовать анонимно, реализуя свою личностную автономию. Сельский подросток пребывает в иной среде, в которой практически невозможно анонимное существование, где жизнь каждого становится объектом общественного мнения и оценки, жесткого социального контроля.

Специфической чертой жизни сельских школьников является включенность их в сельскохозяйственный производительный труд. Природно-производственная среда окружает детей с малого возраста. Она являет собой некую целостность. Работоспособность, физическая выносливость, способность к принятию самостоятельного решения, распознавание самых незначительных состояний и изменений в предметах труда (почва, растения), развитое пространственное восприятие и воображение — качества, формирующиеся и проявляющиеся в сельском образе жизни. Близость сельской школы к производственной среде открывает для школьников возможности прямого участия в производстве. Важную роль в духовном развитии личности на данном этапе играет учебно-производственная бригада, в составе которой трудятся учащиеся данной образовательной ступени. В распоряжении бригады имеется 138 га земли и небольшой парк сельскохозяйственной техники и инвентаря. Одним и показателей продуктивности работы членов школьной производственной бригады является стоимость обеда в школьной столовой в размере 5 рублей и максимальная обеспеченность столовой необходимыми овощами. Непосредственный труд каждого ученика на пришкольном участке, на школьных полях помогает осознать ценность и значимость труда в жизни человека.

Однако здесь имеется немало проблем. Формирование потребности в труде должно быть связано с его привлекательностью для учащихся, но доля сохранившегося тяжелого физического труда, недостаточно высокая организация работы школьной бригады являются скорее негативными, отталкивающими факторами.

На ориентацию молодежи на сельскохозяйственные профессии, закрепление и развитие главной производи тельной силы общества — трудовых ресурсов как специфических задач сельской школы указывается в ряде теоретических работ и статей (Л.А. Иванова, Е.А. Кондратенков, А.П. Бисько, Н.А. Мойсеюк и др.).

Великомихайловка, являясь крупным селом, имеет среднюю школу. Объективно существующие проблемы преодоления территориальной разобщенности близлежащих сел, удаленности от Нового Оскола, организации полноценного учебно-воспитательного процесса решаются силами школьной и местной администрации. Но анализ имеющихся источников (Б.В. Гарбарец, И.А. Гликман, В.П. Гнатенко, В.М. Дегоев, Л.Ф. Колесников) и наши наблюдения показали, что прерывается веками существовавшая традиция приобщения ребенка к земле, к труду на ней

вместе с родителями и всеми членами семьи, что само по себе является духовной ценностью, одной из главных задач народной педагогики: именно в процессе совместной деятельность происходила передача духовно значимых, непреложных ценностей от поколения к поколению. Сами трудовые процессы ранее обставлялись ритуально — большое значение имели отношения и связи, возникавшие в трудовой деятельности, иначе говоря, учитывался некий нематериальный, духовный результат. |

Утрата духовной близости поколений, трудовых и нравственно-эстетических традиций, свойственных крестьянской общине, — явления типичные, встречающиеся достаточно часто. Общение с влиятельными людьми, в данном случае родителями, — необходимое условие духовного становления личности.

Утратив многие духовные ценности и традиции, семья все же остается главным носителем социальных стереотипов. Так, например, разделение на "мужской" и "женский" труд, создающее относительное неравенство свободного времени, отношение к досугу — чаще бездеятельный отдых, к искусству — утилитарно-прагматическое и т.д. Социальным стереотипом определяется и поведение, и восприятие духовных ценностей, и отношение к ним. Задача преодоления негативных стереотипов, разрушения их является одной из главных задач сельской школы.

Использование традиций народной педагогики в процессе школьного воспитания может быть рассмотрено как средство сохранения самобытности, духовности народа. Бережное отношение к идеям народной педагогики становится необходимым условием организации воспитательного процесса духовной жизни школьников, одной из важнейших задач сельских учителей.

Великомихайловская сельская школа удалена от научно-методических и культурных центров. В селе имеются дом культуры, Музей Первой конной армии, учреждения спорта. Однако, сельский школьник практически лишен возможности общения в действительности с различными видами искусства, постижения духовности, воплощенной в его формах. Дискриминация искусства, духовности в жизни ведет к дискриминации духовного начала в личности. Как показывает практика, трудности сельской среды отрицательно сказываются на результатах духовного становления школьников, лишенных многообразия условий, необходимых для формирования человека, способного нестандартно мыслить, готового к самостоятельному духовно-нравственному выбору и личной ответственности за него. Все это затрудняет процесс духовного развития личности.

В сельской школе важен принцип построения семейных отношений как зоны личностного развития, способствующей "размыканию" внутренних миров членов коллектива, как способ организации их духовной взаимообращенности. Учителя, практически все годы своей деятельности проработавшие в одном и том же селе, учившие и воспитывавшие не одно

поколение своих односельчан, связаны с ними, с одной стороны, одними и теми же бытовыми и социальными проблемами, общими переживаниями, ничем не отличаются от остальных жителей села, но с другой - являясь носителями просвещения, культуры, они просто не представляют себе иных форм взаимодействия, иных отношений. Причем в данном случае семейный тип общения основывается как раз на преобладании психологического, духовного содержания.

Особенностью педагогического коллектива Великомихайловской средней общеобразовательной школы является наличие супружеских педагогических пар и педагогических династий. В школе работают 6 супружеских пар:

  • Коневы   Константин   Васильевич   и   Валентина   Сергеевна   (общий
    педагогический стаж 60 лет);
  • Закутний Александр Николаевич и Закутняя Мария Алексеевна (общий
    педагогический стаж 57 лет);
  • Гончар-Быш   Валерий   Алексеевич   и   Лариса   Николаевна   (общий
    педагогический стаж 20 лет);
  • Щербак     Виктор     Иванович     и     Людмила     Евгеньевна     (общий
    педагогический стаж 60 лет);
  • Гуровы Сергей Петрович и Елена Анатольевна (общий педагогический
    стаж 50 лет);
  • Долженковы   Юрий   Васильевич   и   Светлана   Анатольевна   (общий
    педагогический стаж 20 лет).

В настоящее время в школе творчески трудятся 4 педагогические династии:

Вознюк Ольга Николаевна, учитель истории и экономики, мама — Зуева Елена Владимировна, учитель музыки;

Чикало Людмила Вениаминовна, учитель начальных классов, мама — Еськова Евдокия Яковлевна, учитель математики;

Щербак Виктор Иванович, учитель ОБЖ, мама — Щербак Евдокия Андреевна, воспитатель;

Головань Лилия Николаевна, учитель русского языка и литературы, мама — Чеботарева Роза Васильевна, учитель русского языка и литературы, дедушка — Чеботарев Василий Иванович, зав. Великомихайловского РОНО, учитель истории.

Связь поколений педагогов является одной из отличительных особенностей жизнедеятельности педагогического коллектива в школе. Это доказывает тот факт, что 54 % школьных работников ее бывшие ученики, которые достойно продолжают сложившиеся традиции.

Вместе с тем, проблема кадрового обеспечения образовательного процесса в школе до конца не решена в силу разных причин таких, как низкая оплата труда, возраст работников, нежелание повышения уровня профессионализма и др. В связи с этим возникает противоречие между явной потребностью педагогического коллектива школы в

высококвалифицированных кадрах и недостаточной степенью ее удовлетворения.

Противоречие между ограниченно однообразной средой общения и потребностью в разнообразном, неофициальном общении снимается за счет увеличения спектра неофициальных ролей и позиций в коллективном общении. Учителя в данном случае должны учитывать духовную необходимость в изменении привычных стандартных форм общения. Духовное взаимодействие, духовные формы общения невозможны без доверительного, доброжелательного, сопричастного отношения членов коллектива друг к другу. Доверительность, интимность в общении помогают снять напряжение, способствуют открытости, являются основой межличностных отношений в коллективах "семейного типа".

Особенности, обусловившие специфику сельской школы, требуют от учителя постоянного творческого поиска для успешного решения учебно-воспитательных задач. Творческий поиск учителя, как таковой, является одним из наиболее важных моментов педагогической позиции сельского учителя.

Школа гордится:

Отличниками Просвещения:

  • Прядченко Лидия Александровна;
  • Конев Константин Васильевич;
  • Щербак Людмила Евгеньевна;
  • Педагогами, имеющими Медаль за трудовую доблесть:
  • Жмудская Любовь Александровна;
  • Чернеда Андрей Афанасьевич;

Педагогами, имеющими Бронзовую медаль ВДНХ:

—        Щербак Виктор Николаевич;

Педагогами, имеющими Медаль к 100-летию В.И. Ленина:

  • Дубкова Зоя Иосифовна;
    Почетными работниками:
  • Ткаченко Наталья Ильинична
  • Ерошенко Игорь Викторович;
  • Гурова Елена Анатольевна;

Педагогами, награжденными Почетной грамотой Министерства Просвещения:

—        Калашник Николай Михайлович;

Педагогами, награжденными Почетной грамотой Управления образования

  • Вознюк Ольга Николаевна;
  • Гуров Сергей Петрович,

а также участниками, лауреатами и призерами    конкурса «Учитель года»:

Участники:

1. Ткаченко Наталья Ильинична (1994 г.);

  1. Гончар-Быш Лариса Николаевна (1996 г.);
  2. Тверитинова Ольга Николаевна (1997 г.);
  3. Новикова Наталья Григорьевна (1998 г.).
    Лауреаты:

Щербак Людмила Евгеньевна (1993 г.). Призеры:

  1. Гурова Елена Анатольевна (2 м., 2000 г.);
  2. Гуров Сергей Петрович (2 м., 2003 г.);
  3. Закутняя Мария Александровна (3 м., 2004 г.);
  4. Гончар-Быш Лариса Николаевна (1 м., 2004 г.).

Под педагогической позицией следует понимать отношение педагога к детям, выражаемое при помощи ряда педагогических средств, ведущими из которых являются овладение содержанием различных социально-педагогических ролей, гибкость в ролевом переключении, способность творчески организовать свою деятельность, наличие самостоятельного подхода к учебно-воспитательному процессу. Сама суть педагогической позиции сельского учителя неразрывно связана с проблемами сельской школы. Специфические функции учителя на селе (по сравнению с городом) значительно шире: с его деятельностью, с деятельностью школы связано состояние духовно-культурного фонда деревни, организация просветительской, этической, нравственной, эстетической деятельности. В силу этого позиция учителя в сельской школе психологически более обнажена, открыта для негативных проявлений в морально-психологическом климате педколлектива, социальной среде и т.д.

Одним из определяющих условий достижения качества образовательной деятельности школы является положительный психологический климат. Взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса школы осуществляется на основе гуманистического подхода. Изучение системы отношений (межличностных, деловых, отношений ответственной зависимости) показало, что социально-психологический климат в школе характеризуется доброжелательностью, открытостью, оптимизмом.

Вместе с тем, анализ результатов ежегодного анкетирования показывает, что и воспитанники, и педагоги, и родители в основном удовлетворены состоянием социально-психологического климата в школе. Однако, четко определяются следующие тенденции:

  • отстраненное   отношение   ряда   педагогов   и   родителей   к
    жизнедеятельности школы;
  • стереотипное отношение к воспитаннику как объекту;

« невысокая продуктивность взаимодействия части педагогов со школой.

Однако существует и ряд позитивных особенностей: сами условия жизни села делают фигуру учителя наиболее значимой, представляют простор для развития деятельности. Сельская школа требует также проявления особенных личностных качеств и умений от педагога.

Задача сельской школы заключается во введении подростков в сложный мир, в расширении их духовного пространства, в создании условий для формирования духовного самосознания. Тем более, что часто сельская школа является единственным местом, где только и возможно создать необходимую для старшеклассников духовную среду, атмосферу.

Таким образом, следует подчеркнуть необходимость специальной организации функционирования. Специально организованная школа-центр духовного развития личности учащегося предполагает целенаправленное изменение учебно-воспитательного процесса за счет создания его целостности, обеспечения нового качества воспитания, ориентированного на расширение спектра ролей и позиций его участников, привнесения нового духовного содержания, гуманизации всех сфер жизнедеятельности коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Прочтите внимательно и вдумайтесь (Из "Поучения" сыновьям Владимира Мономаха) "...Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь нач...

"Духовно-нравственное воспитание в современной школе"

Сегодня перед школой стоит много задач - главная, дать возможность ребенку  раскрыться во всем егосвоеобразии, во всей полноте его задатков и особенностей. Но современным детям, на сегодняшний де...

Духовно-нравственное воспитание в современной школе и в частности МОУ "Днестровская СШ№1"

Во все времена люди ценили духовно-нравственную воспитанность .Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению , обнищанию человеческих душ . Моей целью работы в данном направл...

Презентация "Духовно - нравственное воспитание в современной школе"

Презентация о духовно - нравственном воспитании в современной школе...

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Учитель рассказывает о подготовке и проведении в МОУ гимназия №24 мероприятий, посвященных 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского...

"Духовно-нравственное воспитание в современной школе"

Статья о трёх формах духовно-нравственного воспитания в школе(урочная, внеурочная и внешкольная деятельность) с ориентацией на предмет "Литература"....