Формирование умения учащихся задавать вопросы на уроках
статья по теме

Викулова Ирина Вадимовна

В настоящей работе идёт речь о необходимости развития познавательных возможностей учащихся посредством правильной постановки вопроса на уроке. Вопрос, как форма мысли, призван не только повысить инициативность учащегося, но и развить его исследовательские способности. Таким образом, целью данной статьи становится методика обучения умению задавать вопросы на уроках математики. 

Вышеуказанная методика нашла свою реализацию в экспериментальном исследовании, проведённом в течение двух лет с учащимися девятого класса. Результаты исследования представлены в статье.

Также рекомендуется к просмотру "Приложение к статье", содержащее подробный теоретический материал о типах вопросов и условиях, необходимых для развития умения их задавать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья учителя математики Викуловой И.В. ГБОУ СОШ 348 Невского района

 Формирование умения учащихся задавать вопросы на уроках

Постановка проблемы, актуальность исследования

  Современная школа призвана обеспечить учащихся знаниями, отражающими современный уровень науки, развивать самостоятельность, инициативность и исследовательские способности. Поэтому осуществляется постоянный поиск эффективных педагогических средств обучения учащихся, которые способствуют формированию и развитию познавательных возможностей, заинтересованности учащихся в получении новых знаний. Одним из таких средств является вопрос учащегося на уроке, вопрос, как форма мысли.

      В связи с этим возникла необходимость специального изучения   роли вопроса в обучении, способов его использования, влияния вопроса на развитие мышления учащихся, способов формирования умения задавать вопросы.

      Очевидно, что традиционный в прошлом способ объяснения материала, объяснения-монолога учителя, не в состоянии создать условия, направленные на активизацию личных мотивов к учению у обучающегося. Получается, что, рассказывая об удачном своем опыте, или опыте ученого, или автора учебника, учитель невольно утаивает от школьников тупиковые, парадоксальные ситуации в науке.  Такое объяснение рассчитывает на ответное понимание ученика, в противном случае оно лишено смысла

Итак, с одной стороны, вера учеников в то, что учитель предлагает идеальный вариант изложения новой темы или ее развития, блокирует их собственный поиск, с другой,  и у усидчивого ученика отсутствие серьезной критической работы со словом, мыслью, образом часто приводит к плохому и/или кратковременному запоминанию. В условиях данных противоречий, важным представляется формирование такого необходимого умения обучающегося, как способность задавать правильные вопросы, вопросы, стимулирующие познание, ведущие, в конечном счете, к формулировке предположения, гипотезы. Поставленная проблема и обусловила выбор темы исследования «Формирование умения учащихся задавать вопросы на уроках», который представлен в данной статье.

Степень изученности проблемы в современной науке

Роль вопроса в мышлении и обучении - проблема, ведущая свою историю с античных времен и широко разрабатываемая в настоящее время.

В середине XX века в педагогике и психологии начинается исследование значения вопросов учащихся в развитии их логического мышления.

Главная задача математического образования при внедрении ФГОС - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

Согласно  ФГОС общего образования изучение математики в основной школе направлено на достижение определенных целей, среди которых есть такая:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту.
    Для решения этих задач в перечне рекомендованных материалами федерального стандарта включены различные технологии, одной из которых является Технология развития критического мышления (ТРКМ).

Определение предмета и объекта представленного исследования, цель и задачи.

Объект исследования - процесс организации урока направленный на формирование надпредметного умения постановки «правильных» вопросов, создание проблемных ситуаций, когда эти вопросы возникают у учеников.

Предмет – роль вопросов в организации познавательной деятельности обучающихся.

Таким образом, цель данной работы - представить  методику обучения умению задавать вопросы на уроках математики.

В основе  исследования лежит гипотеза: если в процессе формирования у школьников умения задавать вопросы, учащиеся овладеют необходимыми знаниями по структуре, типах, особенностях вопросов на уроке, то умение  школьников задавать вопросы  приобретет новые свойства; изменится их количество и качество,   учащиеся перейдут на более высокий уровень познавательной активности.

Задачи исследования –

  • Сформировать методическую базу стимулирующих вопросов и  ситуаций.
  • Сформулировать методику использования данной базы в применении к различным этапам урока.
  • Эмпирически проверить влияние методики на умение школьников самостоятельно формулировать познавательные вопросы на уроке.

 Выводы в ходе проведенного эксперимента.

Эксперимент состоял из двух не связанных между собой этапов.

  1. Сравнительном анализ активности двух групп учащихся на элективных курсах по подготовке к итоговой аттестации в 9 классе.

Первая группа (16 человек), состояла из учеников в течение длительного периода (2 года)  обучалась с применением данной методики или ее элементов,

Вторая группа (11 человек) – нет.

Вопросы учителя и провоцирующие ситуации

Количество вопросов детей в%

1 группа

2 группа

Служебные вопросы *

Смысловые вопросы

Служебные вопросы *

Смысловые вопросы

  1. Нестандартный вопрос, требующий уточнения.

Пример. Дан треугольник(четырехугольник). Какой треугольник(четырехугольник) дан в условии задачи?

Ответ-Вопрос. Любой. Какой треугольник необходимо рассмотреть в качестве «любого»?

10

25

20

5

  1. Задача с некорректным условием.

Пример. Вычислите значение sinα во второй четверти, если cosα = -0,5

Ответ-Вопрос. Нет решения. Указание на ошибку.  Правильно ли поставлено -0,5? В какой четверти косинус отрицателен?

------

50

------

25

  1. Задача не имеющая решения или имеющая бесконечно много правильных вариантов ответа. Анализ нестандартного результата.

Пример. Уравнение в результате решения которого получается 0 = а, где а число.

Ответ-Вопрос. Правильный ответ. Какие значения может тогда принимать Х, если он «исчезает» из решения?

------

75

10

5

  1. Задача с лишним условием.

Пример. Задача на движение по реке с заданными не согласующимися скоростями движения.

Ответ-Вопрос. Указание на лишнее условие. Надо предлагать разные комбинации данных и варианты решения?

15

15

30

15

  1. Задача с недостающим условием, многовариантная задача

Пример. Дана окружность касающаяся трех прямых.

Вопрос. Это вписанная окружность? Может ли она быть  расположена вне треугольника? Надо рассматривать все случаи?

20

20

50

----

  • Что делать? Как решать? Надо ли записывать условие? И т.д.

Вывод: Учащиеся первой группы задавали меньше служебных вопросов и показали большую вовлеченность в урок и реактивность мышления, задавали больше смысловых вопросов по сравнению со второй группой.

  1. Получение положительных результатов, т.е. получение ожидаемых, поставленных «правильных» вопросов в ходе урока на неподготовленном и незнакомом классе. Класс состоял из русскоговорящих детей, но проходивших программу по математике на эстонском языке. Урок был дан в Эстонии в рамках международного семинара по теме «Проблемы обучение одаренных детей».  

Общее заключение по проблеме.

По мнению исследователей данной проблемы в качестве критериев познавательной активности школьников могут выступать:

1. Вопросы учащихся к учителю. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его не тревожат те нерешенные вопросы, которые имеют подлинно познавательный смысл.

2. Склонность к анализу ошибок, критичность.

3. Способность к переносу знаний.

Взяв за основу анализа эффективности проведенного исследования  эти критерии, можно сделать вывод: 

Повышение способности обучающихся задавать смысловые вопросы на уроке оказывает стимулирующее влияние на уровень познавательной активности школьника.


Приложение

к статье о формировании умения учащихся задавать вопросы на уроках.

 

Определение вопроса.

Вопрос — форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию.

В русском языке, если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию.

Если пишут, то в конце ставят вопросительный знак и используют

вопросительные частицы:

ли, не... ли, что, что же, как, что ли, разве, неужели, что если, а, да, правда, не правда ли, так, так ведь, не так ли, верно; 

вопросительные местоименные слова:

кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, как, где, куда, откуда, докуда, когда, почему, отчего, зачем, насколько. 

С помощью этих средств любое невопросительное предложение может стать вопросом или переспросом. Задающий вопрос обычно ожидает ответа. Исключение составляет риторический вопрос, на который ответ не требуется.

Виды вопросов.

  1.  Условия, необходимые для развития умения задавать вопросы

К сожалению, обычная школьная практика формирует у детей ожидания, что на любой вопрос существует «правильный ответ» и если они будут достаточно подготовлены или сообразительны, то они всегда смогут его найти.

Именно поэтому ситуация, когда учащийся,  не может ответить на вопрос (даже если этот вопрос он сформулировал сам), является неприятной, вызывает желание защититься. Не следует также забывать, как нелегко избавиться от уже сформировавшихся представлений.

Начать коллекционировать условия, необходимые для успешного развития умения задавать вопросы.

  • Ситуацию, когда учащийся не может ответить на вопрос, учителю следует считать нормальной. Если речь не идет о тестах или традиционных контрольных работах, факт затруднения следует воспринимать как обычный. «Мы все постоянно сталкиваемся с затруднениями. Мы для того и учимся, чтобы их преодолевать».
  • Учителю следует использовать больше открытых, творческих вопросов (толстых), на которые можно представить несколько вариантов ответов и которые побуждают к дальнейшему диалогу.
  • Чаще пользоваться «вопросами Коломбо» (по имени известного телевизионного детектива), начинающимися со слов: «Да, кстати, интересно…» и обращенными как бы ни к кому. Преподаватель в форме вопроса делится своим затруднением в присутствии детей.
  • Не следует вопросом заставлять детей защищаться. При соответствующей интонации любой вопрос, начинающийся со слова «почему…», воспринимается, как стремление поставить ученика в ситуацию оправдывающегося.
  • У учащихся должен быть выбор и этот выбор они создают сами. Преподаватель организует работу таким образом, чтобы ученики,  могли составить «банк» вопросов, определяющий затем зону поиска, направление в изучении материала.

 Некоторые стратегии и приемы, которые помогут развить у своих учеников умение задавать вопросы.

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
  • Практические вопросы. Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

"Чтобы научиться правильно думать, нужно ставить правильные вопросы". Какие вопросы?

Концентрировать  своё внимание на мыслях это не означает думать. Так же не означает думать, когда берёшь ответ из своей памяти. Так что получается, задавая себе вопрос, изначально не знаешь на него ответ. А раз не знаешь ответа, то ДУМАЕШЬ, чтобы получить этот ответ. Здесь самое главное направленность на что-то

Список «правильных вопросов»

Вопросы, заданные с целью - помочь обучению других, так же известны как «Вопросы Сократа».

Вопросы для уточнения 

  • Что Вы имели в виду, сказав ______?
  • В чем основная мысль?
  • Как _____ связано с _____?
  • Не могли бы Вы выразить мысль по-другому?
  • Уточните, пожалуйста, Вы имели в виду _____ или _____?
  • Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям?
  • _______, подведите, пожалуйста, итог тому, что сказал ________, своими словами?  Вы это имели в виду?
  • Не могли бы Вы привести пример?
  • Может ли _____ быть хорошим примером для этого?

Вопросы, проверяющие предположения 

  • Какие Вы делаете допущения?
  • Какие предположения делает _______?
  • Что мы можем предположить вместо этого?
  • Мне показалось, что Вы предположили _____. Я Вас правильно понял?
  • Все Ваши утверждения основываются на предположении _____. Почему бы Вам не основывать их на _____ вместо _____?
  • Вы предполагаете, что _____. Как Вы можете оценить справедливость такого предположения?
  • Почему кто-нибудь может сделать такие предположения?

Вопросы, проверяющие факты. 

  • Объясните, пожалуйста, почему Вы так решили?
  • Как это применимо к данной ситуации?
  • Есть ли причины сомневаться в этом факте?
  • Что бы Вы ответили человеку, утверждающему, что ____?
  • Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения?
  • По какой причине Вы пришли к этому выводу?
  • Как мы можем удостовериться, что это правда?

Вопросы, проверяющие понимание перспектив.

  1. Что Вы этим предполагаете?
  2. Когда Вы говорите _____, Вы делаете вывод _____?
  3. Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему?
  4. На что может это повлиять?
  5. Произойдет ли это неизбежно, или возможно/скорее всего произойдет?
  6. Какая альтернатива?
  7. Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно?
  8. Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____?

Вопросы, проверяющие понятность задач.

  • Как мы можем это обнаружить?
  • Что этот вопрос предполагает?
  • Не могла бы _____ задать этот вопрос по-другому?
  • Можем Вы вообще опустить этот вопрос?
  • Вопрос понятен? Мы поняли его?
  • Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему?
  • Все ли согласны, что вопрос в этом?
  • На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?
  • Почему этот вопрос необходим?
  • Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос?
  • Видите ли Вы, как это может соотноситься с ________?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения планировать свою деятельность на уроках трудового обучения учащихся 6-7 классов школы 8 вида.

—Новые задачи, которые ставятся ФГОС перед системой образования,  затрагивают модернизацию многих ее составляющих: изменение метода обучения, изменение результатов обучения и их оценки. Для учите...

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...

Как правильно задавать вопросы на уроках английского языка.

Мы увидим как же правильно нужно задавать вопросы и что такое CCQ.Проверочные Концептуальные Вопросы (CCQ) – это необходимый инструмент для проверки усваеваемости материала, концепции или ключевых сло...

Формирование умений работы с вопросами

Методические  рекомендации по формированию умения работать с вопросами на уроках географии и информатики...

Формирование логических умений учащихся 7 класса на уроках географии

Формирование логических умений учащихся 7 класса на уроках географии. На примере темы "Строение земной коры"...

Учимся задавать вопросы на уроках литературы

Материал, который я приобрела в школе "Учитель в порядке",  подготовлен Юлией Денисовой. Это отчёт по проведенному триз-занятию. Пример ннаглядно показывает, как научить детей правильно...

«ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА»

Что же такое эффективное общение или эффективные коммуникации?Любая коммуникация – это диалог, но она не сводится просто к обмену информацией. Коммуникация всегда значима для ее участников, всту...