«ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА»
методическая разработка по биологии (8, 9 класс)

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

Что же такое эффективное общение или эффективные коммуникации?

Любая коммуникация – это диалог, но она не сводится просто к обмену информацией. Коммуникация всегда значима для ее участников, вступая во взаимодействие с другим человеком, мы стремимся к какой-то цели. Информация при этом является только средством достижения нашей цели. Именно по тому, достигнута ли цель, оценивается эффективность коммуникации.

Для того, чтобы быть успешным в общении и получить нужный результат, надо знать закономерности процесса общения. Любое общение – это процесс, развивающийся по своим законам. Динамику общения можно разделить на 4 этапа:

Задачей первого этапа является установление отношений доверия, контакта с собеседником. После того, как контакт установлен, можно переходить ко второму этапу – изложение проблемы, которую необходимо решить в ходе коммуникации. Третий этап – совместный поиск решения проблемы, обсуждение. Четвертый – получение нужного результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. «ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА»

Что же такое эффективное общение или эффективные коммуникации?

Любая коммуникация – это диалог, но она не сводится просто к обмену информацией. Коммуникация всегда значима для ее участников, вступая во взаимодействие с другим человеком, мы стремимся к какой-то цели. Информация при этом является только средством достижения нашей цели. Именно по тому, достигнута ли цель, оценивается эффективность коммуникации.

Для того, чтобы быть успешным в общении и получить нужный результат, надо знать закономерности процесса общения. Любое общение – это процесс, развивающийся по своим законам. Динамику общения можно разделить на 4 этапа:

Задачей первого этапа является установление отношений доверия, контакта с собеседником. После того, как контакт установлен, можно переходить ко второму этапу – изложение проблемы, которую необходимо решить в ходе коммуникации. Третий этап – совместный поиск решения проблемы, обсуждение. Четвертый – получение нужного результата.

Как же организовать эффективное общение на уроке?

Правило первое: начинайте урок с положительного якоря. Это может быть шутка или нестандартная фраза: например, я говорю слова:"Доброе утро ..." и назову кого-то из ребят класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.  Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"  Доброе утро всем мальчикам!... - Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!... - Доброе утро всем, кто любит конфеты! …

Правило второе: в начале урока должна быть создана мотивация, т. е. у ребёнка должна появиться причина, по которой он будет работать.

Это может быть использование высказываний типа «Я знаю, что вы любопытны», "Вас, конечно, удивит то, что я вам сейчас скажу".  А можно

предложить учащимся прослушать одну из симфоний Моцарта презентация 1 слайд, где различные музыкальные инструменты и каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, но огромное значение имеет конечно дирижер.

Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а какая система исполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре?

Ответ учащихся: (Нервная).

- В чём состоит важнейшая задача дирижера? 

(в объединении частей организма, их согласованной работе).

Почему без нервной системы невозможна нормальная жизнедеятельность организма?— ответы детей).

- Ребята, давайте сформулируем проблему нашего урока?

(Какое значение имеет состояние нашей нервной системы для поддержания здоровья человека?)

- Что мы должны сделать с вами для решения этой проблемы?

(должны  выяснить строение и принцип работы нервной системы в организме человека). Это и будет задачей нашего урока.

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему занятия: «Нервная система – дирижер нашего организма».

На этапе актуализации знаний можно использовать афоризмы: древний китайский афоризм- «Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта – самый горький, путём подражания – самый лёгкий, путём размышления – самый благородный» Я предлагаю вам, ребята, на сегодняшнем занятии встать на путь размышления, и вот первая пища для ума:

- Что такое секрет?

- Назовите все известные значения этого слова?

Такая форма коммуникации применяется на уроке в 8 классе по теме Железы внешней и внутренней секреции.

Правило третье: на уроке необходимо загружать и левое и правое полушарие учеников. Чаще всего в процессе обучения основную нагрузку несет левое полушарие, которое отвечает за анализ информации. Мало задействовано правое полушарие, отвечающее за эмоции и творчество. На уроках всегда есть возможность загрузить правое полушарие. Попросите детей нарисовать какое-то понятие или явление. Дайте задание, которое можно выполнить, только включив воображение. Хорошим способом включить в работу оба полушария являются задания на сравнение. 

Например, я люблю уроки-исследования, на которых создаются лаборатории, в которых дети, например, рисуя, схематично изображают прохождение нервного импульса в процессе безусловного рефлекса чихания при попадании пыли в носовую полость человека. Или составляют последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге при прямолинейном движении спортсмена (беге, ходьбе). Зарисовывают и объясните схему данного рефлекса. На данном этапе урока создаётся атмосфера увлечённости и интеллектуального поиска с целью получения новых знаний.

Учащиеся обсуждают в своих лабораториях поставленную перед ними задачу, дискутируют, это открывает возможность сотрудничества, обогащения смыслами.

Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.

Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда ученик способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами других.

Для этого я, например, использую прием «Эмоционально-музыкальная концовка». Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений. Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

 Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.  Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

«Анкета»

Можно предложить школьникам как вариант небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие этапы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

«Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Активность ученику может быть обеспечена, если педагог целенаправленно и максимально использует на уроке задания: сформулируй понятие, докажи, объясни, выработай альтернативную точку зрения и т. п.

Немаловажную роль играет формирование навыка постановки вопроса. Аналитические и проблемные вопросы типа “Почему? Из чего следует? От чего зависит?” требуют постоянной актуализации в работе и специального обучения их постановке. Приемы этого обучения разнообразны: от заданий на постановку вопроса к тексту на уроке до игры “Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту”.

Очень интересны уроки метапредметные, например физика-биология: «Капиллярные явления в физике и биологии». Например, сформулировать тему урока. 03.00-04.00 видеоурок; объяснить, почему: 08.15-08.50; сформулировать учебную задачу урока 13.22-14.40.

 Кроме того, учитель может использовать приемы исправления “намеренно сделанных” ошибок, формулирования и разработки заданий для товарищей.

Для учащихся 5-7 классов подойдут игровые технологии (уроки - сказки, уроки - экскурсии, уроки - путешествия, в последствии с творческими домашними заданиями), в 8-9 классах - технологии развивающего и технологии проблемного обучения.

В проведение уроков включаются «Мозговые атаки», «аукционы идей», пресс - конференции, уроки-викторины. При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками учителя в проведении урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...

Формирование умения учащихся задавать вопросы на уроках

В настоящей работе идёт речь о необходимости развития познавательных возможностей учащихся посредством правильной постановки вопроса на уроке. Вопрос, как форма мысли, призван не только повысить иници...

Примеры формирования компетентности учеников на разных этапах урока.

На каждом этапе в данной таблице представлены не все возможные виды деятельности, лишь наиболее интересные и часто встречающиеся на уроках....

Выступление на семинаре "Организация познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока"

Выступление на семинаре "Организация познавательной деятельности учащихся  на разных этапах урока".  Рассматривается этап  "построение проекта выхода из затруднения"...

Выступление на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №2 г. Льгова» «Формирование мотивации учащихся на разных этапах урока» (из опыта работы»

Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребёнка ориентироваться ...

Формирование учебной мотивации на разных этапах урока.

Сопроводительная презенгитация к выступлению на тему "Формирование учебной мотивации на разных этапах урока"....