Формирование учебной мотивации на разных этапах урока.
презентация к уроку

Сопроводительная презенгитация к выступлению на тему "Формирование учебной мотивации на разных этапах урока".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование учебной мотивации на разных этапах урока. Подготовила: учитель истории и обществознания Терляхина Н.А. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Льгова»

Слайд 2

« В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» К. Ушинский

Слайд 3

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Необходимо формирование интеллектуальных компетенций следующих видов : установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия поиск и выделение необходимой информации анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей ; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; ; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей ; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;

Слайд 4

. Как же пробудить у детей желание к учению на уроках истории? Есть много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации. Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать основному требованию - быть как для обучающего так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом.

Слайд 5

на уроке может быть представлен цикл деятельности школьника по усвоению новых знаний и способов, в этом случае учебная деятельность должна включать задачи, обеспечивающие готовность именно к действиям добывания нового. эти этапы таковы — от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и так далее).

Слайд 6

I этап урока. Этап вызывания исходной мотивации.

Слайд 7

№ Название приема Формулировка 1. Привлекательная цель. Перед учеником ставится понятная, простая и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. 2. Удивляй! Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. 3. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель даёт загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. 4. Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. 5. Лови ошибку Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками. 6. Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. 7. Пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы. 8. Вопрос к тексту. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. На первом этапе урока современные педагоги используют следующие приемы повышения интереса к учебному материалу.

Слайд 8

Афоризмы. Могут использоваться для определения темы занятия, проблемы, формулировки собственной точки зрения, составления рейтинга высказываний, выделения в них общего и различного, Выделения основных понятий. Высказывания. У него были все ненавистные мне добродетели и ни одного восхищающего меня порока. Уинстон Черчилль Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Михаил Булгаков Лучше жить богатым, чем умереть богатым. Сэмюэль Джонсон

Слайд 10

Художественная литература на уроках истории

Слайд 11

II этап урока. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. .

Слайд 12

все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания ученик чувствует свою успешность ИКТ способны стимулировать познавательный интерес индивидуализировать процесс обучения развивает саму познавательную деятельность В ходе диалогового обучения учащиеся учатся: критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Интерактивные методы

Слайд 13

Работа в группах. продуктивность работы, сплоченность; преобладание хорошего настроения; Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников. способность к диалогу, помощи и сотрудничеству ; признание права иметь свое мнение каждому ученику.

Слайд 14

№ Название приема Формулировка 1. Организация работы в группах. Группы получают одно и тоже задание. Группы получают разные задания. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. 2. Лови ошибку. Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определённому мнению, группа выбирает спикера. 3. Пресс-конференция и вопрос к тексту. Ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам. 4. Своя опора. Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата. Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы. КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 15

Игровые ситуации используются на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся. Игры помогают в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры иногда происходит как бы перераспределения лидерства в классе Игра.

Слайд 16

№ Название приема Формулировка 1. Игры-тренинги. 1.Игровая цель. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. 2. Логическая цепочка. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. 2. Игры в случайность. Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. 3. Театрализация. Разыгрывается сценка на учебную тему. 4. «Да-нетка». Учитель загадывает нечто. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да и нет». . ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 17

Ученики могут высказывать любые мнения, точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Организация такой деятельности должна основываться на определенных правилах: на обдумывание решений конкретной проблемы выделяется маленький промежуток времени, не более 2 минут; предлагаемые способы разрешения ситуации нельзя критиковать, оценивать; отбираются и анализируются наиболее подходящие решения. Данный прием, познавательную самостоятельную активность делает максимальной. Мозговой штурм.

Слайд 18

Революция Буржуазная, промышленная Требовать, изменять, применять Революция – это коренной переворот в жизни общества Если бы не было революций, то наша жизнь была скучной. На уроках истории и обществознания на этапе рефлексии, обобщения применяю метод « Синквейна ». Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение , фраза или предложение (ассоциация с первым словом). Написание синквейна

Слайд 19

Кластер также дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика. Уроки с использованием приемов данной технологии проходят живо и интересно. Например, оформление кластера по теме: «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом» СМИ Политические От чего зависит? От чего зависит? Специализи-рованные Развлека-тельные Информа-ционные Образование Культура Чьи интересы защищает? Чьи интересы представляет? Чьи интересы защищает? Чьи интересы представляет? От чего зависит? От чего зависит? От чего зависит? От чего зависит? Чьи интересы защищает? От чего зависит? От чего зависит? От чего зависит? Чьи интересы защищает? Чьи интересы представляет? интересы предс тавляет? Написание кластера

Слайд 20

Одной из форм обучения, которая может развивать умение логично, доказательно отстаивать свою точку зрения является дискуссия . Дискуссия – это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются разные точки зрения. Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свои позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через себя иную точку зрении и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано каждому человеку от рождения. Элемент дискуссии необходимо включать на всех этапах урока, ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта, у наших учащихся развито еще слабо. Дискуссия.

Слайд 21

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников. Проектная деятельность

Слайд 22

По количеству участников По продолжительности По типу деятельности По количеству предметов 1) личност - ные 2) парные 1) краткосрочные 2) средней продолжительности 3 ) долгосрочный 1) творческий 2) исследова - тельский 3) ролево -игровой 4) практико- ориентированный 5) информацион - ный 1) моно- проект 2) межпред - метный проект . Классификация проектов

Слайд 23

Проект по обществознанию в 6 классе ( из опыта моей работы)

Слайд 24

Всероссийский конкурс «Идеи, преображающие города» Название проекта: Льгов: из глубины веков в современность. Проект подготовлен: Щербакова Алина Владимировна, учащаяся 10 класса Руководитель : учитель истории и обществознания Терляхина Н.А. Образовательное учреждение/место работы: МБОУ «СОШ №2 г.Льгова» Субъект Российской Федерации: Курская Область Муниципальное образование : г.Льгов Льгов – 2018 г.

Слайд 25

Сохранение исторической памяти- одно из главных условий формирования чувства патриотизма. Именно это качество заставляет нас много думать о благоустройстве того, где родился и живешь. Моя малая Родина – старинный (основан в 1152г.) город Льгов, над которым прошумело много исторических ветров перемен.

Слайд 26

Проект по истории. Тема: «Летопись Великой Отечественной войны в судьбе моей семьи.» Выполнил: ученик 9 класса Щадных А.

Слайд 27

Испытываешь необычайную гордость за свою фамилию, когда читаешь, что мой прадед в бою под Берлином, дважды раненый, остался один в живых и, управляя самоходной установкой, уничтожил более 30 гитлеровцев. Прямой наводкой он расстрелял 2 пулеметных дота и раздавил гусеницами три пушечных расчета, когда смотришь на его фото, на фоне покоренного Берлина, то видишь невысокого худощавого солдата, защитившего свою Родину от фашистов. Дойдя до Берлина, он оставил надпись на рейхстаге: « Мы из Льгова».

Слайд 28

Методы и способы Формирования учебной мотивации на уроках истории и обществознания подготовила: учитель истории и обществознания Терляхина Н.А. Всероссийский конкурс «Наша история». 2017г.Проект «Крым-путь на Родину» выполнил ученик 10класса Колупаев М.

Слайд 29

Модульная (блочная) организация подачи материала: - лекция (урок изучения нового материала), -семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), - коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).

Слайд 30

III этап урока. Этап завершения урока.

Слайд 31

№ Название приема Формулировка 1. Своя опора Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. 2. Повторяем с контролем. Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга. 3. Повторяем с расширением. Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. 4. Свои примеры. Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. 5. Опрос – итог. В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока. 6. Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ

Слайд 32

№ Название приема Формулировка 1. Три уровня домашнего задания. Учитель одновременно задаёт домашнее задание двух или трёх уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Второй уровень – тренировочный. Третий уровень – творческий. 2. Задание массивом. Задаётся большой массив сразу – в рамках большой изучаемой темы или повторяемой темы. 3. Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению школьника воспользоваться таким правом. УРОВНИ И В ИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Слайд 33

Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика. Потребность – “Хочу” , мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “ Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры формирования компетентности учеников на разных этапах урока.

На каждом этапе в данной таблице представлены не все возможные виды деятельности, лишь наиболее интересные и часто встречающиеся на уроках....

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Использование инновационных технологий обучения для формирования учебной мотивации обучающихся - инвалидов на уроках истории и обществознания

         Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья – инвалидов, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развити...

Типовые задания с приемами учебной мотивации на различных этапах урока географии

Типовые задания с приемами учебной мотивации на различных этапах урока географии...

Выступление на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №2 г. Льгова» «Формирование мотивации учащихся на разных этапах урока» (из опыта работы»

Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребёнка ориентироваться ...

«ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА»

Что же такое эффективное общение или эффективные коммуникации?Любая коммуникация – это диалог, но она не сводится просто к обмену информацией. Коммуникация всегда значима для ее участников, всту...