Способы организации здоровьесберегающего урока и пути его совершенствования
статья по теме

        Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.   Здесь важно конструирование и осуществление каждого урока.   Не менее важно самосовершенствование и постоянный поиск новых идей,  новых решений, для   осуществления    здоровьесберегающего обучения, где цель – здоровье обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_organizatsii_zdorovesberegayushchego_uroka.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

 Способы организации здоровьесберегающего урока

  и пути его совершенствования

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1.Ухудшение здоровья детей школьного возраста – педагогическая проблема…………………………………………………………………………...42.Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс…………6

3.Способы организации   здоровьесберегающего урока………………….…..11

3.1 С чего начать свою работу?............................................................................11

3.2 Требования к организации здоровьесберегающего урока………………...12

3.3 Структура здоровьесберегающего урока…………………………..............17  

3.4 Методы  и приёмы, которые  предлагаются  для реализации  здоровьесберегающего урока…………………………………………………...17

4.  Здоровьесберегающий урок   и пути его совершенствования……………20 Заключение…………………………………………………………………...…..22

Список литературы………………………………………………………………23

Введение

Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование». Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.  Медицинские исследования  последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. Большое количество детей поступает в школу, уже имея различного рода заболевания, среди которых особо надо отметить неврологические (а следствием их часто являются гиперактивность, рассеянное внимание). За годы школьного обучения  и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Искривление позвоночника, желудочно-кишечные заболевания – вот, что «получают» дети вместе с образованием. Поэтому одной из приоритетных задач    нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий,  устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Таким образом,  перед учителем встаёт проблема: как при отсутствии физической нагрузки и при увеличивающейся психической нагрузке во время урока способствовать сохранению здоровья ученика.

1.Ухудшение здоровья детей школьного возраста – педагогическая проблема

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при  любых социально-экономических и политических ситуациях остается предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Материалы ежегодных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации и ходе выполнения федеральной программы развития образования свидетельствуют о том, что в последние годы здоровье молодого населения страны заметно ухудшилось. Поражает стремительность наступления этой проблемы. В итоге на самом высоком государственном уровне констатируется, что к окончанию школы число здоровых детей не превышает всего 4 – 5%.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. физически здоровыми рождаются не более 14 % детей;
  2. 25 – 30 % детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  1. 90 – 92 % выпускников средних школ находятся в «третьем» состоянии, то есть они еще не знают, что уже больны;
  2. только 4 – 5 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

Как видим, имеет место тенденция к значительному сокращению здоровых детей и резкому увеличению детей больных и детей с ослабленным здоровьем.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как здоровье человека зависит не только и не столько от уровня развития медицины и организации здравоохранения, сколько от решения общих социальных и политических вопросов. Сужение проблемы здоровья до уровня медицинского, уровня здравоохранения решает лишь отдельные частные задачи, но не проблему в целом. Поэтому в последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья людей в системе образования, которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики и других наук.

2.Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс

Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами. Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д. Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.  

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий   обучения –    обеспечить    школьнику  возможность   сохранения    здоровья    за   период обучения    в школе,    сформировать у него необходимые   знания, умения и навыки   по   здоровому  образу  жизни, научить    использовать полученные знания в повседневной жизни.  Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. Д., — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с
возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и
гигиеническими требованиями);

соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным
возможностям ребенка;

необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный
двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров К. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

 использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

 учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы;

 создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии;

 использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей
деятельности учащихся
, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Функции здоровьесберегающей технологии:

Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.

Информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.

 Диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком.

 Адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на
здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние
собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.

3.Способы организации   здоровьесберегающего урока

3.1 С чего начать свою работу?

В первую очередь, необходимо составить карту здоровья каждого ребенка, в которой необходимо отразить заболевания, психологические и психосоматические особенности и отклонения, если таковые имеются. Опираясь на карту, определить уровень интеллектуального развития (низкий, средний, высокий). Распределение по уровням дает возможность подобрать для каждого ученика индивидуальный подход. Это позволит решить главную задачу педагога, повысить учебную мотивацию, через создание благоприятной образовательной среды: атмосферы доброжелательности, создание ситуации успеха для каждого ученика. В этом случае немаловажную роль играет эмоциональный компонент мотивации (поощрение, оценивание малейшего положительного результата, установление добрых взаимоотношений между учителем и учеником).

Здоровьесберегающее обучение  направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Правильно организованный здоровьесберегающий урок способствует – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающее обучение в педагогической деятельности, необходимо применять образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:

Личностно-ориентированные, где в центром образовательной системы  является личность ребёнка,   комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

3.2 Требования к организации здоровьесберегающего урока.

Педагогу для организации и проведения  здоровьесберегающего  урока необходимо учитывать основные   требования:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение упражнений и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

-         быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

-         спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

-         задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся.     Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы.  Для исключения перегрузки школьников   все этапы    урока должны быть тщательно продуманы  с точки зрения рационального использования времени. Отсюда следует, что    важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока.

При подготовке к уроку необходимо учитывать:

  1. Динамику работоспособности в течение рабочего дня:

8 – 12 часов – первый пик работоспособности;

16 – 18 часов – второй пик работоспособности.

  1. Динамику активности обучающихся на уроке:

  1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);

 5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);

  21 – 35 минуты  - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала);

  36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения,  необходимы физкультминутки.

Физкультминутки на уроках могут быть разнообразными: гимнастические упражнения, знакомые ребятам по урокам физкультуры, точечные массажи ушных раковин, «третьего глаза», гимнастики для глаз, зарядки-  релаксации.  Некоторые из них рекомендованы СанПиНом.

Виды физкультминуток:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

гимнастика для слуха;

упражнения, корректирующие осанку;

дыхательная гимнастика.

Требования к проведению физкультминуток:

комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

При планировании урока можно включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение.    Видами релаксации могут быть различного рода  движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель – запомнить программный  материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения.  

3.3 Структура здоровьесберегающего урока.

Структурными элементами урока выступают:

приветствие;

опрос самочувствия;

релаксация;

оздоровительные упражнения;

рефлексия;

прощание.

Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит  все элементы от приветствия до прощания.

3.4 Методы  и приёмы, которые  предлагаются  для реализации  здоровьесберегающего урока.

Для реализации здоорвьесберегающего урока предлагаются педагогические методы и приёмы обучения:

1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится!  Я справлюсь! Мне всё по силам!" б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе" в) рисование на полях тетради  различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.

2.  Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, самомассажа, дыхательной гимнастики, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости, а значит сохранение, укрепления и развития своего здоровья, релаксации. Ребята осваивают и используют эти способы снятия напряжения и усталости.

3. Учёт ведущей модальности, темперамента.

4. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети научатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственною позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

5. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.

6. Идти от реальных индивидуальных способностей ребёнка.

7. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя.

8. Включение в уроки заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.

9. Личный пример учителя. Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятие иной точки зрения, умением слышать и слушать, умением понять и принять другого человека, овладевают способами формирования правильной осанки и т.д.

10. Организация саморефлексии. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делают на уроке, что им помогает и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.

4.Здоровьесберегающий урок   и пути его совершенствования

Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.   Здесь важно конструирование и осуществление каждого урока.   Не менее важно самосовершенствование и постоянный поиск новых идей,  новых решений, для   осуществления    здоровьесберегающего обучения, где цель – здоровье обучающихся.  

 Нетрадиционные формы проведения уроков также могут быть эффективны в достижении поставленной цели: уроки –соревнования, уроки  в форме КВН, уроки-экскурсии, уроки творчества.

Использование информационных технологий вносит динамику в процесс обучения и вызывает большой интерес у учащихся,  но всё хорошо в меру.

Движение, активность, изобретательность  на уроке, когда дети на   уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения. Использование элементов театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. 
Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей. 
Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.

Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе. 
     «Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе  и     здоровьесбережения.

Заключение

Подводя итог выше изложенному, могу сказать следующее.

Здоровье во многом зависит от  того, насколько умело мы умеем пользоваться этой уникальной конструкцией, которую мы собой представляем как открытую биосистему. А умение оптимально, эффективно, своевременно использовать свой биопотенциал – это не что иное, как зафиксированный условный рефлекс, стереотип, навык, который формируется, развивается, закрепляется различными педагогическими приемами. Именно в школьном возрасте эффективно обучение здоровью. Работа по здоровьесбережению на уроке должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.

 

 

 

Список литературы

  1. Баль,  С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]  /     С.В. Баль, С.В. Барканова. –   М. , 2002
  2. Гордеева, В.В. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса.  Здоровьесберегающие технологии [Текст] :   Вып.5/  Г.И.Викулова. –   Волгоград: Учитель, 2008 .  
  3.   Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] :    1-4классы/   В.И. Ковалько. –   М.: ВАКО, 2004 .  
  4. Смирнов, Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст]  /    Н.К. Смирнов. –   М. , 2003 .  
  5. Татарников, Л. Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей [Текст]  /     Л.Г. Татарников. – Санкт – Петербург, 2004.  
  6. Петров, К.  Здровьесберегающая деятельность в школе  [Текст] /  К. Петров // Воспитание школьников. – 2005. - № 2. – С. 19-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мой путь профессионального совершенствования"

Обучать — значит  вдвойне учиться.   Жубер Ж....

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»  Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, ...

Один из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

Я предлагаю статью из личного опыта об одном из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Особенности работы учителей физической культуры в организации здоровьесберегающего урока в средних классах

Данная работа состоит в разработке личностно-ориентированных физкультурно-оздоровительных учебно-методических материалов, обеспечивающих формирование здоровьесохранных компонентов развития личнос...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ.

в материале показан способ организации образовательного и воспитательного процесса  в хореографии...

Эффективные способы организации современного урока

Материал для педсовета или собрания МО...

Эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО в рамках реализации оброзовательных стандартов

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового о...