ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ.
статья ( класс) по теме

Гмыра Светлана Александровна

в материале показан способ организации образовательного и воспитательного процесса  в хореографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovannye_tehnolgii.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ.

Мы сегодня много говорим о здоровом образе жизни, и о том, как сохранить здоровье в современном мире при условиях быстро развивающей цивилизации. Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и больному, и здоровому человеку.

В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что здоровье  – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Стрессы, всплески вирусных заболеваний,  гиподинамия, вредные привычки  подстерегают  нас на каждом шагу.  Как научится противостоять таким факторам и  воспитать здоровую личность?  Ответ, наверное, будет   однозначным,  нужно сформировать    культуру здорового образа  жизни, в которой  будет  определенный уровень знаний,  физической культуры и  социально-духовных ценностей.

Большая роль,  пожалуй, самая  важная  отводиться образовательным учреждениям  и особенно  дополнительному образованию.  Посещение детьми  спортивных секций  и детских объединений, есть отличная профилактика  вредных привычек.  Это  возможность  заинтересовать ребенка в  творчестве  и отвлечь его от влияния улицы.

Современное образование  по-новому  выстраивает  отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки  жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Это является одной из приоритетных   задач образовательного процесса.   Для  данной работы  педагоги в своей  деятельности наряду с различными технологиями  используют здоровьесберегающую.

Здоровье формирующие образовательные  технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у обучающихся  культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Использование  здоровьесберегающих технологий   в работе хореографических  объединений  позволяют создать:

  1. хорошие условия обучения ребенка  (отсутствие стресса, адекватность методик обучения и воспитания)
  2. рациональную организацию  учебного процесса (гигиенические нормы,  организация  расписания в соответствии с возрастными особенностями)
  3. соответствие физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.

Хореография  делают свой и весьма существенный вклад в дело оздоровления подрастающего поколения.

Врачи подсчитали, что на двигательную активность детей приходится всего 15 % суток, а 85 % времени дети находятся в состоянии гиподинамии  (школьные уроки,  игры за компьютером).  А вот  у детей, занятых двигательным развитием:

  • повышается ферментативная активность крови,
  • улучшаются показатели иммунитета, 
  • уменьшается частота функциональных изменений осанки. 
  • средняя за год заболеваемость снижается 
  • уровень физической и умственной работоспособности       повышается.

          В совокупности данная работа  способствует  развитию природных способностей ребенка:  нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством и культурой.

Рассказывая  о технологии здоровьясбережения  в хореографической школе Дома детского творчества «Гармония» можно сказать,  что  она  классифицируется на  узкоспециализированную и интегрированную.

В  узкоспециализированную технологию   входит -  медицинская. Это обеспечение гигиенических условий и  соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, оформление хореографического класса по нормам Сан Пин,  организация  медицинского осмотра обучающихся  и допуска к занятиям,  требование  к форме одежды  на занятиях.

К интегрированным  технологиям относятся:

  • оздоровительные  (физическая подготовка);
  • технологии  обучения здоровью   (включение в образовательный процесс  инструктажей,  бесед,  игровых  программ,  деловых игр  на тему здорового образа жизни, профилактике ПАВ);
  •  воспитание культуры здоровья  (организация спортивных, культурно-массовых мероприятий, фестивалей, проектов, акций)

       Весь процесс обучения в хореографической школе   связан  с оздоровительной технологией  т. к. вся работа основывается на двигательной активности.  В процессе обучения  дети приобретают  красивую осанку, подтянутые мышцы,  тренированный вестибулярный аппарат.

И чем большим запасом хореографических навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и возможность реализовать себя в активном современном мире. Позы, перемещения, прыжки, вращения, повороты, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма танцевальные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. Поэтому  четкая организация  занятия, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и рекомендаций педагога,  сочетаются с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. Занятия базируются на изучении от простого  к сложному, от самовыражения себя до участия в общем танцевальном коллективе.

 Успех  образовательного процесса основывается на учете возрастных особенностях детей и подростков.

В организации учебного процесса, на занятиях младшего школьного возраста  используется несколько видов учебной деятельности: показ, опрос,  слушание, рассказ, ответы на вопросы и т.д. Чередование видов преподавания:  словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа,  дает возможность длительно поддерживать  работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления.   Целесообразно  в организации обучающего процесса опираться на межпредметные связи: с окружающим миром (в таких вопросах, как  требования к одежде, работе мышц, режим дня и др.); музыкально-ритмическим воспитанием (ритм, темп, характер музыки); изобразительным искусством (красота движений, поз).

Для рациональной организации учебной деятельности  среднего и старшего  звена  используются  на занятиях видеоматериалы, средства ИКТ,  так как это способствует развитию и стимулирует интерес обучающихся. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и  усиливает индивидуализацию  обучающегося процесса.

Одним из важнейших принципов  обучения по здоровьесберегающей технологии  является психологический комфорт детей во время занятия. Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому, позитивная реакция педагога на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Технология  обучения здоровью   включает в себя беседы  на тему  «Воздух, вода и правильная еда», «Правила поведения на воде», «Правила поведения во время экстренных случае», «Правила поведения в холодное время суток»,  игровые викторины «Суд над микробами»,  интерактивные игры.    

Одной  из самой популярной и продуктивной технологией в организации деятельности хореографической школы является  воспитание культуры здоровья.  На протяжении 3-х лет в хореографической  школе реализуется воспитательный проект «Детская выездная филармония»,  в которую входит организация концертной деятельности на территории Борского района.  Тематикой таких концертов   «Береги здоровье смолоду»,  «Лето впереди себе не навреди».

Подводя итог, хочется сказать, что каждое занятие в хореографической школе  направлено на поддержание у  обучающихся  хорошей физической формы  и на формирование  пожизненной установки на здоровый образ жизни.

Хотелось бы закончить словами Курта Воннегута, из речи, произнесенной перед выпускниками Массачусетского Университета в 1995 году: «Тело – это самый прекрасный инструмент, которым вы когда - либо будете обладать. Танцуйте, даже если вам негде этого делать, кроме вашей гостиной…» Танцуйте и будете здоровы!

Библиографический список

  1. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с.
  2. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Составитель И.А.Мухина. Выпуск 1.-СПб., 1995
  3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей -М.,1997.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации. М., 1998.
  5. Смолкин А.М. Методы активного обучения, М.: Высшая школа, 1991.
  6. Чупаха И.В., Пужаева Е.Е. Соколова И.Ю. Здоровьесберегащие технология в образовательно – воспитательном процессе – М.: Илекса, Народное образование, Ставрополь, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении

В работе представлен материал, характеризующий понятие "Здоровье человека", "факторы здоровья" , обозначены "школьные факторы риска здоровья ребенка" . Автор  в работе подробно ...

Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе

Программа развития: «Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе» является руководством к созданию модели здоровья   школьника. Программа «Здоровьесберегающая дея...

«Повышение качества проведения образовательных занятий, дополнительного образования, на основе внедрения информационных технологий» «Использование ИКТ в воспитательном процессе»

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс  включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновени...

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы»

Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка – здоровье общества» 16.02.2012.  Выступление заместителя директора по ВР Мартьяновой О.В....

Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса

Важнейшим показателем благополучия общества и государства является состояние здоровья подрастающего поколения. Следовательно, необходимо формировать особую, щадящую среду, где учитываются все трудност...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ"

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ...

МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ.

МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  НА ЗАНЯТИЯХ  ПО ХОРЕОГРАФИИ....