МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ.
материал

Антон Сергеевич Щербак

МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  НА ЗАНЯТИЯХ  ПО ХОРЕОГРАФИИ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВСПИТАТЕЛЬНМ ПРОЦЕССЕ  НА ЗАНЯТИЯХ  ПО ХОРЕГРАФИИ.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ        НА                 ЗАНЯТИЯХ                               ПО ХОРЕОГРАФИИ……………………………………………………...9

ГЛАВА 2. РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФ………………………………………….……………….....13

ГЛАВА 3.  ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА УЧЕНИКОВ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХОРЕОГРАФИИ ………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..17

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнило впоследствии. Важно, чтобы уже в - первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.  Так же можно сказать, что  музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие - мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической  программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Сегодня есть исследования, доказывающие положительное воздействие музыки на малыша в утробе матери. Все знают, что живущий в животике мамы будущий человечек все понимает и слышит. Звуки музыки сохраняются в мозгу ребенка, оставляя там матрицу впечатлений. Именно они влияют на активное развитие коры головного мозга. В свою очередь она отвечает за умение запоминать, анализировать, одним словом показывает уровень способностей малыша к обучению. И потом, прослушивая произведения Моцарта, Бетховена, Вивальди вы прививаете своему малышу хороший вкус и укрепляете его нервную систему. Младенец, слушая мелодию карусельки над кроваткой, замирает, успокаивается, перестает плакать.

В работе над развитием творческих способностей, особенно на ранних его этапах, существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Их использование вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятия, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу

Актуальным  и значимым для современной музыкальной педагогики остается поиск действенных механизмов музыкального воспитания; разработка инновационных авторских методик музыкального образования и воспитания, а также глубокое осмысление состояния музыкального воспитания в России.

Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс в детском хореографическом коллективе.
Предмет исследования: Роль музыки в учебно-воспитательном процессе.

Цель: Рассмотреть музыку и ее роль в учебно-воспитательном процессе на занятиях по хореографии.

Задачи: 
1. Изучить понятие музыка на занятиях по хореографии.
2. Рассмотреть роль концертмейстера в учебно-воспитательном процессе.
3. Проанализировать влияние музыки на учеников во время занятий по хореографии.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ.

Дать одно исчерпывающе точное определение явлению, называемому «музыка» невозможно. Материалом музыки является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха, мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки  –     явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Таким образом, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека.

Музыка является ритмическим организующим началом танца, танец очень тесно переплетается с ней. Музыкальное сопровождение отражает преимущественно человеческие переживания, тем самым придает особую выразительность танцу, соединяясь с движениями, мимикой и жестами. А также музыка помогает художественному описанию образов, дополняет сюжет танца, предопределяет общее развитие действия. Таким образом, музыка в танце используется в трех аспектах: иллюстративном (как средство, усиливающие драматическое содержание действия), программном (как характеристика персонажа с помощью костюма, грима, музыки т. д.) и драматическом (как дополнительный стержень действия, являясь отражением всех этапов танца). «Важно, чтобы музыкальный материал… был разнообразным по содержанию, ясным по форме, четким в ритмическом отношении». Без строгой ритмической системы танец не будет танцем, а лишь разрозненным набором движений. «Ритм подчиняет себе, каждое движение престает быть произвольно и случайно изменяющимся… Ускорение, замедление или равномерность движений выражают моменты содержания».

Основное положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции. Также музыка активизирует волевые усилия, вызывает эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Она должна быть ритмичной, жизнерадостной, побуждать к движениям. Как показывают исследования, мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды, положительно влияют на работу мышц. И, наоборот, когда музыка раздражает - пульс учащается, сила сердечных сокращений становится слабее и работа мышц снижается.

            Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Мы хорошо знаем, что именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно-познавательный смысл, необходимый для личностного и общественного развития детей. Такое включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный практический опыт.
          Музыкальное сопровождение на занятиях хореографией должно быть непрерывным, ритмичным и состоять из популярных мелодий. С занятий дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда, вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
  • художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом Для того, чтобы дети умели соотносить музыкальную композицию со своими движениями, их необходимо познакомить с простейшими музыкальными понятиями:
  • Музыкальный квадрат;
  • Ритм и темп музыки;
  • Начало музыкальной фразы.

Ритм – временная организация музыкальных звуком, основанная на чередовании слабых и сильных ударений. Благодаря музыкальным средствам, ритм отмечается акцентами. В инструментальной музыке количество акцентов выделяют с помощью ударных инструментов. Подсчитав количество акцентированных звуков за единицу времени, можно определить темп, от которого зависти скорость выполнения упражнений.
         С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить простые правила:
• Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе;
• Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться;
• Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.

          На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества. Умение понимать музыку – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет.
Большое значение имеет настрой перед занятием и сразу после него. Музыка помогает быстрее включиться в предстоящую работу, а также выйти из нее. Для занятий музыкальное сопровождение следует подбирать в зависимости от возраста занимающихся, их подготовленности, интересов, этапа обучения, структуры урока, решаемых задач и т.д. Музыкальные программы желательно постоянно обновлять, использовать различные музыкальные произведения.
         Знакомить детей с музыкальными понятиями, развивать музыкальный слух целесообразно в игровой деятельности и на музыкальных занятиях.
Синтез музыки, физических упражнений, хореографии и фантазии - отличная возможность развития у детей чувства ритма, музыкального такта, умения слушать музыку и откликаться на нее красивыми движениями тела.

Любая хореография напрямую зависит от музыкального материала. Посредством пластики движения и его эмоционального наполнения балет, так же как и отдельный танец, должен отражать драматургию, заложенную в музыке.

На первых урока  педагог должен рассказать детям о значении музыки в хореографии, обосновать её связь с движением, поскольку музыка не служит лишь для развлечения и отбивания счёта. Музыкальное сопровождение развивает ритмичность, умение отличать музыкальную фразу и чувствовать музыкальный квадрат. Мелодии не должны быть однообразными, так как повторение изо дня в день одной и той же мелодии порождает механичность исполнения и притупляет музыкальное восприятие.
        Музыкальное оформление урока  должно быть законченным по форме, которая по характеру, ритмическому рисунку и динамике должна соответствовать танцевальным движениям, сливаясь с ними в одно целое.  В музыкальном оформлении урока  должно быть соблюдено то же единство, но формы этого единства здесь проще» .


       В младших классах преимущество отдаётся простому, доступному для детского восприятия, музыкальному материалу. Ритмический рисунок учебного примера должен совпадать с ритмическим рисунком аккомпанемента, но даже в элементарном виде он должен сохранить свою сопряженность с движением.
В средних классах музыкальный материал становится более разнообразным. Педагог уже может составлять учебные примеры на специально подобранный концертмейстером нотный материал. Музыкальное оформление уроков  в старших классах отличается использованием более сложных размеров, более быстрых темпов, выразительностью, более сложным сочетанием элементов, соединяющихся в одну комбинацию.

             В старших классах учащиеся должны стремиться соединить технические сложности с характером исполняемого элемента, наполняя движение эмоционально-музыкальной выразительностью. Необходимо также требовать от акомпониатора  не только профессионального сопровождения, но и интересного музыкального материала. Музыка должна помогать ученику не только в темпоритмическом исполнении движения, но и воспитывать эмоционально, подсказывать ему определенное настроение.
        Грамотный подбор музыкального материала формирует чувство стиля , музыкальной эстетики и способствует развитию актерской и музыкальной выразительности. Это во многом зависит от правильного подобранного музыкального оформления урока.

ГЛАВА 2. РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ

Искусство танца без музыки существовать не может. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале.  Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей.

                  Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.  Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму.

Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.

Концертмейстер это - полноправный участник творческого процесса, соавтор педагога. Работу концертмейстера хореографического отделения необходимо рассматривать как неотъемлемую часть единого процесса обучения хореографии, а содержание музыкального материала, репертуара и его исполнение — как основу развития творческого и эмоционального начала учащихся, их эстетического воспитания. Кроме владения техникой исполнения, концертмейстер по классу хореографии помогает учащимся услышать музыку и прочувствовать ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока.Постоянная совместная работа педагога — хореографа и концертмейстера в одном классе предполагает координацию их действий и усилий.

         Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Выбор музыкального репертуара – это коллективная работа педагога и концертмейстера. В одних упражнениях движения являются сильными, энергичными, активными, в других — мягкими, плавными, сдержанными, и музыка должна отражать характер танца и усиливать восприятие. С первых уроков по освоению основных элементов танца до построения сложных композиций преподаватель — хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим произведения современной, отечественной и зарубежной классики. Так как разучивание танцевальных номеров идет в слиянии с слушанием музыки, расширением музыкального кругозора и эмоциональной отзывчивости.

           Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений с ясно прослушиваемой фразировкой.

Все заданные педагогом — хореографом комбинации урока должны подчиняться музыкальной фразировке или тактовой квадратности (строиться по равномерным частям «квадратам»).

            Профессиональный рост концертмейстера не возможен без начальных знаний и навыков своего дела:

1. Чтение с листа

2. Знание основ хореографии, для организации музыкального сопровождения

3. Умение одновременно играть и видеть танцующих

4. Умение импровизировать вступления, проигрыши, заключения.

           Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно аккомпаниатор  исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере, музыки, ритмическом рисунке, динамике.

          На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Таким, образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком: марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются не большие для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини — этюд или воплотить конкретный образ под заданную музыку.

           

В обязанности концертмейстера в хореографических классов входит репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и обновлять. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, неэмоциональному выполнению упражнений танцующим. Нежелательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Качество хореографических занятий зависит от правильного подбора музыкального сопровождения, нотного материала. Концертмейстер постоянно находиться в поиске,  урок  требует постоянного внимания, нужна хорошая интересная музыка, музыкальная литература.

           Профессия концертмейстера хореографии представляет собой особенный, уникальный и ни с чем несравнимый комплекс. Комплекс умений и навыков, комплекс необычайно развитых слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанный на глубоких знаниях музыкально-хореографической природы предмета. Музыка в руках концертмейстера - это тот фундамент, на котором держится сегодня искусство хореографии.

           Это профессия, необходимая хореографической сцене, профессия, требующая от  аккомпаниатор творческой самоотдачи и даже актёрского перевоплощения.

           Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность.  Он должен уметь применять свои знания, продемонстрировать владение техникой. Концертмейстер и педагог - одно целое. Их взгляды и мнения должны совпадать.

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА УЧЕНИКОВ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХОРЕОГРАФИИ

Музыкальное воспитание является одной из важнейших составляющих гармоничного развития детей, которое представляет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное. Музыка способствует гармонизации и развитию всех духовных способностей ребёнка и тесно связана с нравственным воспитанием. Благодаря музыке дети интуитивно тянутся к добру.Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.

             Хореография - это искусство, любимое детьми, оно приобщает маленького человека к миру Прекрасного, способствует его гармоничному развитию, развивает музыкальную память, музыкальный кругозор, физическую силу, выносливость, раскрывает творческие способности. Хореографическое искусство и музыка связаны многими нитями. Музыка даёт пластике ритмическую основу, она определяет её эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца.

            С первых занятий у детей активизируется связь между музыкой и движением. Первостепенной задачей на уроках хореографии является музыкально-ритмическое воспитание. Выполнение всех движений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Музыка воздействует на эмоции, создаёт у детей определённое настроение, влияет на выразительность детских движений.

           

В соответствии с разным характером музыки движения детей приобретают разный характер. Они могут быть чёткими, энергичными и лёгкими, мягкими, плавными, спокойными. А музыка должна быть яркой, эмоциональной и понятной детям, тогда она будет способствовать усвоению танцевальных движений.  Подбираю несложные мелодии с прозрачной, ясной фактурой, жанровой определённостью: марш, полька, вальс и др.

          Все действия детей, будь то игра или какое-либо хореографическое движение, сопровождает музыка. Дети невольно обращают внимание на это. Музыкальное развитие идёт по возрастающей линии. Ребята накапливают не только хореографические знания и умения, но и музыкальные. Умение владеть эмоциями у детей развивается постепенно, так же, как и подчинение, общим требованиям педагога и коллектива. В процессе занятия хореографией развиваются эстетические и интеллектуальные чувства ребёнка. Дети постепенно начинают осознавать и контролировать свои эмоции, ориентируясь на реакцию педагога и родителей. Внимательный педагог-хореограф замечает существенные изменения в эмоциональной жизни своих учеников.

           В танце ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности: ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия детей в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребёнка.

           Умение владеть эмоциями у детей развивается постепенно, так же, как и подчинение, общим требованиям педагога и коллектива. В процессе занятия хореографией развиваются эстетические и интеллектуальные чувства ребёнка. Дети постепенно начинают осознавать и контролировать свои эмоции, ориентируясь на реакцию педагога и родителей. Внимательный педагог-хореограф замечает существенные изменения в эмоциональной жизни своих учеников. Важно, чтобы преподаватель создал приятную психологическую атмосферу на занятиях для выражения положительных эмоций детей. При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух на уроке, т.к. это притупляет музыкальное восприятие ученика. Объяснив ученику, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать ему возможность вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только вначале обучения нового упражнения. Особенное внимание должно быть обращено на качество музыкального оформления урока начального обучения, необходимо остерегаться сведения его к сухому отбиванию такта-счета. Музыкальное оформление должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь урок должен быть построен на музыкальном материале. Переходы от упражнений у палки к упражнениям в середине зала, а также поклоны при входе в класс и после окончания урока должны быть музыкально оформлены, чтобы дети привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой. Качество музыкального оформления уроков хореографии во время занятий классическим танцем в младших классах должно находиться на высоком уровне, т.к. именно здесь дети знакомятся с музыкой в ее связи с движением. Поэтому крайне важно дать учащимся с самого начала правильное представление о принципах и закономерностях этой связи. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется выделить тот факт, что музыка играет огромную роль в учебной - воспитательном процессе по хореографии.

Понятие музыка отражает преимущественно человеческие переживания, тем самым придает особую выразительность танцу, соединяясь с движениями, мимикой и жестами. А также музыка помогает художественному описанию образов, дополняет сюжет танца, предопределяет общее развитие действия, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Основным и полноправным участником творческого процесса и соавтор педагога является, конечно же, концертмейстер. Работа концертмейстера хореографического отделения - это неотъемлемая часть единого процесса обучения хореографии. Концертмейстер всегда находиться в поиске,  урок  требует постоянного внимания, музыка должна отражать характер танца и усиливать восприятие.  

             И в конце всего сказанного можно прийти к окончательному заключению, что музыкальное воспитание является одной из важнейших составляющих гармоничного развития детей, которое представляет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное. Музыка способствует гармонизации и развитию всех духовных способностей ребёнка и тесно связана с нравственным воспитанием. Благодаря музыке дети интуитивно тянутся к добру.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Музыка в Open Encyclopedia Project Музыкальный словарь

2.  С. В. Дамберг, В. Е. Семенков «Лекции по теории музыкиМузыка как феномен повседневности».

3.  Брайнин В. Б. Системы музыкальных языков, краткий экскурс: Европейская vs. Ориентальная. // Опубликовано в: Интеграция науки, менеджмента и образования: Инновационные подходы, поиски и перспективы развития.

4. О. Величкина. Музыкальный инструмент и человеческое тело (на материале русского фольклора) // Тело в русской культуре. — М.: НЛО, 2005, с. 161—176

Концертмейстер // Энциклопедический словарь Брокгауза и  Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

5. А. М. Прохорова «Советский энциклопедический словарь» под редакцией издательство: Москва « Советская энциклопедия» 1990 г. страница 633

«Музыкальный энциклопедический словарь» издательство: Москва « Советская энциклопедия» 1991 г. стр. 270 и стр. 273.

6.  А. Должанской  «Краткий музыкальный словарь» А. Должанской. издательство: Музгиз г. Ленинград 1959 год, стр.161.

7. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения».1961.