«Повышение качества проведения образовательных занятий, дополнительного образования, на основе внедрения информационных технологий» «Использование ИКТ в воспитательном процессе»
консультация по теме

 

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс  включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
  • сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
  • вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и воспитанника. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

"...в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих»: Высказывание ученого и педагога С. Паперта. Поэтому педагог уделяет большое внимание информатизации воспитания, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов воспитания.

Сосредоточение современных технических средств воспитания способствуют модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества педагога – организатора и педагогов дополнительного образования.

Воспитание в доп. образовании, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

В своей работе педагог пытается  нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. "Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Использование информационных технологий имеет положительные аспекты:

  • Подготовка и организация презентаций;
  • Посещение сайтов научно-популярных журналов;
  • Возможность свободного общения со детьми не только России, но и всего мира;
  • Участие в творческих конкурсах.

Сейчас каждый педагог не мыслит свою воспитательную работу без использования ИКТ.  Педагоги берут информацию из Интернета-  используют за основу различные презентации по правилам дорожного движения, на уроки мужества, по профилактики вредных привычек и др.

В  детском объединении, в прошлом году с использованием Икт были проведены следующие мероприятия:

  • «Русское наследие» об обычаях русского народа;
  • «О красоте и мужестве»;
  • «Урок доброты»;
  • «Страна вежливых слов»;
  • «Новогоднее настроение»;
  • «Книга поможет везде: в учёбе, отдыхе, труде»;

Дополнительное образование школьников - составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися  дополнительных образовательных программ.

Направления, формы, методы работы дополнительного образования, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности воспитанников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации. ИКТ используются педагогами дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования на своих занятиях, используя ИКТ, проводит знакомство с новыми технологиями работы с бумагой – изготовление модульных оригами, квилинг,  кусудама, тюльпаны из гофрированной бумаги, образцы картин. Использует показ презентаций для обучения по темам: «Культура Японии», «Ядерное оружие», воспитанники выполняют творческие работы на конкурсы, пользуясь программами: MS Word, MS Power Point, Abbyy FineReader.

Неоценимая помощь ИКТ в работе с родителями – это проведение родительских собраний с демонстрацией слайд – презентации:

  • «Поощрение и наказание в семье, как метод воспитания»;
  • «Последствия курения и алкоголя»;
  • «Воспитываем патриотов»;
  • «Организация летнего отдыха» и другие.

      В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. В ближайшее будущее хотелось бы разработать и реализовать автоматизированное рабочего места для педагога, обеспечивающее хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы»

Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка – здоровье общества» 16.02.2012.  Выступление заместителя директора по ВР Мартьяновой О.В....

Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока информатики и ИКТ и эффективного образовательного мониторинга.

Статья содержит описание современных педагогических технлогий применяемых на уроках информатики и ИКТ....

Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока и эффективного образовательного мониторинга.

Результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием учительского выбора остает...

Повышение качества проведения учебных занятий через внедрение информационных технологий на уроках технологии

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит...

Методическая разработка «Необходимость использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном и воспитательном процессе»

Методическая разработка«Необходимость использования информационно-коммуникативных технологийв образовательном и воспитательном процессе»...