«Повышение качества проведения образовательных занятий, дополнительного образования, на основе внедрения информационных технологий» «Использование ИКТ в воспитательном процессе»
консультация по теме
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.
Информационные технологии предоставляют возможность:
- рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
- сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
- построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
- вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;
- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
- интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и воспитанника. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
"...в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих»: Высказывание ученого и педагога С. Паперта. Поэтому педагог уделяет большое внимание информатизации воспитания, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов воспитания.
Сосредоточение современных технических средств воспитания способствуют модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества педагога – организатора и педагогов дополнительного образования.
Воспитание в доп. образовании, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.
В своей работе педагог пытается нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. "Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Использование информационных технологий имеет положительные аспекты:
- Подготовка и организация презентаций;
- Посещение сайтов научно-популярных журналов;
- Возможность свободного общения со детьми не только России, но и всего мира;
- Участие в творческих конкурсах.
Сейчас каждый педагог не мыслит свою воспитательную работу без использования ИКТ. Педагоги берут информацию из Интернета- используют за основу различные презентации по правилам дорожного движения, на уроки мужества, по профилактики вредных привычек и др.
В детском объединении, в прошлом году с использованием Икт были проведены следующие мероприятия:
- «Русское наследие» об обычаях русского народа;
- «О красоте и мужестве»;
- «Урок доброты»;
- «Страна вежливых слов»;
- «Новогоднее настроение»;
- «Книга поможет везде: в учёбе, отдыхе, труде»;
Дополнительное образование школьников - составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.
Направления, формы, методы работы дополнительного образования, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности воспитанников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации. ИКТ используются педагогами дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования на своих занятиях, используя ИКТ, проводит знакомство с новыми технологиями работы с бумагой – изготовление модульных оригами, квилинг, кусудама, тюльпаны из гофрированной бумаги, образцы картин. Использует показ презентаций для обучения по темам: «Культура Японии», «Ядерное оружие», воспитанники выполняют творческие работы на конкурсы, пользуясь программами: MS Word, MS Power Point, Abbyy FineReader.
Неоценимая помощь ИКТ в работе с родителями – это проведение родительских собраний с демонстрацией слайд – презентации:
- «Поощрение и наказание в семье, как метод воспитания»;
- «Последствия курения и алкоголя»;
- «Воспитываем патриотов»;
- «Организация летнего отдыха» и другие.
В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. В ближайшее будущее хотелось бы разработать и реализовать автоматизированное рабочего места для педагога, обеспечивающее хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы»
Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка – здоровье общества» 16.02.2012. Выступление заместителя директора по ВР Мартьяновой О.В....
Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока информатики и ИКТ и эффективного образовательного мониторинга.
Статья содержит описание современных педагогических технлогий применяемых на уроках информатики и ИКТ....
Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока и эффективного образовательного мониторинга.
Результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием учительского выбора остает...
Выступление по теме: " Повышение качества образования на основе внедрения новых технологий, направленных на самореализацию обучающихся в условиях ФГОС"
Повышение качества образования на основне инновационных технологий в условиях ФГОС...
Повышение качества проведения учебных занятий через внедрение информационных технологий на уроках технологии
Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит...
Методическая разработка «Необходимость использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном и воспитательном процессе»
Методическая разработка«Необходимость использования информационно-коммуникативных технологийв образовательном и воспитательном процессе»...
Повышение качества обучения и воспитания обучающихся на основе применения игровых технологий.
Актуальность применения игровых технологий на уроках...