Повышение качества проведения учебных занятий через внедрение информационных технологий на уроках технологии
статья на тему

Прошкина Наталья Геннадиевна

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться в школе. Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). Учащиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, побывать на экскурсии в музеях, театрах, на концертах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_ikt_na_urokah_tehnologii.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества проведения учебных занятий через внедрение информационных технологий на уроках технологии


Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.

В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений.

Привычное понимание процесса обучения связано с абстрагированием его от другой деятельности человека: ученик приходит в школу учиться. Однако любой человек учится постоянно в процессе любой деятельности.

Возможность использования информационных технологий в образовании строится на том, что обучение представляет собой обработку информации. Слушать, говорить, читать, писать, убеждать, оценивать, запоминать – все это примеры некомпьютерной обработки информации. Обработка и передача информации становится ныне одним из главных видов деятельности человека.

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться в школе.

Мультимедийная поддержка уроков технологии предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его.

Применение средств информационных технологий на уроках технологии:

  • повышает эффективность учебного процесса;
  • облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
  • увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов, решений, обобщений;
  • сокращает время на подачу учебного материала и на вводный инструктаж;
  • развивает активность и самостоятельность учащихся;
  • дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
  • способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;

От учителя, использующего средства информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных мультимедийных средств обучения:

1) хорошее обозрение;

2) чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций;

3) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;

4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Выполнение данных условий при использовании средств информационных технологий значительно повышает эффективность уроков. Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении и игре, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия. Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования.

Какими информационными технологиями я пользуюсь в своей практике?

  • использую готовые компакт-диски;
  • создаю презентации уроков (опорные конспекты в электронном виде);
  • создают печатные материалы в виде карточек, опорных конспектов и т.д.;
  • создают тесты проверочных работ;
  • использую Интернет-ресурсы.

В большей степени я использую Интернет-ресурсы на этапе подготовки к уроку. Что я ищу: электронные книги и учебники, энциклопедии, словари, презентации, слежу за новыми материалами на сайтах образования (например: http://www.uchportal.ru, http://school-collection.edu.ru, http://nsportal.ru, http://blogs.mdpu.org.ua/osadchiyvv).

В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке технологии целесообразнее применять ИКТ при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.
Информационные технологии на своих уроках я использую в самом распространенном виде – в виде мультимедийных презентаций. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

Мой опыт работы с использованием информационных технологий на уроках технологии свидетельствует о преимуществах их применения: это и дополнительный материал к учебникам, позволяющий расширить кругозор учащихся, и быстрый контроль их знаний, и новая занимательная информация, повышающая познавательные интересы учащихся, и более эффективные условия для проведения индивидуальной, фронтальной и групповой форм деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как тесты, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации. Возможности мультимедиа делает уроки технологии яркими, интересными, эффектными. Конкретно-наглядная основа урока позволяет сделать обычные учебные занятия зрелищными и поэтому легко запоминающимися.

Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). Учащиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, побывать на экскурсии в музеях, театрах, на концертах. 

Компьютерные технологии представляют широкие возможности как для учителя в процессе подготовки и проведения уроков, так и для развития творческого потенциала школьников, организации их самостоятельной познавательной деятельности. Например, к уроку в разделе «Кулинария» мои ученики готовят групповые домашние задания – презентации на тему «Сервировка стола»: «Осень», «Весна», «Зима», «Лето».

Презентацию я могу превратить в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность, где каждый может проявить свое творчество, индивидуальность, что позволяет избежать формального подхода к проведению уроков. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, отражением самых интересных моментов темы.

По желанию учителя могут быть использованы разнообразные виды викторин, которые делают урок красочным, эмоционально насыщенным, интересным и помогает добиваться главной цели - прочного усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более прочному усвоению и закреплению материала. Задания могут быть разными: разгадать кроссворд, шараду, вставить пропущенное слово, отметить что-то на карте, соотнести события и даты, имена и род деятельности и т.п. Учащиеся непосредственно задействованы в данном виде деятельности, учится им становится интересно и увлекательно.

Использование ИКТ на уроках технологии значительно повышает не только эффективность обучения, но и мотивацию учащихся к изучению предмета, развивает их творческую активность. Уроки получаются более интересными, насыщенными, проходят в хорошем темпе, дают положительные результаты.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
  • идет более полное усвоение теоретического материала;
  • идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
  • формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение качества проведения образовательных занятий, дополнительного образования, на основе внедрения информационных технологий» «Использование ИКТ в воспитательном процессе»

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс  включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновени...

Развитие коммуникативных навыков обучающихся через внедрение информационных технологий

Автор проекта: Конобеева Г.Н. учитель географии МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска 2014 год.qАктуальность проекта заключается в решении проблемы самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умен...

Повышение качества школьного математического образования посредством внедрения в учебный процесс инновационных технологий

Я работаю в малокомплектной школе, где в одном классе обучаются учащиеся с очень разными способностями. Для того чтобы максимально развивать на уроке каждого ученика, я применяю личностно ориентирован...

Применение информационно-коммуникационных технологий при проведении учебных занятий в образовательных учреждениях

Методическая разработка «Применение информационно-коммуникационных технологий при проведении учебных занятий в образовательных учреждениях» может быть использована учителями, педагогами дополнительног...

Статья преподавателя социально-экономических дисциплин « Академии индустрии красоты «ЛОКОН» Авериной Натальи Викторовны. 1 ТЕМА: «Применение информационно-коммуникационных технологий при проведении учебных занятий по истории в ГОУ СПО» По мере информати

Статья преподавателя социально-экономических дисциплин « Академии индустрии красоты «ЛОКОН» Авериной Натальи Викторовны.1ТЕМА: «Применение информационно-коммуникационных технологий при проведении учеб...

Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение в практику современных образовательных технологий.

Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение в практику современных образовательных технологий....

«Повышение качества образовательного процесса через внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка »

Специфика иностранного языка как предмета, прежде всего, заключается не столько в формировании у учащихся знаний о языке, сколько выработка определенных навыков и умений в различных видах речевой деят...