Личностно-ориентированное воспитание с точки зрения психологии
статья на тему

  Реализация современной цели педагогического процесса – развитие человека как субъекта собственной жизни. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Педагог является служителем процесса саморазвития. Назначение педагогической деятельности состоит в создании наиболее оптимальных условий саморазвития, развития индивидуальности человека.

   Для того чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста в любой области, необходим личностно-ориентированный подход в системе воспитания и обучения учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное  воспитание с точки зрения  психологии

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Педагогика – это искусство. Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, подготовка к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.

Цель современного воспитания - «сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне «свободными и ответственными людьми».

   Понятие "воспитание" употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

  Реализация современной цели педагогического процесса – развитие человека как субъекта собственной жизни. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Педагог является служителем процесса саморазвития. Назначение педагогической деятельности состоит в создании наиболее оптимальных условий саморазвития, развития индивидуальности человека.

   Для того чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста в любой области, необходим личностно-ориентированный подход в системе воспитания и обучения учащихся.

   Личностно-ориентированный подход предполагает:

* знание и учёт индивидуальных особенностей учащихся;

* учёт специфических условий, повлиявших на какую-либо из особенностей личности;

* знание мотивов учащихся.

Цель личностно-ориентированного воспитания: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей; создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Эффективность личностно-ориентированного воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений  между воспитанниками.

Принципы  личностно-ориентированного воспитания:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий.  

Методы личностно-ориентированного воспитания:

  1. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
  3. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы личностно-ориентированного воспитания: индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые.

Психологическая диагностика является одним из компонентов личностно-ориентированного педагогического процесса. Психологическая диагностика помогает выявить индивидуальные свойства и качества личности, сориентировать окружение на своевременное и полноценное развитие этой личности, тем самым способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Психодиагностика включает в себя определение общих характеристик личности, а также разнообразных психологических и поведенческих качеств, изучение психологического микроклимата в группе.

Обязателен контроль во время процесса личностно-ориентированного воспитания. Это  постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (показателей уровня сформированности различных качеств личности и коллектива).

На основе комплексного изучения учащихся осуществляется индивидуальный подход в процессе обучения.

    При организации воспитательного процесса должны быть созданы условия для:

личностного развития как реализации индивидом своей потенциальной универсальности и бесконечности;

самоопределения - обретения человеком ценностей и смыслов жизни и их реализации;

саморазвития - содержательного наполнения человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов и пространства реального действия.

Основой организации воспитательного процесса и его психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах.

Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен, и в школе воспитание - ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка. Конечно, учитель, организуя воспитание, создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается; тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность. Иными словами, учитель в ходе процесса  воспитания  целенаправленно  развивает  социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка.

  Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, не выработаны общественные мотивы поведения и т.д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников.

  Рассматривая процесс воспитания, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б) овладение учащимися знаний о личностных качествах;

в) формирование умений, навыков и привычек поведения.

      Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что в воспитании первостепенное значение имеет знание воспитателем не столько возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сколько учет личностных характеристик воспитанников. Личностные качества определяют ведущие человеческие характеристики - основные ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы, общую направленность деятельности, доминирующие мотивы поведения.

  Психологи утверждают, что основной движущей силой развития ребенка, тем ключиком, который позволяет полностью «включить» его в деятельность и получить максимальный эффект, является мотивация. Именно мотив заставляет ребенка во время выполнения заданий на уроке или игры «в школу» полностью отключаться от других мыслей и вкладывать в это дело всю свою душу. Можно с уверенностью сказать, что тот педагог, который умеет «собирать» внимание детей, увлекать их перспективами предлагаемого дела, заинтересовывать их, формировать сильное стремление к деятельности, является мастером своего дела. Формулирование мотива - очень сложная задача. Чаще всего для того, чтобы сформировать мотив, недостаточно поставить перед ребенком одну цель и разъяснить ее преимущества. Наиболее действенным является выстраивание нескольких целей («перспективных линий развития», как говорил А. С. Макаренко). При этом каждая цель имеет свой масштаб (выиграть в этой игре, научиться ставить палатку или готовить какое-либо блюдо, сходить в поход весной, выработать в себе какое-либо качество, стать интересным человеком и т.д.) и, конечно же, свой временной период (один день, неделя, год, несколько лет, вся жизнь). Обязательным условием выступает взаимосвязь всех этих целей, их поддержка друг друга.

   В личностно-ориентированном воспитании недопустимо акцентировать внимание учащихся на их промахах и недостатках. Мастера воспитания действуют наоборот - выявляя и поддерживая отдельные положительные стороны учащихся, формируют у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмоционального подъема. Положительный эмоциональный фон позволяет воспитателю сделать удивительно притягательной для детей саму деятельность, стиль воспитательских отношений и даже «дух» всего образовательного учреждения.

  В учебном заведении каждый из коллективов как учащихся, так и педагогов должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение, как своих проблем, так и конкретных вопросов жизни школы. Самоуправление следует рассматривать не как вседозволенность, а как участие учащихся в управлении собственными делами. Благодаря личностно-ориентированному подходу учащиеся учатся планировать и организовывать свою деятельность и деятельность своего коллектива, анализировать её, подводить итоги и принимать решения.

  Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

  Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные промежутки времени.

    Педагоги не должны забывать о глубокой детской потребности в позитивном образе самих себя. Эта потребность - фундамент воспитания.

Каждый этап развития личности ребенка полон противоречий между старым и новым, настоящим и будущим. В этом - движущая сила развития. Вместе с тем не всякое противоречие дает толчок к развитию. Существует критическая граница, переступив которую данное противоречие утрачивает характер стимула. Это происходит тогда, когда какая-то сфера личности ребенка испытывает негативное воздействие со стороны условий его жизни.

Когда встает вопрос о воспитании «проблемных» детей, важно иметь в виду следующее. Психологи, говоря о взаимоотношениях между детьми и взрослыми, употребляют термин «принятие ребенка». Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей, Прежде всего необходимо категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка или присущих ему качеств характера.

    Основное в работе классного руководителя - воспитание коллектива учащихся. Это важно потому, что выйдя из школы, ребенок войдет в различные коллективы. От того, насколько успешно пройдет его адаптация в этих коллективах, зависит и его психологический комфорт, и успешность в любой деятельности. В классном коллективе ребенок строит модели и проверяет взаимоотношения в мире взрослых

  Специфика личностно-ориентированного подхода проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами:

а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей;

б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

в) чувством собственной значимости.

Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную «Я-концепцию» у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче воспитательной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка. В этом направлении важную роль играют классные часы по определённым темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Расстояние от точки до прямой и от точки до плоскости"

Презентация содержит материал для подготовки к ЕГЭ по математике....

Проверочная работа.Тема: точка. Прямая. Расположение точек на прямой. Отрезок. Измерение отрезков.

Проверочная работа.Тема: точка. Прямая. Расположение точек на прямой. Отрезок. Измерение отрезков....

Тренажер по теме "Точки максимума, точки минимума" ЕГЭ. Профильный уровень.

В работе представлена подборка заданий №12  профильного уровня ЕГЭ по теме "Точки максимума, точки минимума". Задания взяты из "Открытого банка заданий по математике". Материал будет полезен как ...

«Точка, точка, запятая…» Из истории знаков препинания

Знаки препинания появились гораздо позже письменности. До конца 15 века текст писался без промежутков между словами.Самым древним знаком является точка. Раньше она ставилась не внизу строки, а посеред...

Тест по математике "Расстояние между точками, расстояние между точкой и прямой" (6 класс)

Тест предназначен для проверки и закрепления материала по данной теме....

«Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Системы отсчета. Перемещение».

Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета». Программное обеспечен...