Разработка открытого урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Окрестность точки. Предел функции в точке. Теоремы о пределах функций. Предел функции при х→0 »
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
открытый урок по теме "пределы" для старшеклассников (в помощь учителю математики)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_dlya_portfolio_gotovo.doc | 717 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока
по алгебре и началам анализа
в 10 классе
по теме:
«Окрестность точки. Предел функции в точке. Теоремы о пределах функций. Предел функции при х→ 0 »
Разработала:
учитель математики
МБУ «Школа №10»
Губарева Мария Валентиновна
Тольятти 2016
Цели урока:
- Рассмотреть понятия: окрестность точки, предел функции в точке. Теоремы о пределах функций . Предел функции при .
- Обеспечить повторение способов вычисления пределов функции в точке и на бесконечности.
- Сформировать у учащихся практическую значимость навыков вычисления пределов функции.
- Помочь учащимся систематизировать понятие передела функции в точке и на бесконечности с помощью создания эскизов графика функции.
- Обогатить опыт учащихся по способам вычисления пределов на примерах.
Тип урока: комбинированный (Совершенствования знаний, умений и навыков, комплексное применение знаний и способов действий, изучение нового материала).
Формирование компетентностей:
Социальная компетентность: самостоятельное решение задач различными способами и выбор более рациональных, самооценка и взаимооценка, работа в группах;
Коммуникативная компетентность: стимулирование умения учащихся, комментирование решенных задач, взаимопроверка высказывания собственной точки зрения;
Информационная компетентность: использование дополнительной информации; использование компьютера и создание презентаций к уроку, использование таблиц, схем, опорных конспектов.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), лист со схемой: решение задач на доказательство равенства (на языке ε и δ), листы заданий, плакаты с геометрической иллюстрацией
План урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка целей и задач
- Усвоение новых знаний и способов действий.
- Практическая работа
- Закрепление умений и навыков.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Постановка домашнего задания
Ход урока:
1.Организационный момент
Учитель:
«Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас урок изучения нового, а также мы с вами продолжаем изучать поведение функций в точке и на бесконечности, вновь встретимся с пределами функций. Постарайтесь на сегодняшнем уроке достигнуть определенных целей.
Цели урока :
- Систематизировать понятия предела функции в точке и на бесконечности .
- Научиться применять эти знания на практике, в том числе и через построение эскизов графиков.
- Углубить навык вычисления пределов на примерах.
- Овладеть навыками самооценки.
В течение урока вы, сформулируете одну, две фразы, что вам понравилось на уроке, или что вам запомнилось больше всего, или чему вы научились»
- Актуализация опорных знаний.
Задачи:
1).Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащегося:
2).Установить в ходе проверки обнаруженные недостатки;
3). Повторить ранее изученный материал
Учитель:
“Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!”,-говорил Анатоль Франц.
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
Учитель приглашает трех человек для работы у доски(5минут):
Один учащийся должен записать свойства предела функции при
Другой учащийся получает задание построить график функции по заданным условиям :
1). Функция ограничена сверху;
2).;
3).;
4). ;
5). Функция непрерывна.
Третий ученик вычисляет пределы :
а);
б);
в);
г);
д)
За каждым учеником учитель назначает проверяющего. Одновременно с работающими у доски на местах 4 человека работают по карточкам (время выполнения 5 минут, затем сдают учителю на стол для дальнейшей проверки):
1 карточка:
а);
б);
в).
2 карточка:
а);
б);
в).
3 карточка:
Построить эскиз графика функции для которой выполняются условия:
а);
б);
в) Функция непрерывна;
г) .
4 карточка:
Известно, что , , , вычислите
а);
б).
Остальные учащиеся работают фронтально (задание на доске):
Задание 1
На рисунке изображены графики функций. Укажите пределы этих функций при х→+∞, х→-∞.
Учащиеся комментируют решение, а учитель записывает ответы на доске:
Ответы: 2.; ; ; ; ; ; .
Задание 2 (один ученик поясняет решение у доски остальные поправляют дополняют).Вычислите предел функции при x→ +∞ и x→ - ∞ :
f(x)=
Ответ:
,.
Затем, назначенные проверяющие оценивают работу тех,кого ранее вызвали к доске и получают отметки.
- Постановка целей и задач
Мы с вами повторили геометрическое и аналитическое понятие предела на бесконечности и его свойства, а сегодня познакомимся с понятием предела в точке и одностороннего предела, а также будем находить их значение графически и аналитически.
- Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель просит ребят напомнить понятие окрестности и проколотой окрестности. Далее учащимся предлагается рассмотреть геометрическое понятие предела в точке по рисунку на плакате:
Делается вывод, что для всех x из δ-окрестности точки графика функции лежат внутри полосы шириной 2ε,ограниченной прямыми y=А+ε и y=А-ε. Далее вместе с учителем учащиеся записывают определение предела в точке на языке ε и δ.
Затем ребятам дается задание доказать на языке ε и δ, что при x→ -1 пределом функции y= является число -2, пользуясь схемой (схемы доказательства у каждого на столе):
Общая схема доказательства
Задачи на доказательство равенства
- Зафиксируем произвольное число ε > 0, задающее окрестность (а-ε; а+ε), т.е. <σ, σ = (σ)ε > 0
- на основании определения предела последовательности составить и решить неравенство с модулем •ε,
- полученное решение сравнить с неравенством <σ;
- сделать вывод.
У доски один учащийся по желанию прописывает решение по схеме:
Данная функция не определена при х= -1. Нужно доказать, что при произвольном ε найдется такое δ, что будет выполняться неравенство <ε, если |х+1|<δ. Но при х≠ 2 это неравенство равносильно неравенству |(х-1)+2|<ε или |х+1|<ε. А это значит, что .
Учитель обращает внимание, что в определении предела функции предполагается что x→x0 любым способом: оставаясь меньше чем x0 (справа от x0 ) или колеблясь около точки x0. Бывают случаи, когда способ приближения аргумента x→ x0 существенно влияет на значение предела, поэтому вводят понятие одностороннего предела:
Пусть переменная x стремится к a, оставаясь больше a, и при этом . Тогда число A называют правосторонним пределом (или пределом справа) функции и обозначают любым из символических выражений
Понятие левостороннего предела (или предела слева) вводится аналогичным образом. В этом случае при x → a со стороны меньших значений:
5. Практическая работа (включение учащихся в самостоятельную деятельность под руководством учителя)
После комментирования решения задания и записи определения односторонних пределов , ребятам предлагается составить памятки – шпаргалочки по работе с графиками функций (определение пределов).
Предполагаемый результат:
задание1
Установите для каждой из функций имеет ли она предел в точке x=2, если имеет, то чему он равен?
Ответы: ,,,не существует.
Для вычисления предела функции при x→ 0 выполняются те же свойства предела как и на бесконечности. Учитель предлагает самостоятельно сформулировать свойства предела функции при x→ 0 и записать на доске.
6. Закрепление умений и навыков.
Учащимся предлагается завершить предложения. («Микрофон»)
Вопросы (устная работа):
- Отображение, при котором каждому допустимому значению х соответствует единственное определенное значение у? (функция)
- Множество всех точек плоскости с координатами х и у = f(x) называют…..(графиком функции).
- Если для любой последовательности значений аргумента , сходящейся к а, последовательность соответствующих значений функции сходится к числу В, то (число В называется пределом функции).
- Предел суммы функций равен (сумме их пределов).
- Если последовательность имеет предел, то (она сходящаяся)
- Если предел функции , то функция называется ( бесконечно малой).
- Как раскрыть неопределенность вида ? (Надо функцию разложить на множители, затем сократить и подставить а, и вычислить предел).
- Если предел функции , то функция называется ( бесконечно большой).
- Если функция имеет предел, то он (единственный).
- Предел произведения функций равен (произведению их пределов).
- Как раскрыть неопределенность вида ? (числитель и знаменатель разделить на переменную в наивысшей степени).
- Аналитический способ задания функции (это задание формулой).
- Предел постоянной функции равен (самой этой функции).
- Предел отношения функций равен (отношению их пределов, если предел делителя не равен 0)
Задание 2 (работа в парах)
По результатам выполнения первого задания, предлагается обратное задание.
Построить эскиз графика функции f, обладающей следующими свойствами:
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
Каждый эскиз обсуждается, вывод проговаривается учениками.
Задание 3
«Задание массивом» с самопроверкой (из предложенного списка примеров необходимо за 5 минут решить наибольшее количество) учащиеся вычисляют пределы в своих тетрадях, затем выполняют взаимопроверку и ставят друг другу отметку, учитель открывает ответы на доске и вновь сверяют ответы, задают вопросы.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Обсуждаются ответы на вопросы, которые у учащихся вызвали затруднения. Учитель выставляет отметки за работу на уроке и отметки за самопроверку.
- Постановка домашнего задания
Составить творческие отчеты в виде презентаций по ключевому вопросу урока: Нужно ли изучение пределов? Встречаются ли пределы в жизни, где?
Повторить свойства пределов, №343 (1,3,5),345(1,3,5,7,9,11,13)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по алгебре и началам анализа с применение ОЭР в 11 классе по теме: Число е. Производная показательной функции.
Данный урок - урок объяснения и первичного закрепления материала с применением ОЭР.Цели данного урока - ознакомиться с понятием числа "экспоненты", "натурального логарифма", вывести формулу производно...
Разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме" Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции"
В основу урока положена модульная педагогическая технология, главным отличием которой является планирование совместной деятельности ученика и учителя.Данный урок 7-8 в системе уроков по теме «Об...
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Логарифмическая функция"
Урок обобщения и систематизации знаний...
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Логарифмическая функция"
Урок обобщения и систематизации знаний...
Бланки двух вариантов контрольной работы по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Тригонометрические функции" (базовый уровень)
Бланки двух вариантов контрольной работы по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Тригонометрические функции" (базовый уровень)....
разработка урока по алгебре и началам анализа по теме "Свойства функции" 11 класс
Разработка содержит задание для работы в группах, индивидуальные задание, самостоятельную работу....
План-конспект урока по алгебре и началам анализа-11 по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке»
Урок – исследование по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке» нацелен на то, чтобы проверить, как учащиеся усвоили различные приемы нахождения производных...