Работа учителя по воспитанию личности в новом образовательном пространстве, способной жить в условиях высоко-конкурентной среды.
статья по теме

Ковтун Владимир Викторович

В статье рассматриваются особенности работы учителя по воспитанию личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat1.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Зам директора по воспитательной работе,

                                                                                                               Учитель математики  ГБОУ СОШ №507

                                                                                                                     Московского района С-Петербурга

                                                                                                                           Ковтун Владимир Викторович.

Учитель – это зеркало. Если он настоящий, вы увидите                                      свое отражение, если нет – красивую рамку.                                                                                            

                                      Ходжа Насреддин

                                          Работа учителя по воспитанию личности в новом образовательном

                                        пространстве, способной жить в условиях высоко-конкурентной среды.                                   

            Каждый день работы в школе оставляет неизгладимый след в памяти, как ученика, так и учителя. Ученик открывает для себя что-то новое на уроке, а учитель новые возможности организации этого урока.

            Современная школа ставит перед учителем множество новых задач и предъявляет к нему новые требования, связанные с удовлетворением потребностей общества в обучении и воспитании.  Любой учитель по-своему стремится к тому, что  бы соответствовать требованиям новой школы и не только удовлетворять, но и формировать эти потребности.

Каждый учитель по-своему уникален, его отличает и образование, и умение владеть инновационными технологиями, хорошо разбираться в различных методиках преподавания, применять разнообразные формы и методы, но самое главное иметь свое собственное отношение к ребенку, к детям, к детству. Именно отношение и понимание собственной роли в жизни ребенка и отличает одного учителя от другого. Учитель рано или поздно задаёт себе вопрос: «Кто я?».

Я – педагог (от греч. сопровождающий), или я наставник, или судья, а может художник рисующий свои видения на чистом холсте? На этот вопрос дают ответы принципы, лежащие в основе работы учителя которые и отражают миссию педагогической деятельности.

           На мой взгляд, наиболее действенными и результативными являются принципы педагогики сотрудничества. Когда в основе учебно-воспитательного процесса положена личная деятельность ученика, работа учителя сводится к правильной организации этой деятельности. Умению аккуратно, грамотно и ненавязчиво регулировать и направлять ее в нужное русло – в русло созидания и творчества. Создавать условия и активно вмешиваться в воздействия социальной среды на ребенка, придерживаясь в своей работе гуманистических ценностей и основных принципов педагогики ненасилия. “Только учитель и школа способны решать грандиозные задачи воспитания гражданина мира” (Л.С. Выготский). Я думаю, это и есть основная миссия учителя и вряд ли что-то сможет ее заменить или изменить.

           Придерживаясь этих принципов в своей работе, мне однажды посчастливилось на одном из заседаний «Совета отцов»

услышать в свой адрес такие слова: ” … учитель входит в каждую семью и становиться ее неотъемлемым членом. Он незримо присутствует за нашим столом, мы мысленно делимся с ним событиями прожитого дня, узнаём его мнение,  взгляды по всем событиям, произошедшим как в школе, так и в стране из уст своих детей …».  Эти слова еще раз показывают, как глубоко учитель проникает в сознание ребенка и вольно или не вольно, меняет взгляды, как ребёнка, так и их родителей, способствуя формированию у родителей новых потребностей и другого отношения к действительности. И в этом тоже состоит великая миссия учителя -  быть незримой тенью и частичкой его совести на всем его жизненном пути, быть зеркалом, в котором ученик будет видеть свое отражение.

           А для этого необходима кропотливая ежедневная работа, которая начинается с постановки как глобальных, так и тактических целей. И основная цель  моей учебной деятельности – создание условий, при которых ученик, открывая  для себя те или иные знания, мог ставить перед собой собственные цели и выстраивать индивидуальную траекторию своего образования. Дать представления о математическом моделировании всех сфер жизни деятельности человека. Способствовать познанию научного мировоззрения, формируя арсенал приемов и методов всех видов мышления (логического, абстрактного, дедуктивного, критического, ассоциативного и т.д.) Способствовать развитию воображения, раскрытию творческого потенциала и формированию нравственно - эстетических ценностей. Эти все ценности достигаются при решении любых математических задач, решая которые, ученик выделяет и определяет тематику и исходные данные (т.е. ту или иную область жизнедеятельности и условия, в которых он оказался,  в той или  иной жизненной ситуации). Надо найти, поставить перед  собой цели, выработать  свой личный алгоритм решения этой задачи на основе математических законов, механизмов и способов решений (т.е. на основе личного и чужого опыта, знания законов развития общества и т.д.). А это значит, что каждое новое поколение учащихся ждет  усовершенствованного содержания образования. На данный момент актуальной задачей является формирование у учащихся элементарных навыков математического моделирования с использованием параметров в школьном курсе математики, таким образом, чтобы ученик имел представление о научном подходе  к созданию математической модели того или иного объекта.                              Например, мы хотим конструировать мобильный телефон. На основе требований потребителя  вводим параметры, то есть задаем условия (предъявляем требования к тому, что хотим получить):

            1. геометрические (форма, размер)

            2. функциональные (звук, фото, видео) и т.д.

            Рассмотрим задачу с точки зрения геометрии. Мне нужен телефон с панелью в форме круга минимального объема, чтобы радиус и толщина в сумме давали 3 см. Решаем: вводим функцию V=пr²(3-г), находим производную v’= 6пг-3пг², находим радиус (г=2) и отдаем полученные условия изготовителю. Но достижение результата определяется всеми этапами учебной деятельности, поэтому объяснению нового материала необходимо уделять самое серьезное внимание и особенно всем его смысловым характеристикам с точки зрения межпредметных связей. Например, вводя понятие производной, я рассматриваю  не только её физический, геометрический, но и философский смысл. Производная выступает как инструмент исследования окружающего нас мира. А наиболее распространенным способом познания является процесс дифференциации и интеграции. И здесь при объяснении нового материала можно подключить образное мышление, приводя примеры из детства  (маленькому ребенку дарят машинку - он её разбирает, то есть дифференцирует). Ещё очень важно включать и ассоциативное мышление, проведя параллель, человек-функция, производная-капелька крови. Чтобы узнать поведение и состояние нашего организма мы сдаём кровь на анализ и по её характеристикам делаем выводы. Точно так же чтобы узнать поведение функции мы берём у неё производную и по её характеристикам определяем поведение функции.

            Но любое содержание немыслимо без  формы и современных технологий.  Л.С.Выготский в своих работах подчеркивал, что “Максимальная наглядность  и облегчение учебного материала” являются ошибочными. Наоборот нужно создавать больше  затруднений для ребенка, “Как  отправных точек для его мыслей”, так как «мышление возникает из затруднений», поэтому проблемное обучение это одна из основных технологий используемых на уроке. Например, решив неравенство x²-x-2>0  мы меняем знак – на + и получаем неравенство  x²-x+2>0, которое на порядок сложнее и для его решения уже не подходит раннее используемый метод. Ставим проблему выбора других механизмов и алгоритмов решения, основанных на иных математических законах. Для решения этого неравенства ученику потребуется “включать” кроме логического ещё и функциональное, и критическое мышление (вводить функцию, исследовать её, и по её поведению делать выводы). Очень важно использовать на уроках  научно-исследовательскую и проектную деятельность с обязательным участием  подростков в предметных неделях, днях науки и конкурсах различного уровня. Проектную деятельность можно использовать в самых разных областях школьной жизни. Например, когда мы готовились к конкурсу «Культурной столицы – культуру мира», учащиеся в качестве социальной инициативы предложили создать школьный музей толерантности. Был выбран проект-план, определён ряд проблем, поставлены задачи и распределены роли (материал на видео), что позволило получить хороший результат. Но для того чтобы учащиеся включались в разнообразную деятельность, осознавали её значимость, и им было интересно, работа учителя должна основываться на диалоговом обучении и воспитании, а это возможно только при достижении позитивной открытости по отношении к детям и к своей личности. С принятием ребёнка таким, каков он есть, ориентируясь на его положительные свойства и качества, верой в возможности проявить и раскрыть себя в любом деле. Обеспечивать свободу в выборе содержания, форм и методов, подключать учащихся к индивидуальной творческой системе самопостроения личности, способствуя преодолению тревожности, страха, и чувства собственного неполноценности. Тогда можно рассчитывать на результат, используя коллективные способы изучения, катехизического диалога, и работы в парах, и сократовского диалога, и дискуссии, театрализации и игровых технологий.                                                                                                                                                                                 И самое главное: работа учителя результативна только в команде единомышленников. Я горжусь тем, что в №507 школе рядом со мной работают профессионалы своего дела, удивительные и творческие люди, преданные своей стране, своему городу и служению детям. Необходимо помнить, что ребенок это уже личность - личность уникальная и неповторимая, в нем уже заложена божья искра, поэтому каждый новый день я мысленно обращаюсь к ним  словами  М.Цветаевой: «Дай, мне пройти дыханьем, не нарушив роста…».

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство

В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...

Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве

Тезисы для выступления на научно-практической конференции....

Презентация: "Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве"

Презентация для научно-практической конференции. Работа кружка изобразительного искусства "В мире Фантазии" (начальная школа)...

Статья на тему: Развитие личности в современном образовательном пространстве.

В статье рассматривается проблема развития личности в современном образовательном пространстве....

Статья "Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)"

Статья. Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)...

Отзыв о ситеме работы по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использованию новых образовательных технологий.

Методическая тема: "Проектная деятельность в обучении английскому языку как средство реализации обновленных ФГОС общего образования"...