Статья "Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)"
статья

Власова Ольга Васильевна

Статья. Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)

Власова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»

Республика Бурятия, город Улан-Удэ

Iola737@inbox.ru

     В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества».  Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения учебной мотивации обучающихся и качества обучения.

     В коррекционной работе традиционные технологии обучения являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и детей. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи. Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов инновационных технологий.

     Применение технологии критического мышления в образовательном учреждении для обучающихся с интеллектуальными нарушениями даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Критическое мышление – это условие свободы выбора, ответственности за собственные решения. Критическое мышление выступает инструментом для формирования мыслительной деятельности, для развития личности обучающегося с нарушением интеллекта. Благодаря использованию приёмов технологии критического мышления знания детей с нарушением интеллекта приобретают новые качества, отвечающие требованиям ФГОС. Данная статья – это попытка систематизировать имеющийся методический материал по данной теме.

Методические приемы развития критического мышления

на уроках русского языка и чтения (5-9 класс)

Таблица

Таблица – способ структурирования текста (оформление его в таблицу). Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Многообразие дидактических упражнений, построенных на табличном методе, велико. Приведем только несколько использованных на уроках русского языка и чтения: заполнение таблицы по образцу; построение таблицы сравнительной характеристики героев; заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста; построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.

Заполнение таблицы по образцу

(русский язык, 7 класс. Три склонения имён существительных):

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Существительные женского и мужского рода -а, -я

Существительные мужского рода

и среднего рода -о, -е

Существительные женского рода ( с «ь» на конце)

дядя

папа

поляна

земля

конь

дом

солнце

утро

мышь

ночь

сирень

мать

Сравнительна характеристика Дочки и Падчерицы

(чтение, 6 класс. С. Маршак «Двенадцать месяцев»)

Дочка

Падчерица

Характер

жадная, завистливая

добрая, открытая, не жадная

Отношение к людям

себялюбивая

с любовью, с уважением относится к людям

Отношение к работе

ленивая

трудолюбивая

Отношение матери к дочерям

любит Дочку

не жалко, безразличное

Отношение братьев-месяцев к сестрам

осталась ни с чем

выручают девочку из беды

Составление плана

Построение плана – методический прием структурирования любого текста. Выделение главной мысли – одна из основ при работе с текстом. Для того чтобы успешно осуществлять этот вид работы, необходимо сориентироваться в общей композиции текста, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли, выявить «ключевые» мысли, определить детализирующую информацию, сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

     Составление различных видов планов широко использую на уроках чтения: разделить главу на части по данному плану; разделить рассказ на части по плану; пересказ по плану; сравнить по плану; рассказать о герое по плану; составить цитатный план; изложи краткий пересказ эпизода по плану; написать сочинение по плану и опорным словам и т.д.

План-характеристика героя («Му-му», Герасим, 8 класс)

  1. Внешний вид
  2. Физическая сила
  3. Усердие в работе
  4. Способность на грубую привязанность
  5. Твёрдость слова и сила воли Герасима
  6. Уход Герасима – протест против произвола барыни.

Написать сочинение по плану и опорным словам

(«Дети подземелья», 7 класс):

  1. Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже (смотрела равнодушно, игрушки развлекали на короткое время)
  2. Вася обратился с Соне с просьбой (кукла, подарок покойной матери, дать на время, живо описал)
  3. Маленькая кукла сделала почти чудо (Маруся ожила, обнимала, смеялась, стала ходить)
  4. Вася переживал тревожные минуты (нянька заметила пропажу, Соня уговаривала, вызывая ещё больше подозрений).

Конспект          

К области таких же заданий, направленных на осмысление и осознание прочитанного, относится умение конспектировать. Результат конспектирования – запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.
       Конспектирование – сложный и своеобразный процесс. Наши учащиеся не владеют навыками конспектирования. Начиная с 8 класса, сочетаю чтение с письмом. Это сочетание происходит не механически. Записи предшествует специфическая обработка информации. Конспектирующий отбрасывает ненужную для него информацию путем сокращения текста. Нужную, главную информацию конспектирующий записывает, ее вычленение – важнейший компонент обучения конспектированию. Начинаю использовать конспектирование с 8 класса (Конспект.
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого)

Прием «Кластер»

Графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации. Наиболее популярным из современных методов является – кластер. Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Кластер. УНТ, 7 класс.

Приём «Ромашка Блума»

Техника развития критического мышления, позволяющая через шесть групп вопросов (простые, уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные, практические) рассмотреть изучаемый материал с разных сторон.

Рассмотрим пример, когда дети в 8 классе работают с рассказом А. Н. Толстого «Русский характер», используя Ромашку Блума. Вопросы формулирует сам учитель. Это более доступный способ для детей с нарушением интеллекта, так как вопросы-задания требуют определенного навыка.

     Дети познакомились с содержанием рассказа А. Н. Толстого «Русский характер», это завершающий урок, обобщение знаний, дети приготовились отвечать на вопросы. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают вопрос и готовят свои ответы, помогая друг другу, рассуждая в группах. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.

На доске цветок с 6 лепестками. Каждый лепесток – вопрос.

1.Простые.

Кто главный герой рассказа?

Когда происходит действие в рассказе?

Какое несчастье произошло с Егором Дрёмовым?

2.Уточняющие.

Если бы водитель Чувилёв не успел вытащить лейтенанта, Егор Дрёмов погиб бы?

Егор Дрёмов получил двадцатидневный отпуск для полного восстановления здоровья и поехал домой к родителям?

Правильно ли поступил Егор, написав письмо о том, что это действительно он приезжал к ним в гости?

3.Интерпретационные.

Как вы думаете, прав ли был Егор Дрёмов, скрывая от близких своё несчастье?

Объясните, почему мать особенно пристально следила за сыном за столом?

Почему после встречи с Катей Малышевой Егор твёрдо решил уйти, не сказав правды?

4.Творческие.

Как, по вашему мнению, что написал Егор в письме к родителям на четырёх страницах мелким почерком?

Проанализируйте сцену встречи, которая состоялась у Егора с матерью и Катей в полку.

Как вы думаете, в каких моментах поднимается в человеке «великая сила – человеческая красота»?

5.Практические.

Как бы вы поступили на месте Егора? / Как бы вы поступили на месте Кати?

Как характеризует Катю ее поступок, какие черты характера проявились в нём?

Как поступили бы вы: рассказать горькую правду или соврать во благо, не расстроив своих близких?

6. Оценочные.

Почему поступок Кати вызывает восхищение?

В чьих поступках проявился русский характер?

Как мы можем оценить действия главного героя, который в начале рассказа скрыл своё несчастье, а потом не побоялся просить прощение за содеянное, прав ли он?

Приём «Тонкие и Толстые вопросы»

«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации. 

Русский язык (6 класс, «Суффикс как часть слова»)

Тонкие вопросы

  • Что такое суффикс?
  • Для чего нужен суффикс?
  • Где стоит суффикс в слове?
  • Как обозначается суффикс?

Толстые вопросы

  • Почему суффикс не обязательная часть слова, но очень важная?
  • Чем суффикс отличается от приставки?
  • Объясни значение суффикса -ищ?
  • Что будет, если из нашей речи «исчезнут» суффиксы?

Чтение, «Дети подземелья». 7 класс

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1. Кто главный герой повести?

1. Объясните, почему автор сравнивает главного героя с «молодым волчонком», когда тот прокрадывался по саду, возвращаясь домой?

2. Кого страстно любил Вася?

2. Аргументируйте, почему мальчик проникся убеждением, что он «бродяга», «негодный мальчишка»?

3. Кого встретил Вася в старой часовне?

3. Почему Вася начал бродяжничать?

4. Как звали нового приятеля Васи и его сестру?

4. Предположите, что было бы, если бы Вася рассказал отцу, что ходит в старую часовню.

5. Могли бы сестры Васи и Валека быть подругами?

5. В чём отличие старой команды друзей Васи от новых приятелей?

6. Где и с кем жили Валек и Маруся?

6. Почему Маруся не любила играть?

7. Какую игрушка принёс Вася Марусе, когда она заболела?

7. Предположите, зачем старый Януш из замка приходил к отцу?

8. Кто вернул куклу в дом пана судьи?

8. Расскажите, что бы было, если бы Тыбурций не вернул куклу.

9. Что случилось с больной девочкой?

9. Почему отец решил отпустить Вася на гору и зачем велел передать деньги Тыбурцию, а не сделал это сам?

          Круги по воде

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.

Чтение, «Телеграмма». 8 класс

Тихон сторож

Единственный родной человек

Ленинград

Ехать к маме

Говорить много

Работала секретарём

Адрес

Манюшка (дочь соседа)

Мастерская скульптура

Анастасия Семёновна (Настя)

     С детьми старших классов имеется опыт составления ментальных карт (чтение, А. Платонов «Разноцветная бабочка», 8 класс; А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка», 9 класс,), активно используем схемы, опорные конспекты на уроках русского языка и чтения. В своей работе осваиваю то, что близко, доступно, понятно и посильно нашим ученикам. Данные приёмы упрощают подачу материала и в то же время облегчают процесс усвоения сложных понятий, позволяют больше уделять времени практическим упражнениям. Конспекты, схемы, таблицы, рисунки приучают детей мыслить, они кодируют текстовый материал, дети придумывают в меру своих способностей способы наилучшего запоминания. Учение для многих учеников перестает быть непосильным трудом. Главное, дети не боятся отвечать. Применение разнообразных приёмов критического мышления повышает интерес к урокам русского языка и чтения, развивают мышление детей, формируют личность, которая может выразить себя.    

     Технологии, применяемые мною при обучении детей с интеллектуальными нарушениями, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а, следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества, отвечающие требованиям ФГОС.

     Главные задачи новой современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Нужно научить ребенка учиться, создать условия для становления субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся не зависимо от их возможностей.  

               Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.

2. Борисенкова И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова. – М.: Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+", 2006. - №2. –345 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – Пресс, 1996. – 536 с.

4. Громова О.Критическое мышление: как это по-русски?.Первое сентября, 16.01.2001, 3 стр.

5. ДубравинаИ.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / И.В. Дубравина. – М.: Академия, 2002. – 330с.

6. Душина И.В. Методика и технология обучения: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов/ И.В. Душина. – М.: Издательство Астрель, 2002. – 203с.

7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.

8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя /– СПб: Альянс «Дельта», 2003.

9.https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/11/04/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

РАЗРАБОТКА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ по теме ZODIAC SIGNS

Целью урока является обобщение лексического материала по теме “Личность и характер человека”. Развитие коммуникативных умений и навыков при решении поставленных задач по теме с использованием ИКТ и те...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

Урок-консультация по русскому языку в 9 классе "Использование технологии критического мышления при подготовке к ГИА" по теме "Обобщение изученного по основным разделам языкознания"

Данный урок  представляет собой урок-консультацию "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо" по теме "Обощение изученнного по основным разделам языкознания". ...

Использование новых образовательных стандартов на уроках русского языка и литературы.

Передо мной как учителем русского языка и литературы встал вопрос: как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Реализация деятельностного подхода на уроке ...

Работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы

На семинаре МО представлен доклад, в котором показана работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы...