Компетентностный подход как новая парадигма образования и его использование в обучении истории и обществознанию
статья по теме

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompet_podkhod_dzhebko_g._p.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный  подход  как новая парадигма образования и его использование   в обучении истории и обществознанию

Джебко Галина Павловна,

 учитель Сахаптинской СОШ

         Актуальным вопросом современной образовательной практики является вопрос качества результатов образования. Это понятие весьма сложное в междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании.  Его можно свести к пяти простым позициям:

- человек самостоятелен и ответственен;

- человек может что-то делать;

- человек желает делать то, что может;

-экономикой данного периода жизни человека востребовано то, что он может и желает делать;

- человек готов самосовершенствоваться, понимая, что завтра экономикой будет востребована иная деятельность.

        Обеспечить новое качество результатов образования может компетентностный подход, элементы которого я, как и  другие учителя, пытаюсь включить в практику своей работы.

       Изучая историю педагогики, я поняла, что компетентностный подход не является чем-то чуждым для отечественной педагогики, а даже может рассматриваться как логическое продолжение лучших педагогических идей и концепций советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-1990-х годов. Это концепция содержания образования И. Я Лернера, концепция общеучебных  умений и навыков, оптимизация учебного процесса по Ю. К. Бабанскому и др.

         В условиях рыночной экономики компетентностный подход приобрел особую актуальность. В широком смысле,  компетентность – это готовность к выполнению определенных функций. Компетентностный подход в образовании  - это целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.

Что же дает  ученику компетентностный подход? Он позволяет:

  • согласовать цели обучения, выставленные педагогами с собственными целями учащихся;
  • подготовить учащихся к сознательному и ответственному обучению в вузе;
  • подготовить учащихся к успеху в жизни (прежде всего, получению качественного образования, рабочего места,  к дальнейшему профессиональному росту
  • повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
  • разгрузить учащихся за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации.

Основным понятием  для компетентностного подхода является понятие «компетенции». Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в различных жизненных ситуациях. Компетентность – это готовность действовать в ситуации неопределенности.  Выделяют четыре базовых ключевых компетенции, на которых основаны другие ключевые компетенции:

  • информационная – готовность к работе с информацией;
  • коммуникативная – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
  • кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
  • проблемная – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

     Из этих «кирпичиков» сложены составные ключевые компетенции: самообразовательная, исследовательская, методологическая, организационная, прогностическая   и др.  Из них же состоят и комплексные ключевые компетенции: социальная, семейная, гражданская, личностная и т. д.

Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений, навыков, которые «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент её реализации, то есть в ответ на ситуацию.  Она состоит из разных компонентов. Схематически они  могут быть представлены так:

 

Внутренние ресурсы – это знания, умения, навыки.

Внешние ресурсы – это всё то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы: информационные ресурсы, человеческие ресурсы, финансовые, материально-технические, технологические и т. д.

Самоуправление – целенаправленное управление ресурсным пакетом: определение необходимых ресурсов, поиск и активизация ресурсов, их «сборка» и взаимное согласование.

Мобилизация – это запуск компетенции в ответ на проблемную ситуацию.

 Специалисты отмечают, что цели формирования и развития ключевых компетенций сложны и объемны, они не могут быть решены средствами одного урока или одной учебной темы, даже если формулировать их поэлементно, через формирование и развитие отдельных элементов той или иной компетенции. Они должны быть соотнесены с годичными целями, конкретизированными по классам и группам. Например:

5 класс

6 класс

Коммуникативная

Учащиеся должны знать:

правила формального и неформального общения

Учащиеся должны уметь:

различать  ситуации формального и неформального общения, иметь и высказывать собственное мнение, пользоваться правилом «поднятой руки» и слушать высказывания других, не перебивая собеседника.

Учащиеся должны понимать:

опасность оценки других людей на основе стереотипов восприятия

Учащиеся должны уметь:

вступать в контакт с незнакомыми  сверстниками с целью привлечения их к выполнению совместного проекта.

Кооперативная

Учащиеся должны понимать:

различия ролей лидера и ведомого в деятельности; значение совместной деятельности и взаимопомощи в решении  различных  проблем.

Учащиеся должны уметь:

объединяться в группы по 3-4 человека для выполнения групповых проектов;

Действовать в группе в роли исполнителя;

Осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.

Учащиеся должны понимать:

Значение общих интересов как условие выполнения общего дела. Учащиеся должны уметь:

самостоятельно распределять роли в проектной группе, осуществлять активное целеполагание совместной деятельности в группе, действовать в роли ситуативного лидера, осуществлять коллективную самооценку деятельности группы.

Проблемная

Учащиеся должны понимать: неизбежность возникновения проблем в ходе любой деятельности;

значение собственных усилий для преодоления трудностей.

Учащиеся должны уметь:

замечать возникшую проблему в учении и обращаться за помощью, формулировать возникшую проблему

Учащиеся должны знать:

основные права и обязанности подростка

Учащиеся должны понимать:

единство прав и обязанностей;

Роль законов как инструмента разрешения социальных проблем.

Учащиеся должны уметь:

замечать проблему, возникшую в жизни классного коллектива и решать её средствами классного самоуправления.

   

    Основой формирования компетенций является опыт учащихся:

  • полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях;
  • новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр  и т. д.

Наиболее типичные методы формирования и развития ключевых компетенций на уроках истории и обществознания:

  1. обращение ку прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
  2. открытое обсуждение новых заданий, в ходе которого непосредственно оказывается задействована субъектная позиция учащихся
  3. решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, соразмерных опыту учащихся данного возраста;
  4. дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;
  5. игровая деятельность: ролевые и деловые игры;
  6. проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.

 Некоторые методы и приемы  формирования ключевых компетенций, которые я применяю на уроках  истории и обществознания:

Информационная компетентность:

  • задания на поиск информации в различных информационных источниках;
  • составление планов  и подготовка вопросов к тексту;
  • составление диаграмм, схем, графиков, таблиц;
  • задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации;
  • подготовка докладов и сообщений по теме;
  • учебные проекты

Коммуникативная компетенция:

  • все формы учебного диалога;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • выступления на защитах учебных исследовательских работ;
  • опросы, беседы, интервью.

Кооперативная компетенция:

  • самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала;
  • групповые мини-проекты;
  • ролевые игры;
  • индивидуальные проекты, требующие привлечения помощников.

Проблемная компетенция:

  • коллективное целеполагание в начале урока;
  • коллективное подведение итогов урока;
  • проблемно-ориентированная дискуссия;
  • проблемные вопросы, проблемные задачи;
  • практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный контекст.

   Важное место в формировании компетенций принадлежит компетентностно-ориентированным заданиям. Сейчас я накапливаю материалы  для учащихся по разным темам курсов истории и обществознания.

  Острой проблемой компетентностного подхода является проблема мониторинга и оценивания. Ясно, что отслеживание формирования компетенций и тем более оценивание должно в корне отличаться от способов оценки в традиционной системе. Здесь требуется набор объективных качественных критериев, то есть оценивание должно быть критериально-уровневым.  Пока что я только работаю в данном направлении, так как необходимо самой понять, что сегодня от меня требуется, как от учителя, а также на каком уровне компетентности находятся мои ученики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение роли преподавателя основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с новой парадигмой образования

Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...

«Изменение роли учителя физической культуры в соответствии с новой парадигмой образования»

На основе анализа ФГОС и новой парадигмы образования определяются новые требования к совершенствованию профессиональной деятельности учителя физической культуры в видах учебной деятельности....

Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

"Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования"

Данный материал был подготовлен для выступления перед преподавателями ОБЖ....

Доклад. "Мотивация на уроках русского языка и литературы – этап новой парадигмы образования»

Выступление на школьном  семинаре учителей гуманитарного цикла....

«Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования»

Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...