Применение модульной технологии в системе обучения.
статья по теме

Ильина Татьяна Евгеньевна

Среди новых технологий в обучении одно из первых мест по праву занимают модульные уроки – эффективный путь развития познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_modulnoy_tekhnologii_v_sisteme_obucheniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение модульной технологии в системе обучения.

Незадолго до нашего мероприятия у меня с моей коллегой состоялся полушутливый разговор об образовании. Свёлся он к тому, что вот, мол, на дворе 21 век, а как мучили учителя  учеников и ученики учителей в доме табличек древнего Вавилона, так продолжают делать это и по сию пору.

Выходит, что классно-урочная система обучения является тем краеугольным камнем или невымершим мамонтом, который продолжает сопровождать ученика и учителя из древности в наши дни. Конечно, применяются новшества, меняется терминология, так, например, название предмета Педагогика в вузах заменено теперь более звучным  названием - Педагогические системы, теории и технологии обучения и воспитания, но эволюционируют они, оставляя в своей основе самые прочные формы, виды, методы и приёмы обучения.

Дидактические системы не уходят в прошлое бесследно. Подпитываемые новыми идеями, они трансформируются в более прогрессивные и созвучные требования времени системы, в которых ещё долго сохраняются корневые (материнские) признаки. Например, «научная система педагогики» Гербарта, ставшая впоследствии традиционной, впитала в себя элементы предшествующих ей дидактики Коменского, а также более ранних догматической и схоластической  систем. «Прогрессивистская» дидактика Дьюи не смогла бы утвердиться без опоры на традиционную дидактику так же, как и программированное или компьютерное обучение не может обойтись без основы, заложенной традиционной, прогрессивистскими и другими системами. Преемственность дидактических систем – это общая закономерность развития теории и практики обучения.

Каждая дидактическая система взывает к жизни новую практическую технологию – вид обучения. А поскольку, как было сказано, системы не отрицаются, а постепенно эволюционируют к более совершенным, то в одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Их использование обусловлено также и тем, что педагоги не желают отказываться от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, сохраняя при этом способность к восприятию новых идей.

В современной школе используются четыре относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения или технологии:

  1. Объяснительно–иллюстративное обучение, называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным).
  2. Проблемное обучение.
  3. Программированное обучение и развившееся на его основе компьютерное или компьютеризованное.
  4. Модульное обучение.

Среди новых технологий в обучении одно из первых мест по праву занимают модульные уроки – эффективный путь развития познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки. Целью моего выступления является  раскрытие сущности  модульной технологии, согласно  следующему  плану:

  1. Понятие модуля.
  2. Структура модуля.
  3. Роль учителя.
  4. Слабые и сильные стороны модульной технологии обучения.

Всю нашу аудиторию мы можем условно разделить на три категории. Те, кто отлично знаком с модульной технологией и успешно применяет её на практике (они могут высказывать свои замечания и предложения по ходу доклада).  Те, кто успешно применяет модульную технологию и её элементы на практике, но не знает до сих пор, чем он занимался и как это называется (они, наконец, это поймут).  И те, кто никогда не слышал о данном виде обучения или не применял его (они будут счастливы, узнать что-то новое для себя).

-1-

Начнём с характеристики понятия.

Модуль  от лат. Modulus – мера, в архитектуре и строительстве - исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров сооружения и их частей. Применение модулей облегчает унификацию и стандартизацию строительства.

Модуль в радиоэлектронике – функционально законченный узел радиоэлектронной аппаратуры, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие. Его применение сокращает сроки проектирования аппаратуры, удешевляет её изготовление, упрощает эксплуатацию, облегчает ремонт.

Таким образом, модульная конструкция – это некая целостность, составленная из взаимозаменяемых, легко пригоняемых друг к другу элементов. Такие конструкции обычно бывают, удобны в эксплуатации и – при наличии достаточного количества функциональных модулей – применяются весьма широко, для решения различных задач, в различных обстоятельствах.

-2-

Структура модульной технологии обучения  состоит из двух ступеней: подготовка урока и непосредственно содержание самого модульного урока. Начинается модуль с выбора учителем темы урока (уроков), места этих уроков в курсе предмета и постановки комплексной и частных дидактических целей. Модуль может быть использован как на уроках повторения, обобщения, так и изучения нового материала.

Вторая ступень модуля – урок. Модульные уроки строятся вполне логично, последовательно развиваясь от мотивационной беседы до завершающего этапа, для обозначения которого используют копию английского слова рефлексия – обратная связь. Модульный урок включает в себя ряд учебных элементов (этапов). Начинается урок с сообщения темы и цели урока и входного контроля, учитель проверяет степень усвоения полученных учениками знаний на основе выполнения ими различных по сложности заданий. Проведение входного контроля даёт возможность логичного перехода к изучению нового материала.

Второй этап модульного урока содержит  блок информации (содержание модуля), систему заданий для учащихся, советы учителя ученикам. Работа над каждым учебным элементом обязательно мотивируется, определяется по времени, включает в себя сочетание самостоятельной работы с источниками, обсуждение проблемных вопросов. Обязательным условием проведения модульного урока является предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий.  Учащимся предлагается привлекать в процессе работы  разноплановые источники, атласы и контурные карты, сравнительные таблицы, графики и диаграммы, иллюстративный материал. Работа с модулем может осуществляться индивидуально, учебными парами, учебными подгруппами. На любом этапе работы каждый ученик должен быть сориентированным на поиск проблем и выбор путей решения. Каждый ученик получает возможность работать в своём темпе, взаимодействовать в процессе учения со сверстниками и педагогом. Очень важно сформировать у учеников чувство времени.

 В ходе работы учащихся учитель осуществляет текущий и промежуточный контроль в целях выявления пробелов и трудностей по ходу усвоения материала. Таким образом, учитель управляет процессом обучения. Контроль может осуществляться в виде самоконтроля и взаимоконтроля. В этом случае учащиеся сопоставляют свои ответы с ответами в листе ответов и проставляют в оценочный лист оценку в баллах; взаимоконтроль учащиеся осуществляют, работая в подгруппе или учебной паре. Эксперты готовятся к уроку заранее, получая от учителя опережающие задания и обсудив их с учителем. На модульном уроке эксперты помогают учителю в проведении контроля, а также консультируют ребят по новому материалу. Модульный урок может включать в себя подготовленные учащимися к этому уроку сообщения, подготовку и защиту творческих заданий, мини-спектаклей и так далее.

Третий  этап модульного урока – выходной контроль. Перед выходным контролем учитель делает ещё раз обобщение, обращает ребят к поставленным целям, кратко характеризует работу экспертов, подгрупп, класса в целом. Цель выходного контроля – проверить, как усвоился учениками новый материал. Ученикам предлагается выполнить по выбору одно из трёх заданий. Контроль на этом этапе осуществляет учитель.

Завершается модульный урок пятым этапом – проведением рефлексии. На отдельных листах учащиеся оценивают работу на уроке по 10-балльной системе из трёх позиций: дело, я, мы. Вопросы учитель формулирует произвольно. Например, дело: как я усвоил материал? Ответы:

  1. Получил прочные знания, усвоил все вопросы – 9-10 баллов;
  2. Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов;
  3. Слабо усвоил материал, необходимо ещё поработать над ним – 4-5 баллов.

После того как учащиеся охарактеризуют работу коллектива и свою роль и возможности на уроке, они отмечают, что им особенно понравилось. Для каждого учителя рефлексия – самый лучший материал к размышлению о выборе форм работы, чёткости и доступности предлагаемых заданий и поставленных целей, своей роли на уроке.

-3-

Хотелось бы добавить, что роль учителя в организации и проведении модульного урока  чрезвычайно сложна. Необходимо осуществить выбор темы модуля, чётко сформулировать для себя и учащихся комплексную цель, а также частные цели на различных этапах урока. Довольно сложно подобрать материал с учётом проблемности и уровневой дифференциации, продумать сочетание индивидуальной работы на уроке с работой учебных пар и подгрупп, рассчитать время.

-4-

Очевидно, абсолютизация любой формы подачи знаний, любой, даже вполне разумной системы работы ведёт к результатам, весьма далёким от ожидаемых. Не исключение в этом смысле и модульная технология. Предметы гуманитарного цикла, безусловно, эмоциональны и уникальны, их преподавание призвано будить воображение ученика, учить его грамотно излагать свои мысли, участвовать во фронтальной беседе, высказывать собственное мнение и суждения, доказывать свою точку зрения. Решение данных задач не вполне возможно на модульных уроках. Слабо поддаётся модулированию учебный материал проблемного характера, например гражданская война, обсуждение образов главных героев художественных произведений и др. Что касается упомянутой рефлексии на завершающем этапе модуля, то её непременное осуществление в форме ответов на стандартизированные вопросы и самооценки по 10-балльной шкале приводит, во-первых, к чрезмерной формализации самооценки познающего субъекта; во-вторых, публичная самооценка естественна только для ярко выраженных экстравертов, а ребятам, более сосредоточенным на своём внутреннем мире (и поэтому более склонным к самоанализу), попросту противопоказана. К тому же модульный урок предполагает наличие большого количества отпечатанных памяток, заданий, бланков, оценочных листов индивидуального характера, что приводит к определённым расходам. Поэтому полностью перевести преподавание на модульную технологию невозможно и абсурдно.

При этом невозможно не отметить и очевидные плюсы данной технологии. Модульный урок даёт возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне в течение урока или двух уроков и обойтись без домашнего задания. Модульное обучение является одним из способов активации деятельности учащихся. Именно в процессе работы с модулем школьникам прививаются навыки самостоятельной работы и самооценки, чувство времени, формируется культура умственного труда. Продуманная система  дифференцированных вопросов и заданий позволяет, учитывая индивидуальные знания, навыки и способности учащихся приобщить к самостоятельной аналитической работе большую часть школьников и добиться неплохой мотивации. К тому же эпизодически применяемые в учебном процессе приёмы организации самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности школьников  благодаря модульной технологии приводятся в систему, что обеспечивает эффективность решения многих задач. Именно при помощи модульной технологии легко собрать разрозненный учебный материал в некую целостную систему, состоящую из  информационных модулей - блоков, что даёт возможность  избежать хаотичности в обучении и позволяет в короткие сроки повторить, обобщить и закрепить полученные знания. И та же технология помогает разбить довольно сложный или объёмный материал на несколько функциональных, друг друга дополняющих модулей, информационное содержание которых более доступно для понимания учащихся.

Таким образом, мы видим, что модульная технология обучения основывается на таких важнейших дидактических принципах, как принцип сознательности и активности, принципе систематичности и последовательности, принципе прочности, принципе доступности и, безусловно, принципе научности. Беря во внимание тот факт, что на модульных уроках педагог  может осуществить также связь теории и практики, можно смело применять данную технологию и её элементы в обучении.

Используемая литература:

  1. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина и др. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  3. Усачёва Е.Ю. Использование модульного обучения как одного из способов активизации деятельности учащихся //Актуальные задачи реализации современной модели образования. Материалы окружного педагогического совета работников сферы образования ХМАО – Югры. Под ред. А.В. Грибцовой, Л.Н. Ковешниковой и др.  – Сургут, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 10 классе с применением модульной технологии по теме: "Алканы, свойства и получение".

Урок химии в 10 классе с применением модульной технологии по теме: "Алканы, свойства и получение".   Тип урока– урок изучения и первичного закрепления нового материала.  Формы и приемы раб...

Разработка урока в 10-м классе с примененим модульной технологии. Тема: "Решение тригонометрических уравнений"

Тип урока:   урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.Цели урока: Развивать познавательную активность учащихся на основе поисковой деятельности;Продолжить работу по развитию тв...

«Применение модульной технологии обучения» при изучении темы « Имя числительное» в 6 классе

             Изучение имени числительного в школе имеет свои особенности, свою специфику. Эти особенности связаны как с характером самого предмета изучения чи...

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...

Применение модульной технологии обучения на уроках химии.

Данная статья отражает взгляды автора на применение модульной технологии при усвоении учебного материала по химии....