Урок химии в 10 классе с применением модульной технологии по теме: "Алканы, свойства и получение".
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Буренкова Надежда Васильевна

Урок химии в 10 классе с применением модульной технологии по теме: "Алканы, свойства и получение".

  Тип урока– урок изучения и первичного закрепления нового материала. 

Формы и приемы работы:

Индивидуальная работа, работа с учебником и дополнительной литературой, справочными материалами, выполнение разнообразных заданий, письменная работа контролирующего характера.

Средства обучения:

Учебник Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия. Органическая химия. 10 класс».  Москва, 2010, «Просвещение», ОАО «Московские учебники».

Необходимое (по числу учащихся) количество копий текста рабочих материалов, то есть технологических карт урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии ГБОУ СОШ № 707 Буренкова Н.В.

Урок химии в 10 классе с применением модульной технологии.

Алканы, свойства и получение.

Форма обучения – урок.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели урока.

Обучающая: формирование умений и знаний  у обучающихся по данной теме (конкретно цели представлены по каждому учебному элементу); повторение и закрепление основных понятий по предельным углеводородам.

Развивающая: развивать у школьников умение выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при выполнении заданий различного уровня сложности; развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении; развивать положительное отношение к предмету, создавая условия для успешности в обучении.

Воспитывающая: создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей; формирование познавательных способностей в соответствии с логикой химической науки.

Формы и приемы работы:

Индивидуальная работа, работа с учебником и дополнительной литературой, справочными материалами, выполнение разнообразных заданий, письменная работа контролирующего характера.

Средства обучения:

Учебник Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия. Органическая химия. 10 класс».  Москва, 2010, «Просвещение», ОАО «Московские учебники».

Необходимое (по числу учащихся) количество копий текста рабочих материалов, то есть технологических карт урока.

Алканы, свойства и получение.

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по усвоению

учебного

материала

УЭ -0

Интегрирующая цель.

В результате изучения содержания модуля вы должны:

Знать:

Химические свойства алканов, некоторые способы получения алканов, применение метана и его гомологов.

Уметь:

Характеризовать химические свойства алканов, писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и его гомологов.

Самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания, пользоваться учебником. Соблюдать правила работы в коллективе.

Пользоваться приемами сравнения, обобщения и делать выводы.

Внимательно прочитайте цель урока.

Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.

УЭ -1

Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал по алканам  (общая формула, строение, номенклатуру).

  1. Какие органические вещества относятся к углеводородам?
  2. Как называют алканы по международной номенклатуре?
  3. Назовите общую формулу предельных углеводородов.
  4. Напишите формулу алканов, имеющих в своем составе 8, 12, 16 атомов углерода.
  5. Напишите формулу алканов, имеющих в своем составе 14, 20, 26 атомов водорода.
  6. Какой вид гибридизации характерен для алканов?
  7. Назовите валентный угол и длину «С – С» связи в молекулах алканов.

Ответьте письменно на вопросы.

Работайте индивидуально в тетради.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

УЭ -2

Цель: проверить умения давать названия алканам по структурным формулам.

Соедините линией каждую структурную формулу с соответствующим названием.

  1. СН3     СН       СН3                           2,2-диметилпропан

               

                 СН3

  1. СН3     СН       СН       СН3               2-метилпропан

           

                        СН3     СН3

  1. СН3     СН2     СН       СН2     СН3     2,3-диметилбутан

                         

                                   С2Н5 

                   

                         

                          СН3

                          /  

  1. СН3       С       СН3                               3-этилпентан

                          \

                           СН3

Работайте индивидуально, в тетради.

За каждую правильную пару (формула-название) – 1 балл.

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

УЭ -3

Цель: проверить умения составлять структурные формулы по названиям.

Изобразите структурные формулы предложенных алканов.

  1. 2,2,4-триметилпентан
  2. 2-метил-3-этилгексан

Работайте индивидуально, в тетради.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

УЭ -4

Цель: выяснить химические свойства алканов, научиться писать соответствующие уравнения реакций.

Химические свойства алканов.

Изучите материал § 7, стр. 22-25. выпишите в тетрадь химические свойства алканов, заполняя таблицу:

п\п

Название

свойства

Уравнения реакций*

Продукты реакции

1

Горение

СН4 + О2 →

С2Н6 + О2 →

2

Разложение при нагревании

          t>10000С

СН4 →

          t>15000С

СН4 →

С2Н6 →

3

Реакция замещения (взаимодействие с галогенами)

СН4 + Cl2 →

С2Н6 + Cl2 →

4

Изомеризация

С5Н12 →

*в достаточно сильном классе левые части уравнений можно не приводить.

Работайте индивидуально, в тетради.

УЭ -5

Цель: изучить способы получения алканов.

Получение алканов.

Изучите материал § 7, стр. 21. Выпишите в тетрадь способы получения алканов.

Работайте индивидуально, в тетради.

УЭ -6

Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.

Выполните предложенные задания и ответьте на вопросы.

  1. Бром действует на метан подобно хлору. Составьте уравнения двух стадий   последовательного бромирования метана.
  2. Почему предельные углеводороды не вступают в реакции присоединения? Почему они являются химически стойкими?
  3. Напишите уравнения, с помощью которых можно осуществить превращения:

С2Н5СООNa → С2Н6 → С2Н5Cl → С4Н10 → СО2

Работайте индивидуально, в тетради.

За каждое правильно написанное уравнение реакции – 1 балл.

За ответ на 2 вопрос – 1 балл.

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

УЭ -7

Подведение итогов урока.

  1. Вернитесь к цели УЭ-0. достиг(ла) ли я её? Готов(а) ли я применять эти знания при изучении новой темы?
  2. С каким настроением я изучал(а) данный материал (интересно, очень, не очень, так себе, свое мнение)?
  3. В чем я затруднялся(лась) при выполнении заданий?
  4. При выполнении данной работы я помогал(а) другим, мне помогали другие, мне помогал учитель, работал(а) индивидуально.
  5. Как я оцениваю полученные сегодня знания (глубоко, осознанно, предстоит осознать, неосознанно)?
  6. Какое человеческое качество я сегодня в себе воспитал(а)?
  7. Оцените свою работу на уроке:

Если вы набрали за урок  от 19 до  21 балла – оценка «5». Молодец! Если от 15 до 18 баллов – оценка «4». Тоже неплохо. Если от11 до 14 баллов – «3». Повторите материал §§ 6,7. если менее 11 баллов – к сожалению, вы не усвоили материал этого раздела. Приложите все усилия для ликвидации пробелов в знаниях.

Отвечайте на вопросы на отдельном листе, который сдайте учителю. Не забудьте указать число набранных баллов.

УЭ -8

Домашнее задание.

Выучить § 7. на листе А-4 выполните №21 на стр. 28.

Запишите домашнее задание в дневник.


Приложение  (УЭ-2)

Соедините линией каждую структурную формулу с соответствующим названием.

  1. СН3     СН       СН3                                                            2,2-диметилпропан

               

                 СН3

  1. СН3     СН       СН       СН3                                                2-метилпропан

           

                        СН3     СН3

  1. СН3     СН2     СН       СН2     СН3                                     2,3-диметилбутан

                         

                                   С2Н5 

                   

                         

                          СН3

                          /  

  1. СН3       С       СН3                                                               3-этилпентан

                          \

                           СН3


Приложение  (УЭ-1)

  1. Углеводороды – это органические вещества, в состав которых входят только атомы углерода и водорода.
  2. Углеводороды с прямой цепью атомов углерода называют по числу атомов углерода с добавлением суффикса – ан. Для составления названий предельных углеводородов  с разветвленной цепью принимают, что в их молекулах все или часть атомов водорода замещены радикалами. Называют радикалы с указанием их местоположения и дают полное название углеводорода по числу атомов углерода в основной цепи, используя суффикс – ан.
  3. CnH2n +2
  4. C8H18; C12H26; C16H34
  5. C6H14; C9H20; C12H26
  6. sp3 - гибридизация
  7. Валентный угол – 109 0 28 /. Длина «С – С» связи – 0,154 нм.

Приложение  (УЭ-3)

2,2,4-триметилпентан

             СН3

             /

СН3 - С - СН2 - СН - СН3

            \                \

            СН3          СН3

2-метил-3-этилгексан

СН3 - СН - СН - СН2 - СН2 - СН3

            \        \

            СН3  С2Н5


Приложение  (УЭ-6)

                    t

1. CH4 + Br2 → CH3Br + HBr

t

     CH3Br + Br2 → CH2Br2 + HBr

2. Из-за своей предельной насыщенности и малой полярности связей «С - Н».

1                          2                                 3                          4

3. С2Н5СООNa → С2Н6 → С2Н5Cl → С4Н10 → СО2

                                         

  1. С2Н5СООNa  + NaOH → С2Н6 + Na2CO3

  1. С2Н6 + Cl2 → С2Н5Cl + HCl

  1. 2Н5Cl + 2Na → С4Н10 + 2NaCl

  1. 2 С4Н10 + 13O2 → 8CO2 + 10H2O

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 10-м классе с примененим модульной технологии. Тема: "Решение тригонометрических уравнений"

Тип урока:   урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.Цели урока: Развивать познавательную активность учащихся на основе поисковой деятельности;Продолжить работу по развитию тв...

Презентация к уроку по теме "Алканы. Строение, свойства, получение, применение"

Презентация к данному уроку позволяет учителю четко и полно раскрыть основные понятия темы,  а также помогает учащимся закрепить полученные знания...

План-конспект урока в 5 классе с применением ИКТ технологий Тема четверти: «В чем сила музыки?»,

Цель:  показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.Задачи:познакомить с жанром хорового концертапознакомить с понятием «речевая декламация»;закр...

План-конспект урока в 5 классе с применением ИКТ технологий Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Цель: на материале урока показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.Задачи:познакомить с жанром хорового концертапознакомить с понятием «речевая дек...

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

статья "применение модульной технологии на уроках химии"

статья предназначена для преподавателей хиимии, применяющих на своих уроках модульную технологию....

Урок "Аммиак", 9 класс с применением инновационных технологий

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения. Задачи: Выяснить физические свойства аммиака, опираясь на знания ...