Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по теме

Мищенко Алла Владимировна

Описание системы работы. Обобщение педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_opit_razviv_obuchenie.doc1.49 МБ
Microsoft Office document icon karta_ind_sposobnostey_diff_obuchenie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                             Методы дифференцированного обучения.                               Идея:  Э. Сперри

                                                                                                                                                                                          Т.П. Хризман

                                                                                                                                                                                          С.В. Ковалёв

                                                                                                                                                                                          А.А. Сиротюк

Примеры использования  дифференцированного подхода к обучению на основе

индивидуальности учащихся из своей педагогической деятельности.

  1. Строим работу с учётом карт индивидуальных особенностей учащихся.                                                      «Модель мира ребёнка  может  в                                                          
  2. Все самостоятельные и контрольные работы составлены с учётом                                                                  корне отличаться от моей и я                

       дифференцированного подхода к обучению.                                                                                                     обязан уважать и учитывать эти  

  1. Организуем дополнительные занятия со слабыми учениками и                                                                       различия»

      сильными учащимися отдельно.                                                                                                                                                        С.В.Ковалёв

  1. С заинтересованными учениками готовим сообщения, доклады, рефераты.

Карта  индивидуальных  особенностей  учащихся  (типологические  группы  по  способу  мышления).

п/п

Следствия доминирования полушарий головного мозга

Правополушарные учащиеся

Левополушарные учащиеся

1

Особенности мышления

Мышление дивергентное (от частного к общему); образное (интерес к эстетической стороне предмета). Дедукция, синтез (текстов, слов, предложений), оперирование  пространственными связями.

Мышление конвергентное (от общего к частному), научное (конкретное, знаковое). Индукция, анализ (текстов, разбор слов и предложений по составу), усвоение правил  и грамматических конструкций.

2

Ориентации в учебной деятельности

Ориентирован на процесс обучения, а не на результат.

Ориентирован на результат.

3

Предпочтения в мотивационной сфере обучения

Фокусирован на внешнее.

Стремится получить не столько знания,   сколько их высокую похвалу и оценку;

испытывает потребность в самореализации, социализации,  определения статуса в обществе:

     - желание влиять на других людей (научиться  убеждать);

    - желание разобраться во взаимоотношениях (осознанная определённость положения в коллективе).

Важно качество знаний, а не оценка их учителем.

Привлекает процесс усвоения знаний.

Испытывает  потребность в постоянной

умственной  деятельности.

Учение для него – средство развития своего мышления.

Настроен на продление образования.

Не испытывает потребности во влиянии на других учащихся.

Фокусирован вовнутрь.

4

Доминирующие способы восприятия  информации

Видит конкретные объекты.

Преуспевает в геометрии.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Любит самостоятельный выбор, основанный  на интуиции.

Любит смотреть фильм до чтения книг.

Видит символы (слова, буквы, цифры и т.д.)

Преуспевает в чтении, алгебре, языке.

Любит информацию в письменной форме.

Испытывает дискомфорт с неясными, незавершёнными  конструкциями.

Предпочитает сначала чтение, потом фильм.

5

Манера поведения

Постоянно отвлекается .

Сосредоточен.

6

Реакция на замечания

Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании.

Реагирует на словесные замечания.

7

Рабочая полусфера пространства

Рекомендации

Левая сторона класса.

1. Определить рабочее место на ряду.

               _____________

                                 Доска

    ______1_______             _______2_______            _____×__3______    

                                                           

разнополушарные

2. Делать упор на престижности положения в  

    коллективе, авторитете, социальной

    значимости предлагаемого вида  

     деятельности.

 3. Использовать объяснительно-иллюстра-

     тивные, творческие методы.

4. Использовать методические приёмы и

    задания:  задания в картинках, образные

    представления, конкретные ситуации,

    работа с наглядностью (фильмы, карточки,

    схемы, таблицы), мозговой штурм,

    творческие задания,  работа в группе,

    интервью, ролевые игры, чтение по ролям,

    инсценировка, предсказание результатов,

    выявление сходств, выделение сути,

    использование речевых и музыкальных

    ритмов, экскурсии, визуализация,

    иллюстрации и д.р.

Правая сторона класса.

1. Определить рабочее место на 1-ом ряду.

                _____________

                                 Доска

    _____×_1_______             _______2_______            _______3______    

                                                           

Разнополушарные

2. Делать упор на познавательной стороне

    изучаемого материала.

3. Использовать эвристические и

    проблемные  методы.

4. Использовать методические приёмы и

    задания: логические задания, выявление

    различий, выявление деталей, создание

    категорий, прослушивание текстов,

    задания на поиск ошибок,  многократное

    повторение материала, сортировка,

    группировка, классификация,

    конструирование, изобретение,

    вербализация и д.р.

 

8

Сопроводительное письмо.

        В основу таблицы положена статья А.А. Сиротюк « Природосообразность обучения: дифференцированный  или холистический  подходы».  «Народное образование» № 1 2005г.; обучение целостного ребёнка. «Модальность как основа формирования учебной мотивации»  «Народное образование» № 1 2006 г.

Разработала учитель русского языка

литературы Мищенко А.В.

МБОУ «СОШ № 1» г. Бологое,  Тверской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе

Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более...

Педагогический проект"Элементы технологии развивающего обучения на уроках русского языка"

Данная презентация содержит теорию о технологии развивающего обучения и примеры ее реализации на уроках русского языка....

Приёмы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

В данной статье даётся информация о  педагогической технологии - технологии развивающего обучения, которая способствует развитию познавательных интересов учащихся и их творческой активности....

Формы и методы коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

     В данной статье представлены возможности использования  коррекционно-развивающей технологии на уроках русского языка и литературы при обучении учащихся с задержкой псих...

Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС...

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"

Доклад  "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"...

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...