Журнал «Культура. Наука. Интеграция» №1, 2013 Статья
статья на тему

Носова Ольга Игоревна

Формирование иноязычной компетенции обучающихся на уроках английского языка с использованием метода дифференциации по репрезентативным системам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал «Культура. Наука. Интеграция» №1, 2013

Статья

Формирование иноязычной компетенции обучающихся на уроках английского языка с использованием метода дифференциации по репрезентативным системам

Современная методика обучения иностранным языкам ориентируется на коммуникативность и предлагает широкое использование на уроке учебно-речевых ситуаций, которые представляют собой совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для правильного осуществления речевых действий в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Такая учебная ситуация становится действенным стимулом к общению на иностранном языке в случае, если она близка по характеру коммуникативной задаче, по деятельности, по способу ее формирования. Следовательно, при подборе и распределении учебно-речевой ситуации учителю необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности (социально - культурные, возрастные, эмоциональность, статус ученика в учебной группе, его самооценка), интересы, склонности, поскольку это позволяет обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации [3,97].

Развивающее воздействие иностранного языка на познавательные функции учеников заключается в том, что работа над иноязычным высказыванием способствует формированию логики мышления. Логика мышления совершается в слове, и, поэтому, последовательность изложения, информативность и полнота высказывания, взаимосвязь аргументов и следствий, переход от данного к новому, построение логически связанных диалогических единств, ситуативная обусловленность реплик полилога формируются в иноязычном высказывании.

Действительно, обучение иностранному языку - очень сложный, требующий большого труда как от обучаемого, так и от преподавателя, процесс, во многом зависящий от уровня подготовки,  возраста, образования, психологических и индивидуальных особенностей слушателя. Естественно, что при обучении иностранному языку невозможно учитывать все психолого-физиологические особенности обучаемых, однако, для достижения наибольшей эффективности учебного процесса необходимо сделать его максимально дифференцированным.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть возможность реализации дифференцированного подхода к обучащимся в процессе формирования иноязычной компетенции с точки зрения нейро-лингвистического программирования.

При поверхностном взгляде нейро-лингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель восприятии, опыта, стратегии мышления.

В выборе названия НЛП сыграло роль то, что связь “мышление -тело” организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. “Нейро” означает также способ организации нашего опыта благодаря сенсорным каналам. А “лингвистическое” указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально НЛП изучает “слова и нервы”[2,2] .

С точки зрения нейролингвистического программирования  у человека существует несколько репрезентативных систем (репсистем). С позиций указанного подхода люди различаются, в первую очередь, своими репсистемами. Репсистема - это совокупность элементов, позволяющих представлять (репрезентировать) в психике необходимую информацию. По характеру доминирующей модальности представления информации репсистемы делятся на:

1) визуальную (доминирует зрение);

2) аудиальную (доминирует слух);

 3) кинестетическую (доминируют ощущения);

4) полимодальную (преобладают обобщенные представления, мыслительные процессы).

Процесс общения начинается с восприятия информации. Именно благодаря восприятию человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого - сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание.

В рамках НЛП разработана синтоническая модель общения. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - та репрезентативная система, которой он доверят больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальная (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движении глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и даже позы [4,429].

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш ученик, то качество обучения возрастает.

В данной статье мы предлагаем вам познакомиться с разработкой урока по английскому языку основанной на дифференциации обучающихся по их репрезентативным системам.

Урок разработан в соответствии федеральной программы основного курса английского языка 5-6 классов для общеобразовательных школ и УМК под редакцией Биболетовой М.З. Апробация проходила в 6 классе при изучении темы «Животные в нашей жизни» в МБОУ лицее №103 имени С. Козлова г. Ростова-на-Дону.

                Цели и задачи урока:

- актуализация лексических навыков по теме «Животные в нашей жизни»;

- тренировка навыков аудирования;

- совершенствование навыков устной речи по теме «Животные в нашей жизни»;

- активизация настоящего совершенного времени.

                Методы и приемы:

Использование элементов дифференциации обучающихся на основе их нейродинамического профиля в процессе формирования иноязычной компетенции.

После проведения диагностики было известно, что в данной группе присутствуют ученики визуалы, аудиалы.

Все упражнения, предложенные ученикам, подбирались с учетом их принадлежности к определенному нейродинамическому профилю. Они  полностью соответствуют требованиям изучения данной темы и соответствуют рекомендациям по работе с данными учениками, так же направлены на расширение знаний, на детальную проработку изучаемой темы и на закрепление изучаемого материала.

В рамках данного урока мы рассмотрим упражнения для обучения грамматике, лексике, говорению.

Упражнения на формирование грамматических навыков

1)повторение правила в виде таблицы;

Данное задание наиболее соответствует особенностям восприятия информации аудиалами и визуалами, так как им свойственно воспринимать информацию в виде схем, таблиц.

2) чтение предложения с использованием данного времени, ученики должны были поднять руку, когда услышат глагол, стоящий в нужной форме;

Данный вид упражнений в основном нацелен на правополушарных и левополушарных аудиалов. Им свойсвенно воспринимать информацию на слух.

3) использование карточек с предложениями, ученики должны были составить предложения, употребив глагол в изучаемом времени.

Данный вид упражнений свойственен в большей степени для учеников-правополушарников.

Упражнения на формирование лексических навыков

1)ученики должны были сказать антоним предлагаемого слова;

Для левополушарных учеников ввод новой лексики необходимо осуществлять путем подбора синонимов или антонимов.

2) подобраны картинки, необходимо было дать характеристики животным;

Данный вид работы свойственен правополушарным ученикам.  Данное задание свойственно  в большей степени визуалам, так как задействован визуальный канал восприятия.

3)  дано слово на русском языке, необходимо было его перевести на английский язык и составить с ним предложение.

Данный вид работы подходит для учеников-левополушарников. Задействовано логическое полушарие головного мозга.

Упражнения на формирование навыков и умения говорения

1)работа с аудиокассетой;

Такие упражнения свойственны аудиалам. Восприятие информации идет через аудиальный канал восприятия.

2) повторение фразы по памяти (снежный ком);

Данный вид работы присущ ученикам – визуалам. При повторении фразы, они в голове рисуют картинку происходящего и затем повторяют ее вслух.

3) работа с текстом учебника.

Представленный вид работы свойственен визуалам. Данное задание сопровождается зрительной наглядностью, что необходимо при обучении визуалов.

Welcome to our lesson

Добро пожаловать на наш урок

           1. Организационный момент

- Good morning, boys and girls! (Good morning, Olga Igorevna!)

- I am glad to see you. (We are glad to see you too.)  

- Tell me please, what date is it today? (Today is the 11th of November)

2. Фонетическая зарядка

At the first let’s practice the English sounds. I shall show you the symbols of the English sounds and the task for you is to pronounce this sound and name three words with it on the topic “Animals in our life”. Remember the English words and get ready to start.

Учитель предлагает детям вспомнить некоторые звуки. Он показывает карточку с определенным звуком и учащиеся должны сказать три слова, в которых есть этот звук.

[ǣ]- catch, cat, Africa;

[f]- Africa, full, fun;

[h]- help, elephant, have;

[v]- every, very, live;

[aiǝ]- society, giant, scientist.

3. Речевая разминка

Учитель напоминает детям правила игры «Снежный ком» и организует игру. На доске необходимо заранее развесить картинки животных, названия которых знакомы детям.

- Let’s play the game “Snowball”. We shell you remember the names of the animals. The pictures on the blackboard will help you to remember animals. The first pupil will name one word, the second pupil will repeat it and add another word. The winner is the pupil who will repeat the chain of all the words on the topics.

- an elephant;

- an elephant and a monkey;

- an elephant, a monkey and a tiger;

- an elephant, a monkey, a tiger and a bear;

- an elephant, a monkey, a tiger, a bear and a giraffe.

3. Совершенствование лексических навыков по теме «Животные в нашей жизни»

a) Tell me, please, the antonym this words:

Учитель предлагает детям назвать антонимы слов:

- domestic (wild)

- enjoyable (unpleasant)

- tiny (giant)

- natural (synthetic)

b) I tell you the word in Russian; you must translate it into English and make up the sentences:

Ученикам даны слова на русском, они должны перевести на английский язык и придумать предложение:

- насекомые (insects – How many kinds of insects are there at the zoo?)

- крылья (wings – See the young birds stretch their wings.)

- сражаться (to fight – The Zoological Society of London is fighting to help save endangered animals.)

- обезьяны (monkeys – I like monkeys very much.)

- зоопарк (zoo – There are any big animals at the zoo.)

- тигры (tigers – Two little tigers are playing near the lake.)

c) Give characteristics of the following animals and birds:

(a fox, a rabbit, a horse, a dolphin, a camel, a wolf, an eagle)

На доске вывешены картинки животных. Учитель предлагает дать характеристику данным животным.

(лиса, кролик, лошадь, дельфин, верблюд, волк,)

Example: A fox is cunning, strong, clever and independent. It runs very fast.

4. Тренировка грамматических навыков

a) Учитель повторяет вместе с детьми правило образования настоящего совершенного времени. Предварительно раздаются таблицы с правилом.

The Present Perfect Tense

+ / ?

Have + V³

Has + V³

Haven’t + V³

Hasn’t + V³

1. Jeff has eaten his dinner and is ready to leave.

2. Have you bought all the souvenirs yet?

3. No, mum, I haven’t played the song yet.

Раздаются карточки, где дети должны заполнить пропуски необходимой информацией. Составить самостоятельно правило употребления изучаемого времени.

Complete the rules.

To take the present perfect we use the verb…….(have/has) + the past participle.

To make the past participle of regular verbs we add…….(-ed) to the infinitive, or…….(-d) if the infinitive ends in –e.

b) I read you some sentences; you must hear The Present Perfect Tense.

Учитель читает предложения с разными временами, детям необходимо услышать настоящее совершенное время.

1. I haven’t phoned the radio.

2. She has made the photocopies.

3. I’m going to do a red panda poster for my project.

4. He wants to put the tiger on a green T-shirt.

5. Paul has bought the paper and pens for the posters.

4. Совершенствование навыков аудирования

Учитель организует прослушивание текста на диске, упражнение 18 на странице 108  (учебник «Enjoy English» Биболетова М.З.).

5. Тренировка навыков изучающего чтения

Open your textbook, page 108, exercise 18. Read the text to yourself and answer the question.

What did you know about animals in Britain?

Учитель предлагает учащимся прочитать про себя текст из упражнения 18, страница 108 и ответить на вопрос.

- Who can answer the first? Let’s read the text aloud.

Учащиеся читают текст вслух по цепочке и переводят некоторые предложения (по усмотрению учителя).

Page 108, exercise 18.

Read about Whipsnade Wild Animal Park.

Whipsnade Wild Animal Park.

Your visit to Whipsnade Wild Animal Park will be very enjoyable. At Whipsnade you will learn and understand more about the lives of animals and how to save endangered animals. Many scientists are working here. They are studying the effects that human activities have on the natural world.

At the children’s farm you can get closer to domestic animals. In the wolf wood you’ll have a good view of the wolves.

At a set time each day, the keepers of the park introduce animals around the park for you to learn more about them and ask questions about them.

But don’t bring along your own dog or other pets into the park.

6. Рефлексия

Учитель предлагает заполнить учащимся таблицу и оценить свои знания и умения.

Знания и умения

Самооценка

Устно

Письменно

Уметь правильно употреблять лексику по теме

Рассказать о животном

Рассказать правило употребления The Present Perfect Tense

Употреблять в речи и на письме The Present Perfect Tense

Понимать английскую речь на слух

Уметь выявлять главное при прочтении текста

Уметь переводить текс

А = умею делать,

В = испытываю затруднения,

D = не умею делать,

C = не проходили на уроке

Настроение

Отличное

Хорошее

Удовлетворительное

Перед уроком

В течение урока

После урока

 

7. Итоги урока

Учитель подводит итоги урока и объясняет домашнее задание.

8. Домашнее задание: упражнение 12, страница 119 (письменно), упражнение 19, страница 109 (устно).

Список литературы

  1. Биболетова М.З.Английский с удовольствием. – Обнинск, изд-во Титул, 2000. – 224 с.
  2. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - Нью-Йорк, 1989. – 37 с.
  3. Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. – Москва, изд-во Педагогика, 1975. – 153 с.
  4. Столяренко Д. Основы психологии. – Росто-на-Дону, изд-во «Феникс», 2000. – 671 с.
  5. Oxford University Press, Student’s book 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

План работы МО естественных наук на 2012-2013 год

Тематика и содержание заседаний методического объединения учителей естественных наук....

Журнал «Образование. Наука. Инновации» №4, 2012 Статья

Практическое применение элементов дифференцированного обучения иностранным языкам на основе определения нейродинамического профиля...

Журнал «Педагогические науки» №6, 2011 Статья

Элементы дифференцированного обучения на основе определения нейродинамического профиля в процессе формирования иноязычной компетенции...

Доклад Изучение родных языков в современной образовательной практике. Проблемы сохранения родной культуры и интеграции ее в общекультурное пространство.

    Т.В.Пашаева, МБОУ СОШ № 2 , г. Буйнакска,учителя родного ( кум.) языка   Изучение родных языков в современной образовательной практике. Проблемы сохранения родной культу...

летняя школа 2013, статья в газете "Вяземский вестник"

летняя школа 2013, статья в газете "Вяземский вестник"...

Показатели экологического состояния компонентов окружающей природной среды и их оценка с использованием методов экологического мониторинга//Развитие науки и техники: сб. статей Всероссийской НПК. -- Уфа, Аэтерна, 2019. - 91с. - с.76-83.

В статье раскрывается понятие "окружающая среда",обуславливается выбор показателей оценки экологического состояния компонентов окружающей среды, подчеркивается значимость экологических иссле...