Доклад «Педагогическая мастерская и метод проектов как основные технологии деятельностного подхода»
статья по теме

Вашлаева Наталья Ивановна

Деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Его основные образовательные технологии это педагогические мастерские, и метод проектов.Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.Метод проектов – это технология достижения требуемой дидактической цели через подробную проработку конкретного вопроса, которая в результате должна иметь какой-либо оформленный вид.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пересмотр знаний в сложившейся системе образования стал причиной того, что в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование личности, готовой к саморазвитию.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются: 
-обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;
-формирование личностных качеств — ума, воли, чувств и эмоции, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;
-
формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Все эти цели и задачи успешно реализуются при
деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе ФГОС второго поколения, отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». 

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю — не знаю, умею — не умею, владею — не владею, а где есть тезис ищу — и нахожу, думаю — и узнаю, тренируюсь — и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать — еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики — знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду, не открыть".
Таким образом, очевидно, что в ХХ веке общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию.
Это и послужило причиной того, что Министерство образование сочло необходимым разработать новые ФГОС, т.к. переакцентировка ценностей в общественном сознании породила потребность в пересмотре основных принципов образования.

В своем сообщении, опираясь на существующие на сегодняшний момент методические материалы, я расскажу о теоретических основах деятельностного подхода в обучении как главном условии реализации стандартов второго поколения.
 Деятельностный метод обучения помогает конструктивно выполнить задачи образования 21 века, т.к. данная дидактическая модель позволяет осуществлять: 
- формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Как это сделать? Вспомним китайскую мудрость, которая гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Одна из разработчиков проблемного обучения, Эльв.Иван. Александрова, автор учебно-методических комплектов по математике, утверждает: « Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие».
«Сделать открытие» позволяет деятельностный подход в обучении, который помогает решать современные образовательные задачи с учетом запросов будущего. 

Что такое деятельностный подход в обучении?
Деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. 
Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.
При деятельностном подходе задача учителя, например, при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно, все объяснить, рассказать и показать. Теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель — ученик». 

Система дидактических принципов деятельностного подхода
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов. Перечислим основные из них:
1)
Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2)
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3)
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4)
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5)
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6)
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7)
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. 
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.        

Образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».  Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции.

В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других.
Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.

Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.

Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях:

1. "Вызов традиционной педагогике".

2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

3. "Все способны!".

4. Интенсивные методы обучения и развития.

5. Новый тип педагога.

6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.

Принципы построения педагогической мастерской

1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.

2. Равенство всех, включая мастера.

3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.

4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.

5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.

Алгоритм построения педагогической мастерской:

1. Индуктор (психологический настрой на урок)

2. Тема (запись на доске)

3. Самоконструкция (запись слов по ассоциации)

4. Социоконструкция (пополнение списка слов)

5. Разрыв (кульминация, во время которой ребенок начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше)

6. Афиширование (демонстрация выполненной работы)

7. Рефлексия (духовное состояние после мастерской)

В данной технологии учитель выполняет роль мастера. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

Рекомендации для мастера (учителя):

1. Создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.

2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.

3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.

4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.

5. Информацию подавать малыми дозами.

6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.

Особенностью нового образовательного стандарта является то, что учитель должен творчески подходить к процессу обучения и воспитания, при этом используя как можно больше на своих уроках существующую информационную базу. Поэтому одной из основных технологий, обеспечивающей системно–деятельностный подход к воспитанию и обучению, считается метод проектов, который практически вбирает в себя и элементы многих других современных технологий, к примеру, обучение в сотрудничестве.

Метод проектов – это технология достижения требуемой дидактической цели через подробную проработку конкретного вопроса, которая в результате должна иметь какой-либо оформленный вид.

Данный метод был разработан для того, чтобы найти различные способы и пути активного самостоятельного развития мышления у ребенка с целью не просто обучить его запоминать и воспроизводить знания, получаемые им в школе, а уметь употреблять их на практике.

Важно и то, что отличительной особенностью от других технологий, используемых на школьных уроках, проектная методика помогает учителю ввести учащихся в иноязычное общение с опорой на исследовательскую деятельность, и получить реальные, а не только увиденные, к примеру, в процессе игры итоги своей деятельности.

Однако следует различать проект в проективном образовании и метод проектов. Так, в методе проектов проект считается средством обучения и усвоения обусловленного учебного материала, а в проективном образовании разрабатывание проекта – это цель обучения, которая достигается при помощи конкретной дидактической цели через изучение проблемы и практическое получение реального результата.

В целом, метод проектов является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью обучающихся, но руководимой учителем, направленной на решение какой-либо исследовательской или значимой социально проблемы, а также на достижение конкретного результата в виде какого-либо идеального или материального продукта. Другими словами, результатом проекта ученика может стать идеальный продукт (выработанное после изучения информации умозаключение, вывод, какое-либо полученное знание) или материальный продукт (участие в какой-либо деятельности, сопровождаемое ведением записей в дневнике на иностранном языке, страноведческий коллаж или альбом, рекламный проспект, письмо зарубежному сверстнику, выпуск газеты и пр.). Прекрасно, если указанные виды обоих продуктов будут выступать в их диалектической целостности.

Хочется так же отметить, что само по себе обучение с помощью проектов активно воздействует на мотивационную сферу обучаемого ребенка, что на сегодняшний момент достаточно актуально.

Подводя итог, можно прийти к заключению, что работа над проектом позволяет находить решение к таким важным задачам:

•          организация проектной деятельности с целью формирования проектного мышления у ребенка;

•          мотивация детей на получение знаний;

•          включенность всех учащихся в самостоятельную работу;

•          самостоятельное «добывание» требуемых знаний из различных информационных источников;

•          развитие умения пользоваться полученными знаниями для разрешения новых познавательно-практических задач.

Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, анализ демографической проблемы в разных регионах мира, создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, исследование влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.д.)
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, проект закона об охране лесов в разных местностях, видеоклип и т.д.)
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)


Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного обсуждения метода «мозговой атаки», «круглого стола»).
- выдвижение гипотез решения поставленных задач,
- обсуждение методов исследования (анализ информации, фактов, статистические методы, экспериментальные, наблюдения и т.д.),
- обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и пр.),
- сбор, систематизация и анализ полученных данных,
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация,
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Деятельностный подход в образовании – это не просто совокупность образовательных технологий или методических приемов.

Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения со своими конкретными технологиями, приемами, и теоретическими особенностями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения – путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы»

Проект направлен на внедрение деятельностного подхода на уроках природоведения в целях развития познавательного интереса учащихся. В ходе работы над проектом изучаются теоретические аспекты деятельнос...

Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования:   общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. ...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии деятельностного подхода.

В своём докладе автор показывает формирование универсальных учебных действий на каждом этапе выполнения проекта, приводит примеры из собственного опыта....

«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным яв...

Метод проектов, как основная педагогическая технология при организации исследовательской деятельности обучающихся

Создание ситуации успеха при организации творческих занятий невозможно без осознания значимости результатов своей деятельности. Среди многообразия педагогических технологий, реализуемых в системе допо...

Педагогическая мастерская «Метод проекта как средство обеспечения компетентностного подхода в организации воспитательной деятельности»

Педагогическая мастерская «Метод проекта как средство обеспечения компетентностного подхода  в организации воспитательной деятельности»...