Метод проектов, как основная педагогическая технология при организации исследовательской деятельности обучающихся
статья

Афанасьева Татьяна Александровна

Создание ситуации успеха при организации творческих занятий невозможно без осознания значимости результатов своей деятельности. Среди многообразия педагогических технологий, реализуемых в системе дополнительного образования, наибольшей направленностью на результат отличается технология проектного обучения.

В основу метода проектов положена идея, составляющая понятие «проект», как образ желаемого состояния объекта или процесса в будущем. Рассматривая проект как результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы, саму проектную деятельность можно понимать как процесс решения творческих задач посредством исследовательских, поисковых, проблемных методов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Т. А. Афанасьева

Методист, ПДО ГБУ ДО ЦДЮТТ «Охта»

Метод проектов, как основная педагогическая технология при организации исследовательской деятельности обучающихся

Научно-исследовательскую деятельность педагогов и студентов традиционно практикует высшая профессиональная школа. При организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, достаточно сложно данный вид деятельности представить в полной мере, так как в науке главной целью является производство новых знаний, а в дополнительном образовании главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

В педагогических технологиях решение творческих задач посредством исследовательских, поисковых, проблемных методов принято называть технологией проектного обучения.

В основу метода проектов положена идея, составляющая понятия «проект», его направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Термин «проектирование» происходит от латинского “proyectus”, означающего «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта или процесса в будущем.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своей программе, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проектную деятельность обучающихся можно разделить на несколько видов. Наиболее просты в реализации информационные проекты. Они не требуют от обучающихся и преподавателя знаний об исследовательских методах обучения. Деятельность обучающихся сводиться к сбору, обработке и представлению информации. Несмотря на всю простоту этого вида деятельности, при неправильной ее организации работа может быть сведена к распечатке текстов из интернета.

Специфика работы в рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Арт-дизайн»  предполагает довольно широкое применение творческих проектов. На первом году обучения в большей мере применяются коллективные проекты. Самостоятельные творческие композиции в различных техниках обучающиеся  создают на втором году обучения (от плоскостных, до объемных и пространственных). Пройти весь путь в создании дизайнерской композиции от замысла до законченного проекта, достойно воплотить свою идею, а также представить зрителю – далеко не рядовая задача. Как правило, подобные проекты в рамках образовательного процесса являются итогом работы над разделом программы, используются при подготовке к конкурсам, научно-практическим конференциям, выставкам различного уровня.

Более сложным видом проектной деятельности является исследовательский проект. В основе проектов данного вида лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • проведение сбора данных;
  • анализ полученных данных;
  • оформление конечных результатов;
  • подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).

Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации исследовательской деятельности обучающихся.

При получении задания на проектирование обучающиеся должны себе четко представлять структуру работы, объем, время работы над проектом, критерии оценки, а также формы представления результатов. Существует достаточно широкий спектр возможностей для яркой и убедительной презентации результатов своего труда. Скорее всего, здесь не удастся обойтись без словесного выступления обучающегося, поэтому в задании обязательно необходимо предусмотреть такие формы как доклад, автореферат и др. Не стоит также отказываться от зрительных образов: инфографики, диаграмм, таблиц, фотографий, репродукций, макетов и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии

В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Методическое пособие составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.В методическое пособие вошли о...

организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.

В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....

Обобщение работы кафедры естествознания по организации исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены цель и задачи работы кафедры естествознания гимназии. Рассмотрены функции и приемы организации исследовательской деятельности. Обозначены этапы организации. Для каждого этапа опр...

Образовательный проект «Организация исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательном учреждении»

Образовательный проект предполагает организацию исследовательской деятельности обучающихся...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации исследовательской деятельности обучающихся

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации исследовательской деятельности обучающихся...