Обобщение работы кафедры естествознания по организации исследовательской деятельности обучающихся
статья по теме

В статье представлены цель и задачи работы кафедры естествознания гимназии. Рассмотрены функции и приемы организации исследовательской деятельности. Обозначены этапы организации. Для каждого этапа определены цели, задачи и содержание деятельности учителя. Представлены результаты и основные направления деятельности педагогов кафедры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_raboty_kafedry_estestvoznaniya.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

         

     Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Учащиеся не в состоянии ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, использовать их в своей деятельности. Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уметь анализировать ситуацию и адекватно изменять свою деятельность. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Творческий, исследовательский подход становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому изменились взгляды и на учебный процесс, появилась необходимость внедрять новые технологии, искать новые подходы.

     Выходом из создавшейся  проблемной ситуации может стать организация научно – исследовательской деятельности. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы.

     «Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка» - такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.

     Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. И особую роль в реализации этого подхода играют предметы естественного цикла (география, биология, химия).        

     Кафедра естественных наук является структурным подразделением научно-методической службы МОУ «Гимназия №1». Тема, над которой работают педагоги кафедры, - «Исследовательский подход в обучении как методологическая основа для создания условий успешной социализации школьников». Данная тема соответствует Программе развития МОУ «Гимназия №1», органично вытекает из темы гимназии – «Гимназическое пространство как фактор целостного развития личности и ее успешной социализации».

     Целью работы кафедры естественных наук является выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью и развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Наработка социальной практики средствами исследовательской деятельности. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1) формирование исследовательской культуры школьников:

  1. знакомство с современными методами научно – исследовательской работы;
  2. формирование научных взглядов;
  3. пропаганда знаний об окружающем мире.

  2)  воспитание духовной культуры и высоконравственных качеств.

  3) участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно – практических конференциях.

     Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания. Важное средство формирования у них научного мировоззрения, развитие мышления и познавательной самостоятельности.

      Сущность исследовательского подхода  в обучении состоит:

а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения их на практике);

б) в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

г) в изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив  учащихся» в сторону сотрудничества.

     Функции исследовательского подхода в обучении:

  1. воспитание познавательного интереса;
  2. создание положительной мотивации учения и образования;
  3. формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  4. развитие интеллектуальной сферы личности;
  5. формирование умений и навыков самообразования;
  6. развитие познавательной активности.

Все они находятся в диалектическом взаимодействии.

     Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы.  

     Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

     Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину мира как единого целого.

     Детей школьного возраста необходимо обучать специальным знаниям, умениям и навыкам в исследовательской деятельности. Специальной методики такого обучения нет, но для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения используются различные методы и приемы.

     Использование приема сопоставления изучаемого понятия, факта или явления, предмета с уже известным объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления.

     Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставление фактов и явлений. Прием обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательский и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.

    Одним из характерных признаков поисково-творческой деятельности, организацию которой предполагает исследовательский подход, является научное предвидение, проявляющееся у школьников в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее. Необходимость аргументированного опровержения выдвинутой ранее гипотезы требует от учащегося доказательства ее неправомерности. Это способствует закреплению верных представлений об изучаемом явлении, активизации поисково-творческой деятельности.

     Прием использования аналога направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов и способствует более действенному анализу и установлению причинно-следственных связей, а также выдвижению гипотезы и аргументированному ее доказательству.

     Методически верная организация обучения с применением исследовательского подхода требует использования приема планирования. Всякого рода исследование включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие:

  1. определение темы исследования, ее формулировка;
  2. выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему;
  3. составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению;
  4. изучение литературы (конспектирование отдельных положений, составление тезисов, аннотаций, рецензий);
  5. сбор фактического материала.

     Рекомендуется при организации ученических исследований учитывать, что последний этап, то есть сбор фактического материала, имеет свои особенности при проведении исследования по предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов, что обусловлено спецификой каждого предмета. Исследование по предметам естественнонаучного цикла предполагает чаще всего проведения теоретического или практического эксперимента.

     На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т.д.) Поэтому необходимо заранее обучить способам оформления результатов исследования.

        Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоение готовых знаний, но самостоятельного исследования. Познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

     Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

     Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников:

  1. мыслительных умений и навыков; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение  и объяснение понятий; конкретизация, доказательства  и опровержение, умения видеть противоречия;
  2. умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  3. умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  4. специальных исследовательских умений и навыков.

     Исследовательский подход в обучении реализуется через урок, дополнительное образование, защиту проектов, рефератов, научно-исследовательскую, поисково-творческую деятельность. Применяются разнообразные формы учебной работы: индивидуальная работа, коллективная, групповая, фронтальная, внеклассная.

     

          Организация научно-исследовательской деятельности учащихся проходит в несколько этапов. Для каждого этапа определены цель, задачи и содержание деятельности учителя.

Этапы организации научно-исследовательской деятельности

Этапы

Цель

Задачи

Содержание деятельности

I этап

Диагностический

Выявить учащихся, обладающих развитыми творческими способностями и склонных к исследовательской деятельности, для создания микро-групп.

  1. Разработка системы работ с элементами творческих заданий и работ с элементами исследования.
  2. Анализ результатов выполнения работ.

3. Мониторинг уровня креативности учащихся.

  1. Разработка практических работ.
  2. Введение в практическую работу заданий разного уровня сложности.
  3. Составление диагностических карт учащихся по результатам успешности выполнения ими практических работ.

4. Создание микрогруппы учащихся, отличающихся высоким уровнем креативности.

II этап

Обучаю-щий, практический

Осуществить теоретическую подготовку учащихся на уровне, позволяющем им самостоятельно выполнять реферативную работу, планировать свои дальнейшие исследования.

  1. Организовать изучение теоретического материала по выполнению реферативных и исследовательских работ.
  2. Провести мониторинг интересов учащихся с целью определения области знаний, в которой будет выполняться работа.
  3. Научить формулировать тему работы, цели и задачи исследования.
  4. Осуществить написание реферативных работ каждым членом микрогруппы.

  1. Теоретическая подготовка учащихся.
  2. Совместно с психологической службой проведение мониторинга интересов учащихся и определение области знаний, в которой будет выполняться работа.
  3. Индивидуальные консультации с учащимися, родителями.
  4. Обучение умениям определять перспективные направления работы, формулирование темы реферативной работы.
  5. Руководство учащимися по написанию реферативной работы.
  6. Защита рефератов на конференции. Анализ результатов участия.
  7. Рефлексия.

    Выбор направления дальнейших исследований учащимися. Формулирование темы исследования, постановка цели, определение задач.

III этап

Практический, исследова-тельский

Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности на уровне, позволяющем выполнять им под руководством учителя научно-исследовательские работы.

  1. Продолжить теоретическую подготовку учащихся, сосредоточив внимание на требованиях, предъявляемых к исследовательским работам.
  2. Осуществить руководство учащимися по выбору темы исследования, постановке целей и задач.
  3. Осуществить мониторинг интересов и склонностей учащихся в динамике.
  4. Осуществить написание научно-исследовательской работы каждым членом группы.
  1. Расширение и углубление теоретических знаний учащихся о видах и методах исследования.
  2. Ознакомление учащихся с активными способами сбора информации: тестирование, анкетирование, интервьюирование и т.д.
  3. Руководство учащимися по составлению графика работы.
  4. Руководство учащимися по формулированию темы исследования, постановке цели и задач.
  5. Руководство учащимися по написанию исследовательской работы.
  6. Написание отзывов научным руководителем на работы учащихся.
  7. Руководство учащимися по подготовке к защите работы: написание тезисов, аннотаций.
  8. Защита учащимися работ на конференции. Анализ результатов. Рефлексия.

9.Осуществление совместно с психологом мониторинга интересов и склонностей учащихся с целью дальнейшей профориентации.

IV этап

Исследова-тельский, рефлексивный

 

Самоопределе-ние учащихся на жизненном пути через организацию их самостоятельной научно-исследовательс-кой деятельности.

  1. Продолжить теоретическую подготовку учащихся, уделив внимание формам работы с большой аудиторией.
  2. Осуществить контроль написания научно-исследовательской работы.
  3. Провести работу по профориентации.

4. Осуществить мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся.

  1. Обучение учащихся правилам ведения дискуссий. Участие в диспутах.
  2. Организация «круглых столов», тренингов.
  3. Контроль научно-исследовательской деятельности на всех этапах.
  4. Совместно с психологом осуществить мониторинг профессиональной ориентации учащихся.

Циклограмма работы учителя по организации и руководству научно-исследовательской деятельности учащихся.

Месяц

Деятельность учителя

Август

  1. Составление календарно-тематического планирования
  2. Составления графика участия в конференциях.

Сентябрь-октябрь

  1. Проведение практических работ, включающих творческие задания, а также работ с элементами исследования.
  2. Формирование микрогрупп. Теоретическая подготовка. Руководство учащимися по написанию рефератов.
  3. Руководство учащимися по составлению графика выполнения исследовательских работ, консультирование учащихся по подготовке докладов к защите.

Декабрь

  1. Анализ выполнения практических работ. Составление списка учащихся, отличающихся склонностью к исследовательской деятельности.
  2. Защита рефератов учащимися. Анализ результатов. Рефлексия.
  3. Участие учащихся в конференциях.

Январь

  1. Разработка системы практических работ, развивающих исследовательские навыки учащихся.
  2. Совместно с учащимися определение перспектив дальнейшей работы по темам рефератов.
  3. Участие учащихся в городских конференциях. Анализ участия. Рефлексия.
  4. Руководство деятельностью учащихся по подготовке работ к областным и региональным конференциям. Составление тезисов. Консультации. Подготовка документов для организаторов конференции.

Февраль-

апрель

  1. Теоретическая подготовка учащихся. Обучение методам исследовательской деятельности. Тренинги.
  2. Анализ результатов участия учащихся в областных и региональных конференциях. Рефлексия. Руководство по определению перспектив дальнейшей работы.
  3. Консультация совместно с психологом по профессиональной ориентации.

Май-июнь

  1. Беседы с детьми по дальнейшей деятельности. Рефлексия. Мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся.
  2. Самообразование. Изучение литературы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

   

     В настоящее время конечный результат обучения – это не только сумма приобретенных знаний, сколько умение применять их на практике, использовать для воспитания в себе духовных, волевых и др. качеств.

Творческий, исследовательский характер мышления

Способность к самостоятельной работе с источниками информации

Способность

 к

рефлексии

Исследова-тельская компетент-ность школьника

Способность

к

коммуникации

Способность к проведению исследовательских работ

Результаты реализации проекта

по организации научно-исследовательской деятельности учащихся

  1. Участие учащихся в гимназической научно-практической конференции «Серебряный росток».
  2. Участие в гимназической научно-практической конференции «Ступени».
  3. Участие в городских, областных научно-практических конференциях.
  4. Участие в олимпиадах, конкурсах.

Приоритетные направления деятельности кафедры естественных наук по формированию исследовательской компетентности учащихся

                             

1.  Сотрудничество с учреждениями образования

  1. Восточно-Сибирский центр Международной академии наук педагогического образования.
  2. МОУ СОШ №34 г. Иркутск.
  3. МОУ СОШ №4 г. Саянск.

2. Исследовательская деятельность

  1. Исследование аспекта проблемы «Рабочая тетрадь юного исследователя» как средство развития его исследовательской компетентности».
  2. Определение педагогических условий внедрения образовательной программы «Тайны открытий. Формирование исследовательской компетентности учащихся через систему спецкурсов по единой проблеме».

3.  Практическая деятельность

  1. Выступления на годичном собрании Восточно-Сибирского центра Международной академии наук педагогического образования.
  2. Участие в научно-практических семинарах гимназического, городского и областного уровня.
  3. Участие в научном собрании «Партнерские исследовательские проекты как новая форма организации инновационной деятельности в образовательных учреждениях» в г. Саянске.
  4. Издание статей по данной проблеме в сборниках ИПКРО, ИГПУ.
  5. Создание методического пособия «Рабочая тетрадь юного исследователя».
  6. Создание рабочей тетради по географии Иркутской области.

                                                                                                   Авторы:

                                                                                                   Зеленова Е.В.,

                                                                                                   зав. кафедрой естественных наук

                                                                                                   учитель биологии

                                                                                                   Лис Н.С., учитель географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии

В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Методическое пособие составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.В методическое пособие вошли о...

организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.

В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....

Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО

Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартах на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств. Одним и...

инновационные приемы в организации исследовательской деятельности обучающихся

Мастер-класс раскрывает основные приемы в организации исследовательской деятельности с детьми. В нем разбираются приемы, которые помогут обучающимся определиться с темой исследования, поднимут ин...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...