Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО
статья по теме

Хомина Оксана Николаевна

Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартах на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств. Одним из наиболее значимых факторов, способствующих формированию и развитию ключевых компетенций обучающихся, является их участие в исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon homina_o.n._savina_n.yu_.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО

Хомина О.Н., преподаватель,

Савина Н.Ю., преподаватель

Бюджетное образовательное учреждение

Омской области

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 22»

Современное образование должно быть ориентировано «не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Образовательное учреждение должно формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Ключевые компетенции – это интегрированная система знаний, умений, навыков, качеств личности и опыта самостоятельной работы индивида, обеспечивающая его готовность к социальной и профессиональной адаптации, к продуктивному труду в конкретных сферах деятельности.

К ключевым компетенциям, значимым для профессиональной адаптации выпускников УНПО относятся: социальные, правовые, информационные, коммуникативные, профессиональные и базовые.

Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартов на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств (когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных, мировоззренческих.

Одним из наиболее значимых факторов, способствующих формированию и развитию ключевых компетенций обучающихся, является их участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством познания и освоения действительности, и ее главные цели не получение объективно нового результата, а развитие личности обучающегося, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Руководителями исследовательских работ обучающихся являются преподаватели и мастера производственного обучения. Направление и содержание исследовательской работы определяются обучающимися совместно с руководителями. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся. Тема утверждается руководителем по согласованию с методической комиссией и методистом.

Очень часто выбор тем исследовательских работ продиктован обыкновенными бытовыми ситуациями, с которыми обучающиеся сталкиваются ежедневно. Так, например, каждую зиму заливая каток и снежную горку у обучающихся возникал вопрос «Почему в процессе заливки используют горячую, а не холодную воду?». Поиск ответа на этот вопрос лег в основу исследовательской работы на тему «Влияние температуры воды на скорость образования льда».

Употребление внесезонных тепличных овощей одним из обучающихся нашего училища имело негативное воздействие на его здоровье и как следствие, возник вопрос у одногруппников «Почему это могло произойти?». Дискуссия о том всегда ли безопасно и полезно употребление овощей в ранний весенний период явилась поводом для проведения исследовательской работы «Исследование содержания нитратов и апробирование способов их уменьшения в овощах».

Широкие, веерные листья пальмы всегда вызывают восхищение. Жители городов стараются озеленить свою квартиру, отдавая предпочтения большим зеленым растениям, но не у всех есть возможность приобрести растение в магазине, так как они дорого стоят. Обучающихся по профессии «Мастер растениеводства» заинтересовало можно ли вырастить финиковую пальму из косточки и что нужно для того, чтобы ускорить ее рост? Ответом на этот вопрос стала исследовательская работа «Влияние физиологически активных веществ на рост финиковой пальмы в комнатных условиях».

В учебно-воспитательном процессе мы используем как персональные (индивидуальные), так и групповые исследовательские работы.

Результатом выполнения индивидуальных исследовательских работ является развитие личностных, персональных компетенций за счет самостоятельной деятельности на всех этапах выполнения работы – от рождения замысла до итоговой рефлексии. В процессе выполнения исследовательской работы у обучающихся развивается умение самостоятельно планировать деятельность, время, ресурсы, индивидуально принимать решения, самостоятельно делать выбор.

Результатом выполнения групповых (коллективных) исследовательских работ является развитие социальных компетенций - формирование навыков сотрудничества, умение решать проблемные ситуации, регулировать уровень активности и включенности на определенном этапе групповой работы в зависимости от своих личных возможностей. Все это способствует развитию важных умений взаимодействовать с разными партнерами, вести диалог, находить компромисс.

В нашем училище исследовательская деятельность обучающихся осуществляется по трем направлениям:

- исследовательская деятельность, связанная с будущей профессией;

- исследовательская деятельность по предметам общеобразовательного цикла;

- исследовательская деятельность, направленная на изучение здоровьесберегающих технологий.

Так, например, обучающиеся по профессии «Слесарь» на протяжении трех лет занимались исследованием одного из видов продукции, выпускаемой на базовом предприятии училища – ФГУП ОМО завода им. П.И.Баранова. Они подготовили исследовательские работы на темы: «Исследование внедрения порошковых полимерных покрытий при изготовлении мотокультиватора «Крот А-ОМ», «Исследование и анализ изменения конструкции узла мотокультиватора «Крот А-ОМ», «Исследование и анализ неисправностей узлов мотокультиватора «Крот А-ОМ» в процессе эксплуатации». Обучающиеся по профессии «Станочник» проверяли на точность оборудование учебно-производственных мастерских нашего училища. Результаты этих исследований были представлены в работах: «Диагностика фрезерных станков», «Диагностика токарных станков». Овладение обучающимися умениями и навыками исследовательской деятельности, связанной с будущей профессией, способствует повышению уровня их профессиональной подготовки, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, конкурентоспособности, профессиональной адаптации на рынке труда.

Исследовательские работы по предметам общеобразовательного цикла формируют у обучающихся научный подход к изучению учебных предметов и способствуют повышению мотивации к учебе. Тематика работ этого направления очень разнообразна: «Вклад коллектива завода им. П.И. Баранова в Победу в Великой Отечественной войне» (История России), «Исследование эффективности воздействия синтетических моющих средств на различные виды загрязнения тканей» (Химия), «История языка и детская речь» (Русский язык и литература) и др.

Исследовательская деятельность, направленная на изучение здоровьесберегающих технологий, в первую очередь связана с изучением влияния условий работы за компьютером на здоровье пользователя. Это объясняется тем, что сегодня компьютерные технологии являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, а работа, занятия или игра за ПК сопряжены с воздействием на пользователя целого комплекса неблагоприятных факторов. В этом направлении представлены работы на темы: «Влияние продолжительной работы за компьютером на возможность возникновения болезней позвоночника», «Влияние продолжительности работы за компьютером на остроту зрения обучающихся», «Влияние условий работы за компьютером на возможность возникновения карпального туннельного синдрома». Благодаря этим работам у обучающихся изменилось мнение о роли физических упражнений и зрительной гимнастики во время, и после работы за ПК, и появилась уверенность в их необходимости и значимости.

Результаты исследовательской работы во многом зависят от мотивации обучающихся к пополнению знаний и умений, их желания после окончания образовательного учреждения занять достойное место в жизни, реализовать свои способности в будущей профессиональной деятельности, а так же готовности к переучиванию (переквалификации) в зависимости от потребностей рынка труда.

Организация исследовательской работы обучающихся нацелена на получение качественного конечного продукта – высококвалифицированного специалиста. В процессе такой работы формируется системное мышление, информационная и коммуникативная культура, творческая активность, ответственность, потребность в обновлении знаний. Поэтому можно с полной уверенностью говорить о необходимости организации и проведении исследовательской работы, об ее актуальности и практической значимости.

Таким образом, процесс развития ключевых компетенций мы представляем как живую, насыщенную деятельность, основанную на активности всех участников учебно-воспитательного процесса, со всеми их особенностями, содержательным и личностным смыслом целей, отношением к способам достижения целей, палитрой индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, ценностных ориентиров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»

Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»...

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Организация исследовательской деятельности обучающихся – проблемы и возможности

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые  проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»...

Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"

В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций.Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из ...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...