Организация исследовательской деятельности обучающихся – проблемы и возможности
учебно-методический материал на тему

Рыжова Марина Николаевна

 

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые  проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». 

 А.Н. Колмогоров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности обучающихся – проблемы и возможности

 «Не существует сколько-нибудь достоверных

 тестов на одаренность, кроме тех, которые

 проявляются в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой

 поисковой исследовательской работе».

 А.Н. Колмогоров

     Сегодня мы живем в таком мире, который диктует каждому из нас необходимость изменяться, совершенствоваться, приобретать новые умения, навыки. Для нового поколения молодежи это еще более важно. Ведь именно умение наблюдать, сравнивать, проводить мониторинг, анализировать, экспериментировать поможет сегодня найти наиболее эффективный способ взаимодействия с теми или иными людьми, принять наиболее выгодное решение в любых вопросах, выбрать наиболее оптимальный в тех или иных условиях способ решения возникших проблем. Поэтому в контексте изменившейся социальной ситуации перед учебным заведением, целью которой является подготовка обучающегося к самостоятельной взрослой жизни, встает задача формирования у обучающихся важных компетенций. Способов может быть много, но одним из эффективных является обучение исследовательской деятельности.

     Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие характерных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

     Сегодня человек должен уметь получать новую информацию из окружающего нас мира и работать с ней. Ведь современный мир это уже не мир готовых решений, а динамичный, постоянно развивающийся, требующий от нас умения самостоятельно искать оптимальные пути решения все новых и новых проблем.

     Конечно, главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении обучающими функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и значимыми для конкретного обучающегося.

Ведущими формами исследовательской деятельности в учебном процессе можно выделить

  • Кружки
  • Объединения
  • Факультативы
  • Элективные курсы
  • Индивидуально-групповые занятия

Сопутствующими  формами исследовательской деятельности в учебном процессе являются:

  • Научно-практические конференции
  • Семинары для преподавателей  и обучающихся
  • Мастер-классы для преподавателей  и обучающихся
  • Встречи с преподавателями высших и средних профессиональных заведений
  • Участие в сетевых сообществах
  • Публикации работ
  • Участие в конкурсах различных уровней

Проблемы организации исследовательской деятельности обучающихся:

  • Неготовность многих преподавателей к организации учебно-исследовательской деятельности;
  • Многие преподаватели не умеют правильно организовать и контролировать ход исследования обучающегося;
  • Многие преподаватели не могут определить правильно проблему по выбранной теме и  правильно описать её (определении цели и задач исследования; предмета и объекта исследования; выдвижении  гипотезы исследования);
  • Наблюдается процесс устаревания тем исследовательских работ (или их не актуализация);
  • Недостаточно оснащена информационно-материальная база образовательного учреждения;
  • Отсутствие единых требований к исследованию и единых критериев оценивания исследовательских работ на различных конференциях и конкурсах;
  • Слабый интерес обучающихся к исследовательской деятельности;
  • Не умение обучающихся работать с источниками информации;

Пути решения проблемы:

  1. Создание творческой группы преподавателей « На уроке и после»

Основные направления работы творческой группы

  • Поиск и систематизация идей, способствующих модернизации системы образования;
  • Проведение педагогических исследований и формирование аналитических выводов по инновационным направлениям развития  образования;
  • Проектирование новых образовательных моделей, отвечающих современным задачам образования.

  1. Создание научного общества «Мои первые шаги в науку»

Основные направления работы

  • Включение в учебно-исследовательскую деятельность способных обучающихся;
  • Обучение обучающихся работе с научной литературой
  • Формирование культуры научного исследования
  • Оказание практической помощи обучающимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы

  1.  Помощь преподавателям и обучающимся

  • Консультации
  •          Обсуждение  основных  элементов  исследования научно-исследовательских  работ
  •    Встречи-консультации с преподавателями -предметниками 
  •     Критерии и требования к оформлению

   исследовательских работ

  • Семинары
  • Виды творческих, исследовательских работ
  • Культура выступления. Ораторское искусство
  • Методы научного исследования  

Конечно, не каждый обучающийся, занимающийся исследовательской деятельностью, свяжет свою жизнь с наукой. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь обучающему пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм и выйти во взрослую жизнь со своеобразным путеводителем – со своим стилем мышления и творческим почерком.

Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания.

В. П. Вахтеров


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ – ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РЫЖОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА, преподаватель математики ОГБОУ НПО ПУ № 6

Слайд 2

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». А.Н. Колмогоров

Слайд 3

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие характерных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы

Слайд 4

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным . Это означает, что его главной целью является развитие личности обучающегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении обучающими функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и значимыми для конкретного обучающегося.

Слайд 5

Ведущие формы исследовательской деятельности в учебном процессе являются: Кружки Факультативы Элективные курсы Индивидуально-групповые занятия

Слайд 6

Сопутствующие формы исследовательской деятельности в учебном процессе: Научно-практические конференции Семинары для преподавателей и обучающихся Мастер-классы для преподавателей и обучающихся Встречи с преподавателями высших и средних профессиональных заведений Участие в сетевых сообществах Публикации работ Участие в конкурсах различных уровней

Слайд 7

Проблемы организации исследовательской деятельности обучающихся: Неготовность многих преподавателей к организации учебно-исследовательской деятельности Многие преподаватели не умеют правильно организовать и контролировать ход исследования обучающегося Многие преподаватели не могут определить правильно проблему по выбранной теме и правильно описать её Наблюдается процесс устаревания тем исследовательских работ Недостаточно оснащена информационно-материальная база образовательного учреждения

Слайд 8

Проблемы организации исследовательской деятельности обучающихся: Отсутствие единых требований к исследованию и единых критериев оценивания исследовательских работ на различных конференциях и конкурсах Слабый интерес обучающихся к исследовательской деятельности Не умение обучающихся работать с источниками информации

Слайд 9

Пути решения проблем 1 . Создание научного общества «Мой путь в науку» Основные направления работы Включение в учебно-исследовательскую деятельность обучающихся Обучение работе с научной литературой Формирование культуры научного исследования Оказание практической помощи обучающимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы

Слайд 10

Пути решения проблем 2. Помощь преподавателям и обучающимся Консультации Обсуждение основных элементов исследования научно-исследовательских работ Встречи-консультации с преподавателями -предметниками Критерии и требования к оформлению исследовательских работ Семинары Виды творческих, исследовательских работ Культура выступления. Ораторское искусство Методы научного исследования

Слайд 11

Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания В. П. Вахтеров

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО

Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартах на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств. Одним и...

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - пример силы духа, неиссякаемого оптимизма и утверждение безграничности человеческих возсожностей....

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с ограниченными возможностями здоровьяНекрасов Антон СергеевичМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя обще...

Организация проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Содержание работыГЛАВА 1. Теоретические основы метода проекта.   1. История проектного обучения ( метода проектов).2.Суть и диапазон метода проектов.3Статус метода проектов4.Типология метода...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

СТАТЬЯ Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

СТАТЬЯ Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии...