организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.
статья по биологии по теме

Рачко Светлана Николаевна

В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc58 КБ
Office presentation icon prezentaciya_rachko.ppt404.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Рачко Светлана Николаевна

МОСШ № 29, г. Нижневартовск

В докладе раскрывается опыт работы учителя биологии общеобразовательной средней школы по применению дистанционных технологий в работе с одаренными детьми по подготовке их к научно - исследовательской деятельности. Даются практические рекомендации по организации данного вида деятельности с учащимися с применением телекоммукационных сервисов. Материал интересен для педагогов организующих научно- исследовательскую и проектную деятельность не только в рамках школы.

В национальной образовательной инициативе Наша Новая школа Президент Р.Ф. Дмитрий Анатольевич Медведев отметил:

« Для того чтобы научить детей самим получать знания, сформировать у них нормальное креативное мышление, уверенность в себе, в своих способностях – для всего этого нужны соответствующие учителя. Необходимо также развивать и дистанционные технологии обучения, создавать возможности для самостоятельного образования».

В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. И учителям, и учащимся предоставляется возможность стать участниками дистанционных мероприятий разных уровней: от школьного до международного.

Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайты или отдельные веб-страницы, чат, ICQ, веб-конференции и т. п.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников. За последние годы увеличивается количество учеников - активных участников дистанционных курсов, олимпиад, научно- практических конференций. Дистанционные технологии применяются мною при организации исследовательской деятельности учащихся.

Преимуществом дистанционного обучения является возможность учёта индивидуальных темпов обучения учащихся, насыщенная и быстрая обратная связь с педагогом и другими учащимися. Участники  дистанционных мероприятий имеют возможность по своему усмотрению дозировать общение с учебным материалом и педагогом, задавать ему свои вопросы по мере необходимости.

Система организации дистанционного взаимодействия субъектов обучения направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации.

 Характер и объём использования дистанционных форм в процессе исследовательской деятельности учащихся у каждого учителя варьируется, так как необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности, уровень самостоятельности и мотивации субъектов деятельности, технические возможности, количество участников, вовлеченных в данную деятельность.

На начальном этапе учителю необходимо  продиагностировать уровень умений работы с текстовыми  редакторами, средствами телекоммуникации. Учитывая уровень готовности к применению дистанционных форм обучения, научный руководитель проводит одно или несколько очных практических занятий, на которых обсуждаются план работы по теме исследования, использование  телекоммуникативных средств, возможное  время дистанционного он-лайн, офф-лайн общения; учитель знакомит  юных исследователей с системой хранения, ускоренного поиска и обработки  информации, ученики практикуются в использовании запланированных ИКТ.

Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности учащихся позволят педагогу наиболее результативно решить поставленные задачи.

Учитель может включать приёмы, методы, формы дистанционного обучения на всех этапах совместной исследовательской деятельности. Когда выбрана тема, поставлена цель и определён круг задач, которые необходимо решить, предстоит большой объём работы по сбору материала, анализу, обобщению результатов исследования. Приобщение к дистанционной деятельности учащихся на этом этапе процесса исследования возможно как в среднем, старшем звене, так и в  начальных классах.

Как осуществить дистанционное консультирование с помощью Интернет?

Дистанционный диалог  учитель - ученик может осуществляться с помощью специально созданного учителем сайта или страниц сайта школы. Например, за короткое время каждый  может создать с помощью конструктора простой рабочий сайт на Интернет-портале Яндекс.

 На веб-страницах учитель размещает материал, который поможет ученику в работе над теоретической и практической частью исследования. Это могут быть алгоритм выполнения работы, памятки по работе с источниками информации, шаблоны оформления исследовательской работы, правила использования запланированных телекоммуникационных средств общения и т.д.

Материал,  инструкции должны быть разработаны более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении, т.к. ученик должен самостоятельно справиться с анализом большого потока информации, сравнить, сделать выводы. Научный руководитель может разместить наиболее значимые ссылки на сайты, где ученик найдёт нужную информацию.

Например, (универсальные):

www.yandex.ru, www.rambler.ru - Поисковые системы.

www.gramota.ru - Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ.

 www.krugosvet.ru/ - Онлайн Энциклопедия.

http://www.rubricon.com/ - РУБРИКОН крупнейший энциклопедический ресурс интернета.

http://portfolio.1september.ru/ - Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и т.п.

Промежуточные  результаты исследований, обработки материала обсуждаются с помощью:

  1. электронной почты;
  2. служб мгновенного обмена сообщениями ICQ или Skype (возможность быстрого  он–лайн общения, в том числе передача новых ссылок на актуальные  источники информации в сети интернет, файлов);
  3. Можно организовать чат, форум-общение, видео- и аудио-коммуникации.

Ученики и научный руководитель обмениваются вопросами, мнениями, рецензиями.

В настоящее время мною планируется разработка дистанционного курса «Основы исследовательской деятельности». Будущий дистанционный курс будет простроен следующим образом: на страницах школьного сайта, персонального образовательного блога, будут размещаться поэтапно «уроки» по выбору темы, постановки целей и задач исследования, плана исследования, изучения и отбора нужной информации, составления плана практической части работы, оформление результатов.  

Курс будет рассчитан на один учебный год. Публикация «уроков» отсрочена во времени. Каждый «Урок» будет содержать не только теоретическую часть, но и практическое задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Выполненная работа должна быть размещена учащимися на сайте. Задать вопросы по выполнению задания можно будет на форуме, а так же оставить свои комментарии к работе других школьников.

Такая работа не заменить полностью индивидуальной работы, а просто сократит потерю времени. Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности учащихся позволит мне наиболее результативно решать поставленные задачи активизации познавательного интереса учащихся.

 Таким образом, в современной школе учителя и учащиеся имеют возможность взаимодействовать в ходе учебного процесса на основе интеграции информационных и образовательных технологий. Наряду с навыками исследовательской деятельности, в процессе использования дистанционных форм обучения ученик приобретает личностные качества, которые отличают выпускника 21 века:

  1. компьютерная и технологическая грамотность;
  2. владение поисковыми системами сети Интернет;
  3. навыки работы с базами данных и информационными ресурсами;
  4. способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми.

Результатами работы являются  победы моих учеников на различного рода конференциях, фестивалях и олимпиадах.

Так с работой  «Изучение влияния сотовых телефонов на здоровье человека» ученик Клеглеев Марат победил на городском и стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии, исследовательский проект ученицы 5 класса Зайнуллинай Алии «Плесневые грибы на кухне», стал призером слета НОУ и призером экологической конференции «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», работа «Влияние ароматических масел на здоровье человека» ученицы Шакировой Дарьи победитель городской конференции научных и исследовательских проектов в Нижневартовском социально-педагогическом колледже.

В заключении своего выступления хочу отметить, что

Технологии – это инструмент, который помогает нам достигать стратегические образовательные цели.

Учителя не могут быть заменены и не будут заменены технологиями, но учителя, которые не используют технологии, будут в конечном итоге заменены учителями, которые их используют, таковы требования современности.

Источники информации:

  1. Обухов, А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование. – 2001.
  2. Салтыкова Т.Ю. Помощь учащимся в поиске и обработке информации в исследоваетльской деятельности. http://school9.uni-dubna.ru/NPO/poiskinfo.htm
  3. Хуторской А.В., Дистанционное обучение и его технологии // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm.
  4. Хуторской А.В. Модель интернет-образования креативного типа // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 05 октября. http://www.eidos.ru/journal/2001/0510-02.htm.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии

В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Методическое пособие составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.В методическое пособие вошли о...

Обобщение работы кафедры естествознания по организации исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены цель и задачи работы кафедры естествознания гимназии. Рассмотрены функции и приемы организации исследовательской деятельности. Обозначены этапы организации. Для каждого этапа опр...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации исследовательской деятельности обучающихся

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации исследовательской деятельности обучающихся...

Метод проектов, как основная педагогическая технология при организации исследовательской деятельности обучающихся

Создание ситуации успеха при организации творческих занятий невозможно без осознания значимости результатов своей деятельности. Среди многообразия педагогических технологий, реализуемых в системе допо...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением дистанционных технологий по математике

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением дистанционных технологий по математике...