Организация исследовательской деятельности обучающихся
методическая разработка по теме

Методическое пособие составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

В методическое пособие вошли определения исследовательской деятельности, особенности учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся, этапы исследования. Рассмотрены вопросы о роли педагога в исследовательской деятельности, психолого-педагогические аспекты развития исследовательских способностей обучающихся. 

В методическое пособие вошли таблицы и схемы, аннотации к ряду тематических  публикаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

 «ОРГАНИЗАЦИЯ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

             Автор-составитель:

                                                                                 Ефимова О.А., педагог д.о.                        

                                                                                 МБОУ ДОД - ДТДиМ

ТОПКИ 2006

Автор – составитель: Ефимова О.А., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД  - «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Топки.

        Методическое пособие  составлено с целью оказания методической помощи в организации учебно-исследовательской и научно- исследовательской деятельности с обучающимися в образовательных учреждениях.

        В методическое пособие  включены таблицы и статьи  из педагогической периодики отдельных авторов для удобства изучения вопроса и осуществления организации работы.

       Данное пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, образовательных школ, занимающихся исследовательской деятельностью.

Содержание

     Пояснительная записка ………………………………………………..3

  1. Понятие учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся……………………………………………5
  2. Роль педагога в организации исследовательской деятельности…….8
  3. Психолого-педагогические особенности исследовательской деятельности обучающихся………………………………………   …10
  4. Этапы исследовательской работы…………………………………….11
  5. Развитие исследовательских способностей обучающихся………….13

Заключение …………………………………………………………….15

Литература…………………………………………………………….. 16

Приложения…………………………………………………………….18

  1. Проектное обучение  в учебно-воспитательном процессе школы
  2. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность старших школьников по биологии
  3. Способен ли ученик сделать научное открытие?
  4. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся»
  5. Исследователь.
  6. Основа экологического воспитания – ответственное отношение к природе.
  7. Ведущий замысел и гипотеза в школьном исследовании
  8. Положение о научно-исследовательской работе учащихся
  9. Требование к оформлению исследовательских работ обучающихся

        

Пояснительная записка

        На пороге нового тысячелетия передовая педагогика ориентирована не только на получение знаний, но и на формирование целостной системы познавательных и созидательных способностей, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности современного школьника. Во всём мире такая тенденция вызвана быстрым ростом науки и техники, увеличением спроса на квалифицированные кадры, оптимизацию социализации подрастающих поколений. Данное направление озвучено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Одной из важнейших компетенций в ней являет широкое внедрение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в процесс воспитания и образования обучающихся образовательных учреждений.

        Как показала педагогическая практика, исследовательская  деятельность обучающихся легко организуется в условиях дополнительного образования. Мнение, что проектная деятельность возможна в работе с одарёнными и высоко мотивированными детьми в корне не верно. Для них заполняется досуг по интересу, появляется возможность развивать себя и свои способности, организовывать свое самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школьная программа. Даже для детей  коррекционного обучения такая работа даёт также положительные результаты относительно их исходного развития. Естественно, что должно соблюдаться строгое соответствие нагрузки к возрастным психо-физиологическим особенностям, умственным способностям и состоянию здоровья каждого ребёнка.

        Тематика и направленность исследований могут иметь отношение к различным наукам (литературе, истории, биологии, физике и т.д.) и даже могут быть интегрированы. А вот цели введения проектно-исследовательской деятельности в процесс воспитания и образования обучающихся ОУ как правило созвучны.

       Цель: Формирование творческого потенциала личности и развитие интеллекта обучающихся.

Организация работы требует грамотного научно-обоснованного подхода, а значит решения комплекса задач:

  1. организационно-управленческих;
  2. учебно-методических;
  3. кадрового обеспечения;
  4. организационно-методических;
  5. информационных;
  6. дидактических;
  7. психолого-педагогических.

        Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников (т.к. желательно создать систему исследовательского обучения) во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса, и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста. Педагогам-инициаторам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом. Конечно, на практике не все подходы соблюдаются в точности, но для оптимального  достижения цели необходимо добиваться их соблюдения.

В представленной методической разработке рассматриваются некоторые подходы в решении ряда названных задач, методический материал может быть полезен педагогам различных образовательных учреждений.

  1. Понятие учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности

        Исследовательская деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного или осваиваемого обучающимися. Известно, что в процессе работы над исследованием присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.

        В исследовательской деятельности выделяют учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. Разделение двух родственных видов деятельности весьма условно. Основное различие заключается в степени самостоятельности выполнения исследования и уровня новизны полученного результата для самих обучающегося и науки. Необходимым условием деятельности учащихся является осознание ими  соотношения их области знания с областью научного знания. В исследовательской деятельности обучающихся проблемно-поисковые ситуации возникают в связи с недостатком у них необходимых знаний. Их исследовательская деятельность чаще всего – учебная, поэтому решаемые проблемы обычно не строго научны. Они скорее учебные и имеют субъективную значимость.

        Итак, учебные и научные проблемы отличаются.

                                                                                                   Таблица 1.

Основные отличия учебных и научных проблем, решаемых обучающимися

1

2

3

Признаки сравнения

Научная проблема

Учебная проблема

Новизна

Предполагает открытие

знаний, не известных до сих пор науке

 Предполагает открытие знаний, не известных только ученику или группе учащихся

Наличие противоречия

Противоречие между известными науке теориями, законами и новыми фактами, не укладывающимися в рамки данных теорий,

Противоречия между имею-шимися и необходимыми для решения учебной проблемы знаниями

Характер противоречия

Объективный или субъективный

субъективный

Методы      разреше ния противоречия

Эмпириче ские (наблюдение,

эксперимент, моделирование

Преимущественно эмпиричес кие (наблюдение, опыт), а так же работа с научной и учебной

литературой

Условия решения проблемы

Теоретическое осмысление и по

противоречия, знание
теорий, принципов и
законов науки.

Эмпирическое разрешение противоречия и элементы его теоретического

осмысления,
первичное владение

исследовательскими

Основания для выдвижения гипотезы и способы ее доказательства

Результаты проверки гипотезы

Обосновывается решается по

результатам эмпирических и

теоретических

Получение

объективно        досто-

верного        знания,

соотнесение     его     с существующими

Чаще всего обосновываетея и решается по результатам про веденных наблюдений

Получение результата, его ос мысление и включение в су ществующую систему знаний

старшеклассников

                                                                                            Таблица 2.

Отличия учебно-исследовательской от научно-исследовательской деятельности обучающихся

Анализируемые признаки

Учебно-

исследовательская

деятельность

Научно-исследовательская деятельность

Характер    решаемых    про блем

Субъектявныи         или

Преимущественно объективный

объективнъй,

Наличие гипотезы

Обязательна

Обязательна

Методы познания

Преимущественно эмпирические

Эмпирические            и теоретические

Степень самостоятельности

Может          охватывать одну   или   в    порядке нарастания    несколько характеристик степени самостоятельности: выявление     проблемы, постановка        задачи, выдвижение  гипотезы, планирование      путей достижения        задачи либо    самостоятельно, либо с помощью педа гога

Самостоятельно  могут выявить          проблему, сформулировать

задач}',          выдвинуть гипотезу, спланировать пути            до стиж ения поставленной    задачи, накопить

исследовательский материал     и     сделать выводы     и     оценить результаты работы

Характер    полученных   знаний

Объективный,

субъективный,

объективно-субъек-

тивный

Объективный, доказательный, точный

Формы представления  ре-

зультатов   (внешнее   выра-жение    продукта   исследо-вательской деятельности)

Реферативная работа с элементами

исследований,   тезисы. письменный      доклад. выступление              на ученической конференции

Научно-исследовательская

работа,               проект, научная статья, тезисы, выступление              на научно-практической конференции

Значение   полученных   ре-зультатов     для     развития личности

Способствует            развитию            личности, формированию      мировоззрения,      решению ин диви дуальных            образовательных           и исследовательских задач

Значение   полученных   ре зультатов для науки

Иногда     способствует развитию науки

Способствует развитию науки

                В учебно-исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с различными методиками выполнения работ, способами сбора, отработки и анализа полученных результатов. Научное же исследование решает проблемы, продвигающие науку вперед и способствующие развитию общественной мысли и теоретического знания. Оно подразумевает большую самостоятельность обучающихся как при выборе методик, так и при обработке собранного материала.

2. Роль педагога в организации исследовательской деятельности обучающихся

        Современному педагогу очень близка и понятна идея о ребёнке-исследователе, о неограниченных и далеко не востребованных в учебном процессе возможностях каждого. Воспитание личности исследователя сопряжено с огромной ответственностью по формированию внутренней мотивации деятельности, направленности на систему ценностей, которые создают основу становления духовной личности.

Исследовательская деятельность определяется как творческий процесс взаимодействия учителя и обучающегося по поиску решения или понимания неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследовательской позиции к миру, окружающим и самому себе, а также развитие мировоззрения. Именно педагог задает формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подхода к любой проблеме с исполнительной  и творческой позиции.

Особенно важным условием организации исследовательской деятельности является ориентация юного исследователя на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, своих исследовательских компетенций, получит новые полезные знания, умения и навыки. Искусство педагога, научного руководителя при проведении данной работы состоит в том, чтобы подвести обучающегося к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент. Особенно ценно проведение собственных экспериментов. Тема обязательно должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Это касается не столько выбора самой темы исследования, сколько уровня её подачи, т.е. формулировки и отбора материала  для её решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на разных этапах обучения. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие необходимых средств и материалов, т.е. научно-исследовательской базы, но тема не должна быть навязана руководителем т.к. в таком случае юный исследователь будет лишен живого увлекательного поиска. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно интересы становятся устойчивее.

Ребятам обязательно нужно давать список литературы. Нужно чтобы обучающийся и литература нашли друг друга, поэтому необходимо подсказать, где её можно найти. Руководитель должен хорошо знать ближайшие библиотеки. Юных исследователей важно научить кратко конспектировать, брать главное, составлять тезисы, аннотации, формулировать основные идеи, классифицировать, обобщать собранные факты.

Способы решения проблемы начинающими исследователями во многом зависят не только от выбранной темы, но и выбора методов исследования, умений и навыков исследовательской деятельности. Надо помочь ребятам найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; чётко их расклассифицировав, сделать выбор, оценив без эмоций, как положено исследователю, эффективность каждого способа. Однако следует иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, эмпирических перейдёт в разряд фантастических. Педагог инструктирует учащихся о возможных вариантах фиксирования результатов наблюдений – форме текстовых описаний, таблиц и рисунков. Наконец неукоснительно должно соблюдаться требование формулирования выводов.

Итогом исследовательской работы может быть макет, книга, отчёт статья, видеофильм с текстовым сопровождением, реферат и т.д. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Ребятам необходимо помочь выбрать способ представления результатов,  исходя из темы исследования и их собственных возможностей.

Венцом исследовательской работы и одним из главных этапов обучения является защита исследования. Как правило, защита происходит в форме доклада (устного выступления, презентации) в течение 5 – 10 минут. Защита исследовательской работы – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Педагог должен подготовить докладчика к выступлению с учётом и психологического аспекта.

Таким образом, в результате исследовательской деятельности под руководством педагога происходит чудо самосовершенствования, самопознания, самовоспитания. Формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество педагога и обучающегося, непрерывное совершенствование субъект - субъектных отношений, атмосферы духовной близости и сотворчества. Со стороны педагога необходимостью является создание таких условий, которые обеспечили бы в наибольшей степени психологический комфорт для обучающихся  и возможности  их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Как говорил А.де Сент-Экзюпери, надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт.

3. Психолого-педагогические особенности исследовательской деятельности обучающихся

Современные исследова тели считают, что к основным психологическим факторам, предопределяющим проникно вение способов обучения через науку в систему среднего обра зования, следует отнести раз витие способностей к научному творчеству и формирование интеллекта, для которых возра стной период от 12 до 18 лет является определяющим. По результатам исследования В.Н. Дружинина, способность к творчеству, связанная с опре делённой сферой человечес кой деятельности, формирует ся у личности в подростковый и юношеский период от 13 до 20 лет. В 11-12 лет средний ребе нок, согласно Ж. Пиаже, демон стрирует    первые    признаки формального интеллекта. С. Морган связывает данный факт с морфофизиологическим созреванием лобных зон человеческого мозга.

            Этот возрастной период характеризуется новой стади ей развития интеллекта: иссле дователи отмечают склонность юношеского стиля мышления к отвлечённому теоретизирова нию, созданию абстрактных те орий, увлечённость философ скими построениями, интел лектуальное экспериментиро вание, соотношение возмож ности и действительности в пользу сферы возможного. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творчес ких способностей, предполага ющих не просто усвоение ин формации, а создание чего-то нового.

          Именно в раннем юношес ком возрасте, сталкиваясь с множеством противоречивых жизненных ситуаций, личность стимулирует и активизирует свои творческие потенции. Важно отметить и такое свой ство активности этого возрас та, как готовность выходить за пределы ситуативной необхо димости и способность к само изменению. Это свойство ак тивно проявляется в различных видах творчества — изобрази тельном, литературном, науч ном. Для ранней юности харак терно также активное форми рование индивидуального сти ля умственной деятельности, что обусловливает необходи мость индивидуального подхо да в обучении, стимулировании самостоятельности и творчест ва учащихся.

Центральный психологи ческий процесс юношеского возраста - становление само сознания и устойчивого образа «Я». Главное психологическое приобретение возраста - оценка своего «Я», глубокий са моанализ собственных пози ций, свойств, отношений. По требность в общении - один из пиков развития ранней юно сти. Стремление в общении увидеть себя, получить призна ние от других, связано в этом возрасте с самосознанием - главной тенденцией развития личности.

            Этому возрасту присуще желание самовыражения, стремление выразить свою ин дивидуальность. Целенаправ ленное использование пере численных возрастных особен ностей позволяет учителю мак симально раскрывать научно-творческие способности стар шеклассников в процессе ис следовательской деятельнос ти.

4. Этапы исследовательской работы

        Прежде чем охарактеризовать этапы работы в процессе исследования, необходимо обратить внимание на определённые требования, предъявляемые к педагогу и обучающемуся, способным и желающим заниматься исследовательской деятельностью.

 1. Этап – формирование стимула, актуализация  и выбор темы,

        Как правило, исследование не возникает на пустом месте, а вытекает  из изученного материала т.е. области знания и граничит с областью незнания. У обучающегося возникает потребность в конкретизации, углублении и расширении полученной информации. Вот здесь важно внимание педагога-энтузиаста, важно не дать угаснуть возникшему интересу.

От правильного выбора темы исследования в значительной мере зависит результат работы. Можно выделить несколько групп тем, например, теоретические, эмпирические, фантастические.

а) теоретические – ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках;

б) эмпирические – предположение проведения собственных экспериментов;

в) фантастические – ориентированны на разработку фантастических объектов и явлений будущего.

        Исследовательская работа эффективна на добровольной основе. Тема, навязанная обучающемуся не даст должного эффекта. Тема должна быть выполнима, её решение – полезно участнику исследования. Искусство руководителя при проведении данной работы состоит в том, чтобы подвести юного исследователя к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором. В тоже время педагог продумывает свои педагогические цели и задачи, которые будут достигнуты в результате исследования.

 

        2.  Этап – работа с литературой.

        Ребятам обязательно нужно давать список литературы. Нужно чтобы обучающийся и литература нашли друг друга, поэтому необходимо подсказать, где её можно найти. Руководитель должен хорошо знать ближайшие библиотеки. Юных исследователей важно научить кратко конспектировать, брать главное, составлять тезисы, аннотации, формулировать основные идеи, классифицировать, обобщать собранные факты.

3. Этап – формирование исследовательских групп.

Если над темой работают несколько  исследователей, то возможно формирование рабочих групп. Например, группа из 3-х обучающихся может быть укомплектована следующим образом:

1-й – лидер – наиболее подготовленный, способный ассоциативно мыслить, развивать и выдвигать идеи.

2-й – коммуникабельный, общительный (опрос, выступление).

3-й – аналитик, обрабатывающий информацию.

4. Этап – организация и проведение исследования.

        Работа ведётся по принятой программе по плану исследования. Формируются цель и задачи, объект и предмет исследования. Объект исследования – это процесс, явление, которое исследуется. Предмет – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Определяются методы и методики. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации.

Выдвигаются гипотезы, которые будут проверяться в ходе исследования. Всё это отражается в тексте ведения исследовательской работы. Результаты исследования фиксируются. Составляются таблицы, графики, схемы.

         5.  Этап – анализ результатов, формулирование выводов.

         На данном этапе подводятся итоги работы. Полученные данные анализируются, соотносятся с возможно  уже имеющимися, обнаруженными в литературе. Делаются выводы. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

                   

        6. Этап – защита проекта, как форма представления исследовательской работы.

        Для оценки результатов проект заслушивается членами жюри, ученическим или творческим коллективом в течение 5 – 10 минут. Время, в том числе на  вопросы и ответы, ограничивается. При выступлении докладчика отдельное внимание обращается на содержание, глубину выступления, научность аргументов, точность выражения мысли, понимания сущности, умения отвечать на вопросы, доказывать и опровергать.

        

7. Этап – оценка результатов и процесса исследовательской деятельности.

        Анализ выполнения работы, достигнутых групповых и индивидуальных результатов (успехов и неудач), их причин. Определение потенциала продолжения работы.

        Предложенная последовательность выполнения исследовательской работы является общепринятой и позволяет получить хорошие результаты.

5. Развитие исследовательских способностей обучающихся

        Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле  является наша способность  исследовать окружающий мир. Выполняя задания, предложенные ниже и подобные им, обучающийся может освоить некоторые приёмы.

                 Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям, используе мым в исследовании.

Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устой чивые свойства и признаки предметов.

Как научиться давать определения понятиям? Су ществуют приемы очень похожие на определения по нятий. Воспользуйтесь ими.

Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью не строгого различения его и сход ных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки. Описать объект - значит ответить на вопросы: «Что это такое?», "Чем этот объект отличается от других?», «Чем этот объект похож на другие?»

 Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств пред мета, а не только его внешнего вида, как это делает ся с помощью описания. Например, попытаемся охарактеризовать жирафа: «Жираф - это добродушное животное, он никого ни когда не обижает. У него добрые глаза и совсем ма ленькие рожки».

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, ил люстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки - это куклы, ма шинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые - это уголь, нефть, газ и т.п.

Сравнение позволяет выявить сходства и различия предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, обращались к сравнению. Хи мик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1493-1541) сравнивал мир с аптекой, великий дра матург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир - театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером.

Различение дает возможность установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. На пример, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой и т.д.

2. Классифицировать основные предметы, процес сы, явления и события.

Классификацией называют деление предметов и яв лений на основе общих существенных признаков.

Классификация разбивает рассматриваемые объек ты на группы, чтобы их упорядочить, и придает ваше му мышлению строгость и точность. Классификация может быть как простой, так и много ступенчатой, разветвленной. Например, мы класси фицируем выращенные на даче дары лета на овощи и фрукты - это простая одноступенчатая классифика ция. Другой пример - классифицируем знаки, которыми обычно пользуется человек для сообщения ин формации: буквы, цифры, иероглифы, символы. В свою очередь, буквы можно разделить на кириллицу и латиницу; цифры - на римские и арабские; иерогли фы - на китайские, японские, корейские; символы - на математические и музыкальные. Как несложно за метить, это многоступенчатая классификация. Вся кая классификация имеет цель. От нее зависит выбор основания классификации. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основани ям.

3.        Выявить и обозначить все замеченные вами пара доксы.

Парадоксом называют утверждение, резко расходя щееся с общепринятыми мнениями или наблюдени ями. Слово парадокс образовано от греческого «рагайохоз» - неожиданный, странный, невероят ный. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. Известно, например, что по законам аэродинамики майский жук не может летать. Масса его тела, пло щадь крыльев и другие характеристики не должны позволять это делать. Но, может быть, потому, что законов аэродинамики жук не знает, а возможно, и по другим причинам, он летает. Парадокс. Вот еще несколько парадоксов знакомых всем: ме талл тонет в воде, но почему корпуса кораблей дела ют из металла; металл тяжелее воздуха, но почему самолеты делают из металла и они летают.

4.        Ранжировать основные идеи.

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости вто рое место, какая  - третье и так далее. Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.

Заключение

        Исследовательская деятельность как учебно-исследовательская, так и научно-исследовательская имеет огромное значение в развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. Она дает возможность ребятам испытать, испробовать себя, способствует самопознанию,  самосовершенствованию, самовоспитанию. Роль и ответственность  педагога в организации и проведении исследовательской деятельности с обучающимися достаточно велика, требует серьёзной теоретической и практической подготовки. На сегодняшний день педагогами нашей страны наработан богатый опыт по организации исследовательской деятельности, он хорошо изложен в различной педагогической литературе и доступен для изучения.

Литература

1.  Веслополова О.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся и студентов.// Образование в современной школе.- 2004. - № 3.- с. 40 -43.

2.  Волков А.Е. Ведущий замысел и гипотеза в школьном исследовании. // Школа. – 2003. - № 6. – с. 74 -76.

3. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – с. 51 – 60.

4.  Москвина А.В. // Школьные технологии. – 2004. - № 1. – с. 219 – 228.

5.  Москвина А.В. Дубинина В.В. Научное творчество учащихся в контексте развития современной гимназии. //  Дополнительное образование. – 2003.- № 12. -  с. 3 – 8.

6.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение  в учебно-воспитательном процессе школы. // Научно-методический журнал. Методист. – 2004. - № 3. – с. 44 -49.

7.  Петунин О.В. Мжельская А.Н. Основа экологического воспитания – ответственное отношение к природе. // Народное образование. - 2005. - № 8. – с. 121 – 127.

8.  Петунин О.В. В классах естественно-научного профиля. // Народное образование. – 2004. - № 9. – с. 144 – 148.

9.  Петунин О.В. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность старших школьников по биологии. //  Инновации в образовании. – 2006. - № 2. – с. 59 – 68.

10. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по  самостоятельной исследовательской практике. // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – с. 61 – 66.

11.  Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе  обучения. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - № 4. – с. 14 -22.

                   Приложение 1

   Проектное обучение  в учебно-воспитательном процессе школы.

Содержание:

  1. Формирование проектной деятельности – задача общеобразовательной школы (ОУ)
  2. Внедрение проектного обучения.
  3. Руководителю школы нужно понимать.
  4. Завучу необходимо разбираться в следующих вопросах.
  5. Учителю нужно знать и освоить практически.
  6. Учебный проект с точки зрения обучающегося.
  7. Учебный проект с точки зрения учителя.
  8. Изменяется роль учителя в учебно-воспитательном процессе.
  9. С чего начать?
  10. Методическая поддержка проектного обучения.
  11. Литература.

.

              Приложение 2

    Учебно-исследовательская и научно-исследовательская      деятельность     старших школьников по биологии.

Содержание:

  1. Основные отличия учебных и научных проблем.
  2. Отличия учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.
  3. Темы для организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности старших школьников по биологии.

                                                                                        Приложение 3

                      Способен ли ученик сделать научное открытие?

Содержание:

  1. Переход старшеклассников от учебного исследования к научному творчеству.
  2. Научное творчество старшеклассников в образовательном пространстве Малой академии гимназистов.
  3. Особенности организации исследовательской деятельности обучающихся.

                                                                                         Приложение 4

                                        Материалы для проведения спецкурса

           «Основы исследовательской деятельности учащихся».

Содержание:

  1. Содержание спецкурса.
  2. Методические материалы для проведения спецкурса.
  3. Последовательность работы над проектом.
  4. Некоторые понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы.
  5. Последовательность хода научного исследования.
  6. Этапы работы ученика в процессе исследования.
  7. Оформление исследовательской работы.
  8. Язык, стиль и структурные особенности текста исследовательской работы.
  9. Общие правила оформления текста исследовательской работы.
  10. Литература.

        

                                                                                         Приложение 5

                                                                                      Исследователь

                       Материалы для подростков по самостоятельной

исследовательской практике.

Содержание:

  1. Как выбрать тему исследования?
  2. Цель исследования.
  3. Задачи исследования.
  4. Гипотеза исследования.
  5. Организация и методика исследования.
  6. Подготовка к защите.
  7. От чего зависит успех?

        

     

                                                                                    Приложение 6

Основа экологического воспитания – ответственное отношение к природе

Содержание:

  1. Принципы организации исследовательской деятельности.
  2. Основные отличия учебных и научных проблем.
  3. Отличия учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности старшеклассников.
  4. Показатели наличия экологических знаний у старшеклассников.
  5. Показатели активности старших школьников в экологической деятельности.
  6. Выраженность эмоционально-ценностного отношения к природе у старшеклассников.

                                                                                         Приложение 7

Ведущий замысел и гипотеза в школьном исследовании.

Содержание:

  1. Примеры определения ведущего замысла.
  2. Виды гипотез.

                                                                                        Приложение 8

         Положение о научно-исследовательской работе учащихся.

Содержание:

  1. Общие положения.
  2. Организация научно-исследовательской работы учащихся.
  3. Виды научно-исследовательской деятельности учащихся.
  4. Критерии оценки научно-исследовательской деятельности учащихся.

                                                                                      Приложение 9

                Требование к оформлению исследовательских работ обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии

В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...

организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.

В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....

Обобщение работы кафедры естествознания по организации исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены цель и задачи работы кафедры естествознания гимназии. Рассмотрены функции и приемы организации исследовательской деятельности. Обозначены этапы организации. Для каждого этапа опр...

Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО

Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартах на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств. Одним и...

инновационные приемы в организации исследовательской деятельности обучающихся

Мастер-класс раскрывает основные приемы в организации исследовательской деятельности с детьми. В нем разбираются приемы, которые помогут обучающимся определиться с темой исследования, поднимут ин...

Организация исследовательской деятельности обучающихся в преподавании географии

В статье представлен опыт работы учителя географии Зивенко Н.В. по организации исследовательской деятельности обучающихся....

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...