Организация исследовательской деятельности обучающихся в преподавании географии
статья по географии по теме
В статье представлен опыт работы учителя географии Зивенко Н.В. по организации исследовательской деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zivenko_n.v.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности обучающихся в преподавании географии
Автор: Н.В. Зивенко, учитель географии МБОУ лицей№1г. Пролетарска
Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать географические задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Поэтому ведущей педагогической идеей сегодня является формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания. Учитель ставит перед собой и решает следующие задачи:
– создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету;
-формирование и развитие компьютерной грамотности ученика , поисково-исследовательских навыков и умений обучающего себя индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;
-создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы преподавания;
-обеспечение системной интеграции знаний (биология, география, химия, экология, история);
-содействие получению не только базовых, но и «углубленных» умений, знаний и навыков обучающихся;
Как показывает практика, при организации проектной исследовательской деятельности с использованием технологии развивающего обучения, ИКТ в процессе изучения географии повышается активность и результативность участия учащихся в учебной деятельности. Повышению значения исследовательской деятельности учащихся по географии в учебно-воспитательном процессе способствуют следующие факторы:
1.Воспитательный. На конкретном материале основ наук и не без ограничения во времени, учитель может целеустремленно решать актуальные задачи воспитания школьников. В современных условиях сосредоточивается внимание, прежде всего на формировании научного мировоззрения, умения отстаивать свои убеждения по отдельным вопросам;
2.Информационно –просветительский. В век огромного информационного пространства, урочного времени зачастую не хватает, для знакомства с новейшими достижениями в различных сферах общественной жизни. Поэтому здесь на помощь приходят: тематические вечера, научно –практические конференции, кружковые и факультативные занятия, где учащиеся узнают о новейших достижениях и еще не решенных проблемах, которые поколению сегодняшних школьников придется решать в своей практической деятельности, когда оно войдет в большую жизнь. Определенной частью исследовательской деятельности является и научно-просветительная работа среди родителей и населения прилегающего к школе района;
3.Углубление знаний по предмету. Программа по географии рассчитана на среднего ученика, а более способным школьникам нужен углубленный подход к изучению основы науки, и это в современных условиях, возможно, осуществить только в процессе кружковых и факультативных занятий. Если слабому ученику нужно дополнительное внимание учителя, чтобы он мог овладеть программным материалом, то сильному ученику такое внимание необходимо вдвойне, ибо в нем кроются потенциальные возможности успешного овладения основами географической науки в школе и для высшей квалификации в современной науке, технике и культуре. Именно таких учащихся можно привлекать к исследовательской работе, творческому участию в разработке посильных проблем теоретического и прикладного характера, проектной деятельности. Научно-исследовательская деятельность по географии позволяет создать определенный мост между общим образованием и будущей специальностью сегодняшнего школьника. Многие благодаря этому выбирают профессию и свой путь в жизни.
4.Индивидуальный подход в обучении. На кружковых занятиях по географии можно успешно влиять на индивидуальные способности каждого школьника, и это приносит определенный успех в развитии и совершенствовании лучших качеств будущего труженика созидателя.
5.Практический. В процессе исследовательской деятельности осваивается современное, географическое оборудование и успешно решается задача самодельного оборудования путем конструирования и изготовления всевозможных наглядных пособий, принадлежностей, приспособлений. Задача практической подготовки будущих тружеников к научно обоснованному использованию и воссозданию естественных ресурсов в интересах общества приобретает особую остроту в современных условиях.
Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Исследовательская деятельность учащихся по географии, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи предполагает наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения в области географии.
Хочу отметить, что проблемой в организации и проведении исследований оказалось проведение исследовательских экспериментов, методику проведения которых приходилось искать в различных источниках, включая Интернет, а когда таковую находили, оказывалось, что проведение эксперимента касается другого предмета. Затем нашли для себя оптимальный выход и стали создавать интегрированные проекты- исследования с привлечением сразу нескольких предметов (литературы, географии, химии, экологии, обществознания). Так при создании проекта «Географическое исследование реки Чепрак», кроме географических исследований автор работы провел оценку качества воды в реке Чепрак с помощью учителя химии, написал статью «Живи, Чепрак!» в школьный «Экологический вестник» при помощи консультаций учителя литературы, нарисовал пейзаж исследуемой реки, благодаря советам учителя рисования. В мае 2009 уч. году на ученической научно-практической конференции на тему «Внедрение проектно-исследовательской деятельности учащихся в учебный процесс через информационные технологии» работа Субочева Николая «Географическое исследование реки Чепрак» стала победителем среди учащихся основной школы, а затем стала финалистом областных конкурсов «Славен, Дон!» «Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников 2011», принимала участие в 1-ой научно – практической конференции «В будущее с инженерным образованием» на базе ДГТУ, где стала призером.
В ходе исследования озера Грузского, в дополнение к географическим исследованиям, был проведен химический анализ целебных грязей озера, составлен бизнес – план грязелечебного кабинета, по результатам поездки в кумысогрязелечебницу, расположенную на берегу озера в Орловском районе состоялось знакомство с методикой грязелечения. Большую помощь оказали родители: организовав поездку, побывав в НИИ курортологии г. Пятигорска, откуда были привезены сертификаты исследования источника «Орловкий» и рапы озера. Главное, что ребята, занимающиеся исследования озера Грузского, после школы собираются поступать в медицинский ВУЗ и в дальнейшем применить на практике результаты проведенного ими исследования.
Как показывает практика, внеурочная деятельность является наиболее оптимальной для организации проектно – исследовательской деятельности обучающихся. Я считаю, что одним из приоритетных направлений в этой области является региональное образование. Регионоведение расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, знакомит с историей возникновения донского казачества. Воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Ведущей идеей регионального образования является формирование в сознании учащегося научно-объективной картины родного края и одновременно воспитание личности, готовой к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.
Для работы в этом направлении мною создан и работает на протяжении 3-х лет кружок «География родного края» для 6, 8-9классов. Наряду с теоретическими занятиями кружка предусмотрены практические работы, для проведения которых используется ЦОР «Экологические исследования школьников в природе» (по сезонам года), где в фильмах показаны, а в пособиях описаны процедуры организации самостоятельной исследовательской работы учащихся в природе: составление плана местности, изучение геологической основы ландшафта, почвы, наблюдение за погодой, описание форм рельефа на местности, географическое исследование водных объектов города и др. При составлении «зеленого паспорта» школьного двора используются определители кустарников, травяных и цветковых растений. Учащиеся ведут исследования с использованием сети Интернет об истории освоения и заселения г. Пролетарска, о культурных традициях казачества, природных объектах города и области, истории своей семьи и лицея, отчеты об экскурсиях и поездках. Программа предусматривает участие в экскурсиях, экспедициях по очистке малых рек, акции «Чистый город», «Здравствуй весна!» и др.
Большую роль в исследованиях играет изучение материала непосредственно на месте событий. Поэтому систематически провожу экскурсии по городу, району и области. Летом 2009г учащиеся лицея посетили музей С.М. Буденного в ст. Буденовской, в мае 2010г учащиеся 8-х классов побывали в краеведческом музее и зоопарке г Ростова – на – Дону. В 2010г. в ботаническом саду г Ростова – на – Дону, с экскурсией в г. Новочеркасске, а в 2011г в Ростовском степном заповеднике и археологическом музее-заповеднике Танаис. В 2012 г планируется поездка в Донскую Венецию - станицу Старочеркасскую. Постоянно ведется работа в школьном музее и городском архиве. Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области и района. Важное место в обучении занимает изучение истории Пролетарка и Пролетарского района, беседы и встречи с интересными людьми.
Как учитель географии особое внимание уделяю экологической направленности социализации школьников. Результатом 3-х летней работы кружка стал проект «Экологическое исследование микрорайона лицея№1 города Пролетарска», в котором находится лицей№1 и проживает большинство учащихся, учителей и его работников. В ходе работы над проектом были проведены следующие исследования: измерение загазованности территории вблизи лицея и предприятия «Дон – Кабель» за период с 2008-2011гг; определение чистоты воздуха по лишайникам ; исследование почвенного покрова на наличие ионов свинца (Pb2+) и ионов хлора (СI-) в почвенной вытяжке, ионов свинца (Рb2+) в листьях растений на исследуемых территориях; составление «Розы ветров» и «Зеленого паспорта» школьного двора и территории предприятий. Ребята в качестве журналистов побывали на предприятиях, расположенных на территории исследуемого микрорайона и получили интересующую их информацию о технологии производства и воздействия ее на окружающую среду, природоохранной деятельности. Проведен анализ динамики заболеваемости жителей исследуемого микрорайона, а так же учащихся и работников лицея, выявление степени воздействия экологии на здоровье человека. Разработаны предложения по улучшению экологического состояния родного города для привлечение внимания учащихся, учителей и родителей лицея к экологическим проблемам и проведению экологических акций. В 2011г проектно исследовательская работа «Экологическое исследование микрорайона лицея №1 г. Пролетарска» Субочева Н., Журавлева С. заняла 2-е место в рамках научно- практической конференции «Устойчивое развитие: инновации и традиции» в ДГТУ.
Немаловажную роль в организации и проведении проектно - исследовательской деятельности школьников играет летний период, во время которого принимаю активное участие в работе школьного «Центра здоровья и развития учащихся». Одним из направлений его работы является организация клубов по интересам на базе летнего оздоровительного лагеря «Солнышко». В течение 2009-2011гг на базе лагеря действует созданный мною клуб «Край родной люби и знай и здоровье сберегай», целями работы которого являются:
1.Сохранение и коррекция физического и психического здоровья детей, гармонизация отношения к природе, воспитание ответственности за сохранение окружающей среды, развитие способности выделять экологические проблемы, способствовать их преодолению.
2. Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала детей.
3. Развитие практических умений и навыков детей: памяти, логического мышления и творческих способностей.
4. Создание социальной ситуации развития детей, среды общения в микросоциуме, обучение модулированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
Участниками клуба являются учащиеся 1-5 классов. В работе клуба выделены три взаимосвязанных направления: образовательное, развивающее, оздоровительное. В рамках 1-го направления ведется работа по изучению истории и природы родного края. 2-го – проводятся практические занятия и коллективные творческие мероприятия, Викторины, турниры, диспуты, экскурсии (изучение лекарственных растений, животных, водных объектов нашего края, работа с архивными и справочными данными, ресурсами сети Интернет «Экологический экспресс», «На степных тропинках», Фестиваль «Юные знатоки природы лицея№1» экскурсии по г. Пролетарску, на озеро Казинка и др.). Ребята участвуют в рейдах по уборке территории, охране окружающей среды.
3 – проведение здоровьесберегающих мероприятий, которые предусматривают проведение физкультминуток и минуток здоровья, точечного массажа, водных процедур, дыхательной гимнастики («Думаем на природе!, « Природная лаборатория», «Экология и здоровье» и др.).
Одной из форм работы клуба является создание исследовательских проектов, среди них: ( «Пролетарск- вчера, сегодня, завтра!», в котором с помощью учащихся 8-9кл был собран и представлен материал о географическом положении г. Пролетарска, его истории возникновения, с помощью архивных данных воссоздан прежний облик улиц нашего населенного пункта. После чего участники клуба собрали информацию о топонимике и современном облике улиц города, по результатам опроса выбрали самую красивую улицу города и представили свои проекты г. Пролетарска в будущем.
Во время работы над проектами всегда стараюсь поддерживать самостоятельность мысли и действий ребенка, уважать его точку зрения, создавать условия для творческого процесса созидания.
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся обосновывается как образовательная технология, выступающая средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, восполнения и развития интеллектуального потенциала общества, способствует росту престижа географии, привлекает внимание к ее учебно-воспитательным возможностям, пробуждает интерес к географической науке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии
В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...
Организация исследовательской деятельности обучающихся
Методическое пособие составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.В методическое пособие вошли о...
организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.
В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...
Статья «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Использование проектно-исследовательской технологии обучения носит развивающий, деятельностный характер. Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к иссл...
Информационная карта инновационного опыта: «Роль регионального компонента в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»
Ключевые слова: методика преподавания, география, региональный компонент, краеведение, патриотическое воспитание, современные образовательные технологии. Построить свою собственную методиче...