Организация исследовательской деятельности обучающихся в преподавании географии
статья по географии по теме

Зивенко Наталья Валентиновна

В статье представлен опыт работы учителя географии Зивенко Н.В. по организации исследовательской деятельности обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zivenko_n.v.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности обучающихся в преподавании географии

Автор: Н.В. Зивенко, учитель географии МБОУ лицей№1г. Пролетарска

          Происходящие в современном обществе  изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать географические задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

          Поэтому ведущей педагогической идеей сегодня является формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания. Учитель ставит перед собой и решает следующие задачи:

– создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету;

-формирование и развитие компьютерной грамотности ученика , поисково-исследовательских навыков и умений обучающего себя индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;

-создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы преподавания;

 -обеспечение  системной интеграции знаний (биология, география, химия, экология, история);  

-содействие  получению   не только базовых, но и «углубленных»  умений, знаний и навыков обучающихся;

            Как показывает практика, при организации проектной исследовательской деятельности с использованием технологии развивающего обучения, ИКТ в процессе изучения географии повышается активность и результативность участия учащихся в учебной деятельности.  Повышению значения   исследовательской деятельности учащихся по географии в учебно-воспитательном процессе способствуют следующие факторы:

1.Воспитательный. На конкретном материале основ наук и не без ограничения во времени, учитель может целеустремленно решать актуальные задачи воспитания школьников. В современных условиях сосредоточивается внимание, прежде всего на формировании научного мировоззрения, умения отстаивать свои убеждения по отдельным вопросам;

2.Информационно –просветительский. В век огромного информационного пространства, урочного времени зачастую не хватает, для знакомства с новейшими достижениями в различных сферах общественной жизни. Поэтому здесь на помощь приходят:  тематические вечера, научно –практические конференции, кружковые и факультативные занятия, где учащиеся  узнают о новейших достижениях и еще не решенных проблемах,  которые поколению сегодняшних школьников придется решать в своей практической деятельности, когда оно войдет в большую жизнь. Определенной частью исследовательской деятельности является и научно-просветительная работа среди родителей и населения прилегающего к школе района;

3.Углубление знаний по предмету. Программа по географии рассчитана на среднего ученика, а более способным школьникам нужен углубленный подход к изучению основы науки, и это в современных условиях, возможно, осуществить только в процессе кружковых и факультативных занятий. Если слабому ученику нужно дополнительное внимание учителя, чтобы он мог овладеть программным материалом, то сильному ученику такое внимание необходимо вдвойне, ибо в нем кроются потенциальные возможности успешного овладения основами географической науки в школе и для высшей квалификации в современной науке, технике и культуре.  Именно  таких учащихся можно привлекать к исследовательской работе, творческому участию в разработке посильных проблем теоретического и прикладного характера, проектной деятельности. Научно-исследовательская деятельность по географии позволяет создать определенный мост между общим образованием и будущей специальностью сегодняшнего школьника. Многие благодаря этому выбирают профессию и свой путь в жизни.

4.Индивидуальный подход в обучении. На кружковых занятиях по географии можно успешно влиять на индивидуальные способности каждого школьника, и это приносит определенный успех в развитии и совершенствовании лучших качеств будущего труженика созидателя.

5.Практический. В процессе исследовательской деятельности осваивается современное, географическое оборудование и успешно решается задача самодельного оборудования путем конструирования и изготовления всевозможных наглядных пособий, принадлежностей, приспособлений. Задача практической подготовки будущих тружеников к научно обоснованному использованию и воссозданию естественных ресурсов в интересах общества приобретает особую остроту в современных условиях.

              Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

               Исследовательская деятельность учащихся по  географии, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи предполагает  наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения в области географии.

             Хочу отметить, что  проблемой в организации и проведении исследований оказалось проведение исследовательских экспериментов, методику проведения которых приходилось искать в различных источниках, включая Интернет, а когда  таковую находили, оказывалось, что проведение эксперимента касается другого предмета. Затем нашли для себя оптимальный выход и стали создавать интегрированные  проекты- исследования  с привлечением сразу нескольких предметов (литературы, географии, химии, экологии, обществознания). Так при создании проекта «Географическое исследование реки Чепрак», кроме географических исследований автор работы провел оценку качества воды в реке Чепрак с помощью учителя химии, написал статью «Живи, Чепрак!» в школьный «Экологический вестник» при помощи консультаций учителя литературы, нарисовал пейзаж исследуемой  реки,  благодаря советам учителя рисования.  В  мае 2009 уч. году на  ученической научно-практической конференции на тему «Внедрение проектно-исследовательской деятельности учащихся в учебный процесс через информационные технологии» работа  Субочева Николая «Географическое исследование реки Чепрак» стала победителем среди учащихся основной школы, а затем  стала финалистом областных конкурсов «Славен, Дон!» «Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников 2011», принимала участие в 1-ой научно – практической конференции «В будущее с инженерным образованием» на базе ДГТУ, где стала призером.  

              В ходе исследования озера Грузского, в дополнение к географическим исследованиям, был проведен химический анализ  целебных грязей озера, составлен бизнес – план грязелечебного кабинета, по результатам поездки в кумысогрязелечебницу, расположенную на берегу озера в Орловском районе состоялось знакомство с методикой  грязелечения. Большую помощь оказали родители: организовав поездку, побывав в НИИ курортологии г. Пятигорска, откуда были  привезены  сертификаты исследования  источника «Орловкий» и рапы озера. Главное, что ребята, занимающиеся  исследования озера Грузского, после  школы собираются поступать в медицинский ВУЗ и в дальнейшем применить на практике результаты проведенного ими исследования.

       Как показывает практика,  внеурочная деятельность является наиболее оптимальной для организации проектно – исследовательской деятельности обучающихся.   Я считаю, что  одним из  приоритетных направлений   в этой области является региональное образование. Регионоведение расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, знакомит с  историей возникновения донского казачества. Воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Ведущей идеей  регионального образования является  формирование  в сознании учащегося научно-объективной  картины родного края и одновременно воспитание личности, готовой  к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

           Для работы в этом направлении мною   создан и работает на протяжении 3-х лет   кружок «География родного края»  для 6, 8-9классов. Наряду с теоретическими занятиями  кружка предусмотрены практические работы, для проведения которых используется  ЦОР «Экологические исследования школьников в природе» (по сезонам года), где  в фильмах показаны, а в пособиях описаны процедуры организации самостоятельной исследовательской работы учащихся в природе: составление плана местности, изучение геологической основы ландшафта, почвы, наблюдение за погодой,  описание форм рельефа на местности, географическое исследование водных объектов города и др. При составлении «зеленого паспорта» школьного двора используются определители кустарников, травяных и цветковых растений. Учащиеся   ведут исследования с использованием сети Интернет об истории освоения и заселения г. Пролетарска, о культурных традициях казачества, природных объектах города и области, истории своей семьи и лицея, отчеты об экскурсиях и поездках.   Программа предусматривает участие в  экскурсиях, экспедициях по очистке малых рек, акции «Чистый город», «Здравствуй весна!» и др.

       Большую роль  в исследованиях играет изучение материала непосредственно на месте событий. Поэтому  систематически провожу  экскурсии  по городу, району и области. Летом 2009г учащиеся лицея  посетили музей С.М. Буденного в ст. Буденовской, в мае 2010г учащиеся 8-х классов побывали в краеведческом музее  и зоопарке г Ростова – на – Дону. В 2010г. в ботаническом саду г Ростова – на – Дону, с экскурсией в г. Новочеркасске, а  в 2011г в Ростовском  степном  заповеднике и археологическом музее-заповеднике Танаис.  В 2012 г планируется поездка в Донскую Венецию -   станицу  Старочеркасскую.  Постоянно ведется работа в школьном музее и  городском архиве. Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области и района. Важное место в обучении занимает изучение истории Пролетарка и Пролетарского района, беседы  и встречи с интересными людьми.

 Как учитель географии  особое внимание уделяю экологической направленности социализации школьников.  Результатом 3-х летней работы кружка стал проект «Экологическое исследование микрорайона лицея№1 города Пролетарска», в  котором находится  лицей№1 и проживает большинство учащихся, учителей и его работников. В ходе работы над проектом были проведены следующие исследования: измерение загазованности территории вблизи лицея  и предприятия «Дон – Кабель» за период с 2008-2011гг; определение чистоты воздуха по лишайникам ; исследование почвенного покрова на наличие ионов свинца (Pb2+) и ионов хлора (СI-) в почвенной вытяжке, ионов свинца (Рb2+) в листьях растений на исследуемых территориях; составление «Розы ветров» и «Зеленого паспорта» школьного двора и территории предприятий. Ребята в качестве журналистов побывали на предприятиях, расположенных на территории исследуемого микрорайона и получили интересующую их информацию о технологии производства и воздействия ее на окружающую среду, природоохранной деятельности. Проведен анализ динамики заболеваемости жителей исследуемого микрорайона, а так же  учащихся и работников лицея, выявление степени  воздействия экологии на здоровье человека. Разработаны предложения по улучшению экологического состояния родного города для привлечение внимания учащихся, учителей и родителей лицея к экологическим проблемам и проведению экологических акций.  В 2011г проектно исследовательская работа «Экологическое исследование микрорайона лицея №1 г. Пролетарска»  Субочева Н., Журавлева С. заняла 2-е место в рамках научно- практической конференции «Устойчивое развитие: инновации и традиции»  в ДГТУ.

Немаловажную роль в организации и проведении проектно -  исследовательской деятельности школьников  играет   летний период, во время которого принимаю активное участие  в работе школьного «Центра здоровья и развития учащихся». Одним из направлений его работы является организация клубов по интересам на базе летнего оздоровительного лагеря «Солнышко». В течение 2009-2011гг на базе лагеря действует  созданный мною клуб «Край родной люби и знай и здоровье сберегай», целями работы которого являются:

1.Сохранение и коррекция физического и  психического здоровья  детей, гармонизация отношения к природе, воспитание ответственности за сохранение окружающей среды, развитие способности выделять экологические проблемы, способствовать их преодолению.

2. Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала детей.

3. Развитие практических умений и навыков детей: памяти, логического мышления и творческих способностей.

4. Создание социальной ситуации развития детей, среды общения в микросоциуме, обучение  модулированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.

          Участниками клуба являются учащиеся 1-5 классов. В работе клуба выделены три взаимосвязанных направления: образовательное, развивающее, оздоровительное. В рамках 1-го направления ведется работа по изучению истории и природы родного края. 2-го – проводятся практические занятия  и коллективные творческие мероприятия, Викторины, турниры, диспуты, экскурсии (изучение лекарственных растений, животных, водных объектов нашего края,  работа  с архивными  и справочными данными, ресурсами сети Интернет «Экологический экспресс», «На степных тропинках», Фестиваль «Юные знатоки природы  лицея№1» экскурсии по г. Пролетарску, на озеро Казинка и др.). Ребята участвуют  в рейдах по  уборке территории, охране окружающей среды.

3  – проведение здоровьесберегающих мероприятий, которые предусматривают проведение физкультминуток и минуток здоровья,  точечного массажа, водных процедур, дыхательной гимнастики («Думаем на природе!,  « Природная лаборатория», «Экология и здоровье» и др.).

Одной из  форм работы клуба является создание исследовательских проектов, среди них:  ( «Пролетарск- вчера, сегодня, завтра!», в котором  с помощью учащихся 8-9кл был собран и представлен материал о географическом положении г. Пролетарска, его истории возникновения, с помощью архивных данных воссоздан прежний облик улиц нашего населенного пункта. После чего участники клуба собрали информацию о топонимике и современном облике улиц города, по результатам опроса выбрали самую красивую улицу города и представили свои проекты г. Пролетарска в будущем.

Во время работы над проектами  всегда стараюсь поддерживать самостоятельность мысли и действий ребенка, уважать его точку зрения, создавать условия для творческого процесса созидания.

         Таким образом, исследовательская деятельность учащихся обосновывается как образовательная технология, выступающая средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, восполнения и развития интеллектуального потенциала общества, способствует росту престижа географии, привлекает внимание к ее учебно-воспитательным возможностям, пробуждает интерес к географической науке.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии

В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Методическое пособие составлено с целью оказания методической помощи педагогам в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.В методическое пособие вошли о...

организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.

В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Статья «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Использование проектно-исследовательской технологии обучения носит развивающий, деятельностный характер. Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к иссл...

Информационная карта инновационного опыта: «Роль регионального компонента в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»

Ключевые слова: методика преподавания, география, региональный компонент, краеведение, патриотическое воспитание, современные образовательные технологии. Построить свою собственную  методиче...