Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживёшь вечность…
статья по теме

Направления модернизации российского образования и деятельности школы, над реализацией которых работает педагог, участие в реализации методической темы школы «Методическое обеспечение подготовки учителей к поэтапному введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Целью деятельности учителей является формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самоанализ81 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности за 2009-2013 гг.

Проживи одну свою и тысячу
жизней своих учеников – и ты
проживёшь вечность

Направления модернизации российского образования и деятельности школы, над реализацией которых работает педагог, участие в реализации методической темы школы «Методическое обеспечение подготовки учителей к поэтапному введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Целью деятельности учителей является формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания.

Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  1. Дать учащимся качественное образование по предмету
  2. Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося
  3. Привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.
  4. Совершенствование форм организации учебной деятельности
  5. Использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения
  6. Подготовка обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ

Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

  1. Самоанализ уровня квалификации

За период 2009 – 2013 гг. прошел курсовую подготовку

  1. «Обновление содержания и методик преподавания образовательной дисциплины экономика».
  2. «ИКТ – компетентность учителя при  обучении детей-инвалидов с использованием Интернет и компьютерных технологий. Основы работы».
  3. «Создание учебных материалов в системе дистанционного обучения»
  4. Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении
  5. «Создание учебных материалов в системе дистанционного обучения». Intel – «Обучение для будущего» (V 10.0)
  6. Семинар второго уровня по экономике по программе Совета по экономическому образованию США с правом последующего использования материалов семинара для преподавания экономики.
  7. Экономическое образование в школе. Современные требования

Значительно повысил свою квалификацию через посещение городских проблемных групп, школьных теоретических и методических семинаров:

  1. Компетентностный подход – основа модернизации Российского образования.
  2. PR – (public rileshens) и стратегические коммуникации в образовании
  3. Системно-деятельностный подход в образовании.

Самообразование через изучение передового педагогического опыта коллег: Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные педагогические технологии, покупаю методическую литературу. Обобщенный в этих источниках опыт применяю в своей работе.

Изучаю материал в сети творческих учителей. Участник вебинаров:

- «Внедрение ФГОС в образовательный процесс – изд-во «Просвещение» (российский уровень).

- «Переходим на ФГОС ООО: «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов с УМК по географии «Полярная звезда»;

- «Достижение личностных и метапредметных результатов обучения средствами УМК "География России". 8-9 классы»

Для повышения самообразования активно участвую в   работе образовательных порталов сети Интернет: личный кабинет на сайте ИД «Первое сентября»,  участие в проекте «Школа цифрового века», при подготовке к урокам использую материалы изданий: «География», «Экономика, »«Первое сентября», в воспитательной работе «Классное руководство».

Результаты работы по индивидуальной методической теме: «Компетентностный подход в преподавании экономики» - подготовительный этап, начало практического этапа. Период работы: 2011-2015 года. Характер работы – исследовательский.

Опытно-экспериментальная работа. Анализ учебника по географии для 10 «Б» класса. Серия «академический школьный учебник». География. Современный мир. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос.акд. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011. – 272 с.

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о качестве учебника (всего УМК)

  1. УМК актуален, он способствует развитию познавательной деятельности обучающихся, характер представления материала доступен для обучающихся, материал предоставлен в достаточном объеме, соответствует опыту обучающихся, изложение материала научно, логично, последовательно и понятно для обучающихся, соответствует их запасу знаний, опыту и потребностям. Логика изложения материала апробируемого УМК дает возможность учителю осуществлять личностно – ориентированное обучение. Система вопросов и заданий разработана так, что ученик может почти все задания выполнить самостоятельно, учитель необходим для дополнительного разъяснения и упрощения (ускорения) процесса выполнения работы.
  2. УМК соответствует Государственному стандарту общего образования, программе, Обязательному минимуму содержания образования, примерной программе, учебному плану.
  3. Обязательный для изучения теоретический материал понятийный аппарат, предназначенные для заучивания, сформулированы в учебнике достаточно четко, логично и последовательно и выделены особо, доступность изложения вполне соответствует возрасту учащихся. Практические задания дифференцированы по уровню сложности. УМК дает возможность учителю проводить уроки различных видов, вводить игровые элементы на уроке, использовать метод проектов, ИКТ, применять технологический подход в обучении
  4. Педагогическая эффективность:

 4.1.  Учебные достижения учащихся при обучении по данному учебнику (УМК) в целом  не отличается

4.2. Апробируемый УМК содержит достаточное количество упражнений для отработки умений и навыков учащихся.

4.3. УМК способствует / недостаточно способствует  успешной самореализации учителя в его педагогической деятельности,  и это выражается в следующем: в возможности использования ИКТ и метода проектов. УМК дает возможность осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения

5. УМК содержит достаточное количество компонентов, все они взаимосвязаны между собой: учебник – поурочное планирование – конструктор текущего контроля. В дополнительных компонентах УМК считаю, что не нуждается. Это уже личная инициатива педагога.

6.УМК пригоден для использования в практике работы школы в общеобразовательных классах. Желательно в старших классах (10-11) на изучение географии добавить по одному часу, итого 68 часов.

II. Самоанализ уровня профессионализма

Активно внедряю на уроках и во внеурочной деятельности современные образовательные, информационно-коммуникативные, игровые технологии, что позволяет активизировать познавательный процесс у учащихся, развивает их творчество и самостоятельность. В подборе методов и технологий обучения экономике приоритет отдаю играм. Использование игр в учебно-воспитательном процессе решает множество задач одновременно: игры способствуют становлению творческой личности ученика, формируют умение видеть проблемы, принимать решения, развивают познавательный интерес к предмету, оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют характер. На уровне основной школы использую поэтапное развитие первоначального образного представления об экономике. Созданный на предыдущем шаге образный портрет экономики должен развиваться за счёт знакомства с окружающими экономическими субъектами (предприятия, банк, магазин, экономика школы, ярмарки и многое другое). Практика ряда школ, в том числе и МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.», показала, что преподавание экономики лучше проводить с использованием исследовательских работ, интеллектуальных и имитационных ролевых игр.

У меня сложилась система работы по внедрению информационных технологий, которая включает:

1. Подготовку дидактического материала для уроков. Выполненные учителем работы (презентации, буклеты, дидактический материал к урокам) составляют методическую копилку по предмету;

2. Использование информационных ресурсов Интернета в учебно-воспитательном процессе, электронных учебников и энциклопедий при подготовке к урокам;

3. Проведение уроков с использованием информационных технологий:

- показ информационной презентации, подготовленной учителем,  на уроках введения в новую тему, обобщения и закрепления материала;

- создание и демонстрация ученических проектов в виде электронной презентации.

4. Использование информационных технологий во внеклассной работе:

               - создание электронного ресурса в виде презентаций в рамках проектной деятельности;

5. Использование информационных технологий в работе классного руководителя:

 - использование презентаций, компьютерных фильмов на тематических классных часах, родительских собраниях.

Наиболее успешным методом организации учащихся  на своих уроках, внеурочной и исследовательской деятельности считаю метод проектов, использование которого способствует развитию самостоятельности и творчества у школьников, повышает интерес к предмету.

На протяжении нескольких лет учащиеся выполняют и защищают бизнес - проекты. Тема проектов выбирается самостоятельно или по моей рекомендации, исходя из индивидуальных особенностей учащихся: «Специализированный магазин «Сладкоежка»», «Спортивный клуб «Усть-Илимск», «Сеть торговых автоматов по продаже горячих напитков» и многие другие. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные качества.

Работа над проектами и защита презентаций на уроках и классных часах позволяют включить всех детей в активную, самостоятельную деятельность при работе по учебному предмету, показать его практическую значимость, создать в классе атмосферу творческого сотрудничества и условия для проявления креативного потенциала учащихся, индивидуальности, самостоятельности и ответственности.

Системное, целенаправленное использование метода проектов и информационных технологий в учебно-воспитательном процессе даёт положительные результаты, выражающиеся в высокой познавательной активности учащихся на уроке, в интересе к внеурочной деятельности по предмету. Наличие опыта позволяет работать с учащимися разных возрастных групп: от детей начальной школы до старшеклассников.

Работа по авторским разработкам:

1. Адаптированная программа по «Географии» профильного уровня для учащихся 11 классов.

Адаптированная разработка рассчитана на 102 часа (3 ч. в неделю). Программа объединяет содержание курса Э.Д. Днепров и другие. География 11 класс. (Сборник нормативных документов. Образ РФ. М.: Дрофа, 2007), в которой не указано количество часов на изучение тем и элективного курса  Л. Л. Розанов «Геоэкология» (34 часа). – (Программы элективных курсов. География. 10-11 классы. Профильное обучение - М.: Дрофа, 2007) с сохранением всех разделов и тем предусмотренных программой. Рецензия от 06 мая 2010 года.

2. Практикум «Микроэкономика» Рецензент: Савельева Е.В доцент экон. наук БГУЭП, 2010 г. http://festival.1september.ru/articles/599543/

3. Адаптационная программа элективного курса для учащихся 5-х классов «Экономика вокруг нас», 2013 г.

4. Адаптационная программа курса «География мира» для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (гуманитарного профиля), 2013 г.

Преподавание предметов предполагает изучение некоторых аспектов других смежных предметов, таких как география, обществознание, право, экономика. Поэтому при подготовке и разработке уроков использую и применяю факты из различных смежных  наук, изучаю современные точки  зрения на экономические, географические события.

Обладаю необходимыми знаниями по психологии, возрастной физиологии,  обеспечивающие успешную организацию образовательного процесса.

Используемые современные образовательные технологии

Образовательная

технология

Возрастная

категория

учащихся (классы)

На решение каких целей и задач обучения и воспитания направлена

Методические и дидактические материалы (методические разработки уроков, доклады, статьи, рекомендации, памятки, КИМы, дидактические карточки и прочее)

ИКТ - технологии

5-11

-повышение индивидуализации обучения;

-усиление мотивации к обучению;

-привлечение учащихся к исследовательской деятельности;

-развитие информационной компетенции.

2012 г. – лауреат V конкурса учебно-методических разработок «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности» в номинации «Учебный проект»

2012 г.  – Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества с использованием ИКТ, номинация «Досуг и внеклассная деятельность»

Технология коллективного способа обучения

7-11

- развитие познавательной деятельности;

- повышение интереса учащихся к урокам;

- осмысленное и осознанное понимание  учебного материала;

- развитие навыков искусного общения, умений вести диалог.

2013 г. – «Инфляция – формы, причины возникновения, последствия»

Использование данных технологий позволяет раскрыть возможности учащихся, добиться повышения качества обученности по предмету, заинтересовать и мотивировать учащихся к дальнейшему изучению данного предмета.

Работа над формированием ключевых компетенций

Деятельность педагога по

формированию  компетенций

Используемые методы и приёмы

Способы диагностики уровня сформированности у обучающихся компетенций  или их элементов

Специальные приемы, обучающие работе с учебным материалом, в том  числе с текстом.

- Осознанное чтение

- выделять основную мысль в тексте

- составлять краткие и развернутый ответ

- перевод текстовой информации в другие формы – схемы, таблицы, диаграммы

- находить сходство и различие в исторических текстах

- сопоставить изучаемый материал с реальной жизнью

- умение работать с текстовой информацией, проводить с ней любые аналитические действия

- умение грамотно составить библиографический список

- написать исследование, представить его

- беседа по прочитанному

- пересказ текста

- написание сочинений

Приемы, формы, методы и вопросы, способствующие формированию и развитию:

• умения самостоятельно работать с информацией;

• критического мышления;

• умений отбора и систематизации материала на определенную тему;

• умения учиться и способности к организации, регулированию своей деятельности;

• навыков рефлексии, самооценки.

- задания на поиск информации в литературе, работа с первоисточником, интервьюирование.

- составление планов, вопросов, диаграмм, таблиц, графиков, схем по тексту

- на анализ и обобщение исторического источника

- подготовка докладов, сообщений

- учебно-исследовательские работы

- индивидуальные задания проблемного характера

- работа в парах

- практические работы

- проблемный вопрос, ситуация, лекция

- поиск ошибок в тексте

Уровень сформированности кооперативной компетенции – способность  работать  в группе.

Решение проблемных задач: от постановки цели и задач до нахождения решения.

Умение решать практические работы поискового и исследовательского характера.

- беседы по - прочитанному

- доклады, рефераты, сообщения

- реализация проектов

Наличие  в учебном процессе  материала, способствующего воспитанию патриотизма, любви и уважения к Отечеству; общекультурных, общечеловеческих ценностей

Словесные, наглядные, практические.

Самостоятельная работа с учебным текстом,  самостоятельные практические исследования.

уровень гражданской активности учащихся через участие в акциях, конкурсах

Методы, приемы и задания, обеспечивающие  нестандартный подход к решению  задач учащимися

- метод инсерта (маркировки текста)

- Знаю-хочу знать - узнал

- синквейн

-восстанови последовательно-

сть действий

Творческие работы, реализация проектов, участие в олимпиадах, конкурсах.

Систематически работаю над формированием  предметных и метапредметных компетенций у учащихся, особое внимание уделяю  информационной, коммуникативной, формированию критического мышления, а также воспитанию общекультурных и общечеловеческих ценностей.

Внеклассная работа по предмету

Направления

Цель

Содержание деятельности

Результат

Ведение спецкурсов, факультативов, элективных курсов, кружков и др.

Расширение кругозора учащихся.

2009-2013 г.

5 класс «Экономика семьи»

6 класс «Экономика школы»

7 класс «Экономика ближайшего окружения»

8 класс «Личность и экономика»

10 класс «Экономика» подготовка к ЕГЭ

11 класс ««Экономика» подготовка к ЕГЭ

Улучшение профессионального самоопределения личности в рыночных условиях.

Ведение часов внеаудиторной занятости

Повышение мотивации и качества обученности среди учащихся.

Работа  с неуспевающими учащимися.

Подготовка к экзаменам по выбору в ЕГЭ в 11-х классах.

По итогам 2010-2013 учебного года отсутствуют неуспевающие по предмету.

Успешная сдача учащимися экзаменов по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С огнем не играйте, с огнем не шалите!Здоровье и жизни свои берегите!

утренник на противопожарную безопасность  в старшей группе детского сада, приглашали на него и детей средней группы.На новоселье к трем поросятам пришли ребята из детского сада, подарили им печку...

« Жизнь свою народу отдаю». (Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля).

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать  понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов наше...

Как родители могут помочь подростку отыскать свое место в жизни?

Психологическая консультация для родителей, помогающая найти подход к совместному  решению о возможностях подростка, составить его психологический портрет....

Урок "Моим стихам... настанет свой черёд!"(О жизни и творчестве М. Цветаевой)

   Литература -образовательначдисциплина, которая, как никакая другая, нуждается в использовании на уроках демонстрационного материала, позволяющего создать более полное п...

Несколько советов, как испортить жизнь своему ребёнку

Дорогие родители, наверняка каждый из Вас сталкивался со следующей ситуацией: Вы что- то говорите ребенку или что- либо делаете для него из самых лучших на Ваш взгляд побуждений, искренне желая ...

"Найди свою дорогу в жизни". Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

Презентация о жизни и начале творческого пути Н.В. Гоголя подготовлена на основе книги В.Вересаева "Гоголь в жизни" и может быть использована педагогами не только на уроках литературы , но и во внекла...

Он спас тысячи жизней, рискуя своей...

Рассказ о моем прадеде- Пономарёве Сергее Романовиче, военфельдшере передвижного госпиталя. Долгое время мы не знали о его боевых заслугах ничего, документов у нас не было, рассказывали в детстве нам ...