Педагогические технологии
материал на тему

Макарова Екатерина Анатольевна

Доклад на тему "Современные педагогические технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_pedtekhnologiyam.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика в современном мире переживает бурный период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Подталкиваемая повальной технологизацией и рыночными отношениями, она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в своём общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость.

Овладение технологиями становится приоритетным как при освоении учительской профессии, так и при оценках качества и стоимости образовательно – воспитательных услуг.

На рынок труда учитель выставляет свой высокий профессионализм, в основе которого – доскональное знание педагогических технологий. Непременное условие развития рыночных отношений в сфере педагогических услуг – гарантии высокого качества продукта. Знания для человека сегодня приобретают конкретный, прагматичный и продуктивный смысл как источник дохода, защита от поворотов судьбы.

Что такое педагогические технологии и как обеспечить подготовку «продукта» высокого качества?

Образовательные или педагогические технологии – это один из наиболее актуальных вопросов современного образования. Что такое пед.технология и почему в последние годы мы всё чаще сталкиваемся с этим понятием. Были ли пед.технологии в советской школе и российской школе 20, 30, 40 лет назад. Или это явление появилось в российской школе  в период модернизации современного образования. Чтобы ответить на этот вопрос нужно поискать определение, что такое технология, технологический процесс и пед.технология в частности.

Технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение и …логия), совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.п.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы. Технологией (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются составной частью производственного процесса. В состав современных технологий включается и технический контроль производства. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.

Технологическая революция обусловила проникновение технологизации и в сферу социальных процессов и явлений, породила надежду на возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами.

Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства – образованию, культуре – это явление, новое для социальной действительности в нашей стране.

Несомненно, что бурная трансформация социально-экономической ситуации в нашей стране влияет на изменение условий работы общеобразовательной школы, и обновление всего школьного организма становится все более необходимым. Существенным моментом модернизации учебно-воспитательного процесса в школе является согласование целей, времени протекания процесса и затрат ресурсов здоровья его участников. Несбалансированность этих трех факторов, имеющая место в практике, приводит к перегрузке учащихся и учителей.

Следующее требование заключается  в постановке учебной деятельности учащихся во главу угла всего учебно-воспитательного процесса. Без нее не может быть осуществлено формирование личности ребенка и развитие его способностей, то есть не могут быть достигнуты главные цели работы школы. Последнее требование к организации и проведению учебно-воспитательного процесса - это возможность его освоения каждым профессионально подготовленным учителем или воспитателем. Уникальность опыта педагогов-новаторов должна замениться воспроизводимой системой работы всего педагогического коллектива. Эти признаки обновленного педагогического процесса позволяют говорить о его технологизации, поскольку предполагают создание целостной структуры из методов развития, воспитания и обучения учащихся. Педагогическая технология вовсе не отрицает значение мастерства учителя, но предполагает и обеспечивает повышение профессиональной эффективности, а также гарантирует каждому ученику достижение наибольших из возможных для него результатов.

Применительно к сфере образования найти точного ёмкого определения технологии не так то просто. На настоящий момент нет точного определения, что такое пед.технология. Только в отечественных публикациях последних лет можно найти более 300 различных определений пед.технологий.

Оказывается существует несколько различных позиций в отношении этого термина:

  1. ПТ как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО.
  2. ПТ – это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определённом алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса. Близко к данной позиции понимание ПТ и как искусства, мастерства преподавания, воспитания.
  3. ПТ как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук.
  4. ПТ (образовательные технологии) как многомерный процесс.

К 4 позиции Г.К.Селевко относит определение, которое дано ПТ ЮНЕСКО.

ПТ – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что ПТ – это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщенности, стереоскопичности. ПТ – это качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики.

У всех на слуху последнее время такие ПТ как:

Здоровьесберегающие

Компьютерные

Игровые

Личностно – ориентированные

Проектные

Компенсирующего обучения

Модульные и многие другие.

Но как понять суть. Я думаю, надо определиться как в биологии, например. Из чего состоит ПТ? Какими свойствами обладает? Какие функции выполняет?

Для себя ответы на эти вопросы я нашла у Г.К.Селевко в книге «Технологии внутришкольного управления» и у В.А.Сарапулова «Дидактика: теория и практика обучения».

Основными критериями (признаками, свойствами) технологичности являются:

- системность (комплексность, целостность)

- научность (концептуальность, развивающий характер)

- структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность)

- процессуальность (управляемость, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

Любая современная ПТ представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.  

Источники и составные части инновационных ПТ

- социальные преобразования и новое педагогическое мышление

- наука – педагогическая, психологическая, общественные, а также технические науки

- передовой педагогический опыт

- достижения технического прогресса

- опыт прошлого, отечественный и зарубежный

- народная педагогика (этнопедагогика)

Любая ПТ охватывает определённую область педагогической деятельности. Поэтому, рассматривая современные ПТ, мы не можем не коснуться её структуры.  Г.К.Селевко выделяет вертикальную и горизонтальную структуру ПТ.

Вертикальная структура (см приложение № 1) показывает иерархию, где выделяются 4 соподчинённых класса образовательных технологий.

Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования. К этим технологиям относятся: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы в школе.

Макротехнологии, или отраслевые ПТ, охватывают деятельность в рамках какой – либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины. Примером этой технологии называют технологию компенсирующего обучения.  На этом примере мне бы хотелось немного остановиться, так как я являюсь классным руководителем класса компенсирующего обучения. Сама эта технология имеет много достоинств. Уменьшается наполняемость класса, дети получают больше внимания, имеют возможность высказываться. У них исчезает чувство страха из – за того, что тебя высмеют, перебьют. У этих ребят появляется чувство ответственности – кроме тебя это не сделает никто. Но есть и свой большой минус. Ребята, обучающиеся в таком классе, как правило, из неблагополучных малообеспеченных семей, с заниженной самооценкой. Часто в таком классе оказываются ребята слабые во всех отношениях – это и слабые умственные способности, слабое здоровье, слабая физическая подготовка. Им сложно на равных соревноваться со своими ровесниками в любом виде деятельности: спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах. Во время проведения этих мероприятий я всегда задаюсь вопросом: «А правильно ли мы сделали, что создали этот класс?».  Когда я на уроке я уверена – да, всё верно. Это лучший вариант для моих детей. Они работают, отвечают, проявляют интерес, чего никогда бы не было в общеобразовательном классе. Там они были бы «мёртвыми душами».  Но когда я болею за них в спортзале, я вижу их несостоятельность. Обучение в данном классе, где нет сильных, кто поведёт за  собой, всегда ставит их на последнее место.  Как разрешить данную ситуацию – большая проблема.

Мезотехнологии, или модульно – локальные, - технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно – воспитательного процесса, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Здесь на первом месте ставим технологии отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технологии усвоения, повторения или контроля знаний.

Микротехнологии – это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса. Самой известной технологией в этой группе является технология формирования навыков письма. Здесь мне тоже хотелось бы остановиться. Я принимаю детей в 5 классе.  Мой предмет география и биология не являются письменными предметами. Но что я замечаю, из – за сокращения часов письма в начальной школе дети приходят с ужасными навыками письма. Я вспоминаю свой первый класс: больше месяца мне не разрешали писать наливной ручкой, писала карандашом. Нам не разрешали писать и шариковыми ручками. Два или три года у нас был предмет чистописание.  Со мной можно поспорить и сказать, что в век компьютерных технологий глупо говорить о чистописании и вообще о каллиграфии. Любой документ, титульный лист к работе оформляется на компьютере. Быстро, просто, красиво. Но мы почему то забываем, что вместе с рукой мы развиваем и головной мозг. Ведь уже с ясельного возраста воспитатели в  детских садах проводят различные занятия для развития руки. Чем тоньше работу выполняет рука ребёнка, тем более вовлекается в работу мозг. Сейчас в некоторых российских школах вновь вводится предмет чистописание, письмо пером и наливной ручкой. Мы идём по кругу, вспоминаем всё хорошее из советской школы и вновь используем в современной школе.

Горизонтальная структура ПТ (см приложение № 2) содержит три основных аспекта:

  1. научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определённой проблемы, основывающимся на достижениях педагогической теории и передовой практики;
  2. формально – описательный: технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;
  3. процессуально – деятельностный: технология есть процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организация, реализация целей и анализ результатов.

Можно сказать, что ПТ складывается из трёх этапов:

1. разработка

2. апробация

3. внедрение

Таким образом, ПТ функционирует и в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания.

Итак, ПТ – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запраграммированная во времени и в пространстве и приводящая к конечным результатам. Чтобы чувствовать себя уверенно на рынке труда, учителю необходимо знание как минимум трёх принципиально различающихся между собой технологий, считает И.П.Подласый. Это:

  1. продуктивной (предметно – ориентированной)
  2. щадящей (личностно – ориентированной)
  3. технологии сотрудничества (партнёрства)

Он (учитель) должен быть готов выполнить любой рыночный заказ – от высокоэффективного обучения до элементарного педагогического присмотра.  Технологии, считает Подласый, в работе учителя уже очень скоро на 80% будут определять успех, а индивидуальное мастерство – только на 20%. Будущая педагогика тяготеет к обезличиванию, где услуга всё меньше зависит от личности педагога. Завтрашний учитель многим представляется уже как продавец педагогических услуг, а ученик – покупатель у прилавка. Технология в личностном исполнении педагога – продукт рыночных отношений.

Поскольку педагогическое мастерство, свобода действий отступают на второй план, учителю, прежде всего необходимо доскональное знание базисной технологии и умение работать по жёсткой схеме без отступлений и отсебятины. Иначе гарантировать заказанный результат невозможно. В связи с этим перестраивается вся система подготовки учителей, изменяется отношение к педагогическому мастерству.

Я не согласна с автором этих высказываний. Думаю, что такая формулировка привычна для школ запада, особенно США, т.к. там превалирует культ денег. У русского человека, а тем более учителя, учителя с большой буквы совершенно другой менталитет. Взаимоотношения с учениками, ласковый взгляд одобрения, тёплое слово поддержки, лирические отступления ещё долго будут присутствовать в нашей школе. Особенно это касается сельской школы, где я работаю уже 20 лет. Школа на селе это не только место, куда приходят дети за знаниями. Школа на селе – это центр образовательной, культурной, спортивной жизни села. Школа – это место где ребёнок отдыхает от бранного слова родителей, пьяных скандалов по ночам, чувства обречённости, ненужности. Когда ты знаешь всех жителей села, знаешь, кто, чем живёт, кто из детей пришёл на урок голодный, ты никогда не станешь холодным исполнителем заказа, о котором пишет в своей статье И.П.Подласый. Русская деревня ещё долго по своему социальному статусу будет находиться за чертой бедности. Горожанину не понять, как можно работать в месяц за 700 – 1000 рублей. Жить только на детское пособие в размере 98 рублей в месяц. А в Москве, я думаю, об этом даже не знают. При такой ситуации полностью перейти на технологическое образование невозможно. И выполнить главную задачу – повысить уровень качества знаний, за счёт внедрения новых ПТ будет проблематично.

Задача трудная, но работающий учитель, ищущий учитель не будет стоять на месте и сетовать на тяжесть ситуации, он будет стремиться применять в своей педагогической практике новое, интересное, что даёт современная педагогика. Иногда случается и так: учитель работает, использует интересные методики, приёмы, даже не задумываясь, что это какая – то ПТ. Такое было и со мной.  

На уроках природоведения в 5 классе я проводила уроки – КВН. Данные уроки проходят всегда интересно живо, учащиеся активно включаются в работу, я предлагаю вопросы в разной форме: 1. заморочки из бочки (из большой бочки вынимают маленькие бочонки – лото с номером)

2. «Ты мне – я тебе», вопросы друг другу

3. разгадай кроссворд

4. что зашифровано ребусом

Обязательно проводим конкурс капитанов.  Если это тема «Солнечная система», я приношу конструктор «Лего» и капитаны строят космические корабли, станции, роботов. Сейчас данные уроки относятся к игровым технологиям.

Чтобы активизировать познавательную деятельность, много лет ребята получают творческие домашние задания: составить кроссворд, ребус по теме. Такую работу сейчас отнесём к проектным технологиям. В школе работает НОУ – все работы, которые выполняются – проекты.

Незаметно мы пришли к выводу, ПТ были всегда, свой продукт школа всегда производит посредством технологий. Почему мы говорим о новых ПТ, потому что сегодня нас не устраивает качество нашего продукта, мы ищем новые технологии, вспоминаем хорошо забытые старые, созвучные духу времени, уровню развития наших знаний и возможностей. Время идёт быстро, как говорят мои дети – летит незаметно: тот, кто не смотрит в будущее и не готовится к нему загодя, проигрывает.

Список литературы.

  1. Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения.  Учебное пособие. Чита: Издательство ЗабГПУ, 2001. – 288с.
  2. Селевко Г.К. Технологии внутришкольного управления. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208с.
  3. Новая иллюстрированная энциклопедия в 20-ти томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 256с.: ил.
  4. Школьные технологии. Научно – практический журнал школьного технолога (завуча), №2 2003.
  5. Левин Э., Прокофьева О., Люшнина И. «Метод индивидуально – группового обучения», журнал «Директор школы» № 9 / 2005
  6. Лаврентьев В. «Модульная технология: учебный план, расписание и календарь», журнал «Директор школы» № 4 / 2006
  7. Лезнова Т.В. Применение компьютерных технологий в VII классе. Журнал «География в школе» № 2 / 2005
  8. Боровских Т.А. «Индивидуализация обучения на основе современных образовательных технологий», журнал «Естествознание в школе» № 6 / 2006
  9. Образовательные технологии: подборка статей. Журнал «Естествознание в школе» № 4 / 2005

Приложение №1

Вертикальная структура (иерархия) педагогических технологий

Приложение № 2

Научный аспект

- закономерности            - положения             - признаки               - проекты

- термины                         - филос. основы     - направления           - прогнозы

- механизмы                    - факторы развития – ориентация           - гипотезы

- опыт прошлого             - подходы                                                  - обоснование

Процессуально – деятельностный аспект

- анализ опыта - выбор средств  - виды деятел.    -содержание              - результаты

- диагностика   - построение       - диагностич.     - методы и формы     мониторинга

состояния          программ          инструментарий - управление              - анализ

- дерево целей                                                                                              - рефлексия

Формально – описательный аспект

   - цели               -образоват.обл.                          - методы, формы

   - ориентации   - ориентация                              - организация

   - принципы       (ЗУН, СУД…)                          - модель

   - положения    - дидакт.структ.                         - управление

   - методология                                                     - стили

   - философия

Три аспекта горизонтальной структуры пед.технологии

Приложение № 3

Смысл, сущность и место педагогической технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...