представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"
учебно-методический материал по теме

Паюсова Анна Ивановна

Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая презентация системы работы педагога

  1. (Слайд школа 1)
  2. Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии. (слайд 2)
  3. Цель работы (слайд 3):  развитие мыслительных навыков обучающихся, которые активизируют познавательную деятельность и позволяют им решать  задания ЕГЭ и ГИА.

Задачи:

  • образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков  и ответственности за знание.
  1. («Вызываю вас на…мысль» слайд 4) Традиционный урок в обычной школе…

Какие ассоциации приходят нам на ум? Учитель у доски, ученики, записывающие объяснения нового материала. Одним вспоминаются необычные опыты, эксперименты по химии, другим диспуты о литературных героях. Но есть то, что в большинстве случаев остается неизменным: большое количество сложного материала, который необходимо выучить.  А для чего? ... Чтобы сдать ЕГЭ и ГИА, поступить в институт, – скажут родители; чтобы достичь образовательных стандартов, - заметят учителя и т.д. В настоящее время с новым практическим подходом в образовании, очень важно научить детей самостоятельно добывать знания, уметь находить решения в нестандартных ситуациях, уметь размышлять, структурировать информацию, выделять главное. Время диктует нам свои правила, и мы вынуждены постоянно находиться в творческом поиске, находя пути повышения качества образования. И таким инструментом, по моему мнению, является ТРКМЧП.

  1. Что такое «Критическое мышление»?(слайд 5) Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Термин «критическое мышление» известен  из работ  психологов Жана Пиаже, Джерома Брунера, Льва Семеновича Выготского. Критическое мышление – это тот тип мышления, который помогает критически относится к суждениям и утверждениям, но быть при этом открытым новым идеям. 
  • Критическое мышление есть мышление самостоятельное (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных);
  • Критическое мышление - это мышление обобщенное (информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления, чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору “сырья” – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций);
  • Критическое мышление проблемное и оценочное (оно начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать);
  • Критическое мышление есть мышление аргументированное (критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами);
  • Критическое мышление есть мышление социальное (всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими: «совершенство» может быть достигнуто только в чьем-то присутствии).
  1. В чем специфика технологии «Развития критического мышления»?(слайд 6) (разберем на примере метода «Фишбоун» - рыбья кость)

Голова: В чем специфика технологии «Развития критического мышления»?

Косточки сверху: Технология критического мышления дает обучающемуся:

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;

- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение эффективности восприятия информации;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

 Косточки снизу: Технология критического мышления дает учителю:

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Хвост: Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

  1. Структура технологии развития критического мышления. (слайд 7)

В технологии критического мышления основу составляет трехфазный процесс: Вызов → осмысление содержания → рефлексия (размышление).

Первая стадия - вызова

Эта стадия позволяет:

• актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной проблеме;

• вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме;

• побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление

Эта стадия позволяет:

• получить новую информацию;

• осмыслить ее;

• соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия

Эта стадия позволяет:

• осмыслить всю полученную информацию;

• присвоить новое знание;

• сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

  1. Система методов и приемов работы по технологии РКМЧП ( слайд 8, соты по ссылкам на каждый приём)

В данной технологии приоритетная роль отводится тексту. Под текстом авторы технологии понимают не только напечатанный текст, а также графики, таблицы, рисунки, фильмы, аудиозаписи. Текст читают, слушают, пересказывают, анализируют, конспектируют.

На своих уроках я использую следующие приемы технологии:

На стадии «ВЫЗОВ»

  • «Верите ли вы, что…»Я предлагаю каждому обучающемуся индивидуально заполнить таблицу, ответив на предложенные вопросы. В процессе заполнения они обращаются к имеющимся знаниям, соотносят их с предложенными утверждениями
  • «Мозговой штурм» Это может быть проблема, биологическая задача. При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:
  • I уровень - что ты знаешь?
  • II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)
  • III уровень - применение, анализ, синтез
  •  «Интрига» замешана на интересе детей, опирается на их жизненный опыт и их наблюдения.

На стадии «ОСМЫСЛЕНИЯ»

  • «ИНСЕРТ». Используя технологический прием «ИНСЕРТ», обучающиеся делают соответствующие пометки на полях  или заносят информацию в таблицу

«V»

«+»

«-»

«?»

Знаю!

Это новое для меня!

Не согласен, имею другое мнение

Непонятно!

  • «Кластер» это графическая  организация   материала,  показывающая  смысловые  поля того или иного понятия. Обучающимся  предлагается   в   течение  3-5 минут  выписать ключевые слова по изучаемой теме и в  ходе  обдумывания   графически  изобразить   логические связи   между  этими  понятиями. Ученик   записывает   в   центре    листа ключевое понятие,   а   от    него   рисует      стрелки-лучи     в  разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою   очередь лучи расходятся далее и далее.
  • «Кубик» Графическая организация материала. На гранях кубика даётся задание. Обучающиеся работают в группах. Опрос – выбрасывается кубик, ответ ребята дают на задание выпавшей грани.
  • «Тонкие и толстые вопросы» «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

На стадии «РЕФЛЕКСИИ»

  • «ЗХУ» Перед изучением новой темы прошу ребят заполнить табличку с соответствующими графами: знаю, хочу узнать, узнал.
  • «Письмо в будущее» Предлагаю обучающимся проанализировав прошедший урок, написать письмо своему будущему ребенку, о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы
  • «Перепутанные цепочки» - связать элементы информации в нужной последовательности.
  1. Результат. (слайд 9, 10 диаграммы) Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и обучающихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение, позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ и ГИА по биологии. Работая по технологии «Критическое мышление», обучающийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.
  2. Трудности 

Теоретически все просто, а на практике я столкнулась с определенными трудностями:

  • учителю приходится перестраивать всю работу на уроках;
  • тратить значительно больше времени на подготовку;
  • нет никаких готовых методических разработок;
  • не на каждом уроке технология применима;
  • обсуждения вопросов могут увести далеко за пределы темы урока, поэтому возникают проблемы с количеством учебных часов, отведённых на изучение темы;
  • нет инструментариев для оценивания уровня сформированности критического мышления у учащихся.(слайд 11,12)

 Но при этом использование данной технологии открывает огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Мезенского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательная Дорогорская средняя школа Мезенского района»

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии

Сахарова Анна Ивановна

учитель химии и биологии

второй квалификационной категории

телефон: 8(81848)59216

Дорогорское

 2014

Список ИМП

ИПМ 1 – Теоретическая интерпретация

ИПМ 2 – Структура технологии РКМЧП

ИПМ 3 – Технологическая карта урока по технологии РКМЧП

ИПМ 4 -  Система методов и приемов работы по технологии РКМЧП

Библиография

Приложение 1.Средний бал результатов ЕГЭ по химии и биологии за 2012 и 2013 года

Приложение 2.Качество знаний обучающихся  по биологии и химии за два учебных года

Приложение 3. Текст для чтения (применение технологии ИНСЕРТ)

Приложение 4. Текст «Растения-хищники» (применение технологии «Чтение с остановками»)

ИМП 1. Теоретическая интерпретация

Актуальность. Иммануил Кант писал: «Не мыслям надо учить, а мыслить». Эти слова актуальны и в настоящее время. Наши дети живут в огромном информационном поле: книги, периодическая печать, радио, телевидение, ресурсы сети Интернет. Школа, учитель уже давно перестали быть единственным источником знаний. Скорость развития технологий столь велика, что мы с трудом можем вообразить, с чем нам придётся столкнуться через несколько лет. То, что сегодня считается признаком профессионализма, через пару десятков лет будет, скорее всего, просто забыто. Чему же уже сегодня мы должны научить наших учеников? Конечно, существуют базовые знания, без которых невозможно двигаться дальше, достичь чего-то серьёзного в науке, на производстве, в жизни. Но как предугадать, какие качества профессионала, специалиста окажутся востребованы в недалёком будущем? К чему готовить сегодняшних учеников?

В настоящее время эта проблема касается не только каждого педагога в отдельности, но и всего образования в целом. Поэтому сегодня перед школой ставятся новые задачи. Для успешного усвоения новых знаний, развития умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД). Одним из видов УУД являются действия познавательной направленности. В число общеучебных  входят такие познавательные действия, как смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация  и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста и др.

Возможно, помощь в решении этих проблем может оказать применение в практике работы учителя современных педагогических технологий. Для меня наиболее продуктивной стало использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая позволяет обеспечить развитие критического мышления учащихся посредством интерактивного включения их в образовательный процесс.

         Что такое критическое мышление. Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Технология стала известна в России с 1997 года и апробировалась  в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться.

Термин «критическое мышление» известен давно из работ известных психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт, дискуссию; с другой стороны, понятие «критическое мышление» ассоциируется с такими понятиями, как «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д. При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт.

Мы часто стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладевать ею, но и оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности, т.е. критически мыслить.        

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего,  к ребёнку, к его индивидуальности.

                 По мнению С. И. Заир-Бека и И. В. Муштавинской «… технология РКМ открыта и отвечает интересам школьников, поскольку для неё характерно не определение последовательности действий при движении от заданной цели к гарантированному результату, а обеспечение условий для формулирования самими учениками спектра разнообразных целей обучения и достижения как заранее определённых, так и непрогнозируемых результатов и даже корректировка первоначальных целей и постановка новых, отличных от них».

Сущность опыта и новизна. Создание системы приёмов и методов работы на уроке с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» для повышения мотивации и познавательной активности.

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности,  на каждой из стадий урока используются определенные методические приемы. Их достаточно много.

Цель:  развитие мыслительных навыков учащихся, которые активизируют познавательную деятельность и позволят им решать  задания ЕГЭ и ГИА.

Технология позволяет решать следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков  и ответственности за знание.

Результативность: 

  • активизируется познавательная деятельность;
  • формируется творческое мышление;
  • развиваются коммуникативные способности;
  • применяют полученные знания в жизни;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение аргументировать свою точку зрения;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением и  работать с разными источниками информации;
  • многие выбирают и успешно сдают ЕГЭ и ГИА по биологии (Приложение 1);
  • высокий уровень успеваемости и качества знаний в классах (Приложение 2).

Возможности и условия использования:

• В работу должны быть вовлечены все обучающиеся. Для этого, например, используют методический прием – короткие выступления при обсуждении темы – выстраивание логических цепочек и связей, ассоциации, корзина идей и другие.                                                                                                                                    

 • Следует позаботиться о психологической подготовке обучающихся. Для этого полезно проводить разминки, поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять им возможность самореализации. Все мнения, высказывания принимаются, даже неправильные. На протяжении урока учащийся сам находит ошибки, которые он допустил.                                                                                                  

• Учащихся должно быть не более 30 человек, тогда их можно разделить на группы по 5–6 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, каждая группа имела возможность выступить по проблеме.  В нашей школе, где детей в классах немного, имеется возможность заслушать одного ребёнка несколько раз за урок.                                                                                                          • Процедуру и регламент урока надо обсудить в начале занятия и не нарушать их.   Устанавливается регламент на выполнение заданий.                                                                                                                          

• Ученики могут делиться на группы добровольно, но обязательно надо добиться, чтобы группы были примерно равны по силам. Каждый прием и стратегия в технологии РKМ имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

Технология критического мышления дает обучающемуся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

         Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

         Затруднения, которые испытывает педагог,  работая в данной технологии:

1. Реализовать полностью урок в данной технологии  в рамках классно-урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.

2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.

3. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).

4. С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.

5. Неправильное понимание стратегий и методов.

6. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).

7. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.

8. Сложность в подборе материала (из разных источников).

9. Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии РКМ.

10. Большие моральные, временные и материальные затраты.

11. Нет инструментариев для оценивания уровня сформированности критического мышления у учащихся.

ИМП 2. Структура технологии «Критического мышления»

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызов, осмысление, рефлексия.

фаза

Задачи

С точки зрения традиционного урока

Результат

вызов

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знания по данной теме;
  • активизация познавательного интереса к изучаемому материалу;
  • побуждение ученика к активной деятельности.

введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся

Педагог учится вместе со своим учениками;

формирование познавательного интереса;

развитие навыков самообразования;

вовлечение каждого ребенка в учебный процесс;

успех учеников на ЕГЭ и ГИА

осмысление

  • активное получение новой информации;
  • осмысление новой информации;
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями.

часть урока, посвященная изучению нового материала

рефлексия

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");
  • анализ всего процесса изучения материала.

закрепление материала, проверка усвоения

ИМП 3. Технологическая карта урока по технологии РКМЧП

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

  • Интрига
  • Корзина  идей

        Составление списка “известной информации”.

        Рассказ-предположение по ключевым словам.

        Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

        Верные и неверные утверждения.

        Перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: маркировка:

“V” - известная информация

 “-” противоречит моим первоначальным представлениям;

“?” - непонятная информация;

“+” – новая информация

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

III.

Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям  -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления

        Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

        Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

        Ответы на поставленные вопросы.

       Организация круглых столов и дискуссий.

        Написание творческих работ.

        Исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.

ИМП 4. Система методов и приемов работы по ТРКМЧП

Маленькая   наполняемость   детей   в    классах      может тормозить  внедрение  технологии  РКМ  в обучение – так  как  для  некоторых приёмов   требуется   большое   количество     детей,    чтобы   поделить их на несколько   групп.  С    другой – наоборот,   за  всем   процессом     внедрения технологии   можно  проследить.  Если  в  классе  5 или 8 человек, то у учителя есть  возможность   несколько   раз   за   урок   подойти   к   одному и тому же человеку и проследить за всем процессом выполнения заданий, выслушать каждого.        

Сравнительно недавно я применяю на уроках химии и биологии некоторые приёмы технологии: кластер (схема), составление перепутанных логических цепочек, слова-ассоциации, составление «толстых» и «тонких» вопросов (вопросы репродуктивного и продуктивного типа), составление синквейна (стихотворение по алгоритму),  прогнозирование «Верные и неверные утверждения», таблица «ЗХУ»,  ключевые термины и др. Каждый метод  можно использовать на любом этапе урока.

Название метода

Суть метода

Пример использования на уроках

Фаза «Вызов»

«Интрига»

Структурирование   собранных  мнений выявляет  противоречия, неясные  моменты, которые  и определяют  направление  дальнейшего  поиска  при  изучении  новой  информации. Для  каждого  ребенка эти  направления  индивидуальны.

 Урок по теме «Лишайники» 5 кл.

На  доске  - изображение  сфинкса. 

Зачитывается  текст.

Не  найдется ли  в каком – нибудь  забытом  уголке  природы  чудовищных, сложных  существ, представляющих  такие  же  сочетания, как  эти  мифические  полулюди,   полузвери.  Натуралисту  такой  вопрос должен  показаться чем-то  невозможным, просто  абсурдом. Поэтому  понятно было  изумление  ботаников, когда  обнаружили такое  загадочное  существо, подобное  сфинксу, представляющее полное  слияние совершенно  разнородных и  самостоятельных организмов, относящихся  даже  к разным  царствам. И  оказалось, что  мы  все  его давно  знаем...»  О  каком  существе  идет  речь?

«Корзина идей»

На  доске вывешивается  значок  «Корзина  идей».  Попытайтесь записать    свои  мысли,  касающиеся  данной  темы.   Как  вы уже  догадались,  наша  задача  с первых минут  заинтриговать  ученика, активизировать  его мыслительную  деятельность.

Урок по теме «Лишайники» 5 кл. 

«Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни»

– О каком живом организме здесь идет речь?

 Отрывок К. Тимирязева из  книги «Жизнь  растений»

«Мозговой штурм»

Это может быть проблема, биологическая задача

«Предложите пути решения продовольственной проблемы»

Урок по теме «Типы червей» 7 кл.

«Стоит ли всерьёз воспринимать представителей типа Черви?»

Урок по теме «Эволюционное учение» 9кл.

«Почему, по мнению Ч. Дарвина, приспособленность организмов относительна?»

«Верите ли вы, что…»

Позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Я предлагаю каждому учащемуся индивидуально заполнить таблицу, ответив на предложенные вопросы. В процессе заполнения учащиеся обращаются к имеющимся знаниям, соотносят их с предложенными утверждениями. В соответствующей клеточке  ставят знак «+», если они согласны с утверждением и  «-» если нет.

Урок по теме «Вирусы» 9кл.

  1. Тела растений и животных состоят из клеток.
  2. Вирусы открыл Л.Пастер.
  3.  Д. И. Ивановский описал свойства возбудителя болезни табака.
  4. Вирусы – это особые безъядерные клетки.
  5. Вирусы – это внутриклеточные паразиты.
  6. Вирусы способны размножаться вне клетки.
  7. Вирусы состоят из  нуклеиновой кислоты и белковой оболочки.
  8. Вирусы вызывают заболевания только животных и человека.
  9. Грипп и СПИД – вирусные заболевания.

«Ассоциации»

Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. А мне, как учителю, важно все их мысли зафиксировать на доске и определиться  какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения.

Урок по теме  «Селекция  растений, животных, микроорганизмов» в 9 кл.

учащимся предлагаю задание «Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:  О чем может пойти речь на уроке?  Какая ассоциация возникает, когда вы слышите слово «Селекция»?»  

«Минута с великими»

Такие высказывания «со смыслом» активизируют познавательную активность, расширяют кругозор, заставляют проанализировать смысл фразы и совместить его с темой урока. Одновременно ученик для самого себя определяет свои знания по теме, видит перспективы деятельности на уроке.

Урок по теме «Экологические факторы» 6 кл.

 «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни» (Гумбольд)

«Ролевая игра»

 Классный час 8 кл.

«Сообщи информацию»: 2 племени хотят с помощью мимики и жестов сообщить друг другу следующее:

Здесь был я

Надвигается гроза

Недалеко пасутся олени

Ты красивая

Я хочу на тебе жениться

 Рядом опасный хищник

Другое племя должно угадать, что ему сообщили. Очко получают те, кто правильно отгадает сообщение.

Сложно ли Вам было общаться только с помощью мимики и жестов?

Фаза «Осмысление»

«ИНСЕРТ»

 (I- interactive, N- notion, S- system, E- effective, R- reading, T- thinking) -  используя технологический прием «ИНСЕРТ», учащиеся делают соответствующие пометки на полях  или заносят информацию в таблицу

«V»

«+»

«-»

«?»

Знаю!

Это новое для меня!

Не согласен, имею другое мнение

Непонятно!

Урок по теме «Лишайники» 5 кл.

На этой стадии можно предложить детям разбиться на группы:

  • любознательные
  • исследователи
  • экологи
  • практики

- Каждая группа получает текст для чтения и задание

Группа 1: рассказ «Интересные факты и многообразие лишайников»

Группа 2: рисунок с комментариями «Внутреннее строение лишайников»

Группа 3: опорный сигнал «Экологическое значение лишайников»

Группа 4: схема «Практическое значение лишайников»

- Используется приём ЧТЕНИЕ ТЕКСТА С ПОМЕТКАМИ (ИНСЕРТ)

«v» - «знал до прочтения»;

«+» - «новое для меня»;

«?» - «это не понятно»; (Приложение 3)

«Фишбоун»

(рыбий скелет). Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

 Урок по теме «Зрительный анализатор» 8 кл.

в голове скелета – проблема, которая рассматривается на уроке. (Почему мы видим?). На верхних косточках отмечаются отделы зрительного  анализатора, т.е. его строение; на нижних косточках  функции зрительного анализатора 

«Кластер»

Кластер – это графическая  организация   материала,  показывающая  смысловые  поля того или иного понятия. Ученикам  предлагается   в   течение  3-5 минут  выписать ключевые слова по изучаемой теме и в  ходе  обдумывания   графически  изобразить   логические связи   между  этими  понятиями. Ученик   записывает   в   центре    листа ключевое понятие,   а   от    него   рисует      стрелки-лучи     в  разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою   очередь лучи расходятся далее и далее.

Урок по теме «Антропогенное воздействие на окружающую среду» 9 кл.

Влияние автотранспорта на окружающую среду

«Кубик»

 Графическая организация материала. На гранях кубика даётся задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

 Урок по теме «Класс Млекопитающие» 7 кл.

Обобщите понятия.

А) рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник

Б) кашалот, синий кит, дельфин-белобочка

В) белка, мышь, крыса, хомяк, ондатра

Г) сердце, кровеносные сосуды

Д) рысь, тигр, куница, соболь, горностай

 Выделите существенные признаки, характерные для млекопитающих

А) имеют шерсть

Б) вскармливают детёнышей молоком

В) живут в лесу

Г) хищники

Д) большинство живородящие

Е) имеют зубы

З) теплокровные

Распределите понятия по порядку: от частного к более общему

Кошачьи, кошка, дикая кошка, хищные, млекопитающие, хордовые

Подберите к более общим понятиям частные

Органы чувств (глаза)

Органы дыхания (?)

Органы выделения (?)

Органы кровообращения (?)

Отряд ластоногие (?)

Отряд зайцеобразные (?)

Отряд рукокрылые (?)

Сравните птицу и млекопитающее. Найдите сходства и различия.

Составьте кроссворд. Ключевое слово МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ

«Концептуальная таблица»

Помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами

Урок по теме «Членистоногие» 7 кл. 

предлагаю  учащимся заполнить сравнительную характеристику в виде таблицы. 

Линии сравнения

Ракообраз.

Паукообразн.

Насекомые

Внешний вид

Представители

Среда обитания

Количество конечностей

«Зигзаг»

Для работы учащихся объединяю в группы по 5-6 человек. Учебный материал разбиваю на отдельные блоки. Группе предлагаю для изучения свой блок, изучая который она перерабатывает информацию и представляет её в виде таблицы, кластера, блок-схемы и т.д. Затем эту обработанную информацию один из участников группы представляет всему классу. И в итоге выстраивается весь текст целиком, только в наиболее сжатом варианте с выделением ключевых положений. При работе с данным приемом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи.

Урок по теме «Особенности строения клетки прокариот» 11 кл.

 первая  группа изучала строение,

 вторая – размножение,

третья – значение,

четвертая – многообразие прокариот.

«Чтение с остановками»

Правила работы:

  1. Обсуждение заглавия текста, прогноз его содержания, проблематики.
  2. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания и прогнозом развития сюжета. Что будет дальше и почему?
  3. Обсуждение текста целиком.

В теме «Разнообразие растений»  6 кл.

знакомлю ребят с текстом «Растения-хищники».

Сначала предлагаю обсудить название. Задаю наводящие вопросы:

Кто такие хищники? Чем они питаются? Приведите примеры хищников? Какими  вы представляете себе хищные растения? Как вы думаете, в Архангельской области произрастают такие растения? Предлагаемые версии ответов записываю на доске. Затем начинаем читать текст. (Приложение 4)

«Тонкие и толстые вопросы»

Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу

Урок по теме «Паукообразные» 7 кл.

Толстые

Тонкие

Дайте   объяснения, чем клещи и пауки похожи между собой? 

Кто  относится к паукообразным?

Чем объясняется беспокойное поведение ночных птиц, содержащихся в клетке?

Как называется паук, самка которого съедает самца?  

В чем различие  строения паукообразных и ракообразных?

Когда появились первые представители паукообразных?

Предположите, что будет, если поместить в банку паука и скорпиона? (Аргументируйте свой ответ).

Согласны ли вы, что большинство пауков являются хищниками?

 Как связано «бабье лето» с пауками?

Верно ли, что пауки плетут паутину?

«Лови ошибку»

Рассказ с ошибками (найдите и исправьте биологические ошибки в тексте).

    Урок по теме «Корень» 6 кл.

«Корень – генеративный орган растения. Все растения на земле имеют корни. Основная функция корней – это укрепление растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также кислородом. Корни под землёй дышат кислородом, содержащимся в воздухе, находящимся между частичками почвы. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. В процессе прорастания семени главный корень появляется первым. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая система, в которой чётко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая система развивается у растений, образующих корнеплод».

«ЗХУ»

Перед изучением новой темы прошу ребят заполнить табличку с соответствующими графами. Использую следующие варианты заполнения

  1. Составляем совместно (учитель на доске записывает предлагаемые варианты).
  2. Составляют ученики индивидуально.

Урок по теме «Грибы» 5 кл.

Знаю

Хочу узнать

Узнал (заполняется в конце урока)

Названия некоторых грибов.

Грибы растут в лесу.

Грибы используют в пищу.

В грибах живут черви.

Грибы бывают съедобные и несъедобные.

Продолжительность жизни грибов?

Все ли грибы одинаковы?

Как можно размножать грибы?

Откуда берут питательные вещества?

Почему грибы не растут на грядках?

Получил ответы на все свои вопросы. Еще узнал:

- отличия грибов от других организмов,

- что такое симбиоз,

- плесень – это тоже грибы;

- грибы могут расти на других организмах;

- из грибов получают лекарства.

Фаза «Рефлексия»

«Синквейн»

Правила составления синквейн:

5 строк

1 – понятие (1 слово)

2 – прилагательные (2 слова)

3 – глаголы (3 слова)

4 – предложение (из 4 слов)

5 – существительное (1 слово)

Прилагательные и глагол должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Урок по теме «Клетка» 9кл.

Составьте синквейн понятий: жизнь, клетка, организм.

  1. Клетка
  2. Маленькая, самостоятельная
  3. Живёт, делится, растёт
  4. Структурная, функциональная единица жизни
  5. Биосистема

«Письмо в будущее»

Позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Урок по теме « Наследственная изменчивость» 9 кл. Предлагаю учащимся проанализировав прошедший урок, написать письмо своему будущему ребенку, о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск мутаций у себя и будущих потомков.

«Перепутанные логические цепи»

Урок по теме «Эволюция Животного мира» 7 кл.

 Расположите группы животных в порядке возникновения их в процессе эволюции

  1. круглые черви, простейшие, моллюски, кишечнополостные, кольчатые черви, плоские черви
  2. рыбы, млекопитающие, земноводные, птицы, пресмыкающиеся

Таким образом, использование стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение, позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ и ГИА по биологии. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.

С. Заир-Бек подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения… Достигнуты ли цели урока, которые сформулировал я, как учитель и мои ученики?...если на него можно ответить утвердительно, то это означает, что выбранная стратегия обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникли как продукт творческого поиска».

Библиография

  1. Глазунова Е.Л. Развитие мыслительных операций на уроках биологии. // Биология в школе. – 2011. - №5.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2011. – 223с.
  3. Лернер Г.И. Учебная литература как средство формирования учебных умений. //Биология в школе. – 2003. - №1.
  4. Лернер Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. //Биология в школе. – 2011. - №6.
  5. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания//Естествознание в школе. – 2004. - №3 – с.34-39.
  6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., НИИ школьных технологий. 2005.
  7. Современные образовательные технологии. Сборник методических материалов. Архангельск, 2009.
  8. www.ippk.arkh-edu.ru
  9. www.guppy.ucoz.ru
  10. www.festival.1september.ru
  11. www.rusedu.ru
  12. www.nsportal.ru
  13. www.images.yandex.ru

        

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Текст для чтения (применение технологии ИНСЕРТ)

Каждая группа получает текст для чтения и задание

Группа 1: рассказ «Интересные факты и многообразие лишайников»

Группа 2: рисунок с комментариями «Внутреннее строение лишайников»

Группа 3: опорный сигнал «Экологическое значение лишайников»

Группа 4: схема «Практическое значение лишайников»

- Используется приём ЧТЕНИЕ ТЕКСТА С ПОМЕТКАМИ (ИНСЕРТ)

«v» - «знал до прочтения»;

«+» - «новое для меня»;

«?» - «это не понятно»;

Группа 1: Любознательные

Лишайники насчитывают около 26 тыс. видов и широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных каменных пустынь. Они могут поселяться на деревьях, камнях, почве и на субстратах, казалось бы, совсем не подходящих для обитания (коже, костях, стеклах, их находили даже на старинных пушках и панцирях гигантских черепах.) Они используют субстрат только как опору. Размеры их очень разные. Бывают крошки в несколько миллиметров, а бывают гиганты – 7-8метров. Лишайники одни из самых медленно растущих организмов. Прирост в год 1-8 миллиметров. Это еще и долгожители. Средний возраст 30-80 лет, отдельные экземпляры могут жить до 60 лет. Имеются данные, что некоторые имеют возраст до 4000 лет. Разнообразна и форма лишайников. Кустики, пластинки, корочки, лепешки. В старину их звали «лишаями» отсюда, вероятно, и название – лишайники. Выделяют в огромном разнообразии 3 группы. В темном еловом лесу с деревьев свисают длинные кустистые лишайники. Широко распространены листоватые лишайники в виде пластинок разной окраски. На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену.

Группа 2: Исследователи

Долгое время ученые не могли понять, что же такое лишайники. В   конце  18века возникла  наука  о  лишайниках  - лихенология.  Одни считали их разновидностью гриба, другие мхом, третьи водорослью. И только в 1867 г. было доказано, что это гриб и одноклеточные водоросли, живущие вместе. Если растолочь лишайник и поместить его в банку с водой, поставив на свет, мы увидим, что края банки покроются налетом из водорослей, а на дне будут лежать сгнившие нити грибницы. Гриб получает от водоросли органические вещества, которые она создает в процессе фотосинтеза, а водоросль от гриба воду с растворенными в ней минеральными веществами и находит внутри тела лишайника среду обитания, защиту от пересыхания. Таким образом, гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни пользу. Такое взаимовыгодное сожительство двух разных организмов называется симбиоз. Строение лишайников впервые изучили русские ботаники Фамицин и Баранецкий.  Таким образом, лишайник – единый организм. Тело лишайника слоевище   состоит из гриба и водоросли.   На    грибных  нитях  иногда  появляются  присоски, которые  проникают  внутрь  клетки.  

Группа 3: Экологи

«Значение лишайников природе переоценить трудно». К.А.Тимирязев Действительно, лишайники выделяют особые вещества, разлагают горную породу и являются пионерами растительности. В наши дни, когда все более актуальной становится проблема загрязнения окружающей среды, лишайники могут сослужить нам еще одну службу. Есть особое направление экологии – лихеноиндикация, изучающая загрязнения воздуха по количественному и качественному составу лишайников. Это не случайно. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха. Чем сильнее воздух загрязнен, тем меньше лишайников встречается. Первыми погибают кустистые, за ними листоватые и последними накипные, таким образом, лишайники являются индикаторами качества окружающей среды.

Группа 4: Практики

Лишайники используются в фармацевтической промышленности. В результате взаимодействия гриба и водоросли в лишайнике образуются особые лишайниковые кислоты. Многие из них обладают свойствами антибиотика, ими лечат раны, ожоги, воспалительные процессы. По  свидетельству  знаменитого  химика Ю. Либиха его повар  умел приготовить  из исландского мха  около  70  разных  блюд . Этот вид  лишайника заготавливают  в большом  количестве  как  сырье  для  получения  превосходной медицинской  глюкозы.   В парфюмерной промышленности их используют для получения ароматических веществ. Еще в Древнем Египте из них изготовляли пудру. Из некоторых лишайников извлечено вещество, которое добавляют к духам, мылам, кремам, чтобы закрепить аромат. В лакокрасочной промышленности лишайники используют для окраски тканей. Основной цвет темно- синий, с добавками получают яркие насыщенные цвета. В пищевой промышленности лишайники используют для ароматизации пищевых продуктов. Японцы их используют в пищу. Всем известна легенда о «манне небесной». Это кочующий лишайник, на самом деле часто спасавший людей от голода. Используют лишайники и в сельском хозяйстве. Это основной корм для северных оленей (ягель), вещества, получаемые из лишайников, используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

Приложение 4.

Текст «Растения-хищники» (применение технологии

«Чтение с остановками»)

В сыроватых местах на окраинах торфяных болот растет неприметное растеньице. Много веков знали о нем люди, часто видели, отправляясь за клюквой на болота. Кругленькие листочки, маленькие, с копеечную монетку, плотно прижатые к земле. У растения на листиках хорошо видны капельки жидкости, похожие на росинки.(Остановка). Как вы думаете назвали это растение?) Его назвали Росянкой. Капельки жидкости не роса. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что капельки висят на тонких волосках, или иголочках, которыми покрыты листья. Это особая клейкая и едкая жидкость. Но мухи и комары не знают об этом. Для них капельки – роса. (Остановка). Как вы думаете, что будет дальше и почему?) Мухи летят к этим капелькам и намертво к ним приклеиваются. Лист начинает скручиваться, как бы сжимается в кулак. Пройдет время и лист – кулак сожмется окончательно. Растение переваривает, пойманное животное. (Остановка). Как вы думаете зачем росянка поедает насекомых?) Росянка – хищник вынужденный: корни у нее слабые, почвы на которых она растет, бедны питательными веществами. Нехватку этих веществ она восполняет таким способом.

Прочитав текст, возвращаемся к записям на доске, обсуждаем, правильны ли были наши предположения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"

Помещаемый материал содержит  описание опыта на тему  "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....