Системно- деятельностный подход при закреплении на уроках математики
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Я хотела бы рассказать, как  можно организовать системно – деятельностный подход при закреплении на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно- деятельностный  подход при закреплении на уроках математики

Я хотела бы рассказать, как  можно организовать системно – деятельностный подход при закреплении на уроках математики.

 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
  • Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, обозначенной алгоритмом действия (что делаю, почему, что идет и за чем, что должно получится). Эффект усиливается от сочетания устной и письменной речи – озвучивание действий – это маленькая поисковая работа в сознании ученика. Она обязательна.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он умеет,  всё ли он понял. Запомнил ли новые правила. Объём самостоятельной работы – небольшой ( 2- 3 типовых задания).
  • Проверяем и обсуждаем результаты самостоятельной работы

      Все задания проверяются по истечении отведённого времени. Для этого хорошо использовать:  самопроверку или взаимопроверку учащихся. На доске появляются результаты, заранее заготовленные и учащиеся осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Ученики меняются тетрадями и напротив каждого задания ставят либо «плюс» либо «минус». После этого снова происходит обмен тетрадями, все выявленные «минусы» проверяются самим «автором» работы с целью найти и исправить ошибку.  Окончательная проверка результатов происходит централизованно.

  • Самый простой вид групповой работы – работа в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Действия с десятичными дробями» предлагаю  учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте ту или иную задачу на  любое из изученных  действие. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос мне. Выделяю на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.  В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.  Это небольшое упражнение очень действенно. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
  •   Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

                                       

Упражнения в применении знаний и умений в изменённых условиях

  • Например, если на первом этапе учащиеся выполняли задание: найти среднее арифметическое данных чисел, то теперь им предлагается задание такого типа:
  • Среднее арифметическое шести чисел равно 3,5, а среднее арифметическое четырёх чисел – 2,25. Найдите среднее арифметическое этих десяти чисел.
  • Одно число больше другого в 1,5 раза, среднее арифметическое этих чисел равно 30. Найти эти числа.
  • Очень важно постоянно подчёркивать возможность действовать различными способами, применять различные приёмы и алгоритмы решения. При этом учащемуся надо представлять право выбора того способа,  который ему более удобен и понятен.
  • Задача  по  теме «Среднее арифметическое», 5 класс

Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,5. Найти второе.

Решение

3,1 ∙ 2 = 6,2 – сумма двух чисел.

6,2 – 3,8 = 2,4 – второе число.

-Подумайте, можно ли решить эту задачу алгебраически.

- Пусть второе число будет x. Среднее арифметическое этих чисел ( x +3,8) : 2. А по условию среднее арифметическое равно 3,1. Значить,  можно составить уравнение:

(x + 3,8) : 2 = 3,1

x = 2,4

Какое решение вам понравилось больше?

При закреплении полезен перекрёстный опрос детей,  одни задают вопросы другим учащимся и оценивают их ответы. При этом ответы, если они неправильные, не исправляются сразу же, а предлагается ответившим неверно обратиться к учебнику, найти,  прочесть и разъяснить полученный ответ

  • Творческое применение знаний и умений – вырабатывают умение самостоятельно осуществлять учебно- познавательную деятельность. 
  • Придумайте задачу, в которой нужно найти среднюю зарплату рабочего за день.
  • Придумайте задачу, в которой нужно вычислить среднюю скорость движения
  • Придумать сказку, стихотворение
  • Развитию умения контролировать свои действия способствует введение в систему упражнений специальных заданий, объединённых в рубрику «Верно или неверно», которые направлены на распознавание верных или неверных утверждений, на поиск ошибок и их исправление.
  • Пример.

  Образец упражнения к теме « Округление десятичных дробей», 5 класс.

 Ученики выполняли задание на округление десятичных дробей, и при этом

было допущено несколько ошибок. В каждом случае объясните, в чём

заключается ошибка, и выполните округление правильно.

  1. При округлении числа 8,01253 до тысячных получилось 8,01253  8,013
  2. При округлении числа 0,597 до сотых получилось 0,597  0,6
  3. При округлении числа 123,756 до десятых получилось 123,759 120

  • Сознательному усвоению курса математики способствуют упражнения сформулированные таким образом, чтобы учащиеся могли не только подметить закономерность, но и применить замеченное свойство или правило, согласно которому построена последовательность числовых выражений. Чтобы продолжить последовательность, не нарушая это свойство.
  • Пример. Образец упражнения к теме «Действия с дробями» 5 класс
  •        С использованием приёма «кодовое слово» у меня появляется эффективный инструмент концентрации внимания учащихся на учебной деятельности.  На основе придуманного слова удаётся связать математику с окружающим миром, выстроить межпредметные  и внутрипредметные связи . Использование этого приёма делает урок занимательным и продуктивным.
  • Выполните действия

2,2 ∙2         К

1,5+2,6     Й

0,22∙10      Б

0,7+2,6      Л

0,028∙100  А

  • Заполни пропуски

8,2                   : 0,2                 ∙ 10                    - 0,5                     ∙ 4

  • Выполните действия

( 0,32 ∙ 3,5 : 0,25 + 0,02) ∙ 3,2 + 321,6 =

Используя результаты выполнения заданий 1-3, заполните пропуски в тексте:

2,2

2,8

4,1

4,4

2,8

3,3

- это самое глубокое в мире озеро. Его называют жемчужиной нашей планеты, так как в нём самая чистая вода. Его глубина              м. В него впадает       больших и малых рек.

Поиску информации учащиеся обучаются, выполняя упражнения, в которых им предлагается воспользоваться справочной литературой, научно – популярной литературой, Интернетом.

Например. 

При изучении десятичных дробей предложить дома найти информацию о старинными мерах: дюйм; вершок; золотник.

На уроке предложить выполнить практическую работа « В стране сказок»

Г. Х. Андерсон «Дюймовочка» (определите её рост).

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». От горшка два вершка (определите его рост).

Поговорка «Мал золотник, да дорог» (определите его массу).

Поиску информации учащиеся обучаются, выполняя упражнения, в которых им предлагается воспользоваться справочной литературой, научно – популярной литературой, Интернетом.

Например. 

При изучении десятичных дробей предложить дома найти информацию о старинными мерах: дюйм; вершок; золотник.

На уроке предложить выполнить практическую работа « В стране сказок»

Г. Х. Андерсон «Дюймовочка» (определите её рост).

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». От горшка два вершка (определите его рост).

Поговорка «Мал золотник, да дорог» (определите его массу).

Самостоятельная работа, которая содержит задания необходимого и повышенного уровня.

Здесь уже предполагается преимущественно индивидуальная работа детей, но в случае необходимости (нужна помощь) возможны и парные формы работы.

При этом дети, выполняющие задания необходимого уровня, могут работать, в зависимости от своих возможностей как индивидуально, так и с помощью учителя.

Дети, выполняющие задания повышенного уровня также могут работать как индивидуально, так и советуясь друг с другом. При этом не обязательно сидеть рядом, при необходимости вопроса можно встать и подойти к тому, кто выполняет аналогичное задание.

Самостоятельная работа по теме «Сравнение десятичных дробей», 5 класс

1. Сравните:

а) 5,089 и 5,1;    б) 0,64 и 6,35.

2. Выразите:

а) в тоннах: 23 ц, 168 кг, 66 кг, 4 т 570 кг.

б) в квадратных метрах: 137 дм2, 300 см2, 8 дм2 8 см2.

3. Запишите в виде десятичной дроби четыре значения у, при которых верно неравенство:

0,57 < у < 0,6.

4. Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3 м, 1,47 м, 1,5 м, 1,4 м, 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани, Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки.

На мой взгляд  рассмотренные методические решения позволяют осуществить системно – деятельный подход при закреплении на уроках математики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.

Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....

Системная подготовка к ЕГЭ на уроках математики – залог успешной сдачи экзамена

С 2009 года согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части ...

Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Выступление на городском методическом объединении учителей математики на тему: «Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»

Выступление на городском методическомобъединении учителей математики на тему:«Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

разработка урока математики в 5 классе по теме "Уравнения" (урок закрепления)

Класс 5 Тема «Уравнение» Тип урока: урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений. Цели урока: Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучащихся п...

«Осуществление системно-деятельностного подхода при проведении уроков математики»

Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельно...