Главные вкладки

    «Осуществление системно-деятельностного подхода при проведении уроков математики»
    статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

    Михиенко Наталия Валентиновна

    Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а научить учиться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sis._deyat._podhod.docx33.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Республиканский семинар по теме: «Профессиональная компетентность педагогов в части учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС».

    «Системно-деятельностный подход в обучении.»

    «Осуществление системно-деятельностного подхода при проведении уроков математики»

                                                                                   

                                                                           

                                                                              Выполнила:                                              

                                                                              Михиенко Наталия Валентиновна

                    учитель  математики    

                    МБОУ-СОШ № 4

                    Красногвардейского района.

                                                              с. Белое      

                                                               2017 г.

    Простейшие математические знания могут применяться умело и с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно.

    А.Н. Колмогоров

    Какие качества необходимы современному выпускнику?

    Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.

    · Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,

    · другие - о воспитании,

    · третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию...

    Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым:  найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.  Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а научить учиться.

    Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:  

    - учитель создает проблемную ситуацию;

    - ученик принимает проблемную ситуацию;

    - вместе выявляют проблему;

    - учитель управляет поисковой деятельностью;

    - ученик осуществляет самостоятельный поиск;

    - обсуждение результатов.

    Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70%

    запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

    Из личного опыта (примеры использования деятельностного метода на уроках  математики).

    Хочу поделиться некоторыми приёмами, которые применяю в своей работе.

    Процесс творчества включает в себя, прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. Суть проблемного изложения знаний в том, что я стараюсь не собирать знания в готовом виде, а ставить перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действий. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Так, при изучении темы «Сравнение дробей» перед учащимися стоит проблема, которая прослеживается в формулировке самой темы. На данный момент школьники умеют выполнять сравнение дробей с одинаковым знаменателем. Но как сравнить две дроби у которых знаменатели различные? У учащихся пауза, а действительно как? Один из учеников выдвигает гипотезу, а если дроби изобразить на координатном луче? Практически начало решения проблемы положено. Далее рассматриваем другие способы сравнения, находим особые случаи и тем самым достигаем самого главного – учащиеся сами вывели правило сравнения дробей.

     Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

    Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.» предлагаю учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте ту или иную задачу на умножение. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен.

    Например, можно использовать карточки на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Таким образом, за небольшой промежуток времени можно оценить работу 10-12 учащихся, что при традиционной фронтальной работе невозможно

    Можно организовать работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый , или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Тот, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а может быть, и узнать новое. Работа в паре «Ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества. Убеждена, что при правильной организации и системности работы ученики приобретут не только опыт конструктивного общения, сформируют коммуникативные навыки, что само по себе очень важно, но и приобретут более качественные знания по предмету. Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий.

    В своей практике применяю также фронтальную работу. Она способствует развитию мышления и речи учащихся. Исключительно, важное значение , имеет фронтальная работа для развития речи учащихся. Решая конкретные задачи, они овладевают умением проводить полные и убедительные аргументы, формулировать утверждения, на которых основано то или иное действие. Контрольные вопросы и замечания, которые делает учитель по ходу фронтальной работы, позволяют учащимся ещё раз осмыслить то, что было услышано или при объяснении нового материала.

    Рассмотрим некоторые приёмы  фронтальной  работы,   используемых мной на уроках.

    Во-первых, при ответе ученика стараюсь не навязывать своего мнения, своего способа решения. При изучении темы «Сложение и вычитание дробей» предлагаю выполнить задание: найти значение выражения    при а = 1.2.3.4,5,6.  Ученик использует подстановку значений в исходное выражение. Да, задание выполнено, но рациональным ли способом? Как ещё можно выполнить задание? Один из учащихся предлагает сначала упростить выражение, а затем осуществить подстановку. Оказалось, что второй способ намного проще. Такой опыт полезен ученику: он убеждается в необходимости рассмотрения различных вариантов преобразований и т.п.

    Во-вторых, требую от учащихся обоснования каждого шага решения. Выработанная во время фронтальной работы на уроках потребность в обосновании хода решения поможет учащимся сознательно действовать и при самостоятельном выполнении заданий.

    В-третьих, всегда поощряю наблюдательность и инициативу учащихся, тем самым, стимулирую их к поиску наиболее рациональных подходов и при самостоятельном решении задач.

    В-четвёртых, стараюсь проводить с учащимися обсуждение полученного результата. Например, при решении текстовых задач иногда приходится получать несколько ответов. Приучая школьников осмысливать ответ задачи, я формирую у них умения, необходимые для самоконтроля.

    Построенная таким образом фронтальная работа способствует развитию у учащихся таких качеств мыслительной деятельности как гибкость ума, рациональности мышления, критичности мышления, а также способствует формированию основных умений, связанных с самостоятельным решением различных учебных и практических задач.

    Большую роль на своих уроках я отвожу самостоятельной работе. Математика, как никакой другой предмет, позволяет формировать такой необходимый для самостоятельной работы навык, как навык осуществления самоконтроля за производимой деятельностью. Для того чтобы выработать у учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы, использую следующее. Стараюсь создать такую ситуацию, которая провоцирует учащихся на неправильный ответ, и заставляю их критически мыслить. Иногда, предлагаю такую работу, найти ошибки в ответах, письменной работе своего товарища. При этом разрешаю учащимся задавать вопросы по обоснованию хода решения задачи, разрешаю учитывать результаты взаимопроверки при выставлении поурочных оценок и т.д. Такое стимулирование повышает ответственность учащихся за результаты проводимой ими проверки, заставляет их более тщательно продумывать ещё раз не только результаты сами по себе, но и сам ход решения, что особенно важно для отработки навыков самопроверки.

       Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования  и к жизни  в постоянно изменяющихся условиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно-деятельностный подход при проведении урока английского языка.

    Сегодня мы много говорим о деятельностном подходе к обучению, о том, что учитель должен не вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно добывать знания на ...

    Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).

    Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

    "Осуществление системно - деятельностного подхода в развитии коммуникативной компетенции в условиях ФГОС - 2".

    Целью данного доклада является  выяснить способы осуществления системно – деятельностного подхода  в развитии коммуникативной компетентности в условиях ФГОС-2....

    Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике

    Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике...

    Осуществление системно-деятельностного подхода

    Проект урока для 5 класса в формате ФГОС...

    Инновационные подходы при проведении урока математики

    Каждый учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида сталкивается с такой проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успе...

    Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

    Методологической основой ФГОС ООО, так же как и стандартов других ступеней обучения, является системно-деятельностный подход, учитывающий возрастные особенности подростко...