Главные вкладки

    "Осуществление системно - деятельностного подхода в развитии коммуникативной компетенции в условиях ФГОС - 2".
    учебно-методический материал по английскому языку на тему

        Целью данного доклада является  выяснить способы осуществления системно – деятельностного подхода  в развитии коммуникативной компетентности в условиях ФГОС-2.

       Рассмотрены виды коммуникативной компетенции, её содержание, способы реализации системно- деятельностного подхода; даны практические рекомендации по осуществлению рефлексии учащимися на на уроках английского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kommunikativnye_umeniya_po_vidam_rechevoy_deyatelnosti.docx23.18 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                      ДОКЛАД

         «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС – 2»

        Целью данного доклада является  выяснить способы осуществления системно – деятельностного подхода  в развитии коммуникативной компетентности в условиях ФГОС-2.

         Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной  коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.*

                                  Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.

    Вид речевой деятельности.

    Требования по ФГОС-2 (цели и результаты). 1-4 классы.

    Говорение:

    1.диалогическая форма;

    2.монологическая форма.

    Уметь вести:

    -этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;

    -диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);

    -диалог-побуждение к действию.

    Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).

    Аудирование.

    Воспринимать на слух и понимать:

    -речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и (не)вербально реагировать на услышанное;

    -небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.

    Чтение.

    Читать:

    -вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

    -про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).

    Письмо.

    Владеть:

    -умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

    -основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.**

         Коммуникативная компетентность  включает в себя языковую, социокультурную (межкультурную), компенсаторную, учебно-познавательную компетенции.***

         Предметное содержание речи  включает следующее:

    1-4 классы ( **с.132-133).

    Знакомство.

    Я и моя семья.

    Мир моих увлечений.

    Я и мои друзья.

    Моя школа.

    Мир вокруг меня.

    Страна (страны) изучаемого языка и родная страна.

     

         Существует два подхода  к деятельности:

    1.системный (П. К. Анохин, Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов);

    2.деятельностный (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн,  Л.С. Выгодский, Л.В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

         Системно – деятельностный подход – это попытка объединения этих двух подходов: система-системный подход-деятельность-результат (А. Г. Анохин).

         А. Н. Леонтьев: только в результате деятельности самого ребенка он усваивает материал.

         Системно – деятельностный подход  включает в себя осознание учащимися целей, ценностно – смысловых и операциональных характеристик  учебной деятельности, компонентами которой являются: учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) (*с. 67). Условием достижения цели является планирование, которое совершенствуется  при формировании универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. Коммуникативные УУД (КУУД) связывают все УУД, в их состав входят планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками (*с.67-70). Элементы  КУУД очень четко соотносятся с предметными требованиями по ФГОС-2 по английскому языку в диалогической форме говорения. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, развивая коммуникативную компетенцию учащихся, у них развиваются КУУД, которые связывают все УУД в единое целое.

         Из выше сказанного следует что, осуществление СДП в развитии коммуникативной компетенции учащихся  может проходить  по следующим направлениям:

    1.изменение ролей учителя и учащихся в учебном процессе (сотрудничество);

    2.учет требований ФГОС-2 к структуре урока и планируемым результатам (постановка целей, задач, шагов достижения целей детьми); учет УУД.

    3.учет возрастных особенностей учащихся;

    4.индивидуализация обучения учащихся (дети сами ставят свою цель, задачи, подбирают действия);

    5.внедрение ИКТ;

    6.осуществление рефлексии учащимися своих результатов (по заданным критериям, которые поставили сами или при помощи учителя);

    7.создание дидактических материалов;

    8.создание КИМов;

    9.объединение учебной деятельности с другими значимыми для определенного возраста видами деятельности:

    -английский язык и музыка;

    -английский язык и изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка);

    -драматизация;

    -урок английского языка плюс физическая деятельность;

    10.интеграция;

    11.межпредметные связи;

    12.осуществление диалога культур в преподавании;

    13.осуществление личностно – ориентированного обучения;

    14.проблематизация обучения (ученики должны сами догадаться о теме урока, найти пути для ее освоения);

    15.дифференциация.

                                          Как помочь ученику освоить УУД?

    1.Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценить свое задание.

    2.Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

    3.Учитель обучает детей приемам работы в группах

    4.Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах

    5.Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку.

    6.Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.

    7.Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности

    8.Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

    9.Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

    10.Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

    11.Учитель включает детей к открытию новых знаний.

    12.Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

    13.Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

    14.Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

    15.Учитель показывает то, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.

    16.Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости

    17.Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

    18.Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

    19.Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям.

    20.В конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.

    21.Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

    22.Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

    23.Учитель и ученики вместе решают возникаемые учебные проблемы.

    24.Учитель строит урок в деятельностной парадигме.

    25.Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.

    26.Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных ситуаций.

    27.Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

    28.Учитель учит детей планировать свой досуг.

    29.Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

    30.Учитель создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на открытие нового знания.

    31.Учитель побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой проблемы.

    32.Учитель формирует у детей содержательную оценку и самооценку

    33.Учитель при организации групповой работы учитывает степень сформированности коммуникативных навыков.

                                                                   Рефлексия:

                             Finish the sentences on the blackboard in Russian:

    •Сегодня на уроке я узнал …Today at a lesson I've learned ….

    •Было интересно …It was interesting …

    •Было трудно …It was difficult …

    •Я выполнял задания …I carried out tasks …

    •Теперь я могу …Now I can …

    •Я научился …I learned …

    •У меня получилось …At me it turned out …

    •Я смог …I could …

    •Я попробую …I will try …

           

      *Фундаментальное ядро содержания общего образования. ФГОС-2. Москва. Просвещение.2011. С. 16.

    **Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. ФГОС-2. Часть 2. Москва.  Просвещение. 2011. С.133-134.

    ***Примерные программы по учебным предметам .Иностранный язык. 5-9 классы. ФГОС-2. Москва. Просвещение. 2010. С. 6-7.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

    Презентация с теоретической основой,помогающая более наглядно и основательно изучить,а в дальнейшем применять на практике,новые требования современной школы в условиях реализации Федерального Государс...

    Доклад на МО "Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС"

    Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться....

    Педсовет:«Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС»

    Цель педсовета: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении. Задачи педсовета: 1.Обсудить деятельность п...

    Системно - деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС.

    Краткое содержание выступления педагога-психолога на педсовете. Выполнено в виде презентации....

    Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС

    Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...

    Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

    Методологической основой ФГОС ООО, так же как и стандартов других ступеней обучения, является системно-деятельностный подход, учитывающий возрастные особенности подростко...

    Реализация системно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы

    Формирование коммуникативной компетенции учащихся – одна из острейших проблем образования. Коммуникативная компетентность включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности и  осно...