Педсовет:«Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС»
учебно-методический материал на тему

Самсонова Марина Вениаминовна
Цель педсовета: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении. Задачи педсовета: 1.Обсудить деятельность педагогического коллектива в условиях обновления содержания системы образования; 2. Обобщить и систематизировать теоретические положения о системно-деятельностном подходе в обучении; 3.Выявить опыт работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении; 4. Выработать рекомендации. Вопросы педсовета: 1. Введение. 2. Основные идеи СДП. 3. СДП и ФГОС 4. Из опыта работы. 5. Решение педсовета. Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_sistemno-deyatelnostnyy_podhod.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет:

«Системно-деятельностный подход  и пути его реализации в условиях ФГОС»

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» 

(Александр Пятигорский, русский философ,

                                                                              востоковед, профессор Лондонского университета)

Цель педсовета: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.

Задачи педсовета:

 1.Обсудить деятельность педагогического коллектива  в условиях обновления содержания системы образования;

 2. Обобщить и систематизировать теоретические положения о системно-деятельностном подходе в обучении;

 3.Выявить опыт работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении;

 4. Выработать рекомендации.  

Вопросы педсовета:

1. Введение.

2. Основные идеи СДП.

3. СДП и ФГОС

4. Из опыта работы.

5. Решение педсовета.

1 слайд.

Притча  об Учителе

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.

— Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.

— Нет, — сказал учитель, — главная моя задача — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…

2 слайд

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.

Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктив-ного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования.

Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

3 слайд

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

         «Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).

4 слайд

Учиться знать подразумевает, что учащийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество. 

Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

 По сути  определены  глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

5 слайд

Перед нами ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения.

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

6 слайд

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
  • психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

     Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Ключевое место  в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующие взаимосвязанные между собой  структурные элементы деятельности как системы:

При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

7 слайд

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

    Характер обучения  становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока.  

С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке? 

8 слайд

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:

  • Информационные и коммуникативные технологии.
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации.
  • Технологии игровые и театрализации.
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации.
  • Технология деятельностного метода.

Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. Современные технологии, а именно информационные и коммуникатив-ные технологии, технология, основанная на создании учебной ситуации, технология, основанная на реализации проектной деятельности, технология, основанная на уровневой дифференциации, технология деятельностного метода,  все это приемы, которые  учителя начальных классов и учителя-предметники ведущие уроки в  5-х классах  стараются применять на уроках.

Сегодня будут представлены примеры применения системно-деятельностного подхода на различных этапах урока с применением различных технологий.

1.Климова Е.В., Кочкурова Е.Н.  – реализация системно-деятельностного подхода через театрализацию

2.Бубулий Е.А., Ковалева М.Н. – реализация системно-деятельностного подгода через игровые технологии

3.Широкова М.С. – приемы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

4. Серова И.С., Минухин В.Е. – формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

5. Сушкевич О.А. -

6. Курьянова Е.А. –  интерактивные приемы работы на уроке истории.

7. Чернова Ф.В., Кузнецова Л.А., Подлеснова Ю.С., Плескачева В.И. – Урок открытия нового знания, этапы, приемы, способы рефлексии.

9 слайд

Участникам групп предложено принять участие в интеллектуальной игре

«шесть кругов мышления»

Красный круг – (эмоции) Что вы думаете о ФГОС? Каковы ваши эмоции и

предчувствия?

Желтый круг– (предчувствие) Стоит ли заниматься этим? Преимущества ФГОС от

традиционного обучения?

Синий круг– Чего мы уже достигли в данной инновационной деятельности? Что нужно

делать дальше?

Коричневый круг – Сформулируйте свое критическое , но разумное суждение по проблеме.

Дайте свою оценку. Сработает ли ФГОС положительно? Каковы  на Ваш взгляд ожидаемые

результаты?

Белый круг– Что  Вы могли бы отметить как положительный опыт? Что получилось?

Что не получается?

Зеленый  круг – Какие основные преимущества введения ФГОС вы можете отметить?

Ваши идеи, предложения. Поделитесь свои собственным опытом освоения ФГОС?

Группы осуждают вопросы и поочередно высказывают свое мнение

10 слайд

Далее группам предложено составить синквейн по словам «ФГОС, системно-

деятельностный подход»

Составление синквейна «Системно-деятельностный подход»

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,

его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс,

без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса

в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной

подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать

делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и не бояться инновации.

Закончить своё выступление мне бы хотелось словами английского политика Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными: «Посредственный учитель излагает.  Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

11 слайд

Решение:

  1. Включить в план работы школьных методических кафедр на 2015-2016 учебный год проведение мастер-классов в рамках предметных недель (декад).

                                                                          Отв. Руководители ШМК

  1. Организовать обмен опытом по результатам посещения курсов повшения квалификаци по направлению реализации основных направлений ФГОС и использования инновационных технологий.
  2. Разместить методические материалы по организации системно-деятельностного подхода  в условиях реализации ФГОС на школьном сайте.

                                                                               Отв. Авдеева Н.В.,

                                                                                       Учителя-предметник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"

Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...

Выступление на педсовете. Системно-деятельностный подход в обучении математике

Выступление на педсовете. Системно-деятельностный подход в обучении математике...

Педсовет: «Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

«Можно накормить голодного рыбой, а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам»....

Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Презентация с теоретической основой,помогающая более наглядно и основательно изучить,а в дальнейшем применять на практике,в том числе и на уроках иностранного языка,новые требования современной школы ...

Доклад на МО "Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС"

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться....

Системно - деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС.

Краткое содержание выступления педагога-психолога на педсовете. Выполнено в виде презентации....

Презентация к педсовету "Системно-деятельностный подход в воспитании и образовательной деятельности в рамках ФГОС"

В презентации описываются основные этапы технологии системно-деятельностного метода при организации работы на уроке...