Осуществление системно-деятельностного подхода
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хабарова Светлана Сергеевна

Проект урока для 5 класса в формате ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               ПРОЕКТ УРОКА

                          Тема: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

            (повторение знаний, полученных в начальной школе, с использованием

           Системно - деятельностного и личностно - ориентированного подхода)

Цели:

1) личностная (воспитание положительных нравственных ценностей и     эмоций на на основе подобранных текстов);          

 2) метапредметная (обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения соотносить тему и содержание высказывания);

 3) предметная (повторение изученного в 1-4 классах об имени прилагательном;

 расширение  сведений о синтаксической функции прилагательного в   предложении, об употреблении Ь в кратких прилагательных с основой на шипящий)

   Главное место на уроке отводится активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формируется умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму, реализуются принципы ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода.

                                                   Ход урока

 

1.ВЫЗОВ (5 мин.)

Мотивационная компетенция (пробуждение интереса к теме, которая не называется) и коммуникативная.

Задание 1: о какой части речи эта загадка?

                Определяю я предметы.

                Они со мной весьма приметны.

                Я украшаю вашу речь-

                Меня вам надо знать, беречь!

(Часть речи названа правильно)

-Вы правильно определили: сегодня мы будем вести разговор об имени прилагательном.

Задание 2: отгадайте ребусы и подберите к отгадкам имена прилагательные.

 2.ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 минут)

Информационная компетенция (классификация уже знакомой информации по категориям знаний)

Мотивационная компетенция (сохранение интереса к изучаемой теме)

Систематизационная компетенция (классификация полученной информации по категории знания)

Задание 1: игра «Третий лишний» (сравните и исключите из данных прилагательных «лишние» слова так, чтобы из них осталось только одно слово; рассказать, почему исключили слова)

            Городской                            Волнистый

            Потерять                              Крайние

            Силовой                               Вертлявый

(ответ: 1)потерять - «лишнее», так как это глагол

            2)городской - «лишнее», так как имеет 2 проверяемые гласные в корне        слова

              3)силовой - «лишнее», так как в корне 3 буквы

            4)крайние - «лишнее», так как стоит во множественном числе

            5)вертлявый - «лишнее», так как в корне безударная гласная е

Оставшееся слово «волнистый»

Задание 2: добавьте в загадки прилагательные, разделите их на 2 группы: полные и краткие; ответьте на вопрос - чем отличаются краткие прилагательные от полных.

…лапки,

А в лапках – царапки. Кто это? (кошка)

Голос мой визглив и …

Я весёлый … (поросёнок)

Зверь…, …

Он сосёт в берлоге лапу. (медведь)

Задание 3: сформулируйте особенность кратких прилагательных, используя данные поговорки

Мал золотник, да дорог.

Не дорог подарок, дорого внимание.

Дорога ложка к обеду.

3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ (20 минут)

   Информационная компетенция (получение новой информации по теме)

Учитель предлагает детям раздаточный материал. Дети сами изучают материал (15 мин.)-

проблемное обучение. Практическая работа по группам.

Задание для 1 группы: о каком правиле нужно помнить, если записать вместо полных краткие прилагательные.

Лес … (дремучий), ёж … (колючий), воздух … (свежий), пион … (пахучий), медведь … (неуклюжий), мёд … (тягучий), чай … (горячий), кофе … (хороший), мальчик … (пригожий), материал … (линючий)

Задание для 2 группы: составьте предложения со словосочетаниями в прямом значении, а потом в переносном

 Орлиный взгляд, золотые руки, серебряный звон, лисья хитрость, медвежья услуга.

Задание для 3 группы: «опиши предмет» (для наиболее слабых детей)

Например, яблоко (румяное, свежее, круглое, ярко-красное, сладкое…)

                   мяч ( …. )

                   ручка ( … ) и т. д.

Задание для 4 группы ( сильные ученики): каким членом предложения являются имена прилагательные

Больной человек очень слаб.

Закончили ремонт в ванной комнате.

Придумать предложения, где бы эти прилагательные стали субстантивированными, т. е. превратились в существительные.

Ответ: Врач дал больному лекарство.

           Я мою собаку после прогулки прямо в ванной.

Обмен мнениями о новой информации, или беседа по выполненной работе (коммуникативная компетенция)

4.РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)

Чему я научился на уроке.

Проверочный тест по теме. Выявление конечного результата(продукта) деятельности

1). Какое слово называет признак предмета7

Среди тишины послышался тихий говор.

А 1; Б 2; В 3; Г 4; Д 5

2). У какого прилагательного есть краткая форма?

А)  требовательный

Б)  московский

В)  соловьиный

3). Найди в предложениях краткие формы прилагательного

А)  Хороший товар сам себя хвалит.

Б)  В гостях хорошо, а дома лучше.

В)  Верёвка длинная хороша, а речь - короткая.

4). Писать ли Ь в прилагательных?

       Пахуч.., свеж… хорош..

А) с Ь;  Б)  без Ь

5). Каким членом предложения являются прилагательные?

А) Я видела, как ночью, весь в росе, зелёный жук переползал шоссе.

Б) Слепой сидел неподвижно и, очевидно, жадно ловил слова Максима.

В) Был он красив на удивление.

1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) определение; 4) дополнение

РУКА РЕФЛЕКСИИ.

- Подпишите пальчики, что сегодня узнали, чему научились, поставьте себе оценку.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор):

  1. написать сочинение – миниатюру по теме: «Весенний лес», используя прилагательные (полные и краткие, с основой на шипящий, в прямом и переносном значении)
  2. найти и записать пословицы и поговорки, крылатые выражения с использованием прилагательных

                                               

   



Предварительный просмотр:

                                               ПРОЕКТ УРОКА

                          Тема: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

            (повторение знаний, полученных в начальной школе, с использованием

           Системно - деятельностного и личностно - ориентированного подхода)

Цели:

1) личностная (воспитание положительных нравственных ценностей и     эмоций на на основе подобранных текстов);          

 2) метапредметная (обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения соотносить тему и содержание высказывания);

 3) предметная (повторение изученного в 1-4 классах об имени прилагательном;

 расширение  сведений о синтаксической функции прилагательного в   предложении, об употреблении Ь в кратких прилагательных с основой на шипящий)

   Главное место на уроке отводится активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формируется умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму, реализуются принципы ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода.

                                                   Ход урока

 

1.ВЫЗОВ (5 мин.)

Мотивационная компетенция (пробуждение интереса к теме, которая не называется) и коммуникативная.

Задание 1: о какой части речи эта загадка?

                Определяю я предметы.

                Они со мной весьма приметны.

                Я украшаю вашу речь-

                Меня вам надо знать, беречь!

(Часть речи названа правильно)

-Вы правильно определили: сегодня мы будем вести разговор об имени прилагательном.

Задание 2: отгадайте ребусы и подберите к отгадкам имена прилагательные.

 2.ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 минут)

Информационная компетенция (классификация уже знакомой информации по категориям знаний)

Мотивационная компетенция (сохранение интереса к изучаемой теме)

Систематизационная компетенция (классификация полученной информации по категории знания)

Задание 1: игра «Третий лишний» (сравните и исключите из данных прилагательных «лишние» слова так, чтобы из них осталось только одно слово; рассказать, почему исключили слова)

            Городской                            Волнистый

            Потерять                              Крайние

            Силовой                               Вертлявый

(ответ: 1)потерять - «лишнее», так как это глагол

            2)городской - «лишнее», так как имеет 2 проверяемые гласные в корне        слова

              3)силовой - «лишнее», так как в корне 3 буквы

            4)крайние - «лишнее», так как стоит во множественном числе

            5)вертлявый - «лишнее», так как в корне безударная гласная е

Оставшееся слово «волнистый»

Задание 2: добавьте в загадки прилагательные, разделите их на 2 группы: полные и краткие; ответьте на вопрос - чем отличаются краткие прилагательные от полных.

…лапки,

А в лапках – царапки. Кто это? (кошка)

Голос мой визглив и …

Я весёлый … (поросёнок)

Зверь…, …

Он сосёт в берлоге лапу. (медведь)

Задание 3: сформулируйте особенность кратких прилагательных, используя данные поговорки

Мал золотник, да дорог.

Не дорог подарок, дорого внимание.

Дорога ложка к обеду.

3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ (20 минут)

   Информационная компетенция (получение новой информации по теме)

Учитель предлагает детям раздаточный материал. Дети сами изучают материал (15 мин.)-

проблемное обучение. Практическая работа по группам.

Задание для 1 группы: о каком правиле нужно помнить, если записать вместо полных краткие прилагательные.

Лес … (дремучий), ёж … (колючий), воздух … (свежий), пион … (пахучий), медведь … (неуклюжий), мёд … (тягучий), чай … (горячий), кофе … (хороший), мальчик … (пригожий), материал … (линючий)

Задание для 2 группы: составьте предложения со словосочетаниями в прямом значении, а потом в переносном

 Орлиный взгляд, золотые руки, серебряный звон, лисья хитрость, медвежья услуга.

Задание для 3 группы: «опиши предмет» (для наиболее слабых детей)

Например, яблоко (румяное, свежее, круглое, ярко-красное, сладкое…)

                   мяч ( …. )

                   ручка ( … ) и т. д.

Задание для 4 группы ( сильные ученики): каким членом предложения являются имена прилагательные

Больной человек очень слаб.

Закончили ремонт в ванной комнате.

Придумать предложения, где бы эти прилагательные стали субстантивированными, т. е. превратились в существительные.

Ответ: Врач дал больному лекарство.

           Я мою собаку после прогулки прямо в ванной.

Обмен мнениями о новой информации, или беседа по выполненной работе (коммуникативная компетенция)

4.РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)

Чему я научился на уроке.

Проверочный тест по теме. Выявление конечного результата(продукта) деятельности

1). Какое слово называет признак предмета7

Среди тишины послышался тихий говор.

А 1; Б 2; В 3; Г 4; Д 5

2). У какого прилагательного есть краткая форма?

А)  требовательный

Б)  московский

В)  соловьиный

3). Найди в предложениях краткие формы прилагательного

А)  Хороший товар сам себя хвалит.

Б)  В гостях хорошо, а дома лучше.

В)  Верёвка длинная хороша, а речь - короткая.

4). Писать ли Ь в прилагательных?

       Пахуч.., свеж… хорош..

А) с Ь;  Б)  без Ь

5). Каким членом предложения являются прилагательные?

А) Я видела, как ночью, весь в росе, зелёный жук переползал шоссе.

Б) Слепой сидел неподвижно и, очевидно, жадно ловил слова Максима.

В) Был он красив на удивление.

1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) определение; 4) дополнение

РУКА РЕФЛЕКСИИ.

- Подпишите пальчики, что сегодня узнали, чему научились, поставьте себе оценку.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор):

  1. написать сочинение – миниатюру по теме: «Весенний лес», используя прилагательные (полные и краткие, с основой на шипящий, в прямом и переносном значении)
  2. найти и записать пословицы и поговорки, крылатые выражения с использованием прилагательных

                                               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осуществление системно - деятельностного подхода в развитии коммуникативной компетенции в условиях ФГОС - 2".

Целью данного доклада является  выяснить способы осуществления системно – деятельностного подхода  в развитии коммуникативной компетентности в условиях ФГОС-2....

Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике

Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике...

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Методологической основой ФГОС ООО, так же как и стандартов других ступеней обучения, является системно-деятельностный подход, учитывающий возрастные особенности подростко...

«Осуществление системно-деятельностного подхода при проведении уроков математики»

Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельно...

Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС

Как в пределах ОО можно применять системно-деятельностный подход на уроках физической культуры....

Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС

Осуществление системно-деятельностного подхода  преподавания предмета физическая культура в  МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС...