Главные вкладки

    Осуществление системно-деятельностного подхода
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Хабарова Светлана Сергеевна

    Проект урока для 5 класса в формате ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                   ПРОЕКТ УРОКА

                              Тема: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

                (повторение знаний, полученных в начальной школе, с использованием

               Системно - деятельностного и личностно - ориентированного подхода)

    Цели:

    1) личностная (воспитание положительных нравственных ценностей и     эмоций на на основе подобранных текстов);          

     2) метапредметная (обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения соотносить тему и содержание высказывания);

     3) предметная (повторение изученного в 1-4 классах об имени прилагательном;

     расширение  сведений о синтаксической функции прилагательного в   предложении, об употреблении Ь в кратких прилагательных с основой на шипящий)

       Главное место на уроке отводится активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формируется умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму, реализуются принципы ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода.

                                                       Ход урока

     

    1.ВЫЗОВ (5 мин.)

    Мотивационная компетенция (пробуждение интереса к теме, которая не называется) и коммуникативная.

    Задание 1: о какой части речи эта загадка?

                    Определяю я предметы.

                    Они со мной весьма приметны.

                    Я украшаю вашу речь-

                    Меня вам надо знать, беречь!

    (Часть речи названа правильно)

    -Вы правильно определили: сегодня мы будем вести разговор об имени прилагательном.

    Задание 2: отгадайте ребусы и подберите к отгадкам имена прилагательные.

     2.ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 минут)

    Информационная компетенция (классификация уже знакомой информации по категориям знаний)

    Мотивационная компетенция (сохранение интереса к изучаемой теме)

    Систематизационная компетенция (классификация полученной информации по категории знания)

    Задание 1: игра «Третий лишний» (сравните и исключите из данных прилагательных «лишние» слова так, чтобы из них осталось только одно слово; рассказать, почему исключили слова)

                Городской                            Волнистый

                Потерять                              Крайние

                Силовой                               Вертлявый

    (ответ: 1)потерять - «лишнее», так как это глагол

                2)городской - «лишнее», так как имеет 2 проверяемые гласные в корне        слова

                  3)силовой - «лишнее», так как в корне 3 буквы

                4)крайние - «лишнее», так как стоит во множественном числе

                5)вертлявый - «лишнее», так как в корне безударная гласная е

    Оставшееся слово «волнистый»

    Задание 2: добавьте в загадки прилагательные, разделите их на 2 группы: полные и краткие; ответьте на вопрос - чем отличаются краткие прилагательные от полных.

    …лапки,

    А в лапках – царапки. Кто это? (кошка)

    Голос мой визглив и …

    Я весёлый … (поросёнок)

    Зверь…, …

    Он сосёт в берлоге лапу. (медведь)

    Задание 3: сформулируйте особенность кратких прилагательных, используя данные поговорки

    Мал золотник, да дорог.

    Не дорог подарок, дорого внимание.

    Дорога ложка к обеду.

    3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ (20 минут)

       Информационная компетенция (получение новой информации по теме)

    Учитель предлагает детям раздаточный материал. Дети сами изучают материал (15 мин.)-

    проблемное обучение. Практическая работа по группам.

    Задание для 1 группы: о каком правиле нужно помнить, если записать вместо полных краткие прилагательные.

    Лес … (дремучий), ёж … (колючий), воздух … (свежий), пион … (пахучий), медведь … (неуклюжий), мёд … (тягучий), чай … (горячий), кофе … (хороший), мальчик … (пригожий), материал … (линючий)

    Задание для 2 группы: составьте предложения со словосочетаниями в прямом значении, а потом в переносном

     Орлиный взгляд, золотые руки, серебряный звон, лисья хитрость, медвежья услуга.

    Задание для 3 группы: «опиши предмет» (для наиболее слабых детей)

    Например, яблоко (румяное, свежее, круглое, ярко-красное, сладкое…)

                       мяч ( …. )

                       ручка ( … ) и т. д.

    Задание для 4 группы ( сильные ученики): каким членом предложения являются имена прилагательные

    Больной человек очень слаб.

    Закончили ремонт в ванной комнате.

    Придумать предложения, где бы эти прилагательные стали субстантивированными, т. е. превратились в существительные.

    Ответ: Врач дал больному лекарство.

               Я мою собаку после прогулки прямо в ванной.

    Обмен мнениями о новой информации, или беседа по выполненной работе (коммуникативная компетенция)

    4.РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)

    Чему я научился на уроке.

    Проверочный тест по теме. Выявление конечного результата(продукта) деятельности

    1). Какое слово называет признак предмета7

    Среди тишины послышался тихий говор.

    А 1; Б 2; В 3; Г 4; Д 5

    2). У какого прилагательного есть краткая форма?

    А)  требовательный

    Б)  московский

    В)  соловьиный

    3). Найди в предложениях краткие формы прилагательного

    А)  Хороший товар сам себя хвалит.

    Б)  В гостях хорошо, а дома лучше.

    В)  Верёвка длинная хороша, а речь - короткая.

    4). Писать ли Ь в прилагательных?

           Пахуч.., свеж… хорош..

    А) с Ь;  Б)  без Ь

    5). Каким членом предложения являются прилагательные?

    А) Я видела, как ночью, весь в росе, зелёный жук переползал шоссе.

    Б) Слепой сидел неподвижно и, очевидно, жадно ловил слова Максима.

    В) Был он красив на удивление.

    1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) определение; 4) дополнение

    РУКА РЕФЛЕКСИИ.

    - Подпишите пальчики, что сегодня узнали, чему научились, поставьте себе оценку.

    5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор):

    1. написать сочинение – миниатюру по теме: «Весенний лес», используя прилагательные (полные и краткие, с основой на шипящий, в прямом и переносном значении)
    2. найти и записать пословицы и поговорки, крылатые выражения с использованием прилагательных

                                                   

       



    Предварительный просмотр:

                                                   ПРОЕКТ УРОКА

                              Тема: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

                (повторение знаний, полученных в начальной школе, с использованием

               Системно - деятельностного и личностно - ориентированного подхода)

    Цели:

    1) личностная (воспитание положительных нравственных ценностей и     эмоций на на основе подобранных текстов);          

     2) метапредметная (обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения соотносить тему и содержание высказывания);

     3) предметная (повторение изученного в 1-4 классах об имени прилагательном;

     расширение  сведений о синтаксической функции прилагательного в   предложении, об употреблении Ь в кратких прилагательных с основой на шипящий)

       Главное место на уроке отводится активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формируется умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму, реализуются принципы ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода.

                                                       Ход урока

     

    1.ВЫЗОВ (5 мин.)

    Мотивационная компетенция (пробуждение интереса к теме, которая не называется) и коммуникативная.

    Задание 1: о какой части речи эта загадка?

                    Определяю я предметы.

                    Они со мной весьма приметны.

                    Я украшаю вашу речь-

                    Меня вам надо знать, беречь!

    (Часть речи названа правильно)

    -Вы правильно определили: сегодня мы будем вести разговор об имени прилагательном.

    Задание 2: отгадайте ребусы и подберите к отгадкам имена прилагательные.

     2.ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 минут)

    Информационная компетенция (классификация уже знакомой информации по категориям знаний)

    Мотивационная компетенция (сохранение интереса к изучаемой теме)

    Систематизационная компетенция (классификация полученной информации по категории знания)

    Задание 1: игра «Третий лишний» (сравните и исключите из данных прилагательных «лишние» слова так, чтобы из них осталось только одно слово; рассказать, почему исключили слова)

                Городской                            Волнистый

                Потерять                              Крайние

                Силовой                               Вертлявый

    (ответ: 1)потерять - «лишнее», так как это глагол

                2)городской - «лишнее», так как имеет 2 проверяемые гласные в корне        слова

                  3)силовой - «лишнее», так как в корне 3 буквы

                4)крайние - «лишнее», так как стоит во множественном числе

                5)вертлявый - «лишнее», так как в корне безударная гласная е

    Оставшееся слово «волнистый»

    Задание 2: добавьте в загадки прилагательные, разделите их на 2 группы: полные и краткие; ответьте на вопрос - чем отличаются краткие прилагательные от полных.

    …лапки,

    А в лапках – царапки. Кто это? (кошка)

    Голос мой визглив и …

    Я весёлый … (поросёнок)

    Зверь…, …

    Он сосёт в берлоге лапу. (медведь)

    Задание 3: сформулируйте особенность кратких прилагательных, используя данные поговорки

    Мал золотник, да дорог.

    Не дорог подарок, дорого внимание.

    Дорога ложка к обеду.

    3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ (20 минут)

       Информационная компетенция (получение новой информации по теме)

    Учитель предлагает детям раздаточный материал. Дети сами изучают материал (15 мин.)-

    проблемное обучение. Практическая работа по группам.

    Задание для 1 группы: о каком правиле нужно помнить, если записать вместо полных краткие прилагательные.

    Лес … (дремучий), ёж … (колючий), воздух … (свежий), пион … (пахучий), медведь … (неуклюжий), мёд … (тягучий), чай … (горячий), кофе … (хороший), мальчик … (пригожий), материал … (линючий)

    Задание для 2 группы: составьте предложения со словосочетаниями в прямом значении, а потом в переносном

     Орлиный взгляд, золотые руки, серебряный звон, лисья хитрость, медвежья услуга.

    Задание для 3 группы: «опиши предмет» (для наиболее слабых детей)

    Например, яблоко (румяное, свежее, круглое, ярко-красное, сладкое…)

                       мяч ( …. )

                       ручка ( … ) и т. д.

    Задание для 4 группы ( сильные ученики): каким членом предложения являются имена прилагательные

    Больной человек очень слаб.

    Закончили ремонт в ванной комнате.

    Придумать предложения, где бы эти прилагательные стали субстантивированными, т. е. превратились в существительные.

    Ответ: Врач дал больному лекарство.

               Я мою собаку после прогулки прямо в ванной.

    Обмен мнениями о новой информации, или беседа по выполненной работе (коммуникативная компетенция)

    4.РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)

    Чему я научился на уроке.

    Проверочный тест по теме. Выявление конечного результата(продукта) деятельности

    1). Какое слово называет признак предмета7

    Среди тишины послышался тихий говор.

    А 1; Б 2; В 3; Г 4; Д 5

    2). У какого прилагательного есть краткая форма?

    А)  требовательный

    Б)  московский

    В)  соловьиный

    3). Найди в предложениях краткие формы прилагательного

    А)  Хороший товар сам себя хвалит.

    Б)  В гостях хорошо, а дома лучше.

    В)  Верёвка длинная хороша, а речь - короткая.

    4). Писать ли Ь в прилагательных?

           Пахуч.., свеж… хорош..

    А) с Ь;  Б)  без Ь

    5). Каким членом предложения являются прилагательные?

    А) Я видела, как ночью, весь в росе, зелёный жук переползал шоссе.

    Б) Слепой сидел неподвижно и, очевидно, жадно ловил слова Максима.

    В) Был он красив на удивление.

    1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) определение; 4) дополнение

    РУКА РЕФЛЕКСИИ.

    - Подпишите пальчики, что сегодня узнали, чему научились, поставьте себе оценку.

    5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор):

    1. написать сочинение – миниатюру по теме: «Весенний лес», используя прилагательные (полные и краткие, с основой на шипящий, в прямом и переносном значении)
    2. найти и записать пословицы и поговорки, крылатые выражения с использованием прилагательных

                                                   

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Осуществление системно - деятельностного подхода в развитии коммуникативной компетенции в условиях ФГОС - 2".

    Целью данного доклада является  выяснить способы осуществления системно – деятельностного подхода  в развитии коммуникативной компетентности в условиях ФГОС-2....

    Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике

    Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике...

    Осуществление личностного системно - деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС в основной школе.

    Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта, является системно – деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвити...

    Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

    Методологической основой ФГОС ООО, так же как и стандартов других ступеней обучения, является системно-деятельностный подход, учитывающий возрастные особенности подростко...

    «Осуществление системно-деятельностного подхода при проведении уроков математики»

    Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельно...

    Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

    Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....