Мастер-класс по ФГОС Развитие мотивации
методическая разработка по теме

Бережнова Ирина Владимировна

Мастер-класс по ФГОС Развитие положительной мотивации обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon master-klass_po_fgos.pdf926.95 КБ
Файл vystuplenie.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс: Развитие положительной мотивации в обучении как основа современного урока

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном *Мотива́ция (от лат. Movere - двигаю) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

 Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания.

* Потребность – «Хочу», мотив - «Зачем мне это надо?», цель – «Что?»

 *Практикум

*Учебная мотивация – это понимание и принятие учеником на личностно-значимом уровне предъявляемых к нему учебных требований. Мне это надо и я это хочу, потому что могу!

*Этапы урока ОНЗ в ТДМ:

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. «Открытие нового знания».
  5. Первичное закрепление.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности.

Существует множество приёмов формирования и поддержания мотивации (добрые пожелания; хлопки в ладони друг друга с соседом по парте; девиз, эпиграф; рифмовки; перевёртыши и проч.), некоторые из них даны у вас в раздаточном материале. Но так как ТДМ основана на проблемном методе, я хочу остановиться более подробно на подводящем диалоге – как основном приёме поддержания мотивации в данной технологии.

-Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке.

-Чему были посвящены последние уроки математики?

-Где можно использовать полученные знания?

-Что еще вы знаете по теме?

******

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел.(появляется знак деления)

Кто это? (Знак деления). 

Значит, сегодня наш урок будет посвящен делению.

Мы что-то уже  знаем об этом действии? (Да)

 Но знак какой-то грустный. Он хочет нам что-то сказать.(появляются слова)

Поможем? (Да!) И Ошибку не испугаетесь?(появляются слова ошибки)

Ошибка не верит, что мы справимся, раз мы не знакомы  с этим правилом, значит для нас это новое знание.

А мы умеем открывать новые знания? (Да). Как же открыть новое знание?

(появляется)

Ну что же, будем действовать по плану открытия нового знания.

Вам он хорошо знаком. Возьмите ваши листочки.

 Итак, в путь!

С чего начнем? (С повторения).

Мы должны повторить все, что знаем? (Нет, только то, что нам пригодиться для открытия нового знания).

А что же нам пригодиться? Давайте спросим у Знака Деления.

Ноль? И что же мы должны повторить?

Мы знаем какие-то правила, в которых присутствует 0? ( Что при умножении на 0 всегда получается 0).

Давайте вспомним, как это правило записывается в общем виде

Смотрите, коварная Ошибка пробралась в эталон! Ничего у тебя не получиться! Сейчас ребята тебя исправят.

А чтобы доказать Ошибке, что мы очень хорошо знакомы с этим правилом, давайте выполним несколько вычислений. Выполните задание  №1

У кого в этом задании не было ошибок?

 Поставьте себе знак  + на маршрутном листе рядом с повторением.

 Кто допустил ошибку? Почему возникла ошибка? Вы поняли ее причину? Исправьте ошибку. Что вы себе поставите? (? и +).

Что мы сейчас повторили? (Правило умножения на 0)

Давайте узнаем, что еще мы должны повторить?

А это что за знак? (Умножения)

 Что означает эта запись? (Операция умножения обратна операции деления) Что значит разделить число а на число b? (Это значит найти такое число с, которое при умножении на b дает а)

А вот и задание №2. Что общего у этих записей? (В каждом из них действие деления)

 Что поможет найти частное этих чисел (Таблица умножения) Выполните примеры на деление

Итак, чем мы пользовались, чтобы разделить одно число на другое? (Таблицей умножения)

У кого в этом задании не было ошибок? Поставьте себе знак  + на маршрутном листе рядом с повторением. Кто допустил ошибку? Почему возникла ошибка? Вы поняли ее причину? Исправьте ошибку. Что вы себе поставите? (? и +).

Что мы повторили? (Вспомнили смысл деления, потренировались в делении)

Почему мы повторили именно это? (Это пригодится нам для открытия нового знания)

Какой следующий шаг? (Пробное действие)

 Для чего оно нужно? (Чтобы понять, чего мы не знаем)

Какое действие нужно выполнить? (Деление)

 Это действие нам знакомо? (Да).

 А что нового в этом задании? (Надо разделить на 0). 

Мы раньше выполняли деление с 0? (Нет).

 Значит, тема нашего урока…(Деление с 0)

Попробуйте выполнить это задание. (30 сек)

Кто не выполнил задание? Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли разделить 6 на 0)

Кто разделил? Какие результаты у вас получились?

Среди ваших результатов нет правильного. Значит, вы не смогли…(Получить правильный результат)

У нас возникло (Затруднение). Поставим…(Знак вопроса) рядом с пробным действием на маршрутном листе.

А раз возникло затруднение, надо…(Подумать) 

Какое задание вы должны были выполнить? (Разделить 6 на 0)

Чем вы пытались воспользоваться? (Таблицей умножения)

Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как разделить число на 0)

Вы поняли, чего вы не знаете? (Да) Поставьте себе знак + на маршрутном листе рядом с третьим шагом.

Мы поняли, чего мы не знаем, теперь можем…(Сами открывать способ).

Сначала нужно поставить цель. Если мы не знаем правила деления на 0, значит, наша цель…(Открыть правило деления на 0)

Что нам может помочь? (Смысл действия деления, правило умножения на 0)

Давайте составим план

Вы сказали, что нам  поможет знание смысла деления. Значит, первый шаг -  применить...(Правило смысла деления)

Что значит применить правило? Предполагаемое частное надо умножить на делитель и посмотреть, получилось ли делимое.

Если получится делимое, мы сделаем вывод. А затем составим эталон.

Итак, какой первый шаг? (Применю правило смысла деления)

Что значит 6 разделить на 0 (Это значит найти такое число, которое при умножении на 0 дает 6) Как вы думаете, какое это число?

Есть такое число, которое при умножении на 0 дает 6? (Нет) Какой мы сделаем вывод? (Делить на 0 нельзя). На 0 нельзя делить только число 6 или любое число? (Любое). Чтобы было удобно пользоваться этим правилом, давайте запишем его в общем виде.

На месте числа 6 может быть любое число? (Да) Значит, мы можем заменить его буквой...(а).

Что запишем дальше? (:0) 

Как показать, что это действие выполнить невозможно?

Как прочитать полученную запись? (Делить на 0 нельзя)

Молодцы! Вы открыли одно правило. Значит, 6:0...(Нельзя)

Но тема нашего урока (Деление с 0). Посмотрите на задание для пробного действия и скажите, какие еще случаи можно составить на деление с 0. (0:6)

Подойдет ли наш план для открытия этого случая? (Да)

 Далее я предлагаю вам поработать в группах.

 Каждая группа, действуя по нашему плану, должна будет вывести правило деления 0 на число и записать правило в общем виде, т.е. с помощью букв. У ответственных в группах на столах лежат необходимые материалы: план работы и правила работы в группах. (Р-5,6). Давайте вспомним эти правила. (…) 

Значит, 0:6 получиться ( 0 ).

Мы открыли правило? (Да) Ну что же, если мы оказались правы, Ошибка должна отдать правило.

Смогли вы преодолеть затруднение? (Да). Поставим себе знак + на маршрутном листе

Что вы теперь сможете делать с помощью этих правил? (Выполнять деление

Какую цель вы ставили на уроке? (Научиться выполнять деление с 0).

Вы достигли поставленной цели? (Да).

Докажите (Выполнили самостоятельную работу)

Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Посмотрите еще раз на свои планы урока, посмотрите, сколько у вас плюсов. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, поставьте Смайлик на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте Смайлик на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте Смайлик на первую ступеньку.

Вы сегодня очень хорошо поработали, но значит ли это, что больше не надо тренироваться? (Надо выполнить домашнюю работу)

 

Бережнова Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс в системе ФГОС. Кукольные затеи. Обыгрывание этюдов.

Мастер-класс проведён с учителями начальных классов на районном семинаре. Все участники разделены на 3 подгруппы. Работа ведётся параллельно с каждой подгруппой....

Мастер-класс по введению ФГОС на уроках русского языка в 5 классе

Материал содержит конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии со стандартами ФГОС, развернутый анализ этого уроуа, стандартный лист диагностики и анализа урока, а также презентацию об осно...

Мастер- класс с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы

мастер- класс  показан на основе буклета с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы. ...

мастер-класс по теме "ФГОС через призму своего опыта: формируем метапредметные и личностные результаты"

Данный мастер-класс содержит  теоретический материал о классификации результатов ООП и практический материал по построению заданий в формате ФГОС...

Мастер-класс на тему "Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС"

В материале представлены цели и задачи мастер-класса; качественные характеристики творческого мышления; условия, стимулирующие развитие творческого мышления обучающихся; мыслительные операции, способс...

мастер-класс "Типология уроков ФГОС. Моделирование урока открытия нового знания.

Мастер-класс проводится с применением системно-деятельностного подхода в форме урока открытия нового знания....

Мастер-класс для учителей химии "Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках химии"

Выступление на 2 Региональном слете наставников и молодых педагогов Московской области "Учитель - учителю" в рамках региональных мероприятий Года педагога и наставника в Российской Федерации...