Инновационные педагогические технологии. Современный урок в свете ФГОС.
статья по теме

Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъективно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым. В статье отмечаются характерные признаки личностно ориентированного урока. Приведена таблица сравнения традиционного урока с личностно ориентированным...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_pedagogicheskie_tekhnologii.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ФГОС

Андреева Наталья Владимировна

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №68

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В чем же состоит сущность педагогической технологии?

  1. Педагогическая технология, не отрицая экспромтные действия педагога в определенных ситуациях, предполагает предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией проекта в классе.
  2. Педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий логику, структуру и содержание взаимодействия учителя, обучающегося и содержания образования, который с высокой долей вероятности приведет к достижению запланированных результатов.
  3. Педагогическая технология предполагает объективный контроль качества полученных результатов с помощью средств мониторинга и диагностики на основе заранее заданных критериев.
  4. Педагогическая технология разрабатывается на основе принципа системности и целостности, то есть изменение хотя бы одного из элементов учебно-воспитательного процесса обязательно приведет к изменению всех других. Так, изменяя цели, мы должны ориентироваться на новые результаты, планировать последовательные действия по их достижению и соответствующие им средства контроля и коррекции и т.д.

Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъективно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Личностно ориентированным образованием в современной педагогике называют образование, обеспечивающее развитие качеств личности, которые помогут человеку занять активную жизненную позицию на основе осознанного целенаправленного саморазвития. Личностно ориентированное образование можно рассматривать как разновидность развивающего образования. Специфика личностно ориентированного образования заключается в ориентации на развитие субъективности ученика. Внутри личностно ориентированного образования как направления педагогической науки можно выделить как минимум три позиции:

  1. И. С. Якиманская рассматривает ученика как субъекта познания и предлагает строить обучение на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, представляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие.
  2. В. В. Сериков рассматривает ученика как субъекта жизнедеятельности, предлагает строить обучение на основе жизненного опыта ученика (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т. д.) таким образом, чтобы он смог стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни. Для этого необходимо обеспечить помимо интеллектуального развития и личностный рост ребенка, развивая способности к деятельности, креативность, критичность, систему потребностей и мотивов, способность к самоопределению, саморазвитию.
  3. Е. В. Бондаревская видит возможности не только в обучении, но и в личностно ориентированном целостном педагогическом процессе, настаивает не только на природосообразности, но и на культуросообразности педагогического процесса – ребенок развивается не только как субъект познания, жизнедеятельности, но и как субъект культуры, ее носитель, хранитель, пользователь, творец.

Личностно ориентированное образование ставит следующие задачи: обеспечить личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие обучающегося; обеспечить его интеллектуальное развитие; формировать в сознании обучающегося целостную картину мира. Решить их под силу современному уроку.

Об уроке написано множество книг и статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, урок остается главной формой обучения. Большинство учителей по-прежнему предпочитают традиционный урок. Это объясняется привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций. Те учителя, которым удается изменить ход урока так, чтобы нравилось не только им, но и ученикам, стремятся к вовлечению их в активный процесс обучения. Учитель не освобождается от своей обязанности учить, но начинает учить по-новому. А урок остается.

Что же главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение. Шалва Александрович Амонашвили в своей гуманно-личностной технологии определял урок как ведущую форму жизни детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь.

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного изменяет в первую очередь тип взаимодействия между учителем и учеником. Педагог переходит к организации сотрудничества на уроке, а позиция ученика меняется с исполнительской на активную, творческую. Учитель должен не только давать знания, но и создавать условия для развития личности ученика.

Особенности традиционного и личностно ориентированного урока.

Элементы

урока

Традиционный урок

Личностно ориентированный урок

Методы мотивации

 и стимулирования

Методы внешней мотивации

Мотивация целенаправленная, систематическая, внутренняя. Ранжирование методов мотивации: социальные, эмоциональные, познавательные, волевые.

Целевой компонент

Вооружить учащихся твердыми знаниями, т. е. обучающая

Создание на уроке таких условий, чтобы учебная деятельность превращала ученика в субъекта учения, заинтересованного в учении, саморазвитии, цели формулируют сами учащиеся.

Содержательный компонент

Традиционное изложение учебного материала

Раскрывается противоречивость научного познания, даются альтернативные трактовки изучаемых явлений, интеграция содержания учебного материала, появление авторских программ.

Формы обучения

Учитель объясняет, рассказывает, упражняет, проверяет, оценивает

Нетрадиционные формы урока. Интерактивные формы обучения, ориентация на само- и взаимоконтроль. Учитель – организатор учебной деятельности; объясняет, показывает, подводит к проблеме, советует, иногда намеренно ошибается, совещается. Ученик, опираясь на совместную работу, ведет самостоятельный поиск.

Формы организации  учебной деятельности учащихся

Фронтальные

Преобладают групповые, парные, индивидуальные.

Методы обучения

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Соответствие выбранных методов обучения целям задания (целесообразность). Коммуникативный подход: диалогичность и рефлексивность. Интерактивные методы: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, модели, проектный.

   

Свои уроки стараюсь делать личностно ориентированными. Так, для актуализации знаний  использую загадки, легенды, сказки, исторические факты, высказывания ученых, стихи. В профильных классах нехимического направления предлагаю соответствующие задания, составленные на основе литературных произведений, газетных статей. Для активизации познавательной деятельности и формирования целостной картины мира мной разработаны «Листы справочной информации» по различным темам курса химии.

При организации учебной деятельности предпочтение отдаю групповой, парной, индивидуальной работе. Индивидуализированный раздаточный материал (ИРМ) применяемый мной включает дифференцированные задания. Для создания ситуации успеха у всех обучающихся предлагаю задания следующего характера: используя алгоритм, составьте формулы оксидов калия и углерода; или посмотрите образец и решите задачу №2. При изучении реакций ионного обмена группы получают инструкции, на которых одно экспериментальное задание представлено в вариантах разного уровня сложности. Также стараюсь использовать экспериментальные индивидуальные задания, после выполнения которых ученик представляет классу результаты своей работы. Например,  урок-обобщение «Классификация химических реакций» (11 класс) проводится в виде групповой исследовательской работы – каждая группа обучающихся рассматривает определенный тип реакций, затем сообщаются результаты экспериментальной деятельности, в итоге складывается полная картина о классификации химических реакций.

В некоторых темах использую разработанные мной печатные основы урока, например, «Типы химических реакций» (8 класс), «Металлы в организме человека» (9 класс), «Химические свойства воды» (8 класс) для интенсификации процесса обучения.

Итак, для личностно ориентированного урока характерно:

- при постановке цели урока учитываются потребности и возможности учащихся;

- учитель использует различные источники информации и возможности учебного кабинета;

- наглядность урока учитывает специфику восприятия учащихся;

- учитель формулирует вопросы так, чтобы выявить субъектный опыт учащихся по теме урока;

- учащимся предоставляется возможность вносить изменения в планирование работы на уроке;

- позиция учащихся активна, они проявляют инициативу в процессе учебной работы;

- дети задают вопросы, комментируют полученную информацию, дополняют ее;

- учащиеся не испытывают страха перед ошибкой, так как она является предметом анализа;

- учитель уважительно и внимательно выслушивает каждого ученика, использует ситуацию успеха, поддержки, одобрения, умеет строить беседу с учащимися на равных, объем домашнего задания дифференцирован по форме и по содержанию, даются индивидуальные задания.

Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым.

Таким образом, в центре внимания личностно ориентированных технологий стоит уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Доклад «Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Современные инновационные педагогические технологии на уроках технологии

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены  и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, до...

Педагогические технологии организации уроков в свете требований ФГОС основного общего образования

Выступление на методическом объединении филологов. Проектная деятельность....

Применение инновационных педагогических технологий на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО

В статье рассматриваются пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с  использованием различных педагогических технологий....

Использование инновационных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования.

Инновационные технологии в обучении позволяют так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Именно на таком уроке, как гов...

Современные инновационные педагогические технологии на уроках технологии

Современные инновационные педагогические технологии на уроках технологии...