Доклад «Современный урок в свете ФГОС»
статья по биологии на тему

Куликов Алексей Борисович

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СВЕТЕ ФГОС

Куликов Алексей Борисович

МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

город Елец Липецкой области

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Современный урок включает в себя ряд последовательных этапов.

На первом этапе  урока  «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне
«знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению
этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению
этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения
этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом,  обеспечиваются  условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), а также  и развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

Структурные элементы учебного занятия, соответствующие требованиям ФГОС

1 этап. Постановка учебных задач.

Цель этапа: создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Деятельность учителя: организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

       Деятельность обучающихся:

  • познавательная: пытаются решить задачу известным способом; фиксируют проблему;
  • коммуникативная: слушают учителя; строят понятные для собеседника высказывания;
  • регулятивная: принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2 этап. Совместное исследование проблемы.

Цель этапа: поиск решения учебной задачи.

Деятельность учителя: организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

        Деятельность обучающихся:

  • познавательная: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения;
  • коммуникативная: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий;
  • регулятивная: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

3 этап. Моделирование.

Цель этапа: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Деятельность учителя: организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

        Деятельность обучающихся:

  • познавательная: фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения;
  • коммуникативная: воспринимают  ответы обучающихся;
  • регулятивная: осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4 этап. Конструирование нового способа действия.

Цель этапа: построение ориентированной основы нового способа действия.

Деятельность учителя: организует учебное исследование для выделения понятия.

        Деятельность обучающихся:

  • познавательная: проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия;
  • коммуникативная: участвуют в обсуждении содержания материала;
  • регулятивная: принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль.

5 этап. Переход к этапу решения частных задач.

Цель этапа: первичный контроль правильности выполнения способа действия.

Деятельность учителя: диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

        Деятельность обучающихся:

  • познавательная: осуществляют работу по выполнению отдельных операций;
  • коммуникативная: учатся формулировать собственное мнение и позицию;
  • регулятивная: осуществляют самоконтроль.

6 этап. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Цель этапа: коррекция отработки способа.

Деятельность учителя: организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

        Деятельность обучающихся:

  • познавательная: применяют новый способ, отрабатывают  операции, в которых допущены ошибки;
  • коммуникативная: строят рассуждения, понятные для собеседника, используют  речь для регуляции своего действия;
  • регулятивная: самопроверка, отрабатывают способ в целом, осуществляют пошаговый контроль по результату.

7 этап. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель этапа: контроль.

       Деятельность учителя: диагностическая работа  на выходе (организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность).

        Деятельность обучающихся:

  • познавательная: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат;
  • коммуникативная: рефлексия своих действий;
  • регулятивная: осуществляют пошаговый контроль по результату.

Критерии эффективности современного урока: 

  • обучение через открытие;
  • наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам;
  • развитие личности;
  • способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
  • демократичность, открытость;
  • осознание учеником деятельности: как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены;
  • педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Требования к учителю:

  • чётко и точно формулирует задания;
  • не даёт новые знания ученикам в готовом виде;
  • не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам;
  • не повторяет то, что уже сказали ученики;
  • предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза;
  • подбирает комплексные задания.

Таким образом, тенденции развития современного урока включают в себя:

  • формирование потребности учащихся в познании и умений учиться;
  • применение новейших информационных технологий;
  •  разнообразие типов урока;
  •  тщательное проектирование урока в процессе его подготовки;
  • технологичность обучения;
  •  применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения;
  •  свободу  в выборе структуры  урока.  

Закончить свой доклад хотелось бы словами классика педагогики К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным  процессом и давал для него материал».

Литература

  1. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  2. Карабанова О.А.
       Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова
    // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
  3. Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
  4. Кузнецова О.В.   Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
  5. Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
  6. Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура,  требования, содержание  ФГОС  от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...

Инновационные педагогические технологии. Современный урок в свете ФГОС.

Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъективно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.Как ...

Доклад «Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Современный урок в свете ФГОС

Данная презентация о том, каким должен быть урок по ФГОС, в чём его отличие от традиционного( из выступления на РМО)...

Доклад «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Как спроектировать технологическую карту комбинированного урока?...

Презентация на тему "Современный урок в свете ФГОС"

Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете или на заседании методического обьединения на тему: "Требования к современому уроку" и освещает современный процесс п...