Главные вкладки

    Организация урока как фактор, повышения качества образования
    учебно-методический материал по теме

    Материал раскрывает общие подходы к форированию целей и задач урока, его структурной организации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon organizatsiya_uroka_kak_faktor.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      Организация  урока как фактор, повышения качества образования.  

       

         В современной школе преобладающей формой учебного процесса остаётся урок. Нарушение закономерностей в организации и содержании урока может привести к негативным явлениям во всём учебно-воспитательном процессе.   Соответственно вырастают требования к организации учебного процесса в целом и к уроку в частности. Для этого требуется соблюдение единства дидактических и методических принципов организации урока. Под структурой урока следует понимать логическое взаиморасположение,  и связь элементов (этапов), обеспечивающих основное качество урока как системы – его целостность. Что может выразиться в соблюдении единого подхода к организации и проведении урока. Исходя, из всего выше изложенного этими принципами следует считать:

    •  определение цели и задачей урока,
    •  выбор типа урока,
    •  определение вида урока,
    •  определение структуры, в соответствии с целями и задачами, а также содержания          обучения,
    •  уточнение методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями.

           Рассмотрим более подробно указанные принципы. В выборе цели урока встречаются наибольшие затруднения. Зачастую к их постановке подходят стихийно, на уровне интуиции, формулируя: «Рассказать учащимся…», «Познакомить со свойствами…». Цель урока – это деятельность педагога, его познавательное стремление, решение изменить степень обученности, воспитанности  развитости учащихся. Цель учебного занятия должно быть единой, максимально конкретизируюсь в триединстве учебных задач, на достижение которых подчиняется вся деятельность педагога. Учебные задачи несут обучающий, воспитательный и развивающий характер и должны прослеживаться «красной нитью» в ходе всего урока. Запланированный уровень цели урока выражается в формулировке его задач. Неразрывность обучающих, развивающих и воспитательных задач – составляющие единого образовательного процесса. Согласно концепции содержания образования И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина образовательный результат представляет собой осваиваемый способ деятельности, трёхкомпонентный по своей структуре. Его обучающая составляющая указывает на знания, умения, навыки, применение способов деятельности, развивающая – предполагает формирование мыслительных умений, соответствующего освоения опыта, воспитательная – фиксирует уровень мотивов и отношений, необходимый для такой деятельности.

           Главное требование к формулировке задач урока – возможность их решения в рамках определённого способа деятельности. Приведенная таблица ориентирует учителя в постановке задач урока с учётом этих требований.

                                                                                                         

                                  Таблица № 1.      Формулировка задач урока.                                                           

    Задачи урока.

    Формулировка задач урока.

    Обучающая.

    Знакомство с информацией, обеспечить усвоение, обобщить, отработать, понимание основ, формирование навыков, постижение сути, принципов, внутренних связей, решение задач определённого вида, формирование опыта переноса освоенных способов деятельности в новую ситуацию.

    Развивающая.

    Формирование мыслительных действий, мышления, распознавание образов, понимание, запоминание, контроль действий, развитие мыслительных умений, установление взаимосвязи, понимание сути, освоение навыков самообразования, развитие творческого мышления.

    Воспитательная.

    Воспитание исполнительности, послушности, аккуратности, воспитание мотивов, привычки к действию на основе понимания целесообразности, критичности, воспитание самореализации.

             

           Обдумывание цели урока и средств её достижения – исходная позиция повышения эффективности урока. Хорошим уроком будет тот урок, в котором все ключевые элементы технологично ориентированы на заданную образовательную цель и согласованны. Эффект урока будет также определяться тем, насколько полно его цели и содержание согласованы с логикой предыдущих занятий. Таким образом, в основе урока должен реализовываться целевой подход к изучению учебного материала.

           Задачи обучения предполагают формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и выражаются в:

    •  обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей.
    •  обобщить и систематизировать знания по конкретной теме, вопросу.
    •  отработать определённые навыки и умения,
    •  устранить пробелы в знаниях,
    •  добиться усвоения учащимися конкретных понятий, вопросов.

            Задачи воспитания предполагают формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. А именно:

    • воспитание патриотизма,
    • воспитание гуманности,
    • воспитание мотивации труда и добросовестного отношения к нему,
    • воспитание мотивов учения,
    • воспитание эстетических взглядов,
    • воспитание дисциплинированности.

            Задачи  развития заключатся в развитии на уроке психических качеств учащихся, а также в выработке определенных умений и навыков. Среди основных развивающих задач нужно выделить:

    • развитие мышления, в частности аналитического, синтезирующего, абстрактного,
    • развитие познавательных умений (выделение главного, составление планов, тезисов, конспектов, наблюдать, делать опыты, развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности),
    • развитие общетрудовых и политехнических умений,
    • развитие умений учебного труда,
    • развитие психических качеств, а в частности воли и самостоятельности.

             Следующим  этапом в организации урока является выбор и уточнение типа и вида урока. Тип урока является более обобщенной единицей образовательного процесса и из него вытекает, в какой форме данное учебное занятие будет проводиться. Согласно существующей в современной методической литературе можно выделить следующую типологию уроков.

                                                                                                       

                          Таблица № 2.  Типология уроков.

    Тип урока

    Форма урока

    Уроки формирования новых знаний.

    Вводные, вступительные, лекционные, урок-путешествие, урок-исследование, учебная конференция.

    Уроки обучения умениям и навыка, их совершенствование.

    Практикумы, практические работы, урок-диалог, уроки ролевой и деловой игры.

    Уроки  обобщения, систематизации и повторения знаний, закрепление умений и навыков.

    Повторительно-обобщающие уроки, уроки упражнения, семинары, диспуты. Игровые уроки, интегрированные театрализованные уроки, уроки консультации, уроки конкурсы, уроки соревнования.

    Уроки проверки и учета знаний и умений.

    Контрольные работы, зачет, урок-конкурс. Смотр знаний, защита творческих работ и проектов.

         

             К такому часто выделяемому типу урока как комбинированный нужно относиться очень критически. Образно говоря, урок – это не солянка, в которой можно смешать несколько овощей. В зависимости от доминирующего вида деятельности учителя и учащихся любой урок можно отнести к одному из выше перечисленных типов.

          Следующим  в структурировании учебного занятия будет определение структуры  урока, под которой  следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока. В основе структуры урока будет лежать цель деятельности преподавателя и его учеников.  Дидактической  основой структуры урока будет систематическое применение усвоенных знаний и умений в учебной деятельности. Исходя из этого можно, придерживаться следующей структуры урока:

    • актуализация прежних знаний,
    • мотивация учебного занятия в получении или закреплении на нем знаний и умений,
    • формирование новых понятий и способов действия,
    • формирование умений и навыков,
    • закрепление знаний и умений через личностную оценку.

        Данные элементы структуры урока можно свести в три основных блока:

    1. Ориентировочно-мотивационный этап, куда входят актуализация знаний и мотивация учебного занятия,
    2. Операционно-исполнительный этап, включающий формирование знаний, умений и навыков,
    3. Рефлексивно-оценочный этап, который заключается в закреплении и личностной оценке полученных знаний и умений, их нужности и необходимости.

           Рассмотрим более конкретно каждый элемент структуры урока. Актуализация означает востребованность прежних знаний и способов действий, психологическую подготовку учащегося к занятию. Актуализация включает в себя контроль за состоянием знаний учащихся, их умений и навыков и проявляется либо в форме опроса, или в форме проверки выполнения учебных заданий через различные виды деятельности. С актуализацией тесно связана мотивация, которая выявляет внутренние и внешние потребности в получении знаний, формировании навыков и умений. Мотивация возбуждает интерес к получаемым знаниям, создает необходимый эмоциональный настрой. На данном этапе учителю необходимо четко разъяснить ученикам, какие знания и умения они приобретут и для чего они нужны, где потребуются в дальнейшем. Формированию мотивации способствует яркое содержание учебного материала, необычная форма его преподнесения, вызывающая у учащихся  удивление, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, споры и дискуссии, анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения, умелое применение учителем поощрения и порицания.

            Операционно-исполнительный этап урока включает в себя формирование новых понятий и способов действий и заключается в деятельности учителя по объяснению нового учебного материала или организации деятельности учащихся по самостоятельному приобретению новых знаний и умений. На данном этапе приемы и способы деятельности учителя и учащихся будут зависеть от типа и формы урока и их умелое, и грамотное использование определит всю эффективность урока. Деятельность учи теля и учащихся может быть репродуктивной или продуктивной, ни в коем случае нельзя пренебрегать всеми многообразными  возможностями репродуктивной деятельности, необходимо стремиться, чтобы методические приёмы, предполагающие организацию репродуктивной деятельности переходили в продуктивную деятельность. На данном этапе происходит также формирование умений и навыков, включающая в себя отработку навыков применения знаний путем многократного повторения тех или иных умственных и практических действий, операций.

           Рефлексивно-оценочный этап особенно важен с психологической  стороны, так как включает личностную оценку полученных знаний и умений, формирует у учащегося понимания личностной ценности знаний, развивает веру в себя, воспитывает собственную положительную самооценку, показывает личностный успех ребёнка, а также показывает учителю, что понятно и доступно его ученикам, а над чем нужно ещё поработать. Учитель может дать домашнее задание на любом этапе урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура занимает малый отрезок времени, но имеет важное значение. Задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент, преследуя цель углубления и развития знаний и умений учащихся, развития их самостоятельности и творческого мышления. Но на последнем этапе урока учитель должен напомнить о домашнем задании, проследить, чтобы оно было зафиксировано учениками и необходимо  дать инструктаж по его выполнению.

            Исходя из всего вышеизложенного, можно установить  взаимосвязь между методической    и  дидактической структурой урока, которая выразится в следующем (таблица №3.).

                                                                                                         

    Таблица № 3.    Взаимосвязь методической и дидактической структуры урока.

    Дидактическая структура.

    Методическая структура.

    Актуализация.

    Опрос, упражнения, решение задач, постановка опыта, демонстрация.

    Мотивация.

    Сообщение темы, целей, задач урока, личностной значимости знаний.

    Формирование новых знаний и способов деятельности.

    Объяснение учебного материала в различных формах, демонстрация опытов, фильмов, видеофрагментов. Решение познавательных задач.

    Формирование умений и навыков.

    Решение задач, упражнений, самостоятельная работа. Задание на дом.

    Рефлексия.

    Оценка собственных успехов.

               Таким образом, в основе эффективного урока лежит понимание того, что цель и задачи обучения, развития и воспитания учащихся достигаются за счет глубокого и органического единства и согласования с содержанием учебного материала, методами обучения, а также формой организации учебно-познавательной деятельности школьников, которая должна быть структурированной и логичной.

     

    Литература.

    1.  Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.

    2.  Шамова Т. И. Урок. Как его конструировать./ Биология в школе, 1988,№4.

    С. 19-24.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная методика как фактор повышения качества образования в обучении иностранному языку

    Проектная методика является альтернативным подходом в современ- ной системе образования, новой педагогической технологией, представляющей собой ди- дактическое средство активизации познавательной де...

    Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования

    В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...

    Методическая презентация педсовета"Дифференциация обучения - как один из факторов повышения качества образования. "

    Презентация педсовета  включает в себя основные вопросы, связанные с организацией дифференцированного подхода к учащимся.Рассмотрены виды и способы  дифференциации.Предложена последовательно...

    Презентация ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

    Создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик успешен, проявляет свою интеллектуальную состоятельность и самостоятельность ...

    Автореферат Проектная методика как фактор повышения качества образования

     Проектная методика является альтернативным подходом в современной системе образования, представляющей собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, формирования лично...

    Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.

    Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.В каждом классе нашей школы , как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по...